Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ответственность за нарушение законодательства о животном мире.






За нарушение законодательства об охране и использовании животного мира установлена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

Административная ответственность предусмотрена за следующие правонарушения:

• нарушение права государственной собственности на животный мир (ст. 10.4 КоАП);

• нарушение требований по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений или мест их обитания и произрастания (ст. 15.8 КоАП);

• нарушение требований законодательства об охране диких животных и среды их обитания (уничтожение или повреждение муравейников, гнезд, нор или других мест обитания диких животных и др.), нарушение законодательства о зоологических коллекциях, а равно самовольные переселение, акклиматизация или скрещивание животных (ст. 15.32 КоАП);

• незаконные вывоз из Республики Беларусь или ввоз в нее диких животных и дикорастущих растений (ст. 15.33 КоАП);

• уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных или совершение иных действий, которые могут привести к их гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания (ст. 15.34 КоАП);

• нарушение правил рыболовства и охраны рыбных ресурсов и водных животных (ст. 15.35 КоАП);

• незаконные изготовление, приобретение, хранение или сбыт орудий добычи рыбы и других водных животных (ст. 15.36 КоАП); • нарушение правил охоты (ст. 15.37 КоАП).

Независимо от назначенного административного взыскания за ряд административных правонарушений в данной сфере может применяться специальная конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, изъятых в качестве орудий или средств совершения административного правонарушения. В соответствии со ст. 7.1 КоАП специальная конфискация применяется независимо от того, указана ли она в санк­ции соответствующей статьи КоАП.

К уголовно наказуемым деяниям в соответствии с УК относятся:

• экоцид, в частности, умышленное массовое уничтожение животного мира (ст. 131 УК);

• нарушение правил, установленных для борьбы с сорной растительностью, болезнями и вредителями растений, повлекшее по неосторожности гибель животных с причинением ущерба в крупном или особо крупном размере либо гибель животных, заведомо для виновного занесенных в Красную книгу Республики Беларусь (ст. 280 УК); • незаконная добыча рыбы или водных животных (ст. 281 УК); • незаконная охота (ст. 282 УК); • нарушение правил охраны рыбных ресурсов и водных животных (ст. 283 УК).

Вред, причиненный объектам животного мира и (или) среде их обитания в результате правонарушения, подлежит возмещению лицом, его причинившим, в размере, определенном по таксам, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими», а при невозможности такого определения – по фактическим затратам на воспроизводство объектов животного мира и (или) на восстановление нарушенного состояния среды их обитания. Вред исчисляется кратно к установленным таксам при незаконном изъятии или уничтожении диких животных:

• подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), в двойном размере;

• относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, в тройном размере;

• относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь и одновременно являющимся образцами СИТЕС, в тройном размере;

• обитающих в угодьях, в которых запрещено их изъятие или уничтожение, в тройном размере;

• рыбы в сроки, когда ее изъятие или уничтожение запрещено,
в тройном размере;

• орудиями, принципы работы которых основаны на использовании электромагнитного поля, ультразвука, или путем взрыва, в пятикратном размере.

Незаконно добытые объекты животного мира и полученная из них продукция подлежат обязательному изъятию, а при невозможности изъятия взыскивается их стоимость в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.


88. Понятие и состав особо охраняемых природных территорий и территорий, подлежащих специальной охране. Закон об особо охраняемых природных территориях

особо охраняемые природн ые территории - часть территории Республики Беларусь с уникальными, эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное и (или) эстетическое значение, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования;

Категории и виды особо охраняемых природных территорий определяются в зависимости от особенностей природных комплексов и объектов, подлежащих особой охране, установленного режима охраны и использования, а также уровня государственного управления их функционированием.

Устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:

заповедник; национальный парк; заказник; памятник природы.

Заповедники и национальные парки являются ООПТ республиканского значения.

Заказники и памятники природы м огут являться ООПТ

Реестр особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь включает в себя сведения о категориях и видах этих территорий, их охранных и иных зонах, границах, площади, составе земель и землепользователях, местоположении особо охраняемых природных территорий, государственном органе (иной государственной организации), в управление которого (которой) передана ООПТ, а также о режиме охраны и использования ООПТ, наличии статуса ООПТ международного значения и иные сведения. Порядок опред Минприроды.

В случае необходимости предотвращения или смягчения вредных воздействий на природные комплексы и объекты, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, на прилегающих к ним территориях могут устанавливаться охранные зоны.

Туристическая, рекреационная и оздоровительная деятельность на оопт осуществляется в соответствии с режимом охраны и использования указанных территорий с учетом нормативов допустимой нагрузки на особо охраняемые природные территории.

Ст. 63 закона ООС, В целях сохранения полезных качеств окружающей среды в Республике Беларусь выделяются территории, подлежащие специальной охране.

Специальной охране подлежат курортные зоны, зоны отдыха, водоохранные зоны, прибрежные полосы рек и водоемов, зоны санитарной охраны месторождений лечебных минеральных вод и лечебных сапропелей, зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, зоны санитарной охраны в местах водозабора, водоохранные леса (запретные полосы лесов и леса в границах водоохранных зон по берегам рек, озер, водохранилищ и иных водных объектов), защитные леса (противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог и автомобильных дорог общего пользования), санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, иных населенных пунктов и производственных объектов, в том числе леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов (курортные леса)), городские парки, охраняемые типичные и редкие природные ландшафты и иные территории, для которых установлен специальный режим охраны и использования.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.