Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Младенчество. Задача. Мама Оли (девочке 2 месяца) редко берет ее на руки, даже когда она плачет, кормит строго по расписанию






 

Задача. Мама Оли (девочке 2 месяца) редко берет ее на руки, даже когда она плачет, кормит строго по расписанию, эмоционально холодна с дочерью.

К каким нарушениям в развитии младенца может привести такое поведение матери?

 

 

Задача. Ниже приводится сравнительная характеристика двух типов воспитания детей в младенческом возрасте:

а) «Младенец пискнул, а мама тут же перепеленала его, покормила, потеплее укутала; улыбнулся или загулил, а мама сразу же обрадовалась, заговорила ласково, поддержала ребенка, попросила повторить. Он и рад, и еще и еще улыбается, и гулит, и размахивает ручками…» (Н.Н.Авдеева, С.Ю.Мещерякова).

б) «А вот другой ребенок. Ему плохо, что-то его беспокоит, он хнычет, но никто не обращает внимания, время не подошло кормить или перепеленать. Малышу приходится долго и громко кричать, если невозможно терпеть, а возможно – так он и не кричит, терпит. Улыбнулся, замахал ручками, но никто не подошел, не одобрил, не обратил внимания…» (Н.Н.Авдеева, С.Ю.Мещерякова).

Спрогнозируйте вероятные различия в психическом развитии детей.

 

 

Задача. Проанализируйте результаты описанного ниже наблюдения.

Восьмимесячному младенцу показывали, а затем давали разные игрушки. Среди них была белая пластмассовая машинка, на которую ребенок практически не обращал внимания. Тогда взрослый начинал играть в эту машинку с ребенком, демонстрируя, как у нее крутятся колеса, как она едет, подкатывал ее к ребенку и к себе. Когда через некоторое время эту машинку, наряду с другими игрушками, дали малышу, то он выбрал именно эту машинку.

 

 

Задача. На границе второго и третьего месяцев жизни в психическом развитии ребенка происходят существенные изменения. Уже в конце первого месяца крик одного ребенка вызывает ответный крик другого. Между 1 и 2 мес. ребенок реагирует улыбкой на звук человеческого голоса. В 2-2, 5 мес. сосредоточивает взгляд на лице взрослого человека, оживленно двигает ручками и ножками при появлении матери, издает звуки.

О каком достижении в психическом развитии ребенка идет речь?

 

 

Задача. Почему рекомендуется в первые месяцы жизни помещать игрушки в поле зрения ребенка на расстоянии 25-30 см от него?

 

 

Задача. В эксперименте Томаса Бауэра ребенку в возрасте 3 – 4 мес. с помощью простого оптического устройства предъявляли три изображения матери. Ребенок оставался совершенно спокоен и поочередно обращался к каждому из изображений. Однако после 5 мес. предъявление трех изображений матери начинало сильно беспокоить ребенка, тогда как предъявление изображения матери и двух посторонних людей не имело особого воздействия на ребенка.

Проанализируйте результаты эксперимента Т.Бауэра.

 

Задача. Когда папа подошел к дочке (девочке 11 мес.) в незнакомой форменной фуражке, девочка вдруг расплакалась.

Почему это произошло?

 

 

Задача. На столе лежит пустышка, к ней привязана веревочка, конец которой находится у края стола. Вера (девочке 10 месяцев) смотрит на пустышку, затем на веревочку, берет веревку в руку, тянет к себе. Как только пустышка приближается, девочка берет ее другой рукой и тут же тянет в рот.

Какую закономерность психического развития демонстрирует данный пример?

 

 

Задача. Проанализируйте результаты наблюдений за действиями детей с игрушками. Как называются эти предметные действия, в чем их различие?

А) Папа показал Сереже (1 год 1 мес.), как нужно стучать молотком: мальчик успешно освоил это действие и с удовольствием играл с молотком. Однако было замечено, что, играя с другими игрушками (кукла, машина), мальчик действует примерно так же.

Б) Катя (2 года 1 мес.), играя с теми же игрушками, действует по-другому: куклу качает, машину везет и т.д.

 

Задача. Подмечено, что годовалый ребенок, садясь на стул (независимо от его размеров), сначала взбирается на него коленями и только затем разворачивается и садится «по-взрослому».

Какими возрастными особенностями психики ребенка это можно объяснить?

 

Задача. Мама Наташи (девочке 4 месяца) все время – и дома, и на прогулке разговаривает с ней, напевает песни. Соседка говорит ей: «Ну что ты с ней разговариваешь? Она все равно еще ничего не понимает!»

Правильно ли поступает мама Наташи? Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики младенца?

 

Задача. Проанализируйте результаты наблюдений за детьми с точки зрения закономерностей развития предметной деятельности.

а) Валя (3, 5 мес.) лежит в кроватке. Перед ней подвешены на веревочке погремушка и пластмассовый жираф. Смотрит на игрушки, начинает радостно двигать руками и ногами. Случайно задевает их руками и приводит в движение. Оживляется еще больше. Если рука попадает на жирафа (он висит очень низко), девочка растопыривает пальцы и на мгновение задерживает руку на нем (Из дневника И.Е.Валитовой).

б) Маша (10 мес.) сидит на высоком стульчике. Перед ней лежат игрушки. Она хватает кубик и бросает его. Услышав стук от упавшего предмета, фиксирует взглядом то место, куда он упал. Затем хватает вторую игрушку, снова бросает и следит за падающим предметом, потом третью и т.д. Разбросав все игрушки, Маша обращается к взрослому с «требованием» поднять и подать ей игрушки: показывает рукой, издает всевозможные звуки, перегибается через стул, пытаясь поднять самостоятельно и т.д. И не успокаивается до тех пор, пока взрослый не поднимет игрушки. Затем бросает снова и снова, требует поднять и дать ей. Так может продолжаться довольно долго (Н.С.Пантина).

в) (Из дневника Л.Г.Лысюк). Мите 8 месяцев. Дала ему коробочку от часов и открыла ее. Обычно Митя брал одну половинку, а сегодня взял обе, постучал ими друг о друга и начал прикладывать одну к другой. Но совместить их еще не удалось.

 

Задача. Почему ребенок в возрасте одного года, зачерпнув пищу ложкой, тут же проливает ее на себя?

Дайте ответ, учитывая закономерности развития предметных действий у детей.

 

Задача. В определенном возрасте у детей появляются реакции, которые Эрнст Кречмер назвал гипобулическими. Появляются акции протеста, оппозиции, противопоставления себя другим. Иногда такие реакции протекают очень ярко и проявляются в резком нарастании аффекта, часто заканчивающегося тем, что ребенок падает на пол, начинает кричать, отказывается ходить. Наблюдается некоторый регресс в поведении.

О каком возрасте идет речь в данном случае? Каковы психологические причины такого поведения ребенка?

 

Задача. Ф.А.Рау описал девочку, у которой наблюдается особый тип словообразования. Например, «ф-ф» означает огонь, «динь» – предмет, который движется, отсюда «фа-динь» - «поезд», а «тпру-динь» - «кошка». У другого мальчика в речи встречалось слово «петух», которое означало у него наше понятие «птица». Определите примерный возраст детей. На какой стадии речевого развития они находятся?

Задача. Во время Второй мировой войны в Германии нацистами был проведен следующий «эксперимент». Были отобраны физически и психически совершенно здоровые мужчины и женщины, не отягощенные наследственными заболеваниями. Рожденных от них детей забирали у матерей и воспитывали в специальном детском доме с целью создания «сверхлюдей» «чистой расы». По докладу работников одного из таких детских домов все 20 детей, которые там содержались, сильно отставали в развитии, поздно научились говорить, у многих навыки опрятности появились только после 5 лет. Некоторые дети описывались как «идиоты» (Й.Лангмейер, З.Матейчек).

Каковы причины нарушений психического развития детей, описанных ниже?

 

Задача. Ознакомьтесь с описанием практики содержания детей младенческого возраста в детских домах годы Второй мировой войны.

Хорошее питание и уход были положены в основу организации жизни сирот в этих детских учреждениях. Детей регулярно кормили, обеспечивали медицинской помощью, следили за чистотой, старались создавать максимальный покой. В одном из приютов Вены дети лежали в ситеклянных боксах, пока не достигали возраста 12-15 месяцев. До того времени, пока они сами не вставали на ножки, малыши не видели ничего, кроме потолка. Движения детей были ограничены не только постелькой, но и вдавленным углублением в матрасе. Кормили их из рожка, причем взрослые никогда во время кормления не брали детей на руки.

К каким последствиям в психическом развитии ребенка это может привести?

 

Задача. Мише (9 мес.) очень нравится выбрасывать игрушки из кроватки. Продевая игрушки в отверстия сетки кроватки или просовывая их между стойками манежа, Миша выпускает их из рук: падают колечки, утенок, погремушка…Мама терпеливо поднимает игрушки и кладет их обратно, а сын снова бросает их на пол.

Проанализируйте данную ситуацию с точки зрения закономерностей психического развития младенца.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.