Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. Поведение под влиянием эмоций. ния, сказала вам, что «оно очень важное»







 

ния, сказала вам, что «оно очень важное». Как вы станете реагировать: будете ли вы выглядеть и с- пуганным, разгневанным или печальным; придете ли вы в возбуждение или проявите безучаст- ность; что вы скажете и как себя поведете, – все это будет иметь важнейшее значение для конеч- ного результата. Будете ли вы полагаться на свои эмоциональные реакции или, если это необходимо, на свою способность контролировать эмоциональное поведение; примете ли вы чего– нибудь для храбрости до начала совещания или же проглотите таблетку диазепама?

Трудно не вести себя эмоционально, когда ставки высоки, и такое поведение часто наблюда-

ется в тех случаях, когда мы испытываем сильные эмоции. Наши эмоции обычно оказываются

нашими лучшими проводниками, направляющими наши действия и указывающими, что именно

подходит для данной ситуации; однако так бывает не всегда и не с каждым. Иногда возникают

моменты, в которые мы не хотим действовать или говорить под влиянием наших эмоций.

Но если бы мы могли на какое–то время отключить наши эмоции, то наши дела пошли бы

хуже, так как окружающие нас люди могли бы подумать, что мы проявляем обособленность или

даже бессердечие.63 Испытывать всю полноту наших эмоций, искренне тревожиться о происходя- щем вокруг нас и одновременно вести себя таким образом, который мы и другие люди не считаем слишком эмоциональным, иногда бывает очень трудно. А некоторые люди сталкиваются с совер- шенно противоположной проблемой: они испытывают эмоции, но не выражают их так, как этого ожидают другие люди, или же не выражают их вовсе, в результате чего окружающие думают, что они чрезмерно себя контролируют.

От нас не зависит, как мы выглядим и какие звуки мы издаем или что мы оказываемся в ы- нуждены делать и говорить, когда становимся чуть более эмоциональными, чем хотели бы быть. Но мы можем научиться обуздывать наше эмоциональное поведение, о котором бы мы стали со- жалеть впоследствии, таким образом, чтобы сдерживать или смягчать наши выражения, чтобы предотвращать или ограничивать наши действия и слова. Мы можем также научиться не быть ч е- ресчур сдержанными, не выглядеть неэмоциональными, если в этом состоит наша проблема. Было бы еще лучше, если бы мы могли научиться выбирать, как нам следует переживать и выражать наши эмоции в конструктивной форме.

Мы можем обратиться к далекой древности и воспользоваться описанием сдержанного чело- века, сделанным еще Аристотелем, в качестве стандарта того, что является конструктивным эм о- циональным поведением.64 Наши эмоции должны проявляться в надлежащем количестве, быть соразмерными вызвавшему их событию; они должны проявляться в подходящее для этого время и таким способом, который соответствует эмоциональному триггеру и обстоятельствам его возни к- новения; они должны выражаться правильным образом, так, чтобы не причинять вреда.65 По об- щему признанию, это очень абстрактные идеи, но они действительно объясняют причины, по ко- торым мы впоследствии сожалеем о своем поведении. В главе 3 рассказывалось о том, что дает импульс эмоциям и как ослабить горячие триггеры эмоций, для того чтобы они не всегда вызыв а- ли у нас эмоциональное возбуждение. Но предположим, что это не удалось и эмоция уже возни к- ла. Тогда возникает вопрос: можем ли мы сами выбирать то, что мы говорим и делаем? Когда мы переживаем период невосприимчивости – период, в течение которого мы не имеем доступа к ин- формации, которая бы изменила его, что мы чувствуем, – мы не хотим подавлять наши эмоции. Все, что наши эмоции заставляют нас делать и говорить, кажется нам оправданным и необходи- мым.

Если мы попытаемся контролировать наши действия и слова, то начнется борьба между н а-

шими обдуманными, сознательными усилиями и нашим непроизвольным, эмоциональным пов е-

 

 

63 Недавнее использование инъекций ботоксина для ослабления признаков старения позволяет достичь желаемого результата ценой снижения подвижности лица, придания ему менее эмоционального и одушевленного внешнего вида; однако неодушевленные люди выглядят менее привлекательными.

 

64 Я выражаю признательность Питеру Голди за обсуждение этой темы в его книге: The Emotions. 2000. New York: Oxford University Press. См. с. 113.

 

65 Здесь есть одно исключение. Когда другой человек угрожает нашей жизни или жизни других людей, то тогда в своем гневе мы имеем право причинить вред тому, кто представляет собой угрозу для окружающих, если не сущест- вует другого способа не допустить причинения людям повреждений. Далай–лама хотя и неохотно, но все же согла- сился с этой мыслью.


 

дением. Эта борьба будет наиболее острой у тех из нас, кто переживает эмоции намного быстрее и намного сильнее, чем другие. Иногда все, что мы можем сделать, – это уйти со сцены. Но даже это в каких–то эмоциональных эпизодах может потребовать от некоторых людей огромных усилий воли. По мере накопления практического опыта смягчать наше эмоциональное поведение стано- вится все легче и легче, но все равно для этого требуются время, концентрация сил и понимание ситуации. Подобно тому как имеются факторы, определяющие, как и когда может быть ослаблен горячий триггер, существует также и набор родственных факторов, определяющих, когда мы с наибольшей вероятностью преуспеем в смягчении нашего эмоционального поведения. Когда нам не удается добиться такого смягчения, а время от времени это не удается каждому из нас, то тогда мы можем предпринять ряд мер для извлечения выгод из этой неудачи, которые позволят снизить вероятность повторного фиаско.

Прежде чем я обращусь к этим двум вопросам – как смягчить наше эмоциональное поведе- ние и, если это нам не удается, как мы можем учиться на сделанных ошибках, – мы должны разо- браться, что мы пытаемся смягчить: что такое эмоциональное поведение и с какими сигналами, действиями и внутренними изменениями оно ассоциируется.

Нам нужно также понять, как возникают различные эмоциональные поведения и как мы мо- жем влиять на этот процесс. Мы начнем с сигналов, с выражений эмоций.

Сигналы об эмоциях, подаваемые другими людьми, часто определяют, как мы интерпрети- руем их слова и действия. Их выражения эмоций также вызывают нашу ответную эмоциональную реакцию, а она, в свою очередь, окрашивает нашу интерпретацию того, что говорит человек и как мы представляем себе его мотивы, установки и намерения.

В предыдущей главе мы познакомились с Элен, которую рассердил ее муж Джим, заяви в- ший, что вечером он не может забрать их дочь из школы. Элен воскликнула: «Почему ты не пре- дупредил меня заранее?» Джим, возможно, не рассердился бы на нее в свою очередь, если бы не заметил признаков раздражения в ее голосе и на ее лице. Но и одних ее слов могло бы оказаться достаточно. Более мягкий способ высказывания той же претензии мог бы выглядеть следующим образом: «Мне хотелось бы, чтобы ты предупреждал меня о таких вещах заранее» или «Что пом е- шало тебе сказать мне об этом не в самый последний момент?» Второй вариант указыв ал бы на то, что Элен догадывается, что должна быть какая–то причина, вынудившая Джима создать ей это не- удобство. Но даже ее более мягкое восклицание не ослабило бы напряжение, если бы она произ- несла его с раздражением в голосе и на лице.

Даже если бы Элен не сказала ничего, выражение ее лица подсказало бы Джиму, что она рассержена, так как эмоции не являются чем–то сугубо личным. Большинство наших эмоций имеют особые сигналы, сообщающие другим людям, что мы чувствуем. Мысли, напротив, явля- ются абсолютно приватными. Никто не знает, думаете ли вы о матери, об увиденном телевизио н- ном шоу или об изменении портфеля ваших инвестиций, если только эмоции не смешиваются с вашими мыслями, как это часто бывает в действительности. Нет никакого внешнего сигнала, со- общающего людям о самом факте наших размышлений, не говоря уже об их содержании. Иначе обстоит дело с эмоциями. Хотя люди различаются по степени своей экспрессивности, эмоции не являются невидимыми или безмолвными. Люди, которые смотрят на нас и слушают, что мы гово- рим, могут сказать, что мы чувствуем, если только мы не предпринимаем согласованных усилий по сокрытию выражений наших эмоций. Но и в этом случае какие–то следы эмоций все равно мо- гут сохраняться и быть обнаружены другими людьми.66

Нам не всегда нравится, что другие могут знать, что мы чувствуем; ведь даже самые откры- тые люди время от времени предпочитают держать свои чувства в себе. Возможно, Элен не хотела дать Джиму понять, что она рассержена, но ее лицо выдало бы ее, даже если бы она сумела заст а- вить себя промолчать. То, что мы подаем сигналы о возникающих эмоциях, является одним из проявлений нашего эволюционного наследия. По–видимому, на протяжении истории человека как биологического вида было полезнее, чтобы другие люди знали, какие эмоции мы переживаем, не- зависимо от нашего желания или нежелания сообщать им об этом. В случае с Элен ее раздражен- ный взгляд мог бы подтолкнуть Джима к объяснению причины, по которой он не предупредил жену заранее: «Дорогая, я знаю, что создам тебе проблемы, но у меня нет выбора: когда ты была в

 

66 Ekman, P. 1985. Telling Lies: Clues to Deceit in the Marketplace, Marriage, and Politics. New York: W. W. Norton.

Третье издание было опубликовано «W. W. Norton» в 2002 г.


 

ванной, мне позвонил босс и велел обязательно присутствовать на экстренном совещании». Т е- перь, когда Элен знает, что Джим не игнорировал ее интересы, ее гнев стихает. Но ее гнев мог бы не исчезнуть до конца, если бы, как я упоминал в главе 3, она имела другие причины для возму- щения или если бы они импортировала в данную ситуацию свой гнев, обусловленный ее детским опытом взаимоотношений с властным старшим братом.

Другой характерной чертой системы сигналов эмоций является то, что о на всегда находится во включенном состоянии. Она готова мгновенно транслировать любую эмоцию, которую мы и с- пытываем. Представьте, на что была бы похожа наша жизнь, если бы у этой системы имелся «п е- реключатель», который мы по собственному усмотрению могли бы ставить в положение «включе- но» или «выключено». В таком случае мы не могли бы, к примеру, нормально заботиться о наших маленьких детях. Ведь если бы переключатель был в положении «выключено», то как бы мы узн а- ли, что и когда нам следует делать? Состарившись, захотели бы мы оказаться вынужденными умолять наших взрослых детей обратить их эмоциональные сигналы на нас? В любви, дружбе и даже на рабочем месте важнейшее значение приобрел бы вопрос: «Твои сигналы эмоций включе- ны или выключены?» Кто захотел бы тратить время на нас, за исключением тех, с кем мы совер- шаем тривиальные операции обмена, например продавцы утренних газет, если бы окружающие знали, что мы предпочитаем лишать их информации о том, какие чувства мы испытываем?

К счастью, мы не имеем такой возможности, и, хотя мы можем пытаться ослаблять наши эмоциональные сигналы, такие попытки нечасто завершаются успехом. Разумеется, одни люди лучше других умеют ослаблять и даже устранять любые проявления эмоций, которые они исп ы- тывают. Но нельзя с уверенностью сказать, обусловлено ли это тем, что такие люди переживают эмоции менее интенсивно, или же они обладают экстраординарными способностями подавлять любые проявления испытываемых ими эмоций. Джон Готтман и Роберт Левенсон обнаружили, что мужчины, старающиеся скрывать свои чувства в то время, как их жены выражают гнев, с фи- зиологической точки зрения находятся в состоянии, соответствующем интенсивному пережив а- нию эмоций.67 Само по себе такое «отгораживание каменной стеной» может рассматриваться как эмоциональный сигнал об обладании главенствующей властью, о неспособности или нежелании заниматься мелкими повседневными проблемами. Хотя я не участвовал в этой работе, я полагаю, что тщательное исследование позволило бы обнаружить сигналы страха или гнева в едва заметных изменениях голоса или выражений лица до или во время такого «отгораживания».

Сигналы об эмоциях возникают практически одновременно с самими эмоциями. Например,

когда мы опечалены, наш голос автоматически становится мягче и тише, а внутренние уголки на-

ших бровей приподнимаются. Если эмоция возникает медленно, в течение нескольких секунд, то

сигнал может стать сильнее или может возникнуть быстрая последовательность сигналов. Сигн а-

лы ясно дают понять, когда начинаются эмоции, и в меньшей степени – когда эмоции заканчива-

ются. До тех пор пока эмоция не исчезла, она окрашивает голос, но нельзя утверждать с той же

уверенностью, что она вызовет изменение выражения лица. Мы можем сказать, когда человек п е-

рестает находиться во власти эмоции, потому что мы слышим отсутствие этой эмоции в его голосе

или не видим ее выражения на его лице или потому что мы слышим и видим выражения другой

эмоции, пришедшей на смену первой.

Важно помнить, что сигналы эмоций не сообщают нам об их источнике. Мы можем знать,

что кто–то разгневан, но не знать почему. Его гнев могли вызвать мы, или он сам, или воспомин а-

ние о чем–то, не имеющем к нам никакого отношения. Иногда мы можем догадаться об источнике

эмоции благодаря знанию текущего контекста. Предположим, что вы говорите своему сыну:

«Джонни, ты не можешь пойти сегодня вечером в кино с друзьями, потому что ты должен поси-

деть дома со своим маленьким братишкой. Ты знаешь, что его няня заболела, а мы с мамой обяз а-

тельно должны пойти на юбилей к нашим друзьям». Если Джонни выглядит рассерженным, то,

вероятно, он рассердился на вас из–за того, что вы нарушили его планы и сочли свои обязательст-

ва перед своими друзьями более важными, чем его обязательства перед его друзьями. Но Джонни

может также рассердиться и на себя за то, что принял произошедшее близко к сердцу и испытал

слишком сильное разочарование. Не очень вероятно, но вполне возможно.

 

67 Gottman J. M. & amp; Levenson R. W. 1999. «How stable is marital interaction over time?» Family Processes, 38: 159–

165.


 

Нам нужно избегать ошибки Отелло. 68 Вспомните, как в пьесе Шекспира Отелло обвиняет свою жену Дездемону в любви к Кассио. Он велит ей признаться во всем, так как собирается убить ее за измену. Дездемона просит Отелло позвать Кассио, чтобы тот подтвердил ее невиновность. Но Отелло заявляет, что он уже убил Кассио. Тогда Дездемона понимает, что не сможет доказать свою невиновность и что Отелло ее убьет.

Дездемона. Беда! Он ложно оклеветан, я погибла.

Отелло. Распутница, как смеешь ты при мне рыдать о нем?

Дездемона. Сошли меня в изгнанье, но жить оставь!

Отелло. Обманщица, умри!

(Перевод Б. Пастернака)

Ошибка Отелло состояла в том, что он не смог понять, что чувствовала Дездемона; он знал

лишь, что она испытывала мучения и страх. Он необоснованно уверовал в то, что ее эмоции имели

единственный источник: в то, что причиной горя была новость о смерти ее возлюбленного, а пр и-

чиной страха – угроза разоблачения ее неверности. Он убивает Дездемону, не подумав о том, что

источники ее страдания и страха были совсем другие: что ее эмоции были реакцией верной жены

на известие о том, что чрезмерно ревнивый муж собирается ее убить и что у нее нет никакого сп о-

соба доказать свою невиновность.

Если мы хотим избежать ошибки Отелло, мы должны противиться искушению делать быст-

рые выводы и стремиться рассматривать другие причины, помимо той, которая кажется нам наи-

более очевидной причиной появления эмоции. Существует много источников страха. Страх пре-

ступника, опасающегося поимки, выглядит точно так же, как страх невиновного человека перед

невозможностью доказать свое алиби.69 Сигналы об эмоциях предоставляют важную информацию о том, что чувствует человек и что он может сделать в следующий момент, но здесь почти всегда имеется более одной возможности. Человек, испытывающий страх, может предпочесть сражаться, а не прятаться или спасаться бегством.

Давайте начнем с выражений лица, самых кратковременных их всех эмоциональных сигн а- лов. В главе 1 описывается мое исследование, позволившее установить, что семь следующих эм о- ций имеют свои характерные универсальные выражения лица: печаль, гнев, удивление, страх, о т- вращение, презрение и радость. Мне нет необходимости разъяснять смысл этих слов, описывающих эмоции, возможно, за исключением «презрения», поскольку слово «contempt» не слишком часто используется в английском языке. Презрение испытывает человек, чувствующий свое превосходство, обычно моральное, над другим человеком, но презрение может испытываться также и к тому, кто слабее интеллектуально, физически и т. п. Презрение может быть довольно приятной эмоцией.

Каждое из этих названий эмоций – печали, гнева, удивления, страха, отвращения, презрения

и радости – обозначает семейство родственных эмоций. Например, гнев может варьировать по си-

ле (от раздражения до ярости) и по типу (угрюмый гнев, обиженный гнев, возмущенный гнев, хо-

лодный гнев и т. п). Изменения интенсивности внутри каждого семейства эмоций ясно отражают-

ся на лице, но ученые еще не провели строгих исследований для определения того, имеют ли

разные члены одного семейства эмоций свои характерные выражения лица.

В современной науке принято объединять гнев, страх, отвращение, печаль и презрение в

группу негативных эмоций и противопоставлять ее группе позитивных эмоций. Так как удивление

может быть либо позитивным, либо негативным, то оно обычно исключается из такой классифи-

кации. Имеется две проблемы, связанные с использованием такой простой дихотомии. Во –первых,

она игнорирует очень важные различия между так называемыми негативными эмоциями: разли-

чия в том, что приводит в действие каждую из этих эмоций, как эти эмоции ощущаются, что они

заставляют нас говорить и делать, какие сигналы они подают с помощью лица и голоса и как люди

обычно реагируют на нас. Другая проблема состоит в том, что даже так называемые негативные

 

 

68 Обсуждение ошибки Отелло в контексте подозрения на обман см. в моей книге Telling Lies.

 

69 Это проблема возникает при выявлении любого типа лжи. Разработчики полиграфов стараются снизить страх че- ловека перед необоснованным признанием его виновным в несовершенном им преступлении с помощью заявлений о точности работы этих устройств, но так как точность работы полиграфов недостаточно высока и об этом знает все больше людей, то и преступники, и невиновные люди могут проявлять одинаковый страх.


 

эмоции не всегда ощущаются как неприятные. Для кого–то нет ничего приятнее яростного спора, а кто–то с удовольствием плачет, когда смотрит грустные фильмы. С другой стороны, веселье, считающееся позитивным чувством, может быть жестоким, если оно вызывается грубыми шутка- ми. Я уверен, что мы должны изучить особенности каждого эмоционального эпизода, прежде чем утверждать, является ли он приятным или неприятным для человека, который его переживает.

Использование термина «радость» представляется проблематичным, потому что, как и тер- мин «несчастье», он является недостаточно конкретным. Как мы увидим в главе 9, существует много радостных эмоций. Например, веселье и избавление являются очень разными формами ра- дости, различающимися между собой, не меньшей степени, чем страх и гнев. Эмоции радости не имеют отражения разных выражений лица, все они одинаково выражаются посредством улыбки. Разные типы радости могут ассоциироваться с разными временными характеристиками улыбок, но главной сигнальной системой для эмоций радости является голос, а не лицо.

Голос является еще одной сигнальной системой эмоций, равной по важности выражениям лица, но имеющей несколько интересных отличий.70 Лицо всегда наблюдаемо, если только чело- век не покидает зону видимости или если особенности его культуры не заставляют его носить

маску или вуаль, что бывает довольно редко. Голос не является непрерывной сигнальной системой и по желанию человека может «отключаться». Мы не можем полностью скрыть наше лицо, хотя желание сделать это в какой–то мере объясняет, почему люди часто предпочитают телефонный разговор беседе лицом к лицу. (Разумеется, телефон обеспечивает и другие выгоды: возможность одеваться по собственному усмотрению, незаметно заниматься во время разговора выполнением других дел и т. п.) Электронная почта позволяет еще больше: не слышать и не быть услышанным, что исключает возможность проявления вашей эмоции в голосе, и не давать немедленного ответа. Некоторые люди пытаются обеспечить себе такую выгоду, делая звонки в то время, когда, по их мнению, нужный им абонент отсутствует на месте, что позволяет им оставлять сообщение на а в- тоответчике, однако никогда нельзя исключать возможность того, что абонент снимет трубку.

Хотя я действительно верю в правоту Сильвана Томкинса, утверждавшего, что всякий раз, когда генерируется эмоция, обязательно возникает импульс к выработке характерного для нее зв у- ка, обычно такие звуки могут легко подавляться людьми. Однако, как только кто–то начинает го- ворить, в голосе трудно распознать признаки испытываемого чувства.

Лишь немногие из нас способны симулировать звуки эмоций, которых мы не испытываем. Для этого необходимы актерские навыки, и часто актеры добиваются убедительного зв учания го- лоса, когда заставляют себя переживать нужную эмоцию, вспоминая какое–то событие из своего прошлого. С другой стороны, придать лицу неискреннее выражение намного проще, и результаты моих исследований показывают, что такие выражения обманывают большинство тех людей, кото- рые не научились идентифицировать выражения лица.71 Голос редко направляет ложное эмоцио- нальное сообщение и вообще не распространяет никаких сообщений, если человек молчит. Лицо чаще, чем голос, направляет ложные эмоциональные сообщения, но зато его нельзя полностью

«отключить». Даже когда человек слушает, а не говорит, на его лице можно заметить легкие пр о- явления эмоций.

Последнее различие сигналов, подаваемых голосом и лицом, состоит в том, что голос при- влекает наше внимание, даже когда мы не видим человека, подающего сигнал, в то время как мы должны постоянно смотреть на человека, чтобы подмечать выражения его лица. Если бы не было голосовых эмоциональных сигналов, если бы об испытываемых человеком эмоциях сигнализиро- вало бы только его лицо, то няни подвергались бы серьезному риску всякий раз, когда они теряли бы из виду вверенных им детей. Как неудобно было бы проверять эмоциональное состояние детей только по выражениям их лиц. Но, к счастью, издаваемый ребенком крик радости, боли, г нева или страха может привлечь внимание няни, не видящей малыша, и таким образом позволяет ей зан и- маться выполнением разных дел в разных концах помещения, до тех пор пока она может слышать голос ребенка.

 

 

70 Scherer, К., Johnstone, Т. & amp; Klasmeyer G. Forthcoming. «Vocal Expression of Emotion». In R. Davidson, H.

Goldsmith & amp; K. R. Scherer (eds.), Handbook of Affective Science. New York: Oxford University Pr ess.

 

71 Ekman, P., O'Sullivan, M. & amp; Frank, M. 1999. «A few can catch a liar». Psychological Science, 10: 263–266. Ekman,

P. & amp; O'Sullivan, M. 1991. «Who can catch a liar?» American Psychologist, 46: 913–920.


 

Достойно сожаления, что с учетом важности голоса мы так мало знаем о том, как он сигна- лизирует об эмоциях, переживаемых человеком. Мой коллега, а нередко и партнер по исследов а- ниям Клаус Шерер является ведущим специалистом по изучению голоса и эмоций. Его работы п о- казали, что голосовые сигналы эмоций, подобно сигналам лица, являются универсальными.72

Шерер занимался также уточнением того, что изменяет в голосовом сигнале каждая из эмоций. О

голосе я могу сообщить меньше достоверной информации, чем о лице, отчасти потому, что иссл е-

дования голоса проводились намного реже. К тому же довольно трудно описывать звук проявле-

ния разных эмоций таким образом, который мог бы принести практическую пользу. Для этого м о-

жет потребоваться слушать голос подобно тому, как для изучения выражений эмоций на лице

необходимо просматривать фотографии, кинопленки и видеозаписи. К тому же большинству л ю-

дей проще представить, как выглядит лицо, по словесным описаниям подаваемого лицом сигнала,

чем представить себе звук по словесным описаниям голосового проявления эмоции. В последую-

щих главах я расскажу, что удалось узнать ученым о голосовых сигналах эмоций, и покажу фото-

графии с разными выражениями лица для каждой эмоции.

Помимо сигналов об эмоциях, подаваемых голосом и лицом, существуют также эмоцио-

нальные импульсы к физическому действию, которые также можно распознать. Я уверен, что они

являются в той же мере универсальными, как и выражения эмоций лицом и голосом, хотя их из у-

чению было посвящено довольно мало исследований. Я кратко опишу их в этой главе, потому что

они не так знакомы нам, как выражения эмоций с помощью лица и голоса. При гневе и при неко-

торых видах удовольствия возникает импульс к движению в сторону триггера эмоции. При страхе

возникает импульс, вызывающий оцепенение, если такое состояние позволяет избежать обнар у-

жения, или же импульс к бегству от потенциального источника вреда. Сходный импульс возника-

ет и при отвращении, но я думаю, что он не такой сильный; цель здесь заключается не в том, чт о-

бы спастись от вызывающего антипатию предмета, а в том, чтобы просто избежать контактов с

ним. Например, люди могут сворачивать в сторону, завидев предмет, вызывающий у них непр и-

язнь; они могут подавиться или почувствовать приступ рвоты, если такой предмет имеет неприят-

ный вкус или запах.

В случае печали, но не горя происходит общее снижение мышечного тонуса; человек сгорб-

ливается и подолгу находится в неподвижном положении. В случае презрения возникает импульс,

заставляющий человека смотреть сверху вниз на того, кто вызвал у него это чувство. В случае

удивления происходит фиксация внимания на показавшемся необычном объекте. В случае избав-

ления происходит общее расслабление тела; при получении тактильного сенсорного удовольствия

происходит движение в направлении источника стимуляции, а при получении других видов се н-

сорного Удовольствия происходит переориентация в направлении источника стимуляции, хотя

при этом может не произойти никаких движений, кроме перемены направления взгляда. У спор т-

сменов, забивающих важный гол, по–видимому, возникает импульс к действию, часто с помощью

рук, позволяющий продемонстрировать, что человек испытывает гордость за достижение резуль-

тата. Смех, часто сопровождающий бурное веселье, вызывает повторяющиеся движения тела вме-

сте с характерными спазматическими явлениями.

Ни один из этих импульсов к действию73 формально не будет рассматриваться как сигнал, потому что он не вырабатывался в ходе нашей эволюции специально в целях передачи информ а- ции. Я описал их здесь, потому что они могут предоставить нам информацию о возникающей эм о- ции. Они непроизвольны, как сигналы эмоций, подаваемые голосом и лицом, но, возможно, пода- вить их намного легче. Подобно сигналам, подаваемым голосом и лицом, они универсальны и заданы изначально – в том смысле, что нам не требуется их усваивать.

Все прочее, что мы делаем, когда испытываем эмоции, усваивается, а не задается заранее и, вероятно, оказывается специфичным для определенной культуры или конкретного индивида. Эти усвоенные действия, которые включают в себя физические движения и произносимые слова, яв-

 

 

72 Banse, R. & amp; Scherer, K. R. 1996. «Acoustic profiles in vocal emotion expression». Journal of Personality and Social

Psychology, 70: 614–636.

 

73 Сделанное Фрейдой описание действий, характеризующих каждую эмоцию, содержит то, о чем говорил я, и даже немного больше. Я верю, что только эти рудиментарные начальные движения являются врожденными, автоматиче- скими и универсальными.


 

ляются продуктом непрерывного приобретения нами (и нашими предками) опыта того, что позво- ляет успешно иметь дело с источником возникновения эмоции и с событиями, разворачивающ и- мися в течение связанного с этой эмоцией эпизода. Нам проще и быстрее усваивать действия, ко- торые согласуются с нашими предварительно заданными автоматическими эмоциональными действиями. Например, в случае страха мы легче бы усвоили модель поведения, подразумеваю- щую наше буквальное или метафорическое бегство, чем модель, подразумевающую нападение. Но любая модель поведения может стать установленной для любой эмоции. Будучи усвоенными, эти модели поведения работают автоматически, точно так же, как если бы они были заданы заранее.

Мы можем осуществлять преднамеренное вмешательство, подавляя наши рефлексы и им-

пульсы совершенно другими действиями или полным нашим бездействием. Вмешательство может

также происходить автоматически и направляться нашими прочно усвоенными привычками, а не

произвольным желаниями. Муж, отгораживающийся от разгневанной жены «каменной стеной»,

делает это автоматически, без какого–то сознательного выбора. В любом случае – с помощью

осознанного выбора или усвоенной привычки – создание помехи выражению эмоции или эмоцио-

нальным действиям будет трудным делом, когда эмоция очень сильна. Большинству людей будет

проще предотвратить действие, чем полностью устранить любые проявления эмоции на лице или

в голосе. Я уверен, что это так, потому что мы можем превосходно осуществлять сознательный

контроль наших мышц, без которого мы не могли бы выполнять все те сложные действия, которые

необходимы нам для выживания. Действительно, мы можем гораздо лучше контролировать мыш-

цы тела и наши слова, чем мышцы лица или настройку нашего голосового аппарата.

Сам по себе тот факт, что мы выполняем какие–то действия непроизвольно, под влиянием

автоматических оценок и без сознательного анализа, не означает, что эти действия представляют

собой результат нашей эволюции и являются универсальными. Наши привычки усваиваются и и с-

пользуются нами автоматически, часто без ведома нашего сознания. Для понимания последова-

тельности изменений, происходящих во время эмоционального эпизода, мы должны помнить о

том, что в первые одну–две секунды обычно проявляются изначально заданные выражения эмо-

ции с помощью лица и голоса, изначально заданные и усвоенные действия, а также происходят

другие невидимые и неслышимые изменения.

До сих пор я рассказывал о том, что можно наблюдать, слышать или видеть, когда кто –то

начинает испытывать эмоциональное возбуждение. Одновременно возникают определенные фи-

зиологические изменения, которые также порождают видимые и слышимые симптомы того, что

происходит с этим человеком. Мы с Робертом Левенсоном изучали некоторые изменения в вегет а-

тивной нервной системе (ВНС), возникающие в период действия эмоции, такие как выделение по-

та, который мы иногда можем видеть или обонять; изменение частоты дыхания, которое мы м о-

жем слышать; и изменение сердечной активности и температуры кожи, которые для нас

невидимы. Обнаруженные нами различные модели поведения ВНС для каждой из эмоций также

подкрепляют то, что ранее я называл изначально задаваемыми действиями. Например, и при гневе,

и при страхе частота сердцебиений повышается, подготавливая человека к совершению перем е-

щений. У человека, испытывающего гнев, кровь приливает к рукам, согревая и подготавливая их к

каким–то действиям в отношении объекта гнева. В случае страха кровь приливает к ногам, что вы-

зывает охлаждение рук и подготавливает мышцы ног к бегству.74 Потение усиливается и при стра-

хе, и при гневе, особенно когда интенсивность этих эмоций высока. Дыхание учащается и при

страхе, и при гневе, и при страдании, а человек, испытывающий облегчение, обычно издает глубо-

кий вздох. (Покраснение от смущения является еще одним видимым признаком, но я рассмотрю

его в самом конце этой книги.)

Теперь давайте перейдем от внешних проявлений поведения – сигналов, действий, симпто-

мов изменений в ВНС – к рассмотрению внутренних изменений, которые нельзя увидеть и услы-

шать. К сожалению, имеется мало исследований изменения нашего хода мыслей в течени е всего

 

 

74 Levenson, R. W., Ekman, P., Heider, К. & amp; Friesen, W. V. 1992. «Emotion and autonomic nervous system activity in the Minangkabau of West Sumatra». Journal of Personality and Social Psychology, 62: 972–988. Levenson, R. W., Carstensen, L. L., Friesen, W. V. & amp; Ekman, P. 1991. «Emotion, physiology, and expression in old age». Psychology and Aging, 6:

28–35. Levenson, R. W., Ekman, P. & amp; Friesen, W. V. 1990. «Voluntary facial action generates emotion specific

autonomic nervous system activity». Psychophysiology, 27: 363–384. Ekman, P., Levenson, R. W. & amp; Friesen, W. V.

1983. «Autonomic nervous system activity distinguishes between emotions». Science, 221: 1208–1210.


 

эмоционального эпизода, но я мало сомневаюсь в том, что наша интерпретация окружающего м и- ра существенно изменяется. В одном исследовании было показано, что воспоминания, связанные с переживаемой нами эмоцией, быстро восстанавливаются в нашей памяти, причем даже те воспо- минания, которые оказываются труднодоступными для нас, когда мы не испытываем данной эм о-

ции.75 Важнее всего то, что мы оцениваем происходящее таким способом, который соответствует

испытываемой нами эмоции, а значит, оправдывает и поддерживает ее. Возникающие у нас ожи-

дания и выносимые нами оценки обычно способствуют сохранению, а не ослаблению испытывае-

мой эмоции.

Другая группа внутренних изменений, возникающих вместе с эмоцией, представляет собой

попытку регулирования эмоционального поведения. Традиционно мы полагаем, что регулирова-

ние эмоции начинается после ее возникновения, а не одновременно с ним. Разумеется, осознанные

попытки контролирования эмоции действительно происходят после того, как эмоция возникает и

регистрируется сознанием, но мой коллега Ричард Дэвидсон, с которым мы неоднократно прово-

дили совместные исследования, полагает, что регулирование происходит также одновременно со

всеми другими эмоциональными изменениями – сигналами, изменениями в мышлении и импуль-

сами к действию.76 Хотя этот факт еще полностью не доказан, я думаю Дэвидсон прав в том, что имеется начальный этап неосознанного регулирования, начинающийся тогда, когда происходят все прочие эмоциональные изменения. Однако Дэвидсон не высказался достаточно ясно о том, что это за процессы регулирования и как они возникают.77 В предстоящее десятилетие мы сможем уз- нать об этом гораздо больше.

Я полагаю, что модель начального регулирования основывается на научении, возможно,

раннем социальном научении, и потенциально может видоизменяться. Она может учитывать такие

факторы, как то, насколько быстро человек осознает переживаемую им эмоцию, насколько легко

он может идентифицировать переживаемое им состояние и происходит ли немедленное включе-

ние «тормозов» или же, напротив, человек потакает своим импульсивным действиям. По общему

мнению, мы мало знаем об этой модели начального регулирования, но, по –видимому, с появлени-

ем научения эмоции не могут возникать совершенно безо всякого регулирования, а научение н а-

чинается в раннем детстве. Такие модели регулирования, вероятно, оказываются настолько хоро-

шо усвоенными, что они работают автоматически и сопротивляются изменениям. Насколько они

сопротивляются, мы не знаем, но если они поддаются трансформациям, то это дает возможность

изменять нашу эмоциональную жизнь.

Представим себе крайне неэмоционального человека, настолько ограниченного в своих эмо-

циональных реакциях, что он начинает испытывать неудовлетворенность своей жизнью и хочет

стать эмоционально более отзывчивым. Темперамент, т. е. генетически заданный эмоциональный

настрой, является одним из объяснений его тусклой эмоциональной жизни. Но если регулирование

эмоций усваивается в очень раннем возрасте, то, возможно, этот человек имел в детстве опыт, до

сих пор заставляющий его чрезмерно контролировать свои эмоции. Возможно, его наказывали,

третировали или игнорировали за любое проявление эмоций. Если его поведение формируется под

влиянием усвоенного регулирования, то, вероятно, он может изменить свои реакции. Если же п о-

ведение формируется под влиянием естественных наклонностей его характера, то тогда попытки

изменений будут иметь мало шансов на успех. Наличие таких моделей начального регулирования

указывает на огромную важность взаимодействий ребенка с другими людьми для формирования

последующей эмоциональной жизни этого индивида, и этот вывод находится в полном соответст-

 

 

75 Stein, N. L., Ornstein, P. A., Tversky, B. & amp; Brainerd, C. (eds.). 1997. Memory for Everyday and Emotional Events. Mahwah, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates.

 

76 Davidson, R. J., Jackson, D. C. & amp; Kalin, N. H. 2000. «Emotion, plasticity, context and regulations. Perspectives from

affective neuroscience». Psychological Bulletin, 126: 890–906

 

77 Гросс описывает первичное регулирование, но не концентрирует внимание на этом непроизвольном, практически мгновенном регулировании, о котором говорит Дэвидсон. Вместо этого рассматривает более осознанно осуществляе- мые попытки заново интерпретировать происходящее. Gross, J. J. 1998. «Antecedent–and response–focused emotion regulation: Divergent consequences for experience, expression and physiology». Journal of Personality and Social Psychology,

74: 224–237. Gross, J. J. 1998. «The emerging field of emotion regulation: An integrative review». Review of General

Psychology, 2: 271–299.


 

вии с результатами многих исследований по этой теме78 и фундаментальными принципами психо- анализа.

Когда мы находимся во власти эмоций, в течение долей секунды происходит последователь- ность изменений, на которые мы никак не влияем и о которых мы даже не знаем: изменений в си г- налах эмоций, подаваемых лицом и голосом; в изначально заданных действиях; в усвоенных де й- ствиях; в деятельности автономной нервной системы, регулирующей состояние нашего тела; в регуляторных моделях, которые непрерывно видоизменяют наше поведение; в возникающих реле- вантных воспоминаниях и ожиданиях; и в том, как мы интерпретируем происходящее внутри нас и в окружающем мире.79 Эти изменения являются непреднамеренными; мы их не выбираем. Пси- холог Роберт Зайонк называет их неизбежными. 80 Узнавая о них, что обычно происходит в какой– то момент до завершения эмоционального эпизода, мы получаем шанс на то, чтобы сделать свой выбор, т. е. если у нас есть соответствующее желание, то попытаться помешать им. Прежде чем объяснять, что влечет за собой такое знание и какие меры можно предпринять для его улучшения, нам нужно рассмотреть еще один аспект процесса возникновения эмоции – что правит бал, т. е. что генерирует эту последовательность неизбежных эмоциональных изменений.

Наличие такого множества быстрых ответных реакций – разных для всех эмоций и в опреде- ленной степени одинаковых для всех людей – говорит нам кое–что о центральных механизмах го- ловного мозга, организующих и направляющих наши эмоциональные реакции. Центральные ме- ханизмы, направляющие наши эмоциональные реакции, приводятся в действие в результате автоматической оценки, которая рассматривалась нами в главе 2. В этих центральных механизмах должны храниться инструкции, направляющие то, что мы делаем, инструкции, отражающие то, что было усвоено в течение нашей долгой эволюции. Понимание моей теории о том, что предста в- ляют собой эти центральные механизмы и как они работают, имеет ключевое значение для наших ожиданий того, чего смогут добиться люди в регулировании своего эмоционального поведения после получения информации о своем кратковременном эмоциональном опыте.

Томкинс предложил термин программы эмоциональных реакций для обозначения врожден- ных центральных механизмов, направляющих наше эмоциональное поведение. Слово «програм- ма» (program) образовано из приставки pro, означающей «до», и корня graphein, означающего

«пишу»; таким образом, программа имеет в виду механизмы, которые хранят информацию, зап и-

санную ранее или унаследованную, как в нашем случае. По–видимому, должно иметься много та-

ких программ, разных для каждой эмоции.

Термин «программа эмоциональных реакций» как и термин «база данных эмоций» является

метафорой, так как я не думаю, что в мозгу существует нечто похожее на компьютерную про-

грамму, а кроме того, я не берусь утверждать, что эмоциями управляет только какая–то одна об-

ласть мозга. Мы уже знаем, что в управление эмоциональным поведением вовлечены многие о б-

ласти головного мозга, но пока мы не узнаем о мозге и эмоциях больше, эта метафора может

использоваться нами также и для изучения наших эмоций.81

Так как программы эмоциональных реакций контролируют наше эмоциональное поведение,

то улучшение понимания того, как они работают, может помочь нам решению этой задачи. Зоолог

Эрнст Мейр делал различие между открытыми и закрытыми программами. В закрытую программу

ничто не может быть включено посредством опыта, в то время как генетически открытая пр о-

грамма «допускает введение дополнительной информации в течение жизни индивида».82 Мейр

 

78 Greenberg, M. T. & amp; Snell, J. L. 1997. «Brain development and emotional development: The role of teaching in organizing the frontal lobe». In P. Salovey & amp; D. J. Sluyter (eds.), Emotional Development and Emotional Intelligence. New York: Basic Books.

 

79 Изменения происходят также и в наших нейрохимических процессах. Хотя эти изменения обладают многими ха- рактеристиками, которые я здесь обсуждаю, в этой книге я их не рассматриваю.

 

80 Zajonc, R. В. 2001. «Emotion». In D. T. Gilbert, S. T. Fisk, & amp; G. Lindzey. (eds.), The Handbook of Social

Psychology. Vol. 1. 4th edition. Boston: McGraw–Hill. См. с. 591–632.

 

81 В настоящее время чаще используются модели коннекционистов. Я не возражаю против таких формулировок, но считаю их более трудными для понимания и поэтому считаю компьютерные метафоры программы и инструкции бо- лее полезными.

 

82 Mayr, Е. 1974. «Behavior programs and evolutionary strategies». American Scientist, 62: 650–659.


отмечал, что у тех, кто подолгу находятся под родительской опекой и, следовательно, имеют дл и- тельный период научения, появляется избирательное преимущество получения открытой, а не з а- крытой генетической программы. (Это согласуется с утверждением Мейра о том, что все живот- ные, проявляющие эмоции, имеют открытые программы эмоциональных реакций. Такая открытость лежит в основе природы эмоций.) Например, сравните людей, для которых характерна многолетняя беспомощность в детском возрасте, с маленькими птичками малео, живущими на се- вере индонезийского острова Сулавеси. Самка малео зарывает яйца глубоко в теплый вулканиче- ский песок и улетает прочь. Когда птенец малео вылупится из скорлупы и как он будет выбират ь- ся из песка наверх – это его дело. Он сразу же должен знать, что ему требуется для выживания, так как ему не предоставляется никакого «периода несамостоятельности», в течение которого он мог бы проходить обучение у родителей. У людей наблюдается совершенно противоположная карти- на: ребенок, предоставленный после рождения самому себе, погибает. Наши программы эмоци о- нальных реакций открыты настолько, что мы можем учиться тому, что будет работать в конкрет- ных нынешних условиях, в которых мы живем, и накапливать эту информацию определенным образом, позволяющим ей управлять нашим поведением автоматически.

Данные о наличии универсальных характеристик в наших сигналах эмоций и в некоторых изменениях в деятельности автономной нервной системы говорят о том, что, хотя программы эм о- циональных реакций открыты для новой информации, усваиваемой посредством опыта, програм- мы не начинаются на пустом месте, безо всякой исходной информации. Какие–то цепочки уже существуют, и они разворачиваются в процессе нашего развития, они испытывают влияние опыта, но не создаются целиком на его основе. Должны быть разные цепочки для разных реакций, харак- теризующих каждую из эмоций. Эволюция изначально ввела некоторые инструкции или принц и- пы формирования цепочек в наши открытые программы эмоциональных реакций, генерирующ ие сигналы эмоций, эмоциональные импульсы к действию и начальные изменения в деятельности автономной нервной системы и устанавливающие период невосприимчивости для того, чтобы мы интерпретировали мир тем способом, который согласуется с эмоцией, которую мы испытываем.83

К тому же данные о наличии универсальных характеристик в сигналах эмоций и физиологии

автономной нервной системы говорят о том, что обычно инструкции для проведения таких изм е-

нений вырабатываются одинаковым способом у каждого индивида, если то лько они не видоизме-

няются под влиянием необычного опыта. Хотя имеется немного свидетельств того, как такой опыт

может видоизменять выражения лица, результаты обследования людей с посттравматическим

стрессовым расстройством (PTSD) говорят о том, что пороговые уровни для возникновения авто-

номной активности могут быть существенно изменены. Например, когда людей просили выст у-

пить перед аудиторией (задача, которая ставит в трудное положение очень многих), то выясн и-

лось, что женщины, подвергавшиеся в прошлом насилию, испытывали больший стресс, чем

женщины, которым не пришлось пережить подобных травматических событий.84

Программы эмоциональных реакций содержат не только то, что записано в них нашим эво-

люционным прошлым на том основании, что это приносило пользу нашим предкам. Они содержат

также и то. что представляется нам полезным в нашей собственной жизни для совершения наших

наиболее важных взаимодействий с другими людьми, а именно эмоциональных взаимодействий.

Модель начального регулирования, ассоциируемая с каждой из эмоций, меняется от индивида к

индивиду в зависимости от того, что каждому из них пришлось узнать за прожитые годы. Она

также вводится в программу эмоциональных реакций и сразу после своего введения в эту пр о-

грамму начинает работать автоматически – так, как будто она была изначально введена туда как

результат эволюционного опыта, – и сопротивляется попыткам ее изменения. Кроме того, в про-

 

83 Я не верю, что все это проявляется в первый же день жизни, но согласен с утверждениями Линды Камрас и Хар- риет Остер о том, что это проявляется постепенно по мере развития младенца. Camras, L., Oster, Н., Campos, J., Miyake, К. & amp; Bradshaw, D. 1992. «Japanese and American infants' responses to arm restraint». Developmental Psychology, 28: 578–582. Also, Rosenstein, D. & amp; Oster, H. 1988. «Differential facial responses to four basic tastes in newborns». Child Development, 59: 1555–1568,

 

84 Heim, C., Newport, D. J., Heit, S., Graham, Y. P., Wilcox, M., Bonsall, R., Miller, A. H. & amp; Nemeroff, С. В. 2000.

«Pituitary–adrenal and autonomic responses to stress in women after sexual and physical abuses in childhood». Journal of the

American Medical Association, 284: 592–597.


 

грамму эмоциональных реакций вводятся бихевиоральные модели, которые мы усваиваем на про- тяжении нашей жизни для взаимодействиями с различными триггерами эмоций, которые могут быть подобны или совершенно отличны от тех, которые были установлены изначально. Как отм е- чалось выше, эти модели, будучи усвоенными, также начинают действовать автоматически.

Я не верю, что мы можем переписывать изначально заданные инструкции в наших програм-

мах эмоциональных реакций, это еще предстоит доказать. Мы можем попытаться помешать дей-

ствию таких инструкций, но это будет очень непросто именно потому, что мы не в состоянии уда-

лить их или переписать. Если бы могли переписать инструкции, то тогда нам стали бы встречаться

люди, эмоции которых полностью отличаются от наших эмоций – с другими сигналами, с другими

импульсами к действию, с другими изменениями частоты сердечных сокращений и дыхания и т. п.

Нам потребовались бы переводчики не только для слов, но также и для эмоций.

Это не означает, что изначально заданные инструкции порождают идентичные изменения в

каждом человеке. Инструкции управляют разными системами организма, а кроме того, имеются

различия между индивидами и культурами, в которых эти индивиды узнают об управлении своим

эмоциональным поведением. Даже при одинаковых изначально заданных инструкциях будут н а-

блюдаться как индивидуальные различия, так и сходства в эмоциональном опыте.

Инструкции в программах эмоциональных реакций, введенные в действие посредством ав-

томатической оценки, начинают действовать до их полного исполнения; другими словами, их и с-

полнение не может прерываться. Как долго сохраняются изменения, вызванные действием инст-

рукций, зависит от конкретной системы эмоциональной реакции. Я полагаю, что для выражений

лица и импульсов к действию это время составляет менее секунды. Я делаю такое предположение

на основе наблюдений за тем, как быстро люди могут убрать выражение со своего лица, сокращая

длительность его присутствия или маскируя его другим выражением. Вслушиваясь в то, что гово-

рят люди, когда они пытаются скрыть свои чувства, я заметил, что такой контроль за звуком голо-

са происходит дольше, но он по–прежнему длится несколько секунд или в крайнем случае не-

сколько минут, если эмоция не оказывается очень сильной или если не происходит что –то новое,

подкрепляющее ее. Изменения в нашем дыхании, потоотделении и сердечной активности также

длятся дольше, приблизительно от 10 до 15 секунд. Читателю следует заметить, что эта идея о

том, что выполнение инструкций не может прерываться, не основывается на строгих научных

фактах. Однако она действительно согласуется с результатами моих наблюдений за тем, как ведут

себя люди, испытывающие различные эмоции.

Помните пример Элен, которая страшно рассердилась, когда ее муж Джим сказал, что не он,

а она должна будет забрать сегодня дочку из школы? Выражение гнева, вспыхнувшее на ее лице;

резкость голоса, которым она спросила, почему Джим не сказал ей об этом заранее; легкий наклон

ее тела вперед; повышение температуры ее кожи, артериального давления и частоты сердечных

сокращений – все это изначально заданные изменения, генерированные программой эмоциональ-

ных реакций. Большинство из них могли бы исчезнуть в следующий момент, когда Элен узнала

бы от Джима, почему он не мог предупредить ее заранее (изменения температуры кожи, частоты

сердечных сокращений и артериального давления продлятся чуть дольше, прежде чем эти показа-

тели вернутся к исходным значениям, которые были до начала эпизода). Но эпизод может полу-

чить продолжение; Элен может сохранять свой гнев, если период невосприимчивости еще не з а-

кончился. Возможно, здесь проявится накопившееся раздражение, или она может импортировать

сценарий доминирования старшего брата, или же Джим действительно законченный эгоист и этот

случай является лишь еще одним примером его невнимания к жене. Если Элен не примет извин е-

ния Джима, интерпретируя их как еще один пример того, что он ставит свои интересы выше ее ин-

тересов, то ее гнев вспыхнет с новой силой. На мой взгляд, изначально заданные изменения, в ы-

званные программой эмоциональных реакций (когда эмоция возникает благодаря автоматической

оценке), являются кратковременными и не должны сохраняться. Иногда они соответствуют ситуа-

ции и нужны для участия в ней: Джим действительно является эгоистом и может пренебречь и н-

тересами жены, если она этому не воспротивится. Но иногда они оказываются неподходящими:

Джим никак не мог предупредить Элен заранее; это не модель его доминирования – просто Элен

плохо спала этой ночью и проснулась в дурном настроении.

Когда мы говорим, что не в состоянии прервать свои реакции, это не является утверждением

того, что мы не можем управлять ими. Мы хотим лишь сказать, что у нас нет в озможности вы-

брать вариант мгновенного и полного выключения реакций. Даже если мы заново оцениваем то,


 

что происходит, то ранее активированные эмоциональные реакции не могут закончиться мгновен- но. Вместо этого новые эмоциональные реакции могут налагаться на ранее генерированные эмо- ции или смешиваться с ними. Предположим, что гнев Элен на Джима основан на импортировании сценария о доминирующем старшем брате. Как только Элен узнает, что Джим действительно не имел выбора, что он не игнорировал ее интересы, она понимает, что сохранение гнева по этому поводу необоснованно; но если разыгрывается сценарий доминирующего старшего брата, то ее гнев сохраняется, или же она может вспомнить, что проснулась не в духе и что именно ее н а- строение подпитывает ее неуместный гнев. У Элен может возникнуть чувство вины за то, что она продолжает испытывать раздражение. Мы знаем из результатов научного исследования, что две эмоции могут возникать в быстрой последовательности снова и снова. Две эмоции могут также сливаться, образуя смесь эмоций, но при проведении своих исследований я убеждался, что это происходит реже, чем возникновение повторяющихся быстрых последовательностей.

Повторные оценки не являются единственным способом, с помощью которого мы можем на

время переключаться с одной эмоциональной реакции на другую. Томкинс указывал, что зачастую

мы проявляем эмоциональную реакцию на эмоцию, которую первоначально испытывали. Мы м о-

жем разгневаться из–за того, что испытали страх, испугаться из–за того, что проявили чрезмерный

гнев. Мы способны испугаться того, что мы можем сделать, когда испытываем глубокую печаль.

Эта связь второй эмоции с первой может возникнуть для любой пары эмоций. Сильван Томкинс

утверждал, что один из способов понимания уникальности личности заключается в определении

того, проявляет ли обычно данный человек конкретную эмоциональную реакцию на другую эм о-

циональную реакцию. Он также утверждал, что иногда мы не знаем о нашей первоначальной эм о-

циональной реакции и что мы знаем только о нашей второй эмоциональной реакции на первую

эмоцию. Мы можем не понимать, что сначала мы испугались, и знать только о нашем гневе, кото-

рый возник в ответ на наш первоначальный страх. К сожалению, никто еще не провел исследов а-

ний для определения достоинств этих очень интересных идей.

Но что важно запомнить, так это то, что эмоции редко возникают поодиночке или в чистом

виде. Меняется то, на что мы реагируем во внешнем окружении; меняется то, что мы вспоминаем

и что думаем о конкретной ситуации; меняются наши оценки; наконец, у нас может возникнуть

реакция на реакцию. Обычно люди переживают совокупность разных эмоциональных реакций.

Иногда каждая эмоция может быть отделена от следующей всего несколькими секундами, так что

некоторые эмоциональные реакции заканчиваются прежде, чем начинаются новые, а иногда эмо-

ции перекрывают друг друга, образуя смесь эмоций.

Есть и еще один важный вопрос, требующий дальнейшего рассмотрения. Как я уже говорил,

программы эмоциональных реакций являются открытыми, а не закрытыми. Новые типы эмоци о-

нального поведения постоянно приобретаются на протяжении всей жизни и добавляются к изна-

чально заданным типам поведения. Эта особенность наших программ эмоциональных реакций по-

зволяет нам адаптироваться к любым обстоятельствам, в которых мы оказываемся. Вот почему

наши эмоциональные реакции связаны не только с нашим эволюционным прошлым, но и с собст-

венным прошлым и настоящим. Автомобили не являются частью нашего эволюционного прошло-

го, но те сложные действия, которые были усвоены не в детском, а в раннем взрослом возрасте,

были инкорпорированы в реакцию страха. Усвоенные реакции страха – резкий поворот руля и на-

жатие на тормоз – проявляются непроизвольно и без предварительных размышлений, когда возни-

кает угроза на дороге.

Будучи усвоенными и включенными в программы эмоциональных реакций, эти вновь при-

обретенные эмоциональные реакции становятся непроизвольными, такими же непроизвольными,

как реакции, выработанные в процессе эволюции. Одна удивительная особенность программ эм о-

циональных реакций состоит в том, что и усвоенные, и врожденные поведения становятся тесно

связанными друг с другом и начинают приводиться в действие быстро и непроизвольно. Однако

наличие открытой системы эмоциональных реакций имеет и свой недостаток. Эти приобретенные

или добавленные поведения становится трудно сдерживать, после того как они вводятся в про-

граммы эмоциональных реакций. Они возникают даже тогда, когда они не работают или когда их

возникновение представляется нежелательным.

Вспомните пример из предыдущей главы о том, как нога пассажира пытается нажимать на

несуществующую тормозную педаль, когда другая машина внезапно появляется на пути автомо-

биля, в котором едет этот пассажир. Пассажир не может сдержать движение ноги, потому что она


 

начинает двигаться раньше, чем он понимает, что она делает, подобно тому как он не может оста- новить выражение страха, появляющееся на его лице. Являются ли эти эмоциональные реакции перманентными, такими же неизменными, как те, которые заданы изначально, а не усвоены? Я так не думаю. Я уверен, что мы можем забывать наши приобретенные эмоциональные реакции, а не только управлять ими. Приобретенные эмоциональные реакции забывать проще, чем другие.

От любой реакции, содержащей телодвижения, легче отучиться, чем от реакции, включаю- щей в себя звуки голоса и движения лица. Как я уже отмечал ранее, мы можем хорошо контроли- ровать мышцы, управляющие нашим телом (скелетные мышцы). Инструкторы вождения учатся не нажимать ногой на воображаемую педаль, когда они сидят на месте пассажира. Непроизвольное действие, выполняемое автоматически, часть инструкций, добавленных в программу реакций страха, могут со временем быть видоизменены благодаря практике и настойчивости. Часть факт о- ров, описанных мною в предыдущей главе, которые определяют, насколько легко ослабить горя- чий триггер эмоции, имеют отношение и к тому, насколько легко мы можем забыть модель эмо- ционального поведения. Модели поведения, приобретенные на предыдущих этапах жизни, усвоенные в течение интенсивного и плотного в эмоциональном отношении эпизода или серии эпизодов, забыть или видоизменить будет труднее.

В детском возрасте мы временами бывали жестокими, хотя почти всегда нас учили быть до-

брыми. В главе 6, при обсуждении гнева, я рассматриваю вопросы о том, нужно ли нам учиться

быть жестокими, является ли импульс к причинению боли другому человеку встроенным элемен-

том реакции гнева. Большинство взрослых не всегда хотят быть жестокими, если только у них не

возникает необходимость защитить от получения повреждения себя или других. (Я понимаю, что

некоторые люди хотят быть жестокими – либо в рамках своей криминальной деятельности, либо

просто потому, что это доставляет им удовольствие. Я расскажу о таких людях в рамках дискус-

сии о насилии в главе 6.) Можно ли кого–нибудь из нас довести до состояния, в котором мы пол-

ностью теряем контроль над собой, действуем деструктивно и в этом смысле не имеем выбора в

отношении того, что мы говорим или делаем? Имеет ли каждый из нас такой предел прочности?

Мог бы каждый из нас совершить убийство? Можно ли утверждать, что люди, не совершав шие

такого преступления, не стали убийцами просто потому, что их недостаточно на это провоциров а-

ли? Я уверен, что ответы на эти вопросы должны быть отрицательными, но научные доказательс т-

ва того, что это так, пока что отсутствуют. (Можете ли вы представить себе эксперимент, в кото-

ром вы пытаетесь спровоцировать человека на насилие с помощью действий, носящих все более

провокационный характер?)

Большинство из нас усвоили регуляторные схемы, смягчающие наше эмоциональное пов е-

дение, сдерживающие наши слова и действия, для того чтобы они не наносили вреда нам самим и

окружающим. Мы можем говорить и делать ужасные вещи, но для нас существует барьер – мы не

подвергаем свою жизнь или жизнь другого человека бесконтрольному воздействию пиковой эм о-

циональной нагрузки. Даже когда мы испытываем ярость, ужас или душевную муку, мы не допус-

каем того, чтобы наше чувство стало необратимо деструктивным. Мы можем быть не в состоянии

устранить признаки эмоции с нашего лица или из нашего голоса, мы можем не сдержать желания

произнести обидные слова или сломать со злости стул (хотя это должно быть проще, чем подавить

признаки эмоции на лице или в голосе), но мы можем не допустить и действительно не допускаем

того, чтобы наша жестокость стала причинять физический вред. Я знаю, что есть люди, плохо

контролирующие свои побуждения, но рассматриваю это не как норму, а как отклонение от нее.

Допуская, что большинство из нас не достигают предельной формы деструктивного поведе-

ния, непрерывно наносящего вред нам самим и другим людям, необходимо все же признать, что

почти все мы время от времени произносим слова или совершаем поступки, которые причиняют

людям вред. Этот вред может быть не только физическим, но и моральным и необязательно п о-

стоянным, но в любом случае наше поведение будет иметь пагубные последствия. Причинение

вреда м






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.