Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы развития налогообложения в России.






Национальная налоговая система прошла три исторических рубежа: дореволюционный, советский, постсоветский периоды. В новейшей российской истории просматриваются и структурируются особенности налогообложения, различающие 4 периода его развития: 1991-1992г., 1993-1995, 1996-1998г., 1999-2001г. Два последних периода хар-ся особенностью усиления законодателей кодифицировать систему налоговых правонарушений. Дореволюционный период – финансовая система Др.Руси начала складываться только с конца IXв. в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой побора была дань. При Иване III была заложена налоговая отчетность, введена первая налоговая декларация – сошное письмо. При Алексее Михайловиче (1629-1679) налоги были упорядоченные (1655 – создан спец.орган -Счетная палата, контролирующая фискальную дея-сть приказов, выполнение доходной части бюджета). При Петре I – эпоха реформ, кот. положили начало секуляризации, т.е. процессу постепенного построения светского общества, а именно, обособление церковного права от гражданского, становление рос.зак-ва, ориентированного на потребности междунар.торговле, усилия фискальной политики. При Екатерине II -соверш. управления госуд. финансами: внедрение экспедиций гос.доходов, ревизии, взыскание недоимок. В 1810г. Гос.Советом России утвержден «План финансов». Тургеневым вышел труд «Опыт теории налогов» - классическое исс-ние основ гос.налогооб-ия. Основной чертой нал.системы XVIII было взимание косвенных налогов, их доля составила 42% дохода казны. Во втор.половине XIXв. Большое значение приобретают прямые налоги (подушная подать, налог с город.строении, оброк-плата крестьян за пользование землей). Николай II ввел промысловый налог, налог на недвижимое имущество, новые налоговые сборы с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налог на право торговли, налог с капитала для акцион.обществ, %сбор с прибыли и т.д. Советский период: в 1917г. револючия проводила револяц.налог на буржуализ и кулачество. В 1918 введен 10миллиардный налог. Вместе с тем налоги как правовая система перестала играть глав.роль в финансировании гос.потребностей. Эту роль выполняли контрибуции, эмиссии денег и подразверстка. В 1923 к уплате с/х налогов были привлечены колхозы, трудгужналог, денежный подворный налог, два гражданские целевых налога для борьбы с эпидемиями. Что касается состава налогов и сборов, наполнившие гос.казну первых лет советской власти, то они косвенно проецируют состав налоговой системы РФ образца 1990г., не говоря уже о подоходных и оборотных налогах. Дальнейшая трансформация налогов связана с ВОВ: в 1941 введен военный налог (1946 отменен), налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан(1990 отменен). Налог с оборота был основным платежом в бюджет, он составлял 41% от суммы всех доходов в бюджет в 1954. В 1962 провозглашались тезисы об отмене подоходного налога с населения и введение система платежей из прибыли, платы из фонда и нормируемые оборотные ср-ва, помимо налога с оборота. От уплаты подох.налога освободили некот. группы лиц и предприятий, особенно занятых научно-техническим обслуживанием военной промыш-сти.

Постсоветский период: конец 1980 - период возрождения налог.системы в России. Ориентируясь на западные нал.системы (США) и объем гос.расходов в 1990 Правительство Горбачева приступило к созданию концепции нал.система РСФСР. В 1991 эта система была модифицирована в нал.система РФ. В 1990 был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Несмотря на погрешности, кот. содержал первый законодательный акт о налогах Рос.гос-ва - Закон «Об основах нал.системы РФ», начало 1992 - это период подлинного налогового ренессанса, проводится широкомасштабная нал. реформа - 27.12.91г. принимается Закон «Об основах нал.система вРФ». Законы: «О налоге на прибыль», «О НДС», «О подоходном налоге с физ. лиц». Эти системообразующие законодательные акты составили фундамент нал.систеты России.

 

10.3. Принципы налогообложения.

I Экономические – базисное положение, касающееся целесообра-зности налогов как экон.явления. Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.

1. принцип справедливости – заключается в том, что каждый подданный гос-ва обязан принимать участие в финансировании расходов гос-ва соразмерно своим доходам и возможностям. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается установление дифференцированных ставок налогов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала

а) принцип горизонтальной справедливости – состоит в том, что налогоплательщики, находящиеся в равном экон. положении должны выплачивать в качестве налога одинаковые суммы.

б) принцип вертикальной справедливости – зак-ся в том, что те категории субъектов гос-ва, которые получают от гос-ва больше тех или иных благ должны нести большую налоговую повинность. Принцип справедливости в общем смысле означает на сколько обоснованно законодатель урегулирует порядок изъятия средств у налогоплательщика и на сколько соотносятся между собой гос-во и лица, обязанные уплачивать налоги.

Обязательно в соответствии с принципом справедливости:

· разные налогоплательщики платят разные налоги;

· кол-во налогов и величина налогового бремени зависит от степени использования налогоплательщиком благ гос-ва;

· обязательное наличие льгот для того, чтобы учитывать исключительные случаи;

· методическая основа.

2. принцип соразмерности – зак-ся в том, что всегда должно существовать оптимальное соотношение между наполняемостью бюджета и негативными последствиями для налогообложения.

То – налог.предел – условная точка в налогообложении, в кот. достигается оптимальная для налогоплательщиков и гос-ва доля обществ. продукта, распределяемого через бюджет.

Мах. уровень этого предела 40%-50%.

3. принцип удобности (принцип мах. учета интересов и возможностей налогоплательщиков):

Во-первых, налогоплательщик должен отдавать часть своего дохода только после того, как он этот доход получит;

Во-вторых, налогоплательщик д. иметь возможность заранее полу-чить информацию обо всех налогах, к-ые ему надлежит уплатить;

В-третьих, ведение налогового учета, метода исчисления налога должны быть максимально простыми. Контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет налогов и сборов осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредствам налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

4. принцип экономичности – затраты на собираемость налога не должны превышать собранную сумму средств.

II Юридические принципы:

1. принцип равного налогового бремени – все обязаны платить на-логи и все равны перед законом, каждое юридическое и физии-ческое лицо должно платить налоги, установленные законодатель-ством. Не допускается предоставление индивидуальных льгот и привилегий в уплате налога, не обоснованных с позиции конститу-циионно значимых целей. Равенство в налогообложении требует учета фактической способности к уплате налога на основе сравнения экономических потенциалов.

2. принцип установления налогов законами

3. принцип отрицания обратной силы налог. законов

4. принцип приоритета налог. законов над неналог. законам – если ситуация, касающаяся исчисления и уплаты налога м.б. истол-кована с точки зрения граждан. и НК, приоритет будет отдан НК.
5. принцип обязательного наличия всех элементов налога в налог. законе – отсутствие хотя бы одного элемента приводит к тому, что обязанности налогоплательщика не установлены и они не могут платить налог, налог считается не установлен. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

6. принцип сочетания интересов гос-ва, фед. органов власти, органов местного самоуправления и налогоплательщиков.

III Организационные принципы – положения в соот., с которы-ми осуществляется построение и взаимодействие налог. системы. Они обуславливают осн-ные направления развития налог.системы.

1. принцип единства – налоги едины для всех страны

2. принцип множественности 3. принцип стабильности – зак-ся в том, что налоговая система д.б. неизменной от одного налог. реформы до другой, причем времен-ной разрыв должен составлять несколько лет. Все изменения должны вступать в силу только с нового отчетного года. 4. принцип подвижности или эластичности – должна существовать возможность оперативного изменения налога в соответствии с нуждами и возможностями гос-ва.

5. принцип исчерпывающего перечня регион. и местных налогов.

6. принцип установления основ и начал законодательства а налогах и сборов.

7. Однократность налогообложения - один и тот же объект налого-обложения у каждого субъекта м.б. обложен налогом одного вида только один раз за определенный з/м период налогообложения.
8. Нейтральность налогов - налоги не должны вредить деятельности предприятий и жизнедеятельности граждан.
Данный принцип реализуется в ряде стран в отношении налогообложения физических лиц, в частности, путем введения не облагаемого налогом дохода, связанного с размером прожиточного минимума, Все неустранимые сомнения, противо-речия и неясности актов законодательства о налогах трактуются в пользу налогоплательщика Правительство Российской Федерации участвует в координации налоговой политики с другими гос-твами, входящими в Содружество Независимых Государств, а также заключает международные налоговые соглашения об избе-жание (устранение) двойного налогообложения с последующей ратификацией этих соглашений. Если международными дого-ворами РФ, бывшей РСФСР или бывшего СССР установлены другие правила, чем те, которые содержатся в законодательстве РФ по налогообложению, то применяются правила международного договора.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.