Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сделки, не соответствующие требованиям закона. Закону должно касаться только ее содержания1 и (или) формы







 


закону должно касаться только ее содержания1 и (или) формы. Наоборот, сделка мшкет-несоответствовать им­перативным требованиям закона, касающимся субъ­ектного состава сделки, различных условий ее соверше­ния (времени, места), пор ядка ее совершения и т. д. Иными словами, несоответствие сделки закону по со­держанию или форме является лишь одним из возмож­ных видов несоответствия сделки " закону. '

Об этом также свидетельствует обширная судебная практика признания сделок ничтожными как не соот­ветствующих закону в связи с самыми различными видами такого несоответствия. Кроме того, нельзя со­гласиться с позицией О. Ускова, согласно которой несо­ответствие сделки закону должно следовать из букваль­ного содержания конкретной нормы. В праве существует множество^императивных положений, которые не содер­жатся в конкретных нормах, а устанавливаются исходя из систематического толкования совокупности норм.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 8 ГК РФ, граж­данские права возникают из оснований, предусмотрен­ных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в си­лу общих начал и смысла гражданского законодательст­ва порождают гражданские права и обязанности.

Под содержанием сделки как юридического факта следует считать содержание волеизъявления, направленного на возникнове­ние, изменение или прекращение определенных прав и обязаннос­тей. Оно состоит из условий, которые определяют права и обязанно­сти в соответствующем правоотношении, на возникновение которого направлена воля сторон.

Мнение о том, что сделка как юридический факт не имеет содер­жания, отстаиваемая М.И. Брагинским (в кн.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: общие положения. М.: Изда­тельство «Статут», 1997. С. 116), противоречит самому понятию сделки, которая, в отличие от всех остальных юридических фактов, характеризуется специальной направленностью волеизъявления (действия) на возникновение определенных юридических последст­вий, то есть имеет определенное содержание.


Следовательно, в контексте пункта 1 статьи 8 ГК под несоответствием сделки закону следует понимать не только буквальное несоответствие содержания сдел­ки содержанию'конкретной нормы, но и н^есоотв^тствие ее общим началам и смыслу гражданского законода­тельства, в том числе - основным началам (принципам) и иным смысловым категориям гражданского права.

В частности, нигде прямо не установлено, что запре­щено совершать сделки, исполнение которых заведомо невозможно (например, обязательство купли-продажи луны и т. п.). Тем не менее, такая сделка будет считаться не соответствующей закону, так как по смыслу граждан­ского законодательства предметом обязательства могут быть лишь те действия, исполнение которых в принципе возможно. Кроме того, заключение такой сделки проти­воречит принципу разумности осуществления граждан­ских прав, установленному в пункте 3 статьи 10 ГК РФ.

Как подчеркивается в одном из учебных курсов по гражданскому праву, «следуя буквальному толкова­нию статьи 168 ГК РФ, следует признать, что ею охваты­вается и дефектность элементов, образующих сделку»1. Однако, как пишут далее авторы, в тех случаях, когда дефектность отдельного элемента сделки предусмотре­на законом в качестве специального основания недейст­вительности, следует руководствоваться специальной нормой закона, а не статьей 168 ГК РФ.

Интересно, что в английском праве для квалифика­ции сделок, не соответствующих закону, имеет важное значение, ндр_упшются_ли при этом запреты, установ­ленные в праве, либо сделка просто не отвечает какому-либо требованию закона. Если имеет место прямое на­рушение запретов, то сделка признается противозакон­ной (illegal) и в отношении нее применение реституции невозможно: сделка считается настолько «позорным» и ничтожным основанием, что на ней не могут^бсновьг^ ватЪ^я-ника1^" иё" йскй^1в~том числе иски о реституции.

1 Гражданское право. Учебник. Часть I. Издание 3-е / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С. 246.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.