Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История судебной экспертизы, ее роль в борьбе с преступностью.






В процессе раскрытия и расследования преступлений у следователя, судьи либо лица, производящего дознание, возникает необходимость ис­следования следов и объектов, для чего требуется применение специаль­ных знаний в области биологии, химии, медицины, криминалистики и т.д. Такими знаниями обладают эксперты.

Проведение судебной экспертизы характеризуется возникновением, развитием и прекращением комплекса достаточно сложных правоотно­шений как между субъектами судебно-экспертной деятельности (экспер­том, следователем, судьей), так и лицами, чьи интересы она отстаивает (обвиняемым, подсудимым, потерпевшим, гражданским истцом и т.д.).

Судебная экспертиза возникла позднее других источников судебных доказательств, исторические и литературные сведения о ее происхожде­нии скудны и отрывочны.

В Древнем Риме были весьма распространенным явлением подлоги документов. Например, подлоги завещаний были в ту пору настолько обыч­ными, что даже честные люди, по словам Цицерона, не брезговали обога­титься при их помощи. В Риме существовали даже специалисты по по­черкам, которые выступали в качестве экспертов на судах при рассмотре­нии дел о подлогах.

Сохранились све­дения о том, что тело Юлия Цезаря, убитого заговорщиками, было осмот­рено врачом Антистием, который установил, что рана, нанесенная в груд­ную полость, должна быть признана безусловно смертельной. Имеются, исторические данные о том, что отпечатки пальцев в целях идентификации личности использовались в Китае. В период Сунской ди­настии (900-1278 гг.) они фигурировали в уголовных процессах. Широко известен выдающийся памятник китайской судебной медицины «Си-юань-лу», написанный в 1247 г. Вероятнее всего именно Китай и является местом зарождения судебной экспертизы.

Возникновение судебной экспертизы в России следует отнести к XVI в. Первый дошедший до нас случай судебно-медицинской экспертизы отно­сится к 1535 г. По поручению правительницы Елены врач Феофил произ­вел освидетельствование удельного князя Андрея Старицкого по поводу подозрения его в притворной болезни. Феофил донес правительнице Еле­не: «у Андрея болезнь легкая, говорит, что на стегне болячка, а лежит на постели»'.

Освидетельствование назначалось царским указом, целью его было определение пригодности лиц к военной и государственной службе. В монастырях такие освидетельствования осуществляли так называемые судебные старцы.

1 марта 1919 г. является днем фактического создания Кабинета су­дебной экспертизы Центророзыска НКВД РСФСР, а также рождения экс-пертно-криминалистической службы. В ее становлении приняли участие видные ученые того времени, талантливые организаторы П.С. Семенов­ский, СМ. Потапов, И.Н. Якимов, В.Л. Русецкий и др.

Для эффективной борьбы с уголовно наказуемыми деяниями при уго­ловных окружных, областных, краевых управлениях милиции (УМ) РСФСР, Белоруссии в начале 20-х гг. были организованы регистрационно-дактилоскопические бюро, в состав которых входили заведующий, дактилоскопист, фотограф. Дактокарты делались в трех экземплярах: один из них помещался в местную картотеку, второй направлялся в республиканское регистрационное бюро, а третий - в центральное регистрационное бюро Главного управления милиции (ГУМ) НКВД РСФСР. В регистрационном бюро осуществлялся учет преступников по дактилоскопической системе, создавались фототеки. Для этого работникам бюро требовалась специаль­ная техническая подготовка. В связи с этим в конце 20-х гг. при отделах уголовного розыска (ОУР) НКВД г. Москвы впервые были организованы курсы по дактилоскопии, которые успешно окончил один из первых бе­лорусских экспертов З.М. Мац, впоследствии организовавший аналогич­ные курсы при УМ НКВД Белоруссии.

В то сложное время при недостатке технической оснащенности и криминалистического опыта в оперативно-следственной работе случались поверхностные осмотры мест преступлений, следы и другие веществен­ные доказательства не изымались или неумело использовались для изо­бличения преступника, отчего многие противоправные действия остава­лись нераскрытыми. Потому перед милицией возникла задача повышения квалификации оперативно-следственных работников и ознакомления их с научными методами расследования уголовно наказуемых деяний. Одно­временно было принято решение об организации при ГУМ НКВД РСФСР, Белоруссии научно-технических подразделений.

Подготовка кадров для научно-технических подразделений проводи­лась под руководством СМ. Потапова, сотрудника центрального Управ­ления уголовного розыска НКВД РСФСР.

 

В 1931 г. при УМ НКВД БССР было организовано научно-техническое отделение (НТО). В него входили эксперт-химик, эксперты, фотографы, про­водники служебно-розыскных собак. Научно-техническое отделение размещалось в пяти комнатах и было оснащено репродукционной фотоустанов­кой, фотоувеличителем, двумя фотоаппаратами, фотоштативом «Урбана», несколькими фотоаппаратами «Фотокор», двумя узкопленочными фотоап­паратами «Лейка», двумя микроскопами, спецаппаратом для выработка све­тильного газа, некоторым оборудованием для химической лаборатории.

НТО в состоянии было обеспечить проведение графических, техниче­ских, химических экспертиз. Несмотря на немногочисленный состав и малые технические возможности, отделение обслуживало органы мили­ции Белорусской ССР и Смоленской области РСФСР. По наиболее харак­терным экспертизам составлялись информационные письма, которые с фотоиллюстрациями направлялись в НТО ГУМ НКВД СССР. Кроме того, работниками НТО республики проводились занятия по криминалистике в Минской школе милиции, на лагерных сборах и организационных курсах.

В послевоенный период отделением проводились следующие экспер­тизы: графическая, дактилоскопическая, трасологическая, баллистическая, холодного оружия, техническое исследование документов, словесный портрет. Всего за 1946 г. отделением было проведено 332 экспертизы и исследования.

В 1948 г. в областных УМ начали создавать научно-технические отделения и группы. Отдел в УМ МВД БССР значительно пополнился молодыми экспертами, окончивши­ми высшую школу милиции. В отделе было создано химико-биологическое отделение.

В 1950 г. в отделе была организована картотека следов рук, изъятых с мест происшествий, и коллекция стреляных гильз и пуль, изъятых из мест нераскрытых преступлений. За 18 лет в нее были помещены гильзы и пу­ли, изъятые из 281 места преступления. По коллекции проверено 2965 стволов огнестрельного боевого оружия (пистолеты, револьверы, писто­леты-автоматы, винтовки, карабины, обрезы винтовок и карабинов), рас­крыто 78 тяжких преступлений (убийства, разбойные нападения и т.д.). К 1951-1952 гг. штаты НТО областных УМ были укомплектованы в основ­ном специалистами, которые окончили школу Главного УМ СССР.

Сотрудниками ЭКУ налажены тесные связи с научными и исследова­тельскими центрами, Белорусским госуниверситетом, Институтом* по­рошковой металлургии и многими другими. Это позволяло, используя новейшее в мире оборудование и методики, проводить исследования на высоком качественном уровне, оказывать значительную помощь следст­вию в раскрытии тяжких преступлений.

В настоящее время экспертно-криминалистическая служба МВД Бе­ларуси, возглавляемая ГЭКЦ МВД Республики Беларусь, - мощное, тех­нически оснащенное подразделение, насчитывающее около 900 сотруд­ников, и способное проводить разнообразные по сложности и масштабу исследования и экспертизы, необходимые для установления истины в уголовно-правовом процессе.

Бурейко

Владимир Федорович

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.