Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основания возникновения и прекращения права природопользования.






• Основания возникновения общего природопользования является рождение физического лица. Прекращается со смертью физического лица.

• Основания возникновения права специального природопользования (присущих большинству видов природопользования):

- предоставление лицензии (если в соответствии с законодательством на осуществление вида деятельности требуется лицензия);

- решение государственного органа о предоставлении природного ресурса в пользование;

- отвод участка на местности;

- выдача документа, удостоверяющего право на пользование;

- регистрация права или учет вида пользования.

Перечень юридических фактов, лежащих в основании возникновения права специального природопользования, зависит от: компонента природной среды, предоставляемого в пользование,

- вида природопользования.

В силу государственного характера собственности на природные ресурсы для возникновения права природопользования необходимо волеизъявление собственника – государства.

Таким волеизъявлением является решение компетентного государственного органа

- соответствующего исполнительного и распорядительного комитета, - местного Совета, -органа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, -Министерства лесхозя и др.

Основания прекращения:

нерациональное либо нецелевое использование объекта природопользования,

осуществление деятельности, приводящей к истощению природных ресурсов и иным отрицательным изменениям окружающей среды, - отоб для гос нужд.

истечение срока договора на использование природного ресурса,

прекращение деятельности юридического лица и т.д.

лицензирование: это разрешительный порядок осуществления определенных законодательством видов деятельности в сфере экологических правоотношений,

- комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

- форма контроля за рациональным использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности.

- средство защиты интересов потребителей.

Отличие от других лицензий. самостоятельно не порождает экологических правоотношений, а порождает в совокупности с другими условиями, так как использование природных ресурсов предполагает предоставление земельного участка.

Искл.: лицензия на осуществление деятельности, связанной с обращением озоноразрушающих веществ, цель которой является не природопользование, а охрана окружающей среды.

Лицензирование осуществляется Минприроды и иными специально уполномоченными республиканскими органами госуправления. Причем Минприроды осуществляет координацию деятельности иных органов госуправления в областилицензирования.

Кто дает: Минпрод, Минлесхоз, Минчрезсит, Минселхозпрод.

Что: добыча полезных ископаемых (??? кроме торфа и сапропелей), охотничьего хозяйства, обращение с озоноразрушающими веществами, геологическое изучение недр, добыча торфа или сапропелей, бурение скважин на воду глубиной более 20 метров, использование отходов 1-3 классов опасности, обезвреживание отходов, экологический аудит (лицензирование осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды); деятельность, связанная с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения (осуществляет Минчрезв); деятельность по заготовке и переработке древесины (лицензирование осуществляет Мини леснхоз); деятельность, связанная с источниками ионизирующего излучения, ядерными материалами, средствами радиационной защиты и технологическим оборудованием для ядерных материалов и источников ионизирующего излучения, рыболовного хозяйства (лицензирование осуществляет Миниселхозпрод).

 

 


29. Правовые формы природопользования: общая характеристика.

постоянное пользование временное пользование аренда право собственности пожизненное наследуемое владение сервитут концессия

ст. 16 Закона Осуществление природопользования в процессе экономической деятельности (специальное природопользование) разрешается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за плату, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь, на основании решений государственных органов, в компетенцию которых входит принятие таких решений, специального разрешения (лицензии), договора аренды, концессионного договора и на иных основания х, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Выделяют следующие правовые формы использования природных ресурсов:

возникающие на основании административного акта: ППП, ВП, ППНВ;

возникающие на основании договора: ПЧС, ППНВ, А, концессия природных ресурсов, сервитут.

Ст.14 КОЗ На ППНВ земельные участки, предоставленные гражданам РБ для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, ведения ЛПХ, КС, ДС, КФХ, для традиционных народных промыслов (ремесел). в случае наследования земельного участка, ранее предоставленного наследодателю в пожизненное наследуемое владение. могут предоставляться в ПНВ иностранным гражданам и лицам без гражданства, являющимся родственниками наследодателя, для обслуживания переданных по наследству жилого дома, зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, дачи, садового домика, расположенных на земельных участках, предоставленных наследодателю в пожизненное наследуемое владение.

Ст.15 КОЗ ПП: гос орг иным госорг - для осуществления задач и функций, предусмотренных законодательством; негос юр лиц - для обслуживания объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности; селхоз орг, кфх для ведения сельского хозяйства, в том числе крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для ведения подсобного сельского хозяйства;

16КоЗ Во ВП: лицам и для целей, указанных в части первой статьи 15 настоящего Кодекса, - на срок до десяти лет, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законодательными актами; граРБь для огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных - на срок до десяти лет; гражРБ строительства (установки) временных индивидуальных гаражей в населенных пунктах - на срок до десяти лет; национальным и иностранным инвесторам на основании концессионных договоров - на срок до девяноста девяти лет в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства об охране и использовании земель и об инвестиционной деятельности.

Ст. 268 гк Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях - и от собственника другого земельного участка (далее - соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.