Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последствия автономии






 

Даже обычно дистанцирующийся к злобе дня журнал " Аполлон"

был на этот раз более чем определенен в своих оценках: " Вместо

разработки художественной программы, там, [в Александринке -

Г.Д.] по-видимому, предпочитают заниматься личными счетами и

материальным обеспечением. (...) Мы не можем согласиться с тем,

что вся художественная часть драматического государственного

театра должна находиться всецело в ведении только одних артис-

тов и не иметь за собой определенного художественного контроля.

(...) Прежде всего, актеры для театра, а не театр для актеров!

Мы не считаем излишним напомнить это репертуарному совету Алек-

сандринского театра, который, по-видимому, стоит на противопо-

ложной точке зрения, стремясь изгнать из театра режиссеров и

художников" 5201 0.

Таковы были оценки и предсказания, действительность - по

мере того, как артисты входили во вкус автономии - оказалось

хуже. Обещанное Ф.Д.Батюшковым " единство на почве объединения"

оказалось шито гнилыми нитками. Даже в Малом театре артисты

прокатили на выборах в художественную комиссию режиссеров и ху-

дожников. Широкая театральная общественность постепенно разоча-

ровывалась в благах автономного управления: " Человечество так

устроено, что автономия приводит обычно к корпоративному зас-

тою, к олигархии. Автономная корпорация всегда консервативна, и

во много раз консервативнее даже абсолютистского режима. Она

нормально приводит к господству и засилью бездарности" 5202 0. Ска-

зано резко и в общем виде несправедливо - некорректно распрост-

ранять неудачный опыт неответственного театрального самоуправ-

ления в России на принцип автономии в любой сфере деятельности.

Однако этот текст, на наш взгляд, примечателен, как мини-

мум, двумя обстоятельствами: во-первых, он показывает в какие

крайности бросало тогда общественность по поводу автономии - от

осанны до анафемы; а, во-вторых, суровая действительность пос-

тепенно выводила ее из самогипноза слов - свобода, свободе,

свободой... Свобода утверждения своих интересов любой ценой,

без оглядки на других, без ответственности за результаты общего

дела закономерно превращалась в гоббсовскую " войну всех против

всех"; не случайно развитие Европы дало понимание свободы как

равной ответственности всех перед законом.

Выделим еще один момент в комментариях прессы - стремление

артистов к " материальному обеспечению". Такая проблема действи-

тельно существовала. Война продолжалась, жизнь с каждым днем

дорожала, властям, очевидно, надо было что-то предпринимать, но

бюджет трещал по швам, денег стране катастрофически не хватало.

В конце марта артисты государственных театров хлопотали об от-

мене запрещения выступать на частной сцене. Ф.Д.Батюшков своего

согласия на это не дал, жизненный уровень артистов ощутимо сни-

зился - и абсолютно, и относительно, по сравнению с коллегами

из частных театров, ибо " антреприза, чтобы сохранить дело, вы-

нуждена систематически делать прибавки" 5203 0. Разумеется, артисты

игнорировали существующие запреты и выступали на частных сценах

- в Москве и Петрограде; в программках вместо фамилий печата-

лись звездочки, но для публики это был секрет полишинеля. Об-

щественность артистов не осуждала: " Исключительно тяжелые обс-

тоятельства настоящего момента являются полным оправданием для

(...) артистов" 5204 0. Именно тогда " в обиходную речь крепко вошло

слово " халтура", день ото дня становившееся все популярнее" 5205 0.

Вообще, финансовое положение театров, особенно частных,

неуклонно ухудшалось. Дело даже не в обесценивании рубля и рас-

тущей инфляции - очередная (какая по счету?) угроза их благопо-

лучия исходила от драматургов. В июне Союз драматических писа-

телей объявил о двойном повышении поактной платы: с 0, 5% до 1%

с аншлагового сбора. При этом драматургов не волновало - пришел

ли действительно зритель на спектакль или проигнорировал их

творения, есть ли реальный кассовый сбор или нет, - театр, при-

няв пьесу к постановке, был обязан в любом случае перечислить

драматургу установленную сумму.

Театры, естественно, заняли круговую оборону. Их поддержала общественность. " Что это? - удивлялся журнал " Театр и искусство". - Классовая борьба? Гипноз общего сумасшествия? " 5206 0 И хотя Союз драматических писателей в итоге несколько умерил свой аппетит, согласившись на полуторный, а не двойной, рост отчислений, все равно бремя дополнительных расходов ухудшало и без того нелегкое положение частных театров.

В опубликованном письме " опытного администратора", как его представляла редакция, растолковывалось, к чему на деле приведет принятое решение. При аншлаговом сборе четырехактной пьесы в 2 тыс. рублей 3%-ые отчисления Союзу составляли 60 рублей. Большие театры могли себе это позволить. Но эти же обязательные 60 рублей при фактическом сборе в 1000 рублей составят уже 6%, при 500 руб. - 12%, при 250 руб. - 24%, при 125 руб. - 48% и т.д. 5207 0

Решение Союза драматургов било не только по театрам, но и по молодым, еще неизвестным авторам. Очевидно, что театры в этой ситуации вынуждены были ориентироваться преимущественно на кассовый " верняк" или " перейти на иностранный репертуар", о чем предупредило правление Музыкальной драмы. А опытной С.Ф.Сабуров заявил, что " все пьесы, как оригинальные, так и переводные, принадлежащие Союзу драматических писателей, к моему глубокому сожалению придется снять с репертуара. Авторский гонорар прямо непосилен для моего театра" 5208 0.

Снижение уровня жизни ударило по всем сценическим работникам. В государственных театрах цеховые рабочие обратились к Ф.А. Головину с заявлением " о неотложной прибавке к жалованью". Оно рассматривалось в бесконечных комиссиях и, наконец-то, был дан ответ, своего рода шедевр бюрократической отписки: " Принимая во внимание заботы комиссара о возможном улучшении положения младших служащих, а также его всемерную поддержку, в пределах возможного, всех их справедливых пожеланий, должно считаться с тем, что выходит за пределы его власти, а именно: вопрос об увеличении содержания квалифицированным рабочим может быть решен не ёиначе, как постановлением Временного Правительства. Исключительность переживаемого ныне Россией момента задерживает безотлагательное рассмотрение означенного вопроса Временным Правительством, что не может не быть учтено и цеховыми рабочими, которые должны приложить все старание, чтобы не осложнять трудность положения настойчивостью своих требований и спокойно выжидать разрешение вопроса с твердой уверенностью, что об их нуждах знают и заботятся, что оказано всяческое содействие к их удовлетворению, которое по справедливости согласовано с общими нуждами подвергнутой тяжелым испытаниям, но неизменно дорогой нам родины" 5209 0.

Естественно, что в этих условиях напряженность между разными группировками в театрах усиливалась. Приближалось открытие сезона, а в государственных театрах никак не могли договориться о репертуаре, развал шел по нарастающей. Критика била тревогу по поводу " пресловутой, наспех сработанной автономии", считая, что она " в наших условиях ее применения... грозит окончательно свести на нет эстетическую ценность театра" 5210 0. Далее следовал глубокомысленный совет: " нужна предварительная дисциплина, нужна долгая привычка самоуправления - и тогда приложатся всяческие радости автономии. Без этого, наоборот, грозит развал и

полный хаос" 5211 0. Правда, не совсем ясно - откуда взяться " долгой привычке самоуправления", если в казенных театрах ее не было, а отдельные попытки ввести ее заканчивались неудачей.

Пожелание А.И.Южина-Сумбатова проводить автономию посте-

пенно и не " опрометчиво" в силу рассмотренных выше причин не

удалось провести в жизнь. Дарованная Ф.Д.Батюшковым автономия

попала в самый эпицентр артистических страстей и еще больше

усугубила ситуацию группового противостояния. Было бы, однако,

известным упрощением считать, как это делала пресса, что " под

всеми разговорами о выборном начале, об организации таятся те

же мелкие интриги, счеты самолюбий" 5212 0. Было, конечно, и это,

но не только это. Была искренняя, не одним поколением артистов

выношенная вера в чудо, была надежда, что, наконец-то, у них

получится, и они докажут всем остальным свою способность орга-

низоваться без унизительного надсмотра чиновников от искусства.

Разве такую надежду можно так просто сбрасывать со счетов?

Быть может, в другой, более спокойной обстановке страсти

со временем улеглись: артисты, взвесив очевидные блага и не ме-

нее очевидные потери от такой автономии, пришли бы - ведь не

враги же они сами себе! - к необходимости спасительного компро-

мисса. Увы, остудить горячие, вскружившиеся головы могло только

время, а в анализируемые месяцы его катастрофически не хватало:

пришпоренное историей оно без оглядки мчалось вперед. Покоя не

было, он и не снился, в государственных театрах во-всю гремела

канонада неутихающих позиционных боев. " С марта месяца наши казенные театры все никак не могут наладить свое существование " на новых началах".

Артисты предоставили сами себе автономию и теперь во имя

этой автономии все производят различные выборы. То в одну ко-

миссию, то в другую, то в один комитет, то в другой. (...) По-

разительное неумение русских людей организоваться - неумение,

проявляющееся на каждом шагу (...) сказалось в высшей степени

ярко и на театре. (...) Прекрасные наши казенные театры нахо-

дятся в состоянии общего паралича.... Полгода комиссий. И даже

не комиссий, а только подготовок к комиссиям, организация ко-

миссий. Полгода " Предкомиссий"! Есть от чего прийти в отчая-

ние! " 5213 0

Анафема автономии в этом тексте не удивляет - последняя к

осени стала уже привычным поводом для критики, удивляет, ско-

рее, мысль о " поразительном неумении русских людей организо-

ваться". Н.В.Гоголь примерно за сто лет до описываемых событий

писал: " Вообще мы как-то не создались для представительских за-

седаний. Во всех наших собраниях (...) присутствует препорядоч-

ная путаница. Трудно даже и сказать, почему это. (...) Цель бу-

дет прекрасна, а при всем том ничего не выйдет. Может быть, это

происходит оттого, что мы вдруг удовлетворяемся в самом начале

и уже почитаем, что все сделано" 5214 0. Конечно, опасная вещь

аналогии, но есть, есть святая правда в гоголевских словах...

Накануне открытия сезона в Александринке критик возмущался " бестолковым празднословием заслуженных и незаслуженных артистов" и утверждал, что при автономии " вся полнота власти в нашем академическом театре перешла к безответственной группе лиц, не обладающих устойчивостью во взглядах на значение сценического искусства". По его мнению, " создатели и вдохновители (...) автономии, по-видимому, увлекшись столь модной фразой, как самоопределение в искусстве, забыли старую истину, что интерес

отдельного артиста противоречит интересам театра вообще, и передали всю власть в театре артистам, которые по ограниченности своего кругозора никогда не согласятся признать первенствующей роли в театре автора, режиссера и художника" 5215 0. С последним утверждением можно согласиться лишь с одним существенным уточнением - вину за происходящее вместе с артистами должны разделить и авторы " Положения" об автономии. Если автомобиль летит под откос, потому что у него нет тормозов, то виноват конструктор, не предусмотревший их.

Артисты государственных театров сплачивались под штандартом свободы, самоуправления, независимости искусства от политики. Идеи - прекрасны, но в таком общем виде они, к сожалению, еще отнюдь не гарантируют конструктивной рабочей программы: как демократизировать и приблизить театр к народу, не снижая планки искусства; как оставаться " образцовым" без " художественных опытов"; как, наконец, сформировать репертуар на новый сезон. И таких вопросов - множество.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.