Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На пути знания






 

Ибн аль-Касим сказал: «Учеба привела Малика к тому, что он разобрал крышу своего дома и продал доски».

Му‘тамар ибн Сулейман сказал: «Отец написал мне в письме, когда я находился в Куфе: “О сынок! Купи бумагу и записывай хадисы, ведь знание остается, а динары кончаются”».

Йахье ибн Му‘ину отец оставил в наследство миллион дирхемов, и все эти деньги он израсходовал, собирая хадисы, так что у него не осталось даже обуви, чтобы обуться.

Мухаммад ибн Салам, шейх-учитель аль-Бухари, однажды, сидя со своим шейхом, записывал то, что он говорил и диктовал, как вдруг сломался калем (тростниковое перо). Тогда он велел крикнуть: «Динар за калем!» – и его засыпали калемами!

Ибн Хаджар рассказывал об Ибн аль-Мулаккине: «Он приобретал книги. И я слышал, что во время эпидемии чумы он присутствовал на распродаже книг одного из мухаддисов (знатока хадисов), а распорядитель его имуществом продавал только за наличные деньги. Ибн аль-Мулаккин сказал: «Я отправился к себе домой, взял кошель с дирхемами и, пробравшись в круг (людей, собравшихся вокруг распорядителя), высыпал его, и каждый раз, когда я поднимал цену за книгу, тот говорил: “Продай ему”. И среди этих книг был «Муснад аль-имам Ахмад», который я купил за тридцать дирхемов…».

Аз-Захаби говорил о кадии Абдуррахиме ибн ‘Али аль-Лахми: «Мы слышали, что у него было много книг, число которых достигало 100 000 томов, и он приобретал их в разных странах».

 

5. Отрешенность
и довольство малым

 

Аль-Бухари со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передает: «Наши братья-мухаджиры были заняты заключением торговых сделок на рынках. Наши братья-ансары были заняты своими денежными делами. А Абу Хурайра, немного насытившись, не разлучался с посланником Аллаха, , присутствовал там, где они не присутствовали, и учил то, что они не учили». Комментируя этот хадис, Ибн Хаджар сказал: «Этот хадис побуждает заучивать знание, а также говорит о том, что умеренность в мирских благах дает большую возможность для этого»[117].

Ибн аль-Джаузи сказал: «Ученый должен быть умеренным в одежде и в своих расходах и больше склоняться к воздержанности»[118].

Искатель знания должен довольствоваться той пищей, что имеет перед собой, и той одеждой, что может себе позволить. Известно, что некоторые из предшественников в своей учебе прибегали к помощи поста, (а коли так), то как же может преуспеть тот, кто обременен заботами об изыскании самой вкусной пищи[119]?!

Следует сказать, что искренность в приобретении знания и умеренность в стремлении к усладе и мирским благам очень тесно связаны друг с другом. Ведь если человек будет стремиться к благородной цели, то она отвлечет его от различного рода пустых увеселений и низменных услад. Шурайка спросили: «Почему твои хадисы достоверны?». Он ответил: «Потому что я не ем ‘асиду по утрам»[120].

Сахнун сказал: «Знание не для того, кто ест до сыта».

Шейх ас-Са‘ди, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Знай, что довольство малым и умеренность проживания – это требования, предъявляемые каждому, особенно тому, кто постигает знание, для которого это требование становится обязательным. Потому что знание – это дело всей жизни или большей ее части, и насколько мирские заботы и нужды человека будут отвлекать его от знания, настолько ему не будет его доставать. Довольство малым и умеренность являются одними из величайших причин отрешения (человека) от мирских забот и пробуждения интереса к тому, чем он занимается»[121].

Абу Ханифа, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Чтобы добиться понимания религии, необходимо сконцентрировать все свое внимание (на учебе), а чтобы избавиться от привязанностей, надобно довольствоваться малой толикой (благ) по мере необходимости, не порождая новых привязанностей»[122].

Кроме того, учеными-предшественниками в адрес искателя знания было дано много наставлений, особенно о необходимости быть умеренным в еде, т.к. обильная еда приводит к обильному питью и нагоняет сон, вызывает слабость ума, притупляет чувства и порождает лень. Лукман говорил своему сыну: «Сынок! Когда наполняется желудок, засыпает мысль, умолкает мудрость, а органы тела отказываются поклоняться».

В книге «Тазкират ас-сами‘ ва-ль-мутакаллим» говорится: «Никогда аулийа и имамы не говорили о ком-то, и никогда не говорили о них, что они много едят, и не восхваляли их за это. Ведь за обильную еду хвалят лишь неразумный рабочий скот.

Здравый ум слишком ценен, чтобы отвлекать его или мешать ему ничтожным количеством еды, ведь уже известно, к чему это приводит. И если бы даже единственным недостатком обильной еды была необходимость часто испражняться, то разумный и здравомыслящий человек безусловно оберегал бы себя от подобного. Тот, кто желает преуспеть в постижении знания и получить от него то, что намеревался, не проявляя умеренности в еде, питье и во сне, как правило, желает невозможного.

Лучше, если (человек) будет есть не более того, что сказано в хадисе пророка, :

م َ ا م َ ل أ آ د َ م ِ ي ّ ٌ و ِ ع َ ا ء ً ش َ ر ّ ً ا م ِ ن ْ ب َ ط ْ ن ٍ ، ب ِ ح َ س ْ ب ِ ا ب ْ ن ِ آ د َ م َ أ ُ ك ُ ل ا ت ٌ ي ُ ق ِ م ْ ن َ ص ُ ل ْ ب َ ه ُ ، ف َ إ ِ ن ْ ك َ ا ن َ ل ا م َ ح َ ا ل َ ة َ ، ف َ ث ُ ل ُ ث ٌ ل ِ ط َ ع َ ا م ِ ه ِ ، و َ ث ُ ل ُ ث ٌ ل ِ ش َ ر َ ا ب ِ ه ِ ، و َ ث ُ ل ُ ث ٌ ل ِ ن َ ف َ س ِ ه ِ

«Нет худшего сосуда, который наполняет человек, чем его желудок. Человеку достаточно нескольких кусочков, чтобы они поддерживали его хребет. Если же необходимо (съесть больше), то (пусть наполнит) треть своего желудка едой, другую треть – водой, а еще одну (оставит пустой, чтобы мог) дышать».[123] (Передал ат-Тирмизи). Большее количество еды является излишеством и расточительством (исраф), что выходит за рамки сунны. Всевышний Аллах сказал:

… и ешьте и пейте, но не излишествуйте . («Преграды», 31). Некоторые ученые говорят: «Этими словами Аллах охватил всю медицину»[124].

Искатель знания! Внимательно прочитай следующую историю и посмотри на себя.

Абу Йусуф сказал: «Когда мы приобретали это знание, вместе с нами училось столько народу, что просто не счесть. Но пользу от занятий извлекли только те, чьи желудки переваривали бинн[125]. Это было, когда Абу-ль-‘Аббас стал правителем и послал в Медину, пригласив к себе всех уч¸ ных этого города. Наши жены готовили нам хлеб, обмазав его в бинне, и мы с утра уходили учиться. Затем мы возвращались и ели то же самое. А тот, кто ждал, пока ему приготовят харису[126] или ‘асиду, отвлекался от занятий и не получал всего того, что получали мы».

Ибрахим ибн Исхак аль-Харби сказал: «Мы не знали вкуса подобных блюд. Каждый вечер я возвращался (домой), и к этому времени моя мама уже приготавливала мне жареный баклажан или ложку бинна».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.