Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель человека в новой экономике






Проблема человека в экономике давно привлекала внимание ученых-экономистов. Поскольку в центре интересов экономической теории еще со времен меркантилизма было рассмотрение богатства, его природы, причин и истоков, поведение человека, производящего и умножающего богатство, не могло остаться в стороне.

В экономической теории глубоко традиционным является представление о том, что экономика функционирует, подчиняясь своим собственным, экономическим факторам, законам, закономерностям. Так, скажем, рост предложения объясняется возросшим спросом или же в нарушениях равновесия между производством и реализацией товаров обвиняют потребителей, рост их сбережений. Экономика при этом воспринимается как нечто сугубо самостоятельное, автономное и самодостаточное.

Как видим, социально-экономические качества индивида определяются не только экономикой, они опосредуются общей совокупностью условий, в которых сложилось и живет этническое сообщество и к которому принадлежит индивид.

Все это свидетельствует о том, что выведение поведения человека в экономике, модели человека только из самой экономики — упрощенный подход. Более того, это, на наш взгляд, неверный подход, так как экономика — не изолированное явление, она — творение человека и вместе с тем средство и сфера его жизнедеятельности, а особенности человека, живущего в определенных этнических условиях и формируемого их культурой, не могут не влиять на то, какова экономика.

Иными словами, экономика создается людьми, народом, т. е. определенным этническим сообществом, которое вбирает в себя условия своей жизни и, совершенствуя их, развивает себя. А это значит, что модель человека нельзя вывести только лишь из самой экономики.

Модель человека предопределяется историей и определенной культурой. Не зря в одно и то же время могут существовать разные модели человека в экономике и разные экономики.

Возвращаясь к господствующей доныне в теории " модели экономического человека", следует отметить три упрощения, которые она содержит.

Во-первых, методология выведения " модели экономического человека" только из самой экономики, как показано выше, ведет к представлению, будто не экономика создается человеком, а человек и его модель создаются экономикой.

Во-вторых, в силу различия истории этносов и их культур модель не может быть универсальной, для всех единой, да еще и веками неизменной.

В-третьих, объективно складывающиеся в наше время новые условия жизни человечества и новая экономика входят в явное противоречие со старой, традиционной " моделью экономического человека", нацеленного сугубо на максимизацию прибыли.

Каковы же признаки новой экономики? Каковы ее особенности?

Во-первых, знания становятся главным ресурсом, главным источником богатства. Не зря известный специалист в этой области Т. Стюарт, утверждая, что основным источником богатства завтра будут не деньги, а знания, свою книгу назвал: " Богатство от ума". Более того, в экономике возник и стремительно растет особый сектор — производство информации.

Во-вторых, новые знания и информационные технологии производят революционный сдвиг не только в непосредственном производстве товаров, но и в непроизводственном секторе: в образовании, здравоохранении, финансах, торговле и т. п.

В-третьих, национальные рынки товаров и услуг, особенно интеллектуальных, быстро расширяются и превращаются в региональные и транснациональные, способствуя процессу глобализации.

В-четвертых, из сугубо материальной экономика все больше превращается в нематериальную, где главное место основных фондов (станков и оборудования) все больше замещается так называемыми интеллектуальными фондами, которые становятся ключевыми.

Во многих товарах, в их стоимости главную часть составляют теперь не затраты на материалы, сырье, станки и т. п., а затраты на научные исследования и информацию. Поэтому можно считать, что в новой экономике продают и покупают в основном сконцентрированные в оболочке товара знания. Так, например, сегодняшний колос высокоурожайной гибридной пшеницы, по утверждению специалистов, состоит на 80% из знаний, т. е. он тоже как бы дематериализуется.

Все менее материальными становятся и сами деньги. Если раньше, торгуя валютой, государства грузили золотые слитки, то ныне примерно 1, 5 трлн дол. США продается в мире ежедневно иным, электронным способом.

В-пятых, в экономике изменяется характер и структура используемого труда: от исполнительско-репродуктивного — к творческому и инновационному.

В-шестых, в связи с изменением труда неизбежно изменяется и управление. Из непосредственного управления производством оно все больше превращается в регулирование отношений между людьми, в утонченный процесс создания условий для наибольшей отдачи от интеллекта.

В-седьмых, другая, видимо, потребуется и организация труда, изменится ее структура. Иными словами, теперь экономике для достижения успеха нужна умно организованная деятельность умных людей.

Как видим, с новым веком приходит новая экономика. Ее стремительное вторжение в жизнь влечет много разных изменений. Одним из важнейших представляется изменение модели человека в экономике.

Базой новой, интеллектуальной экономики является особый, творческий тип труда. А характер этого труда настолько специфичен, что, как известно из многочисленных свидетельств истории творческих достижений и открытий этот труд прямо не выходит на максимизацию прибыли. Результаты интеллектуального труда зачастую способны дать экономическую выгоду только через десятки лет.

Именно человек в новой экономике становится ее " ядром", поскольку он — источник и собственник отныне главного — интеллектуального ресурса и капитала.

Человек во все эпохи, за исключением начальной — эпохи собирательства, признавалось это или нет, выполнял в экономике свои основные функции:

1) воспроизводящую функцию, означающую, что активность человека в экономике направлена на восстановление себя, своих жизненных сил и условий жизни;

2) производительную, проявляющуюся в направленность человека на преобразования средств природы в целях создания полезных материальных благ;

3) защитную (охранительную), заключающуюся в направленности человека на сохранение устойчивости экономики, а также защиту от рисков внутренних и внешних угроз (безработицы, банкротства, голода, травм и болезней, войн и т. п.).

Все эти функции связаны и взаимосвязаны, поэтому всегда важна комплексность их реализации.

Чтобы реализовать такие функции в экономике, человек должен обладать определенными свойствами, т. е. характеристиками, которые обусловливают его возможности и особенности жизнедеятельности в экономике.

Самым заметным качественным признаком нового работника в новой экономике становится его интеллектуальность. И это объективно обусловлено. Так, известно, что доля основных фондов в виде зданий, машин, оборудования в общей стоимости американских корпораций в 1982 г. была равна 62%, а в 2000 г. эта доля упала до 30%. Причем в компаниях, занятых производством программного обеспечения, такая доля составляет всего 5—6%. Как видим, роль и место привычных основных фондов резко изменяется, уступая интеллектуальным фондам.

Второй качественной характеристикой нового типа работников в новой экономике следует считать их инновационность. Термин " инновации" по отношению к экономике начал использовать Й. Шумпетер. В своей книге " Теория экономического развития" он представил инновации как введение, внедрение новаций в экономику. Иначе говоря, инновации — это " мостик" между каким-либо новшеством (открытием, изобретением и т. п.) и конечным результатом труда.

Инновационный процесс в целом — сложная последовательность и глубокая взаимосвязанность действий разных сил и факторов. Среди них особо выделяют внешние и внутренние, а также прямые и косвенные факторы. Факторов много, но главной силой (субъектом) инновационности в экономике, несомненно, во всех ее формах является человек. Другое дело, что отнюдь не всякий, а тот, который обладает инновативностью как своим особым качеством.

Инновативность человека — работника заключается в его особой способности воспринимать, понимать, стремиться и уметь ввести (найти и использовать) новации в экономике.

Для новой экономики, которая отличается новым технологическим и организационно-экономическим способом создания благ, инновационность становится ее атрибутом, внутренней особенностью. Вот почему инновативность человека — работника следует признать второй важной чертой нового человека в новой экономике.

Третьей отличительной чертой нового человека, обусловленного особенностями новой экономики, а также новыми социокультурными условиями, является его способность к партнерству.

Второй вид партнерства уже известен под названием " социальное партнерство". Под социальным партнерством следует понимать особый вид отношений между основными социальными субъектами — работодателями, работниками, обществом в целом в лице государства, который обеспечивает сбалансированность их экономических интересов и действий на основе переговорно-договорного процесса.

Четвертой чертой нового человека в новой экономике, помимо интеллектуальности, инновативности, способности к партнерству в его трех основных направлениях, следует назвать образовательную мобильность.

Под образовательной мобильностью понимается способность человека к непрерывному образованию, непрерывному обучению и переобучению. Без этой способности работнику в интеллектуально-информационной экономике не удержаться, не выжить.

В образовательной мобильности работника в новой экономике будут, с другой стороны, заинтересованы и предприятия, компании, что заставит их создавать особую систему мотивации образовательной активности работников, а это будет способствовать развитию данного качества у людей, занятых в экономике.

Все названные выше четыре основные черты человека связаны с новой экономикой и ее особенностями. Это служит веским аргументом к тому, чтобы их совокупность считать основой новой модели человека, обусловленной формированием новой экономики (см. рисунок).

Однако следует иметь в виду, что такая модель, несмотря на ее объективную обусловленность, должна целенаправленно формироваться, регулироваться обществом и государством и быть поэтому важной составляющей современной государственной политики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.