Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поиски преемника В.А.Теляковского






 

Понятно, что в этой ситуации комиссару необходимо было

срочно найти Теляковскому достойного преемника. Задача была не

из легких - требовался деловой, энергичный, хорошо известный в

театральных кругах человек. Ф.А.Головин сделал предложение А.И.

Южину-Сумбатову, но тот отказался - слишком много хлопотных дел было у него в Малом театре. Следующей была кандидатура С.П. Дягилева, но премьеры отвергли ее. Видимо, они не забыли, как в 1901 г. он метил на должность " действительного директора императорских театров" и затеял - при поддержке вел. кн. Сергея Михайловича - многоходовую интригу против занимавшего этот пост С.М.Волконского. Дело, правда, не выгорело и в итоге получился грандиозный скандал - его уволили с государственной службы с " волчьим билетом"... Кроме того, в работе он был крутоват,

больше о деле, чем о людях думал. Так что кандидатура С.П.Дяги-

лева у артистов сочувствия не вызвала.

Поразмыслив, комиссар пригласил на переговоры Вл.И.Немиро-

вича-Данченко и поручил ему подготовить проект перестройки го-

сударственных театров. В.А.Теляковский, далеко небезразличный к

судьбе этих театров, выбор одобрил - еще бы, в разные годы он

сам вел переговоры с Немировичем о переходе в императорские те-

атры, - но, памятуя об их неутешительных результатах, предупре-

дил комиссара, что Немирович, скорее всего откажется: " его, на-

верное, будет смущать страшно малое содержание, ибо в Художест-

венном театре он получает около 30.000 рублей" 5170 0. Немирович, однако, не отверг сделанное ему предложение, он колебался, потому что, по свидетельству В.А.Теляковского, " хотел заниматься

теорией и боялся, что мелочи этого громадного управления семью

труппами будут занимать у него весь день" 5171 0. О переговорах уз-

нали артисты - шила в мешке не утаишь - и поспешили продемонс-

трировать будущему директору свои верноподданические чувства.

Р.Б.Аполлонский опубликовал в " Петроградской газете" статью, в

которой заявил, что работает с Немировичем " в одной плоскости".

Это дало В.А.Теляковскому повод зло съязвить: " Или Аполлонский

плохой математик и не знает, что такое плоскость, или он заве-

домо на этот раз любезно подстилает свою плоскость под ступни

Немировича. (...) Как революция делает людей гибкими" 5172 0.

Неизвестно, чем бы все это закончилось, но вмешался К.С.

Станиславский - он был категорически против ухода Немировича из

Художественного театра. Немирович послал телеграмму Ф.А. Головину: " С чувством глубокого смущения, что я не могу ответить на

лестное и почетное для меня доверие, должен отказаться от Ваше-

го предложения. Я напрягу все силы создать (...) проект (...). Быть может, этот проект пригодится в свое время правительству. Но я не считаю себя способным разрабатывать его в существующих условиях бывших императорских театров" 5173 0.

Получив очередной отказ, комиссар обратился к С.М.Волконс-

кому, имевшего опыт директорства в императорских театрах. Но С.

М.Волконский отказался, думается, именно по этой самой причине.

Можно посочувствовать Ф.А.Головину - некогда более чем

престижная должность директора императорских театров фактически оставалась около двух месяцев вакантной. Тогда он начал переговоры с Ф.Д.Батюшковым.

Насколько удачен был выбор комиссара? Отвечала ли кандида-

тура именно Ф.Д.Батюшкова требованиям этого сложного и конф-

ликтного времени?

В нашей литературе с начала 30-ых годов утвердилась нега-

тивная оценка Ф.Д.Батюшкова, что, безусловно, объясняется его

оппозицией Советской власти в конце 1917 - начале 1918 г. В ме-

муарах артистов Ф.Д.Батюшков выглядит человеком далеким от те-

атра - " опять Батюшков падугу с пагодой спутал" - вроде бы пос-

меивались в кулуарах артисты Александринки, если верить Я.О.Ма-

лютину 5174 0. Сегодня трудно судить - была ли это обычная теат-

ральная байка, придуманная злыми на язык артистами, или это го-

раздо поздняя верноподданническая придумка мемуариста. Как бы

то ни было, сын гродненского губернатора, приват-доцент Петрог-

радского университета, полиглот (он знал более 10 языков) и ис-

торик западноевропейской литературы Ф.Д. Батюшков был отнюдь не чужд театральному искусству: с 1900 г. он был членом театраль-

но-литературного комитета, позже - его председателем, часто

выступал в прессе как критик.

Когда В.А.Теляковский по просьбе комиссара начал перегово-

ры с Ф.Д.Батюшковым, тот " долго не соглашался, не имея точно

представления, что от него будут требовать и какую ответствен-

ность придется нести. Особенно его смущает материальная часть -

о которых он совсем не имеет понятия. Лишь желая в данном труд-

ном случае выручить (...), он соглашается временно принять эту

должность, пока не найдут более подходящее лицо" 5175 0.

Ф.Д.Батюшков хорошо понимал в какой сложной ситуации ему

придется возглавить руководство государственными театрами: в

них пышным цветом расцвели групповщина, закулисные склоки и

интриги. Младшие служащие требовали повышения зарплаты, артисты жаждали автономии, все занялись политикой, забыв о деле, о своих прямых обязанностях. Строгий и чинный порядок в бывших императорских театрах рушился - кражи уже перекинулись в Москву, и Л.В. Собинов был даже вынужден издать строгий приказ " ввиду участившейся пропажи верхнего платья". Совет солдатских и рабочих депутатов грозился запретить военнообязанным артистам играть, если не отменят " буржуйские привилегии" - абонементы и еще многое другое.

Зная об этой ситуации, Ф.Д.Батюшков все же свое согласие дал, но задолго до официального объявления о его назначении артисты начали активно интриговать против него - в двадцатых числах апреля труппа передала Ф.А.Головину свой список кандидатов. " Говорят против Батюшкова, - записывал в " Дневнике" В.А.Теляковский. - Я думаю, теперь безразлично, кого назначить – все равно не угодишь" 5176 0. Действительно, уже 23 апреля главный режиссер Александринки Е.П.Карпов заявил комиссару, что по его и артистов мнению " нельзя назначать во главу Государственных театров уполномоченного, не запросив мнения артистов. Они решили, что и комиссар должен быть выборный, - записывал в " Дневник" В.А.Теляковский, - остается, значит, только, выбирать Правительство" 5177 0.

Их поддержали москвичи: Л.В.Собинов и А.И.Южин демонстративно отказались от постов комиссаров - они считали, что назначение на эту должность петербуржца усиливает влияние северной столицы. 28 апреля Большой театр во главе с Л.В.Собиновым объявил " забастовку-протест в связи с известием, что театр будет существовать на новых началах, причем не сказано - каковы эти начала и кем они вырабатываются" 5178 0. Во время спектакля " Искатели жемчуга" возник митинг, на котором Собинов от имени театра призвал представителей общественных организаций и Совета рабочих и солдатских депутатов поддержать театр " и не дать его на

административные эксперименты петроградским реформаторам" 5179 0.

Ф.А.Головин обратился через прессу к Л.В.Собинову: " Очень сожалею, что Вы по недоразумению сложили свои полномочия. Убедительно прошу продолжать работу до выяснения дела. На-днях выйдет новое общее положение об управлении, известное Южину, отвечающее пожеланиям деятелей театра" 5180 0.

29 апреля Ф.Д.Батюшков был назначен " Главноуполномоченным комиссара Временного Правительства над бывшим Министерством Двора по Государственным театрам". А за день до этого ушел в отставку В.А. Теляковский, оставив в " Дневнике" своего рода театральное завещание: " Ухожу с ясным представлением, что много потрудился для Театра, и если что не выходило, то не из-за недостатка желания, а вследствии особенно трудных условий работы, находясь между Двором, печатью, публикой с одной стороны, чиновниками и артистами - с другой. Дальнейшее течение театральной жизни укажет, в чем я ошибался и что нужно для успеха дела театров. Думаю, что теперь временно прежние театры нужно закрыть на ключ, а заняться народным театром, столь необходимым в настоящее время для (...) развития общей доступной культуры массы народной. Тонкостями вкуса и изящества теперь не время заниматься. Дело это впереди, через несколько лет, когда улягутся страсти и настанет покой созидательной работы" 5181 0.

Напомним, как в марте, в связи в связи с арестом В.А.Теляковского, кое-кто радовался, что его " театральному владычеству положен конец". Когда первая волна бездумной эйфории по поводу свободы несколько спала, пресса уже более объективно оценивала его деятельность: " Теляковский занимал пост директора долго именно потому, что он нашел равнодействующую, он был идеальным " антрепренером в мундире " (...) и добросовестным хозяином миллионного бюджета (...); в придворную среду бездарных, ленивых и раболепных чиновников он принес трезвую рабочую голову, отличную русскую смекалку и честность чистоплотного человека" 5182 0.

Его отставку связывали с изменившимися нравами, сумбуром и не-

разберихой, воцарившейся в государственных театрах: " Казенные

театры при нем по праву сохраняли свою репутацию образцовых.

Можно только пожелать, чтобы преемники В.А.Теляковского не уро

нили этой репутации и в погоне за всяческими автономиями не

угасили духа настоящего искусства" 5183 0.

Тем временем, пока под руководством Ф.Д.Батюшкова спешно

готовился проект такой автономии, Союз деятелей искусств пред-

ложил провести в Петрограде муниципализацию - передать в веде-

ние города Василеостровский театр, цирк и все театры общества

" Попечительства о народной трезвости". Театральная обществен-

ность в очередной раз разделилась - так, А.Я.Таиров выступил

резко против национализации или муниципализации театров: " не-

мыслимо отдавать театр под опеку государства либо городов, ибо

это лишь смена старых уз на новые" 5184 0. И это были отнюдь не

эмоции; отношение А.Я.Таирова объяснялось культурно-экономическими реалиями того времени: финансовый успех театров в годы войны возбуждал аппетиты городских властей, соблазняя их рассматривать театр как возможный источник дополнительных доходов местного бюджета. В Петрограде, Киев, Нижнем Новгороде, Анапе, Витебске и многих других городах управы, не сговариваясь, установили дополнительные местные налоги на театральные билеты. Не устоял перед финансовым искушением и такой известный театральный город, как Воронеж: " очевидно, блестящие материальные итоги последних двух сезонов (60 и 65 тыс.руб.) разожгли аппетит нашей недавно родившейся театральной комиссии, которая (...) предлагает (...) взимать за аренды городских театров раза в ½ больше прежнего". Кроме арендной платы в 2 тыс. руб., город " по условию получает еще 10% с валового сбора каждого спектакля, и доход с так называемых доходных статей (вешалка, аренда буфета) тоже отходит в пользу города" 5185 0.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.