Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общий обзор классификации специальностей. Формула специальности






В разных специальностях, как мы видели, могут быть очень схожими или, наоборот, несхожими предметы, цели, орудия, а также некоторые условия труда.

Мы будем принимать во внимание все названные разновидности признаков и в зависимости от этого различать четыре основные ступени (или яруса) классификации специальностей — тип, класс, отдел, группу, как это указано в нижеследующей таблице:

№ п/п. Основные разновидности признаков специальностей Ступени, ярусы классификации, соответствующие основным разновидностям признаков специальности
  Особенности предмета труда Тип специальностей
  Особенности целей труда Класс специальностей
  Особенности орудий труда Отдел специальностей
  Особенности условий труда Группа специальностей

Каждая специальность более или менее определенно может быть отнесена к каждому из ярусов классификации и обозначена посредством классификационной формулы.

Формула состоит из четырех позиций. Позиции соответствуют последовательным ярусам классификации (первая позиция — тип, вторая — класс, третья — отдел и четвертая — группа). В каждой позиции дается условный знак (литера) — указание на принадлежность специальности к тому или иному типу, классу, отделу, группе. В четвертой позиции возможны два знака (как оговорено в § 10).

Например, классификационная формула специальности «воспитательница детского сада» будет ЧПФМ(Б). Читается формула примерно так: «Специальность относится к типу «человек — человек» (Ч), к классу преобразующих (П), основные орудия труда — функциональные (Ф), условия труда характеризуются повышенными требованиями к морально-политическому облику работника, микроклиматические условия — бытового типа». (Проверьте литеры по приведенным выше классификационным схемам.)

36

Литера «П» может встретиться и в первой и во второй позициях, но в первой она, как известно, означает тип (П — «природа»), во второй — класс (П — «преобразующие специальности»); это легко запомнить. Аналогичным образом литера «М» имеет разное значение в третьей и четвертой позициях.

Упражнения. 1. Прочитайте (расшифруйте) следующие формулы профессий: ППМО; ТГФБ; ЧПФМ(Б); ЗГФБ; ХПМН.

2. Какие из приводимых ниже классификационных формул более всего соответствуют перечисляемым специальностям:

1. Овощевод-механизатор. 2. Монтажник железобетонных конструкций. 3. Швея-мотористка. 4. Библиотекарь. 5. Корректор издательства.

а) ТПМБ; б) ЗГФБ; в) ЧПФМ(Б); г) ТПМН; д) ППМО.

Ответ представить в следующем виде: «„1“ соответствует „д“» и т. д.

О принадлежности специальности к тому или иному типу, классу и т. д. можно спорить, возможны разные мнения, так как сложные явления часто «не втискиваются» в прокрустово ложе сознательно упрощенной классификации. Тем не менее использование формул резко облегчает общую ориентировку в мире профессий, необходимую для решения задачи о выборе дела «по душе и по плечу».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.