Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Витамины, их физиологическая роль






Важное значение в рационе принадлежит витаминам. В пище их сравнительно немного, и поэтому бояться передозировки не приходится. Как правило, люди страдают от недостатка витаминов.
Витамины - органические соединения, поступающие в незначительном количестве с пищей, необходимые для нормального обмена веществ. Большинство витаминов связано с работой ферментов. Так, витамин В1 (тиамин) необходим для работы окислительных ферментов. При его недостатке нарушается нормальное окисление глюкозы, накапливаются некоторые продукты обмена, которые и вызывают ряд серьёзных нарушений - поражается ЦНС, возникает параличи, судороги, атрофия мышц, сердечно-сосудистая недостаточность. Все эти симптомы характерны для болезни бери-бери.
В настоящее время большинство витаминов изготавливается фармацевтической промышленностью и выпускается в виде ампул и драже. Каждому надо знать, что избыток витаминов никакой пользы не приносит, а вред от этого может быть большой.


24. Схема кровообращения, строение сердца и его работа

Сосудистая система состоит из двух кругов кровообращения: большого и малого.
Большой круг кровообращения начинается от левого желудочка сердца, откуда кровь поступает в аорту. Из аорты путь артериальной крови продолжается по артериям, которые по мере удаления от сердца ветвятся, и самые мелкие из них распадаются на капилляры, которые густой сетью пронизывают весь организм. Через тонкие стенки капилляров кровь отдаёт питательные Кровообращение обеспечивает деятельностью сердца и кровеносных сосудов.вещества и кислород в тканевую жидкость. Продукты жизнедеятельности клеток при этом из тканевой жидкости поступают в кровь. Из капилляров кровь поступает в мелкие вены, которые, сливаясь, образуют более крупные вены и впадают в верхнюю и нижнюю полые вены. Верхняя и нижняя полые вены приносят венозную кровь в правое предсердие, где заканчивается большой круг кровообращения.
Малый круг кровообращения начинается от правого желудочка сердца лёгочной артерией. Венозная кровь по лёгочной артерии приносится к капиллярам лёгких. В лёгких происходит обмен газов между венозной кровью капилляров и воздухом в альвеолах лёгких. От лёгких по четырём лёгочным венам уже артериальная кровь возвращается в левое предсердие. В левом предсердии заканчивается малый круг кровообращения. Из левого предсердия кровь попадает в левый желудочек, откуда начинается большой круг кровообращения.
Сердце представляет собой полый мышечный орган, разделённый на четыре камеры: два предсердия и два желудочка. Левая и правая части сердца разделены сплошной перегородкой. Кровь из предсердия в желудочки поступает через отверстия в перегородке между предсердиями и желудочками. Отверстия снабжены клапанами, которые открываются только в сторону желудочков. Клапаны образованы смыкающимися створками и потому называются створчатыми клапанами. В левой части сердца клапан двустворчатый, в правой - трехстворчатый.
У места выхода аорты из левого желудочка и легочной артерии из правого желудочка располагаются полулунные клапаны. Полулунные клапаны пропускают кровь из желудочков в аорту и легочную артерию и препятствуют обратному движению крови из сосудов в желудочки.
Клапаны сердца обеспечивают движение крови только в одном направлении - из предсердий - в желудочки, а из желудочков - в артерии.
Основную массу стенки сердца составляет мощная мышца - миокард, состоящий из особого рода поперечнополосатой мышечной ткани.
Основная масса сердечной мышцы представлена типичными для сердца волокнами, которые обеспечивают сокращение отделов сердца. Их основная функция - сократимость. Это типическая, рабочая мускулатура сердца. Кроме того, в сердечной мышце имеются атипические волокна. С деятельностью атипических волокон связано возникновение возбуждения в сердце и проведение его от предсердий к желудочкам.
Антипическая мускулатура занимает по объёму очень небольшую часть сердца. Скопление клеток антипической мускулатуры называют узлами. Один из таких узлов расположен в правом предсердии, вблизи места впадения верхней полой вены. Это синусно-предсердный узел. Здесь в сердце здорового человека возникают импульсы возбуждения, определяющие ритм сокращений сердца. Второй узел расположен на границе между правым предсердием и желудочками в перегородке сердца - предсердно-желудочковому пучку волокон проводящей системы, который расположен в перегородке между желудочками. Ствол предсердно-желудочкового пучка разделяется на две ножки, одна их них направляется в правый желудочек, а другая - в левый.
Скорость кругооборота крови с возрастом замедляется, что связано с увеличением длины сосудов, а в более поздние периоды - значительным снижением эластичности кровеносных сосудов. Более частые сердечные сокращения у детей также способствуют большей скорости движения крови. У новорожденного кровь совершает полный кругооборот, т.е. проходит большой и малый круги кровообращения, за 12 с, у 3-летних - за 15 с, в 14 лет - за 18, 5 с. Время кругооборота крови у взрослых составляет 22 с.


25. План строения пищеварительной системы, её возрастные особенности. Предупреждение кариеса у детей. Профилактика пищевых отравлений

Система органов пищеварения состоит из роговой полости с тремя парами крупных слюнных желез, глотки, пищевода, желудка, тонкой кишки и толстой кишки, состоящей из слепой, ободочной и прямой кишок. В ободочной кишке различают восходящую, нисходящую и сигмовую кишки.
По данным Всемирной организации здравоохранения 7-9 человек из 10 обследованных нуждаются в лечении зубов. И в первую очередь это связано с кариесом.
Первостепенное значение в механизме кариеса зубов играют микроорганизмы полости рта, главным образом стрептококки.
Под воздействием кислоты в эмали происходит растворение минеральных веществ. В пораженном участке эмали создаются все более благоприятные условия для жизнедеятельности микроорганизмов. Возникает бляшка зубного налёта из кислотообразующих микроорганизмов. Здесь чаще всего и начинается процесс развития кариеса, появляется видимое глазом белое пятно. Минеральных веществ в участке поражения становится всё меньше. В итоге образуется кариозная полость.
Чтобы предотвратить образование полости, надо сбалансировать рацион питания, обеспечив достаточное поступление с пищей кальция, фосфора и фтора.
В настоящее время широко применяют фторопрофилактику кариеса.
Уход за зубами прежде всего должен выражаться в обязательном прополаскивании рта кипячёной, слегка тепловатой водой после каждого приёма пищи, чтобы по возможности удалить все застрявшие между зубами частицы пищи. Нужно ежедневно вечером перед сном чистить зубы щёткой с зубным порошком, чтобы более основательно удалить все остатки пищи.
Нельзя давать детям слишком горячую или очень холодную пищу, а также позволять им раскусывать зубами орехи или другие твёрдые вещества, так как это может вызвать повреждённые эмали.
Для того чтобы пища принесла максимальную пользу, важно не только соблюдать правильный режим питания и подбирать необходимые рационы, но и правильно хранить и готовить её. Испорченные продукты питания неприятны на вкус, а иногда и опасны, поскольку могут стать причиной острых пищевых отравлений.
Большинство скоропортящихся продуктов хранят на холоде. Однако надо иметь в виду, что холод не убивает микробов, а лишь задерживает их размножение.
Молочные продукты обычно подвергаются пастеризации. Дело в том, что только выдоенное молоко обладает бактерицидными свойствами и микробы в нём не развиваются в течение 2 ч, если оно хранится в охлаждённом виде. Но потом это свойство исчезает, и в зависимости от бактериального загрязнения молоко либо скисает, либо портится под влиянием маслянокислых бактерий - прогоркает, протухает. В молоко может попасть и кишечная палочка, вызывающая ряд заболеваний у человека. Чтобы оградить население от возможной опасности, молоко пастеризуют. При нагревании молока погибают туберкулезные, бруцеллезные и другие болезнетворные микробы. Однако споры некоторых микроорганизмов остаются, и для того чтобы молоко хранилось дольше, его лучше кипятить.
Мясо продаётся как в парном, так и в замороженном виде. Парное мясо лучше использовать сразу, а замороженное держать в морозильной камере холодильника и использовать по мере надобности. Вторично замораживать продукты после того, как они оттаяли, не рекомендуется. Нельзя держать сырое мясо или рыбу вместе с колбасой и варёными продуктами, готовыми к употреблению в пищу, так как это может привести к их загрязнению.
Пища по возможности должна быть свежеприготовленной и обладать приятным вкусом, запахом и внешним видом. Небезразлично и в какой посуде готовится пища. Применять медную и оцинкованную посуду для приготовления блюд опасно, так как соли тяжёлых металлов - меди, цинка ядовиты. От времени посуда окисляется, и пища может быть загрязнена продуктами окисления.
Овощи и фрукты должны при употреблении тщательно очищаться, мыть их надо водопроводной, а ещё лучше кипячёной водой. Употреблять морковь, капусту, салат, помидоры, огурцы лучше в сыром виде. Не следует чистить картошку заранее и оставлять её в холодной воде, с тем чтобы сварить, когда это будет нужно. Дело в том, что при таком способе хранения витамины разрушаются, переходят в раствор, теряются многие важные микроэлементы, например калий.


26. Терморегуляторная функция кожи у детей. Тепловой и солнечный удар, первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Гигиенические требования к одежде и обуви детей

Постоянная температура тела теплокровных животных и человека поддерживается терморегуляционным центром промежуточного мозга. Он непрерывно регистрирует температуру крови, протекающей через сосуды головного мозга, и в зависимости от этого изменяет теплообразование и теплоотдачу так, чтобы температура тела оставалась постоянной. Работа терморегуляционного центра в какой-то степени напоминает действие теплового реле электрического утюга. Утюг отключается, если температура нагрева превышает норму, и включается вновь, когда он остынет. Температура утюга все время колеблется возле какой-то средней точки. То же наблюдается и в организме. При перегреве происходит рефлекторное расширение сосудов кожи и усиливается потоотделение, вследствие чего организм охлаждается. При чрезмерном охлаждении так же рефлекторно усиливается теплообразование и уменьшается теплоотдача, организм согревается.
Аналогия между центрами мозга, поддерживающими постоянную температуру тела, и электрическим утюгом с тепловым реле на этом не кончается. Утюг способен сохранять на постоянном уровне ту температуру, на которую его настроят. Нечто подобное может происходить и в человеческом организме. Во время лихорадки лейкоциты выделяют пиротропные вещества, которые переводят терморегуляционный центр на иной режим работы. Этим объясняется повышение температуры тела.
Повышение температуры - один из компонентов иммунной реакции организма не внедрение чужеродного вещества - антигена.
Жаропонижающие лекарства переводят терморегуляционный центр на поддержание более низкой постоянной температуры, иногда на несколько десятых ниже нормальной. При снижении температуры человек чувствует жар, он обильно потеет, сосуды кожи расширяется, лицо делается красным. Эти явления прекращаются после того, как установится постоянная температура на новом уровне. Надо заметить, что и у здорового человека температура тела в течение суток может колебаться.
Высокая температура и солнечная радиация могут привести к плохому самочувствию, а то и к гибели.
У человека тепловой удар может быть вызван в результате интенсивной мышечной работы в душном помещении или при высокой температуре окружающего воздуха, когда теплоотдача затруднена - повышенная влажность, одежда с низкой воздухо - и паронепроницаемостью, отсутствие движения воздуха. Тепловой удар характеризуется прежде всего комплексом неврологических симптомов - резкой слабостью, головокружением, шумом в ушах, головной болью, тошнотой, рвотой. Частота сердечных сокращений и дыхание вначале увеличиваются, но затем, в связи с угнетением нервной деятельности, падают, возникает обморок, который может закончиться смертью.
Сходные явления наступают и при солнечном ударе вследствие перегревания головы. Солнечный удар может произойти и не в жаркую погоду при условии, если прямые солнечные лучи падают на незащищённую голову. Перегревание головного мозга приводит к срыву теплорегуляции и к появлению тех же симптомов, что и при тепловом ударе.
Для оказания первой помощи при тепловом или солнечном ударе пострадавшего надо перенести в прохладное место, уложить на спину, голову немного приподнять, расстегнуть одежду, стесняющую дыхание. На лоб и на область сердца рекомендуется положить смоченную прохладной водой ткань или пузырь со льдом.
Полезно пострадавшему дать крепкий чай, холодную воду, кофе.
Дело в том, что из-за обильного потения кровь густеет, организм теряет много воды и солей и напитки в определенной степени восполняют эти траты. Если остановилось дыхание и прекратилась сердечная деятельность, необходимо начать делать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.
Основное назначение одежды - создавать оптимальный микроклимат для человеческого тела, ограждать его от неблагоприятных условий среды, не стеснять движений. Защитные свойства одежды обеспечиваются свойствами материала, из которого она сделана, его воздухо- и паропроницаемостью, наличием между волокнами прослоек воздуха. Определённое значение имеет плотность и цвет ткани, её электростатичесик характеристики.
Одежда, соответствующая требованиям гигиены, а также отвечающая принятым в том или ином регионе стандартам, способствует сохранению здоровья и улучшает психическое состояние человека.
В настоящее время наша одежда состоит из нескольких слоёв, каждый из которых выполняет свою функцию. Первый слой одежды, непосредственно соприкасающийся с телом, - бельё. Второй слой одежды составляют предметы, надеваемые на бельё, - платья, юбки, сорочки. К предметам третьего слоя одежды относят то, что обычно надевают в холодное время при выходе на улицу.Одежда первого слоя должна обеспечивать легкую смену воздуха в пододежном пространстве. Прилегающий к телу воздух содержит углекислый газ, испарения сальных и потовых желез и их жидкие продукты. Хорошая паро- и воздухонепроницаемость нижней одежды содействует газообмену, удалению избытка вредных паров, поддержанию постоянной температуры тела. Это способствует кожному дыханию и хорошему состоянию кожных покровов.
Второй слой одежды - это одежда, в которой мы обычно трудимся и отдыхаем. Она должна иметь хорошие теплозащитные свойства, не сминаться, легко чиститься.
Для изготовления третьего слоя одежды используется сукно, драп, кожа и мех. Эти ткани, как правило, плотные и тяжелые.
Основное назначение обуви - защита ног от механических повреждений, неблагоприятных погодных условий и различных загрязнений. Обувь не должна стеснять движений и затруднять кровообращение. Онемение пальцев или других участков стопы говорит о том, что она чрезмерно зажата обувью. Этот недостаток может привести к отморожению и другим повреждениям стопы.
При подборе обуви надо следить, чтобы она обеспечивала правильное положение тела, соответствовала размерам стопы и её форме, обладала бы эластичностью и не затрудняла движений в голеностопном суставе.
Нецелесообразно покупать обувь с чрезмерно зауженным носком, так как при ходьбе в такой обуви может произойти врастание ногтя большого пальца и воспаление ногтевой фаланги.
Конструкция обуви должна предусматривать неподвижное положение ноги. Узкие ремешки на ноге, открытая пятка этого не обеспечивают. Ремни врезаются в кожу, нарушая кровообращение, они вызывают потертости, мозоли. Отсутствие у ботинка задника создаёт опасность падения, при котором нога может легко подвергнуться.
Сезонную обувь иногда делают из парусины, резины, употребляют валенки. Парусиновая и резиновая обувь хороша для летнего сезона, валенки - для зимы. Они легки, воздухонепроницаемы, при просушивании не теряют форму. Резиновая обувь не промокает, однако ноги в ней сильно потеют. Поэтому рекомендуют в резиновую обувь подкладывать стельки и надевать шерстяные носки. Между волокнами шерсти имеется много воздуха. В эти резервуары и испаряется пот. И все же в кедах, резиновых сапогах долго находиться нельзя. При покупке следует обращать внимание не только на её номер, но и на полноту.


27. Динамика суточной работоспособности. Утомление школьников и педагогический процесс

Для каждого вида работы, будь то умственный или физический труд, характерны три периода работоспособности - фаза вырабатывания, фаза оптимальной работы, фаза истощения. Установлено, что в начале труда редко удается достичь максимальной производительности. Вначале она невысока, но постепенно начинает нарастать и останавливается, достигнув определенной величины. Возрастание работоспособности от момента начала работы до достижения постоянного уровня называется фазой врабатывания. Затем производительность труда становится максимально высокой - стадия оптимальной работоспособности. Здесь человек работает с полной отдачей сил довольно продолжительное время. Но затем наступает утомление и производительность труда снижается. Этот период называют фазой истощения.
Наступление стадии оптимальной работоспособности - наиболее благоприятное время для работы. Для этой стадии характерна полная адаптация внутренних органов к совершаемой работе. Устанавливается на более высоком уровне кровяное давление, дыхание, температура тела. При статической и очень тяжелой динамической работе потребность в кислороде оказывается неудовлетворенной, возникает кислородный долг, который ликвидируется после окончания работы, в период восстановления.
В стадии оптимальной работоспособности надо производить самые ответственные дела - то, что наиболее трудно дается. В этот период можно устраивать небольшие перерывы, чтобы отсрочить возникающую усталость, но прибегать лучше к активному отдыху - сделать несколько физкультурных движений, убрать комнату, протереть полы. Такая работа поддерживает стадию оптимальной работоспособности и в то же время обеспечивает переход к следующему этапу работы. Однако фаза оптимальной работоспособности рано или поздно кончается, и наступает период истощения. Часто его называют стадией развивающегося утомления, поскольку переход от второй к третьей стадии совершается незаме6тно. Наконец, наступает такой момент, когда человек вынужден окончить работу. При сильном утомлении активный отдых не всегда даёт облегчение. Во многих случаях полезно прибегнуть к пассивному отдыху, посидеть, почитать книгу, а может быть и прилечь.
Однако при сильных физических напряжениях переход от работы к отдыху также не должен быть резким. Вначале надо походить, дождаться, пока пульс и дыхание успокоятся, а уж потом приступать к пассивному отдыху.
Фазы врабатывания, оптимальной работоспособности и утомления характерны и для учебного труда, однако усвоение новой информации и выработка новых навыков требуют от человека значительного напряжения, прежде всего активного внимания. Последнее можно поддерживать волевым усилием, заставляя себя сосредоточиться на том материале, который необходимо понять, выучить. Однако этот способ малоэффективен и очень утомителен. Куда полезнее поддерживать внимание активной работой с материалом. Попробуйте не просто слушать объяснение учителя, а мысленно отмечать пункты, на которых он останавливается, составлять план изложения, пытаться догадаться, о чем он будет говорить дальше, а потом сопоставлять свои догадки с изложением преподавателя.
Подобным образом можно работать и с учеником. Вначале полезно пролистать текст, который предстоит изучить, отметить заголовки разделов, попытаться припомнить, что говорилось о них на уроке, просмотреть иллюстрации, а уж затем браться за чтение. Тогда невольно будет происходить сопоставление текста с вынесенными из урока представлениями, что-то будет совпадать, что-то нет. Эти сопоставления и будут возбуждать активность, которая так важна для поддержания внимания.
При заучивании текста не пытайтесь читать его подряд несколько раз. Как правило, такое повторение неэкономно. Оно приводит к механическому заучиванию слов текста нередко без понимания смысла. Гораздо полезнее попытаться закрыть книгу и воспроизвести текст. Затем следует вновь пробежать его глазами, повторяя то, что не запомнилось или воспринялось неверно.
Психические процессы могут совершенствоваться тренировкой также, как совершенствуются мускулы спортсмена, а без упражнений они деградируют так же, как деградируют мышцы от бездействия.


28. Основные факторы, приводящие к нарушению здоровья детей и подростков.

Основные вредные факторы для здоровья в школе:

— недостаток двигательной активности (гипокинезия), приводит к болезненному состоянию (гиподинамии - увеличение кровяного давления, ожирение и т.д.);
недостаток кислорода (аэрации) в крови; нужно проветривать классы, активно проводить на свежем воздухе;
психические перегрузки (психоэмоциональный стресс - действие психической нагрузки превосходящей обычные адаптивные возможности психики человека; включаются резервные механизмы; психическая нагрузка увеличивается при увеличении ответственности за результаты деятельности);
условия обучения, вредящие здоровью (санитарно-гигиенические условия).

Осложняющие факторы для здоровья в школе:

наличие у детей хронических заболеваний;
интенсивный процесс развития, которые переживают дети;
уязвимость по отношению к неблагоприятным факторам.

Внешкольные факторы, вредящие здоровью:

неправильный режим дня;
неправильное питание;
нарушение санитарно-гигиенических норм в быту.
29. Понятие о психоэмоциональном стрессе. Метод предупреждения и снятия психоэмоционального стресса.

Любое переживание, психическая ли физическая деятельность, болезнь связаны с напряжением, вызывающим общую неспецифическую реакцию организма на трудную ситуацию. Эту реакцию канадский учёный Ганс Селье назвал стрессом.
" Стресс - этосостояние напряжения у человека в условиях перестройки его деятельности на более высокий уровень, необходимый для успешного решения возникающих перед ним задач", - писал канадский физиолог и врач в книге " Стресс без дистресса".
Стресс начинается с состояния тревоги. На этой стадии происходит мобилизация защитных сил организма. В кровь выделяются адреналин, норадреналин и другие гормоны, которые усиливают обмен веществ. В это время интенсивнее работают сердце, мышцы, органы дыхания, печень и другие системы. Затем наступает вторая стадия стресса - приспособление к новому, более высокому уровню деятельности. В это момент организм успешно справляется с трудной ситуацией. Наконец, при сильном и длительном стрессе может наступить истощение. Силы организма оказываются недостаточными для продолжения деятельности, и задача, предложенная человеку, оказывается для него невыполнимой.
Встаёт вопрос - вреден ли стресс, надо ли всегда его избегать, охранять себя от перегрузок, жить в тепличной обстановке?
Сам автор теории стресса на этот вопрос отвечает категорическим " нет". Он пишет: " Полная свобода от стресса означает смерть". Ведь человек всегда деятелен. Всегда ему приходится решать новые, неизвестные задачи, а они связаны с напряжением. Кстати, отсутствие раздражения для человека также невыносимо, как и сильная перегрузка.
Стресс не только полезен, но и необходим для нормального развития личности. Если человек попадает в трудные условия и стремится найти выход из создавшегося положения, активно деятелен, состояния дистресса у него, как правило, не бывает. Напротив, если человек " сложил оружие", если ситуация кажется ему безвыходной и он опускает руки и пассивно ждёт, что получится, возникает сильный дистресс, который часто заканчивается заболеванием. Следовательно, охранять себя надо не от стресса - он необходим, а от истощения, которое может быть вызвано перенапряжением. А оно может произойти при неправильно организованной учёбе, когда в конце четверти ил перед экзаменом приходится ночами восполнять упущенное, когда человек пытается участвовать в спортивном или любом состязании без достаточной подготовки, когда незакалённый человек пытается дольше всех загорать на солнце или выскочит на улицу зимой без головного убора. Эти совершенно разные на первый взгляд события могут вызвать одно и то же - перенапряжение, истощение, болезнь.

30. Оценка уровня физического развития ребёнка. Определение нарушений физического развития школьника по соотношению роста и массы

Жизнь человека - это непрерывный процесс развития. Первые шаги и дальнейшее развитие двигательной функции, первые слова ребёнка и развитие речевой функции, превращение ребёнка в подростка в период полового созревания, непрерывное развитие ЦНС, усложнение рефлекторной деятельности - это только примеры из огромного числа непрерывных изменений организма.
Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность, или гетерохранизм, и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением.
Наибольшей интенсивностью рост ребёнка отличается в первый год жизни и в период полового созревания, т.е. в 11-15 лет. Если при рождении рост ребёнка в среднем равен 50 см, то к концу первого года жизни он достигает 75-80 см, т.е. увеличивается более чем на 50%; масса тела за год утраивается - при рождении ребёнка она равна в среднем 3, 0-3, 2 кг, а к концу года - 9, 5-10 кг. В последующие годы до периода полвого созревания темп роста снижается, и ежегодная прибавка массы составляет 1, 5-2 кг, с увеличением длины тела 4-5 см.
Второй скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается на 7-8 и даже 10 см. Причём с 11-12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков, в 13-14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14-15 лет юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни.
С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3, 5 раза, длина туловища - в 3 раза, длина руки - в 4 раза, длина ноги - в 5раз.
Пропорции тела с возрастом также сильно меняются.
Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется. До начала периода полового созревания половые различия в пропорциях тела отсутствуют, а а в период полового созревания у юношей конечности становятся длиннее, а туловище короче и таз уже, чем у девушек.
Кривые роста отдельных частей тела, а также многих органов в основном совпадают с кривой роста длины тела. Однако некоторые органы и части тела имеют иной тип роста.
В период полового созревания происходит не только интенсивный рост, но и формирование вторичных половых признаков.
Гетерохрония в процессах развития отдельных систем организма прослеживается не только при сопоставлении темпов их роста. Отдельные части физиологических систем также созревают неравномерно.
НС всегда функционирует как единое целое, но её отдельные части развиваются и формируются разными темпами и в различные сроки.
Неравномерность роста - приспособление, выработанное эволюцией. Бурный рост тела в длину на первом году жизни связан с увеличением массы тела, а замедление роста в последующие годы обусловлено проявлением активных процессов дифференцирования органов, тканей, клеток.
Развитие приводит к морфологическим и функциональным изменениям, а рост - к увеличению массы тканей, органов и всего тела. При нормальном развитии ребёнка оба эти процесса тесно взаимосвязаны. Однако периоды интенсивного роста могут не совпадать с периодами интенсивной дифференцировки.
Усиленная дифференцировка вызывает замедление роста. Нарастание массы головного и спинного мозга в основном заканчивается к 8-10 годам, почти достигая массы взрослого; функциональное совершенствование нервная система происходит ещё в течение длительного времени.
Наряду с типичными для каждого возрастного периода особенностями имеются индивидуальные особенности развития. Они варьируют и зависят от состояния здоровья, условий жизни, степени развития нервная система. Резкие индивидуальные отклонения в развитии проявляются преимущественно на первом году жизни, когда они связаны с врождёнными особенностями и условиями воспитания.
Для контроля над ходом физического развития ребёнка существует 3 показателя:
рост;
масса тела;
окружность грудной клетки.
Эти показатели сравнивают с готовыми табличными данными для соответствующего возраста и пола.
Различают 5 вариантов уровня физического уровня физического развития:
высокий;
выше среднего;
средний;
ниже среднего;
низкий.
Надо сравнить индивидуальное отклонение развития от табличного (статистического) значения с табличным отклонением. Индивидуальное отклонение следует разделить на табличное отклонение и получаем отклонение, выраженное в сигмах - сигмальное отклонение. Табличное значение отклонения - 1 сигма. Средний уровень - индивидуальное отклонение + 1 или - 1 сигма (4 см). Выше среднего — +1, +2 сигмы. Высокий — больше +2 сигм. Ниже среднего — от -1 до -2 сигм. Низкий — меньше -2 сигм.
Развитие может быть пропорциональным и непропорциональным. Если все 3 показателя вписываются в пределы 1 сигмы, то развитие называется пропорциональным, если нет - то непропорциональным.
Дефицит массы тела, общая задержка развития, идеальное соотношение, избыточная масса тела - ожирение 1 степени, ожирение 2 степени.


31. Понятие школьной дезадаптации и её проявления. Методы предупреждения

Школьная дезадаптация - это патологическая реакция на учебную деятельность в виде ухудшения состояния здоровья (психосамотические заболевания), повышенной утомляемости (синдром хронической усталости), повышенной активности (гиперактивные дети), ассоциального поведения (нарушение правил поведения).
Причины:
перенесённые заболевания;
перенесённые психо-эмоциональные травмы, стрессы;
умственные перегрузки;
неблагоприятный психологический климат в классе или семье.
Предупреждение школьной дезадаптации:
соблюдение санитарно-гигиенических норм для процесса обучения;
создание благоприятного психологического климата;
предупреждение психо - травм;
соответствие между требованиями и возможностями ребёнка.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.