Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Никола Тесла и американский ВПК






Если великий физик успешно и с выгодой для себя

сотрудничал с германским ВПК, то утверждать то же

самое в отношении Николы Теслы сложно. Может, по-

следнему не хватало целеустремленности и практи-

1 Боброва С., Одноколенко О. Библия Коненкова // Итоги. 2004

год. N° 28.

цизма. Ведь великий изобретатель мог заработать

приличную сумму, реализовав все свои идеи в воен-

ной сфере! Расскажем о нескольких эпизодах из жиз-

ни Николы Теслы.

В 1898 году в Нью-Йорке, на ежегодной выставке

достижений в сфере использования электроэнергии

в Медисон-сквер-гарден, Никола Тесла продемон-

стрировал радиоуправляемую модель судна. Лодка

могла двигаться в любом направлении, с любой ско-

ростью, а также включать и выключать лампочки на

носу и корме. Он получил патент на свое изобретение

в России и США.

Согласно популярной у биографов Николы Теслы

версии великий изобретатель планировал использо-

вать свое изобретение в мирных целях: доставка пи-

сем и посылок, плавание в труднодоступных местах

и т.п. Обозреватель газеты «Нью-Йорк Тайме» Воль-

демар Кемпфер сразу предложил использовать это

изобретение в военных целях — в качестве радиоу-

правляемой торпеды1.

На самом деле в жизни все было по-другому. В но-

ябре 1898 года великий изобретатель опубликовал

вот такое сообщение:

«Я теперь готов заявить через журнал, что я уве-

рен в том, что мое изобретение подводного торпед-

ного катера будет отныне величайшим оружием

военно-морских сил.

Почти полная бесполезность вида торпедных ка-

теров была решительно продемонстрирована в хо-

де недавней войны. Ни смелость и мастерство аме-

риканцев, ни отчаянные чрезвычайные меры испан-

цев не смогли заставить торпедные катера действо-

вать активно. Эти непрочные суда, от которых так

много ожидали, стали очень легкой мишенью для на-

1 Ржонсницкий Б.Н. Никола Тесла. Первая отечественная биогра-

фия. М.. 2009. С. 161.

земной артиллерии и скорострельных орудий враже-

ских судов.

Подводные лодки, с другой стороны, которые были

построены для переноса торпед, оказались гибель-

ным местом для военных и поэтому были неэффек-

тивны. Подводная лодка, или, правильнее сказать,

подводный эсминец, который я изобрел, такой же ком-

пактный, как сама торпеда. Фактически, это просто

увеличенная торпедная оболочка, тридцать шесть с

половиной футов в длину, загруженная другими тор-

педами для взрыва. Как и торпеда, он имеет свое соб-

ственное (движущее) метательное устройство. Но на

этом их похожесть заканчивается. Обычная торпеда,

однажды запущенная, летит вперед слепо, и неведо-

мая сила может повернуть ее в одну или другую сто-

рону. Она попадает в цель или промахивается в соот-

ветствии с точностью наведения при запуске.

Но моя подводная лодка, загруженная торпедами,

может стартовать из защищенной бухты или может

быть сброшена с борта корабля. Может идти околь-

ным путем ниже поверхности, через опасные зами-

нированные каналы в защищенные гавани и атако-

вать флот, стоящий на якоре, или может выйти в море

и кружить в поисках своей жертвы, броситься на нее

в подходящий момент, выстрелить в нее своим смер-

тоносным оружием и вернуться к тем, кто ее послал.

При этом она будет находиться под абсолютным и не-

усыпным контролем человека, находящегося на отда-

ленном мысе или на военном корабле, чей корпус на-

ходится ниже горизонта и невидим врагу.

Я осознаю, что все это звучит почти невероятно,

и я воздерживался от показа моего изобретения пу-

блике, пока не проработал каждую его деталь. В моей

лаборатории у меня сейчас есть такая модель, и мои

чертежи и описания, представленные в Бюро патен-

тов в Вашингтоне, дают ее подробное описание.

Теперь что касается механизма, который должен

быть размещен в корпусе лодки: первая и наиболее

существенная вещь — это двигатель с запасом ба-

тарей, чтобы приводить в движение пропеллер (греб-

ной винт). Затем имеются меньшие двигатели и бата-

реи для приведения в действие рулевого механизма,

по тому же принципу, как обычное судно теперь пере-

двигается при помощи пара или электричества. Кро-

ме этих есть еще запас батарей и двигателей для пи-

тания электрических сигнальных ламп. Но чтобы вес

механизмов не был слишком велик, чтобы не нару-

шать плавучесть и не заставлять лодку идти слишком

глубоко в воде, будут также использоваться двигате-

ли сжатого воздуха для выполнения определенных

функций, таких как наполнение и опустошение резер-

вуаров с водой, которые поднимают лодку на поверх-

ность или погружают ее на любую требуемую глубину.

Пневматический воздух или моторы будут выпускать

торпеды и откачивать воду, которая может просачи-

ваться в любое время.

Этот подводный эсминец будет снабжен шестью

14-футовыми торпедами Whitehead (Белые угри).

Они будут располагаться вертикально в два ряда по

дуге. Как только одна торпеда закатывается на пози-

цию и выпускается пневматической силой, другая тор-

педа под действием гравитации падает на позицию

первой. Остальные торпеды поддерживаются верти-

кально автоматическим приспособлением. Они могут

выстреливать так же быстро, как опустошается само-

взводный револьвер, либо с интервалом в минуты или

часы. Выпуск торпед происходит через единственную

трубу, выступающую прямо вперед на дуге. Неболь-

шое количество воды, которое просачивается каждый

раз, захватывается дренажными трубками, и компрес-

сорный воздушный насос немедленно выталкивает

ее. Как только каждая торпеда выстрелит, регулятор

плавучести откроет вентиль, чтобы достаточное ко-

личество воды заполнило балластные цистерны для

поддержания постоянной плавучести и для того, что-

бы держать лодку на одной и той же глубине.

Загрузка торпед в этом подводном эсминце бу-

дет больше, чем у самых больших эсминцев, находя-

щихся на вооружении сейчас. Существующие суда по

пятьсот тон каждый, каждый из которых стоит пра-

вительству 500 тыс. долларов, несут не более трех-

четырех торпед, в то время как этот простой подвод-

ный эсминец, строительство которого обойдется не

более чем в 50 тыс. долларов, будет нести шесть тор-

пед. Он также имеет уникальное преимущество быть

абсолютно невидимым для врага, на его борту не бу-

дет людей, чьими жизнями нужно рисковать, и не бу-

дет парового котла, который может взорваться.

Все, что необходимо, чтобы эту подводную лодку

можно было контролировать на любом расстоянии, —

это правильным образом смонтировать на ней про-

вода, как проведена проводка в современном доме:

кнопка для включения звонка, рычаг для включения

света, скрытая проводка в некоторых местах для

установки сигнализации против воров и противопо-

жарной сигнализации.

Единственное отличие в случае с подводной лод-

кой заключается в сложности (тонкости) применяе-

мых приборов. К метательному устройству, рулевому

механизму, к сигнальной аппаратуре и механизму за-

пуска торпед прикреплены маленькие приборы, кото-

рые настроены на определенную электромагнитную

синхронность.

Затем имеется подобный набор синхронизирован-

ной аппаратуры, подсоединенной к маленькой пане-

ли управления и расположенной либо на берегу, либо

на обыкновенном военном корабле. Перемещая ры-

чаг на панели управления, я могу дать нужный им-

пульс подводной лодке двигаться вперед, идти зад-

ним ходом, повернуть руль на правый борт или на ле-

вый, всплыть, затонуть, выпустить торпеды или вер-

нуться.

Может показаться, что необходимо приложить

огромную силу (энергию), чтобы действовать на боль-

шом расстоянии на отдаленной лодке. Вся энергия со-

брана на самой подводной лодке — в ее аккумулятор-

ных батареях и сжатом воздухе. Все, что нужно для

воздействия на приборы, — это наличие интенсивных

переменных токов, которые можно создать при помо-

щи моего вибратора (осциллятора), прикрепленного

к любой динамо-машине, расположенной на берегу

или на военном корабле.

Как таким, очевидно, сложным механизмом можно

управлять и его контролировать на большом расстоя-

нии, не является загадкой (тайной). Это так же просто,

как телефонный аппарат, имеющийся в любом офи-

се. Это маленькая металлическая коробка с рычагом

снаружи. Передвигая рукоятку на определенную точ-

ку, она выдает вибрирующие звуки, и ее кратковре-

менное жужжание вызывает объект. Но если мы бу-

дем перемещать эту рукоятку на треть дальше по кру-

говой шкале (циферблату), жужжание будет продол-

жаться дольше, и довольно скоро появится полицей-

ский, привлеченный этими загадочными звуками.

Снова передвинем рукоятку — на этот раз на самую

дальнюю точку круга, и едва начнется продолжитель-

ное жужжание, как к вам примчится городская пожар-

ная служба.

Мое устройство для контроля над движением под-

водной лодки, находящейся на значительном рассто-

янии, абсолютно такое же. Только мне не нужны со-

единительные провода между панелью управления и

удаленной подводной лодкой, поскольку я использую

хорошо известный принцип беспроволочного теле-

графа. Когда я перемещаю рычаг на точки, которые

я отметил на круглом циферблате, я каждый раз вы-

зываю разное количество вибраций. В этом случае

две волны идут вперед при каждой половине поворо-

та рычага и воздействуют на разные части оборудо-

вания эсминца, находящегося на значительном рас-

стоянии. Решение вопроса о том, как должны в самом

деле использоваться в войне подводные эсминцы, я

оставляю военным тактикам. Но мне кажется, что их

лучше всего использовать, когда они перевозятся на

борту большего вспомогательного крейсера, спуска-

ются на воду по нескольку штук, как спасательные

шлюпки, и затем их движение управляется с пульта

на верхней части (марсе) передового корабля.

Чтобы управляющий подводным эсминцем знал

точно его расположение при передвижении, две мач-

ты — на носу и на корме — будут всплывать прямо над

водой. Эти мачты очень маленького размера, поэто-

му они не видны, и их не могут поразить вражеские

орудия. Ночью на мачтах будут накрытые козырьками

светильники.

Наблюдатель (наблюдательный пункт) на марсе бо-

евого корабля замечает вражеский корабль на гори-

зонте, в то время как корпус вспомогательного крей-

сера остается невидимым для врага. Эти маленькие

эсминцы, отправляясь в путь при помощи человека

с телескопом, могут атаковать и уничтожить целую

флотилию боевых кораблей за час, и враг никогда

не увидит своего противника и не узнает, какая сила

уничтожила его. Большой вспомогательный крейсер,

используемый для переноса этих подводных эсмин-

цев, мог бы также нести груз торпед, достаточный для

проведения длительных кампаний.

Он мог бы нести пироксилин и другие взрывчатые

вещества, необходимые для загрузки торпед в без-

опасном хранилище ниже ватерлинии, и тем самым

можно было бы избавиться от опасности транспорти-

ровки загруженных торпед. Когда необходимо, боего-

ловки заряжаются, крепятся к торпедам, и, таким об-

разом, подводные эсминцы полностью снаряжены.

Высокий, выступающий мыс, обозревающий га-

вань и море, был бы тоже хорошей точкой, где можно

установить пункт наблюдения и где внизу, в доках, бу-

дут лежать эсминцы, готовые к старту.

Вот и вся история моего последнего изобретения.

Вы скажете, что это довольно просто. Конечно, это

так, потому что я всю свою жизнь разрабатывал каж-

дое изобретение до мельчайших деталей, чтобы оно

работало так же легко, как электрический маятник

(часы) в офисе биржевого маклера»1.

Никола Тесла сумел заинтересовать своим дети-

щем представителей военного министерства США.

После пробных испытаний военные попросили Нико-

лу Теслу доработать модель радиоуправляемой лод-

ки. В тот момент он был занят чем-то другим, и про-

ект так и не был реализован2. Еще одна причина — ве-

ликий изобретатель отказался принимать гонорар за

свое изобретение. Понятно, что такое странное пове-

дение очень удивило практичных госслужащих. У них

просто не укладывалось в головах, что кто-то может

работать бесплатно.

Это не единственный пример. Однажды Никола Тес-

ла предложил ВМФ США систему радиосвязи между

берегом и военным кораблем. По мнению экспертов,

в то время по своим характеристикам она была луч-

ше аналогичной системы, разрабатываемой Гульель-

мо Маркони3. Военные заинтересовались системой

радиосвязи Николы Теслы и попросили предоставить

1 Тесла Н. Статьи. С. 221-226.

2 Образцов ПЛ. Указ. соч. С. 85, 87.

3 Маркони Гульельмо (1874-1937] — итальянский радиотехник

и предприниматель, один из изобретателей радио; лауреат Нобелев-

ской премии по физике за 1909 год.

образец для испытаний. Изобретатель так и не собрал

его. В результате и в этот раз сотрудничество Нико-

лы Теслы с ВПК закончилось провалом1. Хотя нала-

дить взаимовыгодное сотрудничество с американски-

ми военными ученому не удавалось и по другим при-

чинам. Например, консерватизм и упрямство.

Если Маркони был уверен, что электромагнитные

волны могут без больших потерь проходить через

грунт и воду, то его оппоненты, в том числе и Нико-

ла Тесла, утверждали: прохождение радиоволн воз-

можно только в условиях прямой видимости, и ради-

опередача на далекие расстояния будет невозмож-

ной ввиду кривизны Земли. В действительности по-

тери при прохождении радиоволн через грунт и воду

огромны, но радиоволны достаточно низкой частоты

могут отражаться от ионосферы и огибать весь зем-

ной шар. Именно это позволило Маркони в декабре

1901 года организовать первую радиосвязь через

Атлантический океан (передал букву S азбуки Морзе).

Одна радиомачта была построена на западном побе-

режье Великобритании, другая — на территории Кана-

ды, на острове Ньюфаундленд2. В конце следующего

года была налажена регулярная трансатлантическая

радиосвязь.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.