Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальный институт






Перейдем от рассмотрения общности (группы) к анали­зу второго ключевого элемента социальной структуры — «социального института». Институт (от лат. institutum — установление) — понятие, используемое в большинстве со­циологических теорий для обозначения устойчивого комплек­са формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и стату­сов. Мы пользуемся понятием «социальный институт» в том случае, если рассматриваем крупные группировки формаль­ных ролей. Так, понятие «институт материального производ­ства» подразумевает не конкретную социальную организа­цию одного из предприятий, а комплекс норм, реализующих­ся во множестве социальных организаций, предприятий, выпускающих материальную продукцию.

Среди социологов широко распространена точка зрения, что «институт» — одна из базисных дефиниций, выражаю­щих самую сущность упорядоченной социальной жизни. Традиция такого подхода идет еще от Г. Спенсера, считав­шего, что изучение институтов есть изучение строения и развития общества, анализ возникновения, роста, измене­ний, сломов, а, следовательно, оно и составляет сущность со­циологии как науки. Институционалисты (в частности, Т. Веблен) выдвинули исследование институтов в качестве главной задачи всех общественных наук. Разрабатывая понятие института, представители этого направления трак­товали его как группу людей, объединенных какими-либо идеями для выполнения каких-либо функций, а в формали­зованном, категориальном виде — как систему социальных ролей, организующую систему поведения и социальных от­ношений. Как и многие другие базовые научные понятия, «институт» трактуется в литературе широко и неопределен­но.

 

Тем не менее, в качестве определяющей черты институ­ционального взаимодействия можно отметить организован­ность, а важнейшими элементами институциональной струк­туры считать социальные нормы, роли, ожидания.

Существенное значение в понимании института и его функционирования имеет категория «социальный обмен». Институционализацию можно рассматривать как обмен между различными индивидами, группами, организациями и сферами внутри общества. Здесь возникают три вопроса: кто обменивается с кем, что на что обменивается и каковы образцы, механизмы и условия этого обмена (обменов). Ин­ституциональное взаимодействие и обмен происходят меж­ду людьми, которые вовсе не рассыпаны в обществе в слу­чайном порядке. Напротив, обмен происходит между людь­ми, находящимися в различных структурных позициях (т. е. культурных, политических, экономических, семейных), кото­рые сами по себе могут быть последствиями прежних про­цессов институционального обмена.

Истинные стремления и цели этих людей в значительной степени зависят от их структурных позиций и соответствую­щих приоритетных установок. Подобным же образом ресур­сы, которыми они располагают (власть, деньги, знания, пре­стиж и т. д.) зависят от их институциональных позиций и ва­рьируют в соответствии со спецификой различных инсти­туциональных сфер. Эти ресурсы служат средством осуще­ствления различных индивидуальных целей и сами по себе могут быть целями или объектами для индивидов.

Институциализированный обмен имеет особый характер. Он отличен от индивидуального обмена между людьми, по­скольку «очищен» от личностного момента. Анализ механиз­ма социального обмена показывает, что индивид выступает в социальном институте в специфической и ограниченной роли функционера. Например, у учителя или врача институциализированным «товаром» является их профессиональ­ное мастерство, а их личное отношение к тому или иному контрагенту («покупателю») здесь не имеет значения. Необ­ходимым условием деятельности института и является вы­полнение индивидами своих социальных ролей, основанное на осуществлении ожидаемых действий и соблюдении об­разцов (норм) поведения. Нормы — это одновременно и условия выбора ролевого поведения, и средство его «изме­рения». Они упорядочивают, регулируют, формализуют де­ятельность и взаимодействие индивидов в рамках институ­та. Каждый институт характеризуется определенным набо­ром норм, которые объективируются чаще всего в знаковых формах (регламентирующих документах).

По мере развития (и усложнения) общества умножается, дифференцируется система социальных институтов. Мы жи­вем ныне в высокоинституциализированном обществе. Ин­ституты семьи, образования, охраны здоровья, материаль­ного и духовного производства, досуга и отдыха, обеспече­ния безопасности членов общества и многие другие обра­зуют систему, обусловливающую функционирование соци­ального организма.

В социальном институте весьма сложным образом пере­плетаются экономические, политические, правовые, нрав­ственные и иные отношения. Благодаря социальному инсти­туту обеспечивается преемственность в использовании куль­турных ценностей, передаче навыков и норм социального поведения, осуществляется социализация индивидов.

Зрелый, «ставший» институт организационно оформлен; он упорядочивается, организуется системой управленческих отношений. Внешний аспект его предстает в соответствую­щих системах учреждений. Становящиеся же социальные институты не обязательно организационно оформлены.

В периоды «нормального» развития общества институты остаются достаточно стабильными и устойчивыми. Неэффективность их, рассогласованность действий, неспособность организовать общественные интересы, наладить функциони­рование социальных связей, минимизировать конфликты и упредить катастрофы — признак кризиса институциональ­ной системы, т. е. базовой системы любого общества.

Развитие социальной системы, можно считать, сводимо к эволюции институтов. Источники такой эволюции — люди как деятели и воздействие со стороны культуры. Последнее связано с накоплением людьми новых знаний, а также с из­менениями в ценностных ориентациях.

 

Пожалуй, определяющим условием появления институ­та служит соответствующая социальная потребность. В самом широком смысле потребность можно характеризовать как нужду субъекта в чем-либо, для удовлетворения кото­рой необходимы та или иная форма активности, тот или иной предмет. Эта нужда отражает связи субъекта со средой его существования. Можно сказать, что потребность есть нужда в поддержании равновесного состояния системы «субъект— среда». Критериями выделения потребностей (необходимое поддержание равновесного отношения между субъектом и средой его существования) являются основные цели деятельности субъекта, выполнение им функций в си­стемах более высокого ранга, в которые субъект включен как элемент или подсистема.

Сущностные потребности социальных групп (общностей) могут быть объяснены лишь в связи с их позициями в соци­ально-экономической структуре общества и тенденциями развития последней. Для выполнения функций в этих пози­циях люди должны определенным образом воспроизводить себя, потребляя продукты питания, одежду, знания и т.д. Разные трудовые функции требуют разных объемов затрат на подготовку работников, на их воспроизводство, т. е. раз­ной продолжительности обучения, разных объемов и соста­ва благ и услуг. А отсюда следует, что социально-экономи­ческая неоднородность труда приводит и к неоднородности потребностей.

Размер этих потребностей ограничен масштабами обще­ственного производства, характером производственных от­ношений, уровнем культуры страны, историческими традициями. Потребности людей, социальной группы (общности) есть объективная необходимость воспроизводства данной общности людей в ее специфически конкретной обществен­ной позиции. Потребности социальных групп характеризу­ются: массовостью проявления, устойчивостью во времени и пространстве, инвариантностью в специфических условиях жизнедеятельности представителей социальной группы. Важное свойство потребностей — их взаимосопряженность. Сопряженность потребностей состоит в том, что возникно­вение и удовлетворение одной потребности влечет за собой целый комплекс других потребностей. Сопряженные потреб­ности образуют длиннейшие цепи, переходящие одна в дру­гую.

Целесообразно учитывать следующие важнейшие роды потребностей, удовлетворение которых обеспечивает нор­мальные условия воспроизводства социальных групп (общ­ностей):

1) в производстве и распределении товаров, услуг и ин­формации, требуемых для выживания членов общества;

2) в нормальном (соответствующем существующим соци­альным нормам) психофизиологическом жизнеобеспечении;

3) в познании и саморазвитии;

4) в коммуникации между членами общества;

5) в простом (или расширенном) демографическом воспроизводстве;

6) в воспитании и обучении детей;

7) в контроле за поведением членов общества;

8) в обеспечении их безопасности во всех аспектах.

Социальные потребности удовлетворяются не автомати­чески, а только организованными усилиями членов обще­ства, представляющие собой социальные институты.

Так выглядит институциональный срез социальной струк­туры, взаимодействующий с ее социально-групповым сре­зом.

Ресурсы и институты. Институты служат не только организации совместной деятельности людей ради удовлет­ворения их социальных потребностей. Они также регулиру­ют использование ресурсов, которыми располагает обще­ство. Рассмотрим, например, экономические институты, связанные с производственной деятельностью коммерческих фирм, производственных предприятий, семейных ферм и других организаций. Экономисты считают, что для произ­водства товаров и услуг все они должны иметь в своем рас­поряжении четыре вида ресурсов:

1) землю, или всю совокупность природных ресурсов и технических знаний;

2) труд, или мотивацию и навыки людей;

3 )капитал, или богатство, вкладываемое в средства про­изводства;

4) организацию, или способ сочетания и координации первых трех видов ресурсов.

 

Для деятельности других институтов также необходимы ресурсы. Семья, к примеру, не может существовать при от­сутствии некоторых необходимых условий: зарплаты, обес­печивающей удовлетворение материальных потребностей, любви и чувства долга между родителями и детьми, а так­же разумного использования власти (одного или обоих ро­дителей) для преодоления внутрисемейных конфликтов. Учебным институтам требуются оборудование для занятий физкультурой, преподаватели, обладающие соответствую­щим уровнем знаний и эрудицией, и хотя бы минимальное желание учащихся получать знания и социализироваться.

Следовательно, институты представляют собой социаль­ное образование, созданное для использования ресурсов общества в формах интеракции ради удовлетворения той или иной социальной потребности. Одной из важных функ­ций институтов является стабилизация деятельности людей путем сведения ее к более или менее предсказуемым образ­цам социальных ролей.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.