Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие об основных и производных признаках специальности 3 страница






Наладчик (технологического оборудования). Наладчик практически создает условия для надежной работы оборудования — зрительно и на слух следит за его состоянием, проводит технические осмотры, предупредительные ремонты, обнаруживает скрытые неисправности, выясняет их причины, устраняет и скрытые, и явные неисправности, разладки, нарушения в регулировке оборудования.

Существует много сильно различающихся специализаций наладчиков в зависимости от обслуживаемого оборудования (наладчик автоматических линий металлообрабатывающих станков, наладчик автоматов электрической сварки, наладчик деревообрабатывающих станков, наладчик оборудования кирпичного производства, наладчик оборудования швейного производства и множество других).

Основа специальности любого наладчика — слесарь (см.). Не всякий слесарь становится удовлетворительным наладчиком, а только тот, кто глубоко заинтересуется техникой, разовьет в себе пытливость и проницательность, наблюдательность, техническую практическую сообразительность.

Специальность наладчика как бы объединяет в себе две — мастера по технической диагностике и слесаря по ремонту оборудования, при этом важнейшее звено в его работе — техническая диагностика (крупный ремонт наладчик не делает — это задача слесарей-ремонтников; дело наладчика — поддержание в основном исправной техники в рабочем, налаженном состоянии). В связи с этим главные орудия действия наладчика — правила распознавания причин неполадок и определения мер по их устранению, то есть правила решения технических

65

практических задач; собственно слесарные инструменты играют здесь подчиненную роль (они не выручат, если плохо работает голова; наоборот, если технический диагноз поставлен верно, то осуществить ручные действия по наладке часто могут и обычные слесари).

Общая характеристика специальностей типа «человек — природа» и «человек — техника». К биономическим и технономическим специальностям относят виды практического труда. Следует заметить, что традиционное выделение и противопоставление умственного и физического, теоретического и практического труда связано с рядом предрассудков и пережитков в сознании, возникших еще в классово-эксплуататорском обществе. Один из прочнейших и вредных предрассудков (которые бессознательно поддерживаются и сейчас некоторыми представителями интеллигенции —учеными, работниками искусства) состоит в том, что умственным трудом считается научно-теоретическая и художественно-творческая деятельность, а практическая работа как бы противопоставляется умственной.

Известный советский психолог Б. М. Теплов в свое время показал, что практический ум ничуть не проще и отнюдь не «ниже», чем теоретический. Скорее, он даже сложнее, так как практические задачи надо решать в ограниченное время, при неполных данных, в усложненной (например, угрожающей аварией и т. п.) обстановке. Поэтому практическая деятельность (по поддержанию нормального состояния работающей техники, по выращиванию растений и животных) — это очень часто тоже прежде всего и умственная и творческая деятельность по решению определенных задач; в этом можно убедиться при внимательном разборе кратких описаний профессий (профессиограмм), приведенных выше.

Но следует ясно понимать, что в мире профессионального труда, в том числе и в рассматриваемых видах специальностей, большое и, возможно, основное место занимает не само по себе творчество (в смысле поиска, создания чего-то неизвестного ранее, нового), а воспроизведение или воспроизводство.

Чтобы человеческое общество могло существовать и развиваться, оно должно многие из известных ценностей снова и снова производить. Нужно снова и снова выращивать хлеб, повторно производить все ценные продукты питания, делать много экземпляров

66

одежды, обуви, совершенно одинаковых экземпляров книг, газет, грампластинок, музыкальных инструментов.

В сущности то же происходит и в сфере искусства — музыкант-исполнитель вновь и вновь играет на концертах свой репертуар, актер театра — свои роли в повторяющихся спектаклях, солист — исполняет свои арии и т. д. Доля «чистого» творчества здесь, конечно, на виду, но, в сущности, она не обязательно больше, чем например, у наладчика, сталевара или агронома, особенности творчества которых просто не рассчитаны на демонстрацию широкой общественности и поэтому ей мало известны.

Итак, важное место в сфере практического труда занимает воспроизводство, илирепродукция, известных ценностей. Поэтому очень большое количество специальностей данных типов относится к классу «П». Среди технономических специальностей в этом классе можно различать, в зависимости от конкретных целей труда, следующие подклассы:

а) специальности по сборке, ремонту, регулировке техники;

б) специальности по обработке, упорядочению материалов;

в) специальности, связанные с подъемно-транспортными операциями(водительские).

Упражнение. Перечертите схему 6 на развернутый лист тетради. Распределите специальности, описанные в § 14—15, в соответствии с данной схемой (впишите названия специальностей в соответствующие ячейки; пишите карандашом, чтобы легко было исправлять записи).

В меру своей осведомленности приведите один-два примера специальностей, подходящих к какой-либо ячейке схемы 6.

Сохраните данный бланк, чтобы по мере дальнейшего самостоятельного ознакомления с миром профессий уточнять, исправлять и дополнять свои записи.

§ 16. Специальности типа „человек — художественный образ“ (артономические)

Контролер-приемщик малярных и обойных работ. Нет приборов, инструментов, которые могли бы определить красоту отделки жилища, мебели, машин (хотя, конечно, есть вспомогательные технические средства и приемы для контроля качества отделки поверхности). Контролер данной специальности определяет и


67

Схема 6. Бланк для выполнения упражнения к § 15. (для примера вписаны названия нескольких специальностей)

Тип Специальности типа „человек — природа“ и „человек — техника“ (П и Т)
Класс Г П И
Отдел Р M А Ф Р M А Ф Р M А Ф
Группа Б     Оператор наблюдатель радиолокатора Дегустатор Сборщик часов       Разметчик      
О Бракер древесины (в леспромхозе)         Овощевод-механизатор           Цветовод-декоратор
Н   Летчик-наблюдатель лесного хозяйства         (Сталевар)     (Летчик-испытатель)    
М             Сталевар     Летчик-испытатель    

Примечание. Профессии сталевара и летчика-испытателя вписаны не только в графу группы М, но указаны в скобках и в графе Н, так как относятся одновременно к этим двум группам (см. § 10).

68

оценивает качество ответственных отделочных работ — малярно-альфрейной1 разделки под ценные породы дерева (под светлый, темный или мореный дуб, под орех, под красное дерево), под декоративные камни (мрамор, гранит, малахит, лазурит, яшму), под шелк, бархат, оценивает качество лакировки, полировки, окраски, разных видов обивки, а также и качество отделочных материалов, составов.

В своей работе контролер может опираться на чертежи, рисунки, вещественные образцы, макеты, он должен хорошо знать и уметь учитывать технические условия (то есть словесно и в виде числовых данных изложенные требования к разным видам работ); он опирается на эстетические критерии (нормы художественного вкуса), знание всех тонкостей технологии отделочных работ.

Работа может выполняться в разных, но обычно не усложненных условиях.

Гравер. Возможно, вам приходилось видеть надписи, цифры, штрихи делений, знаки-эмблемы, рисунки, как бы вырезанные или выбитые на металле или других твердых материалах. Это, в конечном счете, дело гравера. Он наносит (вырезает) штрихи, шкалы, надписи, цифры, рисунки на различные поверхности (в частности, на рабочие поверхности клейм, пресс-форм). Есть и станки, и машины для гравирования; гравирование может осуществляться не только резанием, но и химически (травление).

В соответствии с этим и другими признаками имеется несколько специальностей граверов. Но основа профессии гравера — это верный, художественно воспитанный глаз и тренированная рука, вооруженная резцом. Применение бормашины вместо обычного штихеля (резца, иглы) не снимает этого требования.

Гравер — прежде всего художник. Он должен точно воспринимать и воплощать в действии линии, формы, величины штрихов и их соотношения (а гравер, например, типографских печатных форм должен тонко ориентироваться в оттенках красок). Выполняемая подпись должна быть красиво скомпонована; ее вид должен отвечать стилю оформления той вещи, на которой она

69

будет стоять; надпись должна быть достойна вещи и украшать ее.

Работа обычно выполняется в производственном помещении.

Маляр (со знанием альфрейных работ). Собственно малярные работы — это отделка (окраска) деревянных, оштукатуренных и металлических поверхностей различными составами после предварительной подготовки этих поверхностей (грунтовки, шпаклевки, шлифовки). Маляры производят обивку и другие виды декоративно-эстетической отделки (например, покрытие поверхностей дерматином, полистирольными плитками, различными пленочными материалами). Большинство ремонтно-строительных циклов завершается малярной отделкой. Окраска, как известно, имеет не только эстетическое и психологическое значение (создает настроение), но и чисто техническое (предохраняет поверхности от разрушения), гигиеническое (позволяет делать влажную уборку и т. п.), сигнально-организационное (окраска опасных мест в яркий цвет и т. п.).

Важное место в малярном деле занимают альфрейные работы. Это — орнаментальные росписи, композиции, узоры, разделка под ценные породы дерева (дуб, орех), под декоративные камни (мрамор, лазурит и т. п.), под шелк, бархат и т. п.

Маляр работает в соответствии с архитектурно-строительными чертежами, рисунками, чертежами декоративной отделки зданий, изделий промышленности.

Типичные инструменты его: нож (для разделки щелей), шпатели (гладкие лопаточки), кисти (маховые, «ручники», флейцы, торцовки, расхлестки и др.), валики, а также механизированные распылители красок (краскопульты).

Однако не всякому можно дать в руки малярный инструмент, как бы он ни был механизирован. Маляр должен иметь художественный вкус, тонко разбираться в оттенках цветов и их сочетаниях и уметь практически их создать соответствующими приемами и методами (а их множество).

Работа может выполняться в разнообразных, иногда сложных микроклиматических условиях (пары растворителей, красок и т. п.).

Фотограф-художник. Возможные объекты фотосъемки — все, что может видеть невооруженный и

70

вооруженный глаз: пейзажи, наружная и внутренняя архитектура зданий, сооружения, машины, рисунки, кртины, чертежи тексты, документы, не говоря уже о людях. Но главное 'дело фотографа — создание фотографического изображения, удовлетворяющего эстетическим требованиям, — именно художественная фотосъемка. Он должен найти наилучшую композицию (построение) кадра, наиболее удачное положение изображаемого предмета в перспективе (ракурс), чтобы снимок «смотрелся». При этом фотограф руководствуется требованиями, критериями художественного вкуса. Какой бы совершенной ни была фотографическая техника, она сама по себе не усилит художественных способностей человека.

Работа выполняется обычно в благоприятных микроклиматических условиях.

Художник-оформитель. Художник-оформитель — один из представителей мастеров декоративно-прикладного искусства. Эти мастера принимают участие в проектировании и производстве окружающих нас вещей, эффектов, начиная от спичечной этикетки или столовой ложки и кончая «архитектурой света» — ансамблем ночного светового оформления улицы большого города.

Красивые ткани, одежда, мебель, посуда, со вкусом оформленные витрины (товарные, информационные), выставки, удобные каюты судов, приятные для глаза городские торговые киоски, кузова автомобилей, наконец, «баранки» автомобилей, газовые плиты, холодильники, телевизоры — все это проектируется и создается с участием художников. Выполненные по законам красоты вещи и их комплексы повседневно и реально служат миллионам людей, создают настроение, формируют вкус.

Художник-оформитель должен учесть назначение объекта (вещи), особенность материала (его декоративные возможности) и придать объекту (вещи) образность, выразительность.

Создание витринно-выставочного зрелища, подлинно декоративное оформление, например, товарной витрины магазина — сложная поисковая творческая работа, имеющая большое общественное значение. Торговая реклама как бы заботится о человеке, помогает купить, информирует его, пропагандирует новые вещи, подчеркивает наиболее важные и полезные свойства и детали товара, дает новые представления о бытовой культуре, воспитывает вкус, расширяет кругозор.

71

О специальностях работников искусств. Первые проявления и формы искусства в истории человечества (песня, танец, изображение) всегда были отнюдь не праздным, а важнейшим общественным делом. Песня организовывала ритм труда или создавала необходимое: (скорбное, радостное или боевое) настроение; рисунок или танец определял и уточнял намерения, цели, планы, служил своеобразной подготовкой к охоте, бою и т. п. Искусство было нераздельно связано с трудом.

В процессе развития человеческого общества постепенно произошло отделение и обособление производства художественных ценностей от производства материальных. Появились специалисты художественного профиля. В нашей стране и в братских странах социализма искусство во всех его проявлениях по-настоящему и полностью служит тем, кто непосредственно создает материальные ценности, искусство все более тесно сплетается с миром труда, проникает в быт.

Всю область специальностей типа «человек — художественный образ» можно разделить прежде всего по исторически сложившимся и обособившимся видам художественного отображения действительности (изобразительное искусство — живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство; музыка, литература, театр, кино). В каждом из этих подразделений в свою очередь можно выделить занятия трех классов: 1) гностико-оценочные (класс «Г»); 2) исполнительские (класс «П»); 3) конструктивные (класс «И»). Это деление относительно отчетливо в музыке (музыковед — концертный исполнитель — композитор) и в области театра (литературно-театральный критик — актер — режиссер — драматург). В живописи «конструктор» и исполнитель обычно: слиты в одном лице. Вполне очевидно, что мера творческого подхода к делу, как и везде, зависит не от занижаемой должности, а от личных качеств творящего. В области собственно академического искусства те или иные «должности» скорее завоевываются талантом и самоотверженным трудом, чем выбираются свободно.

Наконец, все специальности рассматриваемого здесь типа можно было бы подразделить на несколько уровней в зависимости от того, насколько они близки практике или «свободному» искусству. Однако следует помнить, что широко известные виды занятий в области так называемого «высокого», академического искусства всегда

72

имеют свои прототипы в сфере массового художественного труда, например в детских садах (музыкальные работники), клубах, театрах, художественно-оформительских комбинатах, фотографиях, издательствах и т. д. И именно область практического повседневного художественного труда, выполняемого по специальному заданию, лучше всего подходит для проверки своих способностей и выбора профессии.

Было бы крайне ошибочным относить к рассматриваемой в данном параграфе группе специальностей только такие, о которых нам напоминают имена Пушкина, Толстого, Чайковского, Репина. Не следует смешивать круг широко известных представителей художественного труда с миром художественных профессий, специальностей. Этот мир значительно шире, чем кажется на первый взгляд.

Выше были описаны, в частности, некоторые специальности, которым может реально обучиться каждый человек, обладающий соответствующими способностями и склонностями. Степень же известности, «славы» человека зависит не от того, с какой специальности он начал свой трудовой путь, а от многих причин, и прежде всего от его активности, работоспособности и целеустремленности. Некоторые знаменитые живописцы начинали с того, что растирали краски в мастерской художника. Стремиться нужно не к известности, а к мастерству. К настоящему мастеру любой специальности, будь то композитор или комбайнер, известность приходит сама.

Упражнения. 1. В меру своей осведомленности опишите работу музыканта-исполнителя (детальная специальность — по выбору), актера драматического театра, танцовщика(цы), писателя (или поэта), литературного критика. При этом обратите внимание не только на конечный результат, но и на подготовительные этапы работы. Напишите классификационные формулы этих специальностей.

2. Начертите по образцу схемы 6 бланк и в соответствии с принятой классификацией распределите (впишите) специальности, описанные в § 16, а также описанные вами при выполнении предыдущего упражнения. Сохраните этот бланк в целях дальнейшего пополнения и исправления записей по мере ознакомления с миром профессий.

73

§ 17. Специальности типа „человек — знаковая система“ (сигнономические)

Корректор. Корректор — это, по существу, один из контролеров типографско-издательской продукции. Он несет ответственность за орфографическую и пунктуационную правильность, за соответствие утвержденному оригиналу выходящей в свет литературы (всех видов — художественной, математической, музыкальной, технической, на иностранных языках). Корректор тщательно вычитывает машинописные тексты, пробные типографские оттиски, находит в них ошибки, опечатки, отклонения от технических правил набора и специальными знаками (в тексте и на полях) указывает, что и как должно быть исправлено. Это он делает с учетом технических правил типографского дела, а также правил и норм грамматики. Работа требует бдительности и склонности к языковым, знаковым объектам, усидчивости и способности к длительному сосредоточению именно на знаковом материале, способности не увлекаться смыслом прочитываемого материала, так как при смысловом чтении человек схватывает лишь наиболее характерные буквы слов и легко может пропустить ошибку. Чтобы в этом убедиться, можете проделать следующий опыт: четко напишите печатными буквами на восьмушках тетрадного листа, искаженные слова: «диспицлина», «кабиент», «граматмика», «уорк» и т. д. Затем на очень короткое время («на миг») последовательно покажите эти карточки не подозревающим об искажениях товарищам и попросите их прочитать слова (показывать можно так: предварительно положить карточку на стол и прикрыть рукой; затем резким движением открыть и сразу же снова «прихлопнуть»). Обычно при быстром показе люди прочитывают такие слова, совсем не замечая ошибок: «дисциплина», «кабинет», «грамматика», «урок», а после удивляются, что не увидели таких грубых искажений. Корректоры работают в издательствах и типографиях.

Оператор счетно-вычислительных клавишных машин. Существование современного общества немыслимо без выполнения разнообразных подсчетов, расчетов (составление хозяйственных планов, учет результатов труда, начисление заработной платы, обработка результатов научных исследований, расчет машин, сооружений, различных технических систем). В стране имеется огромная

74

армия счетных работников, они есть в каждом без исключения учреждении и предприятии, начиная от угольной шахты и кончая филармонией или центром дальней космической связи. Но в последние годы все более развиваются и специальныепредприятия механизированного учета — машиносчетные станции, вычислительные центры, где работают операторы счетных клавишных машин.

Рабочее место такого оператора — стол; на нем несколько слева расположена счетная машина (по размеру близкая к пишущей), а прямо и справа кладутся документы (таблицы, ведомости, подлежащий обработке цифровой материал).

Оператор, сидя за столом, считывает цифровые данные с лежащих перед ним документов, набирает левой рукой на клавиатуре (не глядя на нее) данные и нажатием соответствующих клавиш указывает требуемые действия (сложение, вычитание и пр.), после чего машина их выполняет.

Считываемые данные образуют обычно большое «цифровое поле», в котором надо точно, безошибочно и быстро ориентироваться, не соскальзывать взглядом на соседние цифры. Столь же точными и быстрыми должны быть действия на клавиатуре. Два опытных счетовода, вооруженных обычными счетами, не смогут переработать больше цифровых сведений, чем один оператор настольной клавишной счетной машины. (Таким образом, за счет самой простой, «малой» механизации орудий счетного труда не менее половины счетных работников может быть высвобождено, чтобы занять другие рабочие места.)

Овладеть данной работой может (за срок от 1 месяца до 1 года) любой человек, окончивший не менее 8 классов, но при условии, что у него развита способность длительно сосредоточиваться на цифровом материале, что он усидчив, любит «корпеть» над цифрами, любит стабильные условия труда.

Работа выполняется в чистом, светлом помещении. При работе машины издают некоторый шум.

Стенографистка-машинистка. Стенография — скоропись посредством специальных знаков и на основе приемов и правил сокращения слов. Стенографические знаки (соответствующие буквам, их наиболее частым сочетаниям, приставкам, окончаниям слов и т. п.) построены

75

по принципу экономии линий (овалы, петли, штрихи разной величины, под разными углами и т. п.). Сокращения могут быть, например, такими: вместо полного слова «производство» пишется (с помощью стенографических знаков, конечно) «зво», вместо «способность» — «спсть» и т. д. За счет такого рода приемов удается полностью записать речь докладчика, лектора, участника дискуссии, оратора, чтобы сразу вслед за этим напечатать ее на обычной пишущей машинке и сохранить именно текст (а не магнитофонную пленку) как документ.

Стенографистка внимательно, не отвлекаясь, вслушивается в произносимую речь, вникает в ее смысл и быстро записывает. На съездах, важных совещаниях, где ведется стенограмма, работает обычно несколько стенографисток (минимум — две), которые через короткие промежутки времени сменяют друг друга. Пока одна стенографирует (это требует напряжения внимания, повышенной скорости письма), другая в соседнем помещении отдыхает или переводит стенограмму в обычный машинописный текст. Через несколько минут после выступления оратора ему может быть принесен для проверки и исправлений текст его речи. К концу дискуссии, совещания все материалы благодаря работе стенографисток уже имеются в исправленном и начисто перепечатанном виде. Ценными сведениями в удобной для чтения форме могут воспользоваться заинтересованные в них люди, организации.

Стенографистка-машинистка хорошо знает законы языка, на котором работает, правила составления, оформления, учета, хранения документов, владеет навыками работы на пишущей машинке.

Данная работа требует большой собранности и устойчивости внимания, хороших скоростных качеств в области восприятия устной речи и движений письма.

Телеграфист прочитывает и передает с помощью телеграфных аппаратов (буквопечатающих или системы Морзе) письменные сообщения (телеграммы) на одном или нескольких языках (последнее, например, может иметь место в союзных национальных республиках). Основная и наиболее ответственная задача — безошибочно прочитав письменное сообщение, точно и грамотно перевести его на язык ударных движений по клавиатуре или ключу аппарата.

76

В случае работы по азбуке Морзе встает и обратная задача — точно и грамотно перевести сообщения с языка точек и тире на язык слов.

Возможны и дополнительные (профессионально менее сложные) задачи — сортировка» телеграмм в соответствии с административно-территориальным делением страны, области, района, города, а также прием телеграмм от отправителя и контроль их доставки адресатам.

Телеграфисту требуются сосредоточенное внимание, усидчивость, уравновешенность (как условие точности восприятия знаков и осуществления движений).

Работа выполняется в производственном помещении; возможны некоторые звуковые помехи (шум от соседних аппаратов, деловые разговоры окружающих лиц).

Программист-вычислитель (математик). Прежде чем спроектировать, например, плотину, которую не снесло бы водой, нужно рассчитать напряжения в разных и многих сечениях сооружения, показатели фильтрации воды в грунтах. Прежде чем спроектировать теплоход, самолет, дорогу, мост, нужно получить много предварительных сведений в виде чисел. Так много, что десятки вычислителей с арифмометрами или логарифмическими линейками должны были бы работать месяцы и даже годы. Однако известно, что сейчас эти вычисления быстро выполняют, например, электронно-вычислительные машины. Но эти машины — лишь исполнительные, быстрые помощники. В конечном счете, они делают только то и так, как это предписано человеком в программе вычислений.

Программа — это документ, определяющий последовательность и содержание математических действий с исходными числами (последовательность команд машине). Программист-математик и занимается составлением подробных и точных предписаний (программ) для работы вычислительных машин. Программа может быть записана либо в кодах машины, либо на одном из алгоритмических языков.

Задание на вычисление программист разбивает на простейшие операции (например: «Сложить число, номер которого α указан в первом адресе1 (IA), с числом,

77

номер которого β указан во втором адресе (IIА), и результат направить в ячейку, номер которой γ указан в третьем адресе (IIIA)», и т. п.) и выражает в условных записях (например, +α β γ и т. д.). Программирование — ответственная и трудоемкая работа, требующая значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности, умения оперировать знаковым материалом, который в огромном объеме надо «держать в уме». Основные орудия труда — правила преобразования знаковых систем, мысленно удерживаемые программистом.

Работа проводится в кабинетных условиях.

Экономист предприятия. Всякое производство, промышленное или сельскохозяйственное предприятие, учреждение является сложной системой, которую нельзя обозреть непосредственно. Сколько ни ходи по цехам и отделам, сколько ни беседуй с отдельными людьми — не получишь полной и точной картины работы предприятия, учреждения. Не получишь той общей обозримой картины, которая необходима для управления предприятием, для улучшения всех сторон его работы.

Из чего складывается эта «картина производства»? Например, необходимо точно знать, какую долю занимает новейшее, модернизированное и устаревшее оборудование в общем парке оборудования завода; как внедряются новаторские предложения и каков производственный эффект их внедрения за истекший месяц; какова доля высококвалифицированных и малоквалифицированных кадров; как изменилась за последние три месяца производительность труда; каковы издержки производства, прибыль и т. д., и т. п.

Все эти и подобные им сведения нужно собрать, обобщить, представить в форме таблиц, графиков, кратких описаний. А главное, нужно поразмыслить над этими знаковыми материалами, увидеть в них некоторые связи, определить, найти возможные пути совершенствования производства, сделать соответствующие выводы, рекомендации. Все это и есть работа экономиста, одного из так называемых конторских служащих (к которым относятся также учетчики и бухгалтеры).

Работник так называемого конторского труда — это не теоретик, а практик, но это работник умственного труда. Он должен иметь способность сосредоточиться

78

над цифровым материалом, уметь видеть за цифрами реальные вещи и события (то есть иметь живое воображение), обладать активным, изобретательным, гибким практическим умом.

О специальностях научных работников. Представим себе исследователя, который хочет выяснить, что́ происходит в зеленом листе под действием солнечных лучей. Сколько ни смотри на лист, этого не узнаешь. От ученых-биологов предшествующих поколений известно, что зеленый цвет создается особым веществом — хлорофиллом, что в зеленом листе происходит процесс фотосинтеза. Но еще далеко не ясно, как этот процесс протекает, от каких условий зависит. И вот наш ученый-исследователь начинает многолетнюю работу. Он создает разные условия светового облучения для разных групп отобранных экземпляров определенных растений (разные сроки, разную силу, разную периодичность облучения и т. п.). Затем, выждав необходимое время, взвешивает листья, затем высушивает их, снова взвешивает, определяя процент влаги; он сжигает их в разные периоды облучения, взвешивая и подвергая химическому анализу несгоревшие остатки. Он производит еще очень много опытов и исследований. А что он выдает в результате? Некоторые обобщенные формулировки, схемы, графики, формулы. Это не всем понятно, не всем интересно, но очень важно и для дальнейшего развития биологии, и для практики управления процессами произрастания растений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.