Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимодействия в социальной группе: типы, виды, характер






Одной из общих форм социального взаимодействия вы­ступает социальная группа, в которой поведение и соци­альный статус каждого члена в ощутимой степени обуслов­лены деятельностью и существованием других членов.

 

«Совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии, составляет социальную группу, и это взаи­модействие сводится к обмену различными представления­ми, чувствами, хотениями, психическими переживаниями» (П. Сорокин).

Взаимозависимость сторон в процессе взаимодействия может быть равной, или одна из сторон может сильнее вли­ять на другую, следовательно, можно выделить одно- и двустороннюю интеракцию. Интеракция может охватывать как все сферы человеческой жизнедеятельности (тотальная интеракция), так и только какую-то одну специфическую форму, или «сектор» деятельности. В независимых секторах люди могут не оказывать никакого влияния друг на друга.

Сорокин выделяет понятие «экстенсивность интерак­ции» — соотношение активности и психологического опыта человека, вовлеченного во взаимодействие, с общей суммой деятельности и психологического опыта, составляющих весь жизненный процесс человека.

Интенсивность взаимодействия характеризует степень зависимости жизнедеятельности от взаимоотношений: она может колебаться от максимальной до минимальной вели­чины. Чем больше экстенсивны или интенсивны секторы ин­теракции, тем больше зависимы жизнь, поведение, психоло­гия взаимодействующих сторон.

Началом любой интеракции является возникновение вли­яния одной стороны на поведение и психологию другой. Ин­теракция продолжается до тех пор, пока это влияние суще­ствует, при этом неважно — встречаются индивиды или нет. Только когда сама память или мысль о существовании од­ной стороны перестает оказывать влияние на поведение или психологию другой, только тогда процесс можно считать законченным.Весь социальный порядок является системой, которая де­лает непрерывными огромное число интеракциональных реакций после того, как они завершили видимое существо­вание.

Направление взаимоотношений может быть солидарным, антагонистичным или смешанным. При солидарной инте­ракции стремления и усилия сторон совпадают. Если жела­ния и усилия сторон находятся в конфликте, то это — анта­гонистическая форма интеракции, если они совпадают толь­ко отчасти — это смешанный тип направления взаимо­действия. Можно выделить организованные и неорганизованные взаимодействия: интеракция организована, если отношения сторон, их действия сложились в определенную структуру прав, обязанностей, функций и опираются на некую систе­му ценностей.

Неорганизованные интеракции — когда отношения и ценности находятся в аморфном состоянии, поэтому права, обязанности, функции, социальные позиции не определены.

Сорокин, комбинируя различные интеракции, выделяет следующие типы социального взаимодействия;

организованно-антагонистическая система инте­ракции, основанная на принуждении;

организованно-солидарная система интеракции, основанная на добровольном членстве;

организованно-смешанная, солидарно-антагонис­тическая система, которая частично управляется принуж­дением, а частично — добровольной поддержкой устоявшей­ся системы взаимоотношений и ценностей. Большинство организованных социально-интерактивных систем — от семьи до церкви и государства, как отмечает Сорокин — принадле­жит к типу организованно-смешанных. А также могут быть неорганизованно-антагонистический, неорганизованно-солидарный, неорганизованно-смешанный типы интеракций.

В длительно существующих организованных группах Со­рокин выделял три типа взаимоотношений: семейный тип (интеракции тотальны, экстенсивны, интенсивны, солидар­ны по направлению и продолжительны, внутреннее единство членов группы); договорный тип (ограниченность времени действия сторон, взаимодействующих в рамках договорно­го сектора, солидарность отношений эгоистична и направ­лена на получение взаимной выгоды, удовольствия или даже на получение «как можно большего за меньшее», при этом другая сторона рассматривается не как союзник, а как не­кий «инструмент», который может оказать услугу, принес­ти прибыль и т. п.); принудительный тип (антагонизм от­ношений, различные формы принуждения: психологическое, экономическое, физическое, идеологическое, военное).

Переход от одного типа к другому может происходить плавно или непредсказуемо. Часто наблюдаются смешан­ные типы социальных взаимодействий.

Сорокин подчеркивает, что социальные взаимодействия выступают как социокультурные: одновременно протекают три процесса — взаимодействие норм, ценностей, стандар­тов, содержащихся в сознании человека и группы; взаимодействие конкретных людей и групп; взаимодействие мате­риализованных ценностей общественной жизни.

В зависимости от объединяющих ценностей можно выде­лить группы:

— «односторонние», построенные на одном ряде основ­ных ценностей (биосоциальные группы: расовые, половые, возрастные; социокультурные группы: род, языковая груп­па, религиозная группа, профессиональный, политический
или научный союз);

— «многосторонние», построенные вокруг комбинации нескольких рядов ценностей: семья, община, нация, соци­альный класс.

В группах протекают динамические процессы:

• давление на членов группы, способствующее их кон­формизму и внушаемости;

• формирование социальных ролей, распределение групповых ролей;

• изменение активности членов: возможны феномены фацилитации — усиление энергии человека в присут­ствии других людей; феномены ингибиции — затор­маживание поведения и деятельности под влиянием других людей, ухудшение самочувствия и результатов деятельности человека в ситуации, когда за ним на­блюдают другие люди;

• изменение мнений, оценок, норм поведения членов группы: феномен «групповой нормализации» — формирование усредненного группового стандарта—нор­мы; феномен «групповой поляризации, зкстремизации» — приближение общегруппового мнения к ка­кому-то полюсу континуума всех групповых мнений, часто «сдвиг к риску», когда групповое решение яв­ляется более рискованным, чем решение, принимае­мое индивидуально; феномен «подчинения авторите­ту», в сочетании с феноменом «атрибуции ответ­ственности», когда человек приписывает ответствен­ность за все происходящее другим лицам, лидеру, начальству, а не себе.

Социальная фацилитация проявляется в том, что присут­ствие других возбуждает, и это социальное возбуждение уси­ливает доминирующую реакцию человека, в результате чего он лучше выполняет простые и хорошо знакомые действия в присутствии других людей, например, велогонщики показы­вают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером. В сложных задачах, где правильный ответ не напрашивается сам собой, присутствие людей и возник­шее в связи с этим возбуждение приводит к неправильной реакции, к ухудшению результатов деятельности, к иигибиции. Н. Кострелл предположил, что обеспокоенность чело­века тем, как его оценивают другие люди, «боязнь оценки» вызывает эффекты фацилитации и ингибиции. Боязнь оцен­ки помогает также объяснить, почему люди лучше работа­ют, если их содеятели чуть-чуть опережают их, почему эф­фект социальной фацилитации проявляется ярче всего, ког­да наблюдатели нам не знакомы и за ними трудно уследить. Соревнование как разновидность социального взаимодей­ствия — яркий пример социальной фацилитации, улучше­ния результатов деятельности людей в присутствии и в срав­нении друг с другом. Но социальная фацилитация проявля­ется тогда, когда личные усилия каждого человека могут быть оценены индивидуально. Но если люди объединяют свои усилия для достижения общей цели, и при этом каж­дый не отвечает за совместный результат, результаты рабо­ты не оцениваются индивидуально, то в этом случае люди склонны прилагать меньше усилий, проявляя социальную леность. В результате коллективная работоспособность группы часто не превышает половины от общей работоспо­собности ее членов. Групповая ситуация деятельности уменьшает боязнь оценки, дает возможность «спрятаться за чужие спины», переложить ответственность «на всех», сни­жает возбуждение и активность членов группы. Возможно, выделить своеобразный тип людей-«зайцев», людей, полу­чающих какую-либо выгоду от группы, но мало дающих вза­мен. Когда вознаграждение делится поровну, независимо от личного вклада, каждый из участников получает большее вознаграждение на единицу своих усилий, если он парази­тирует, проявляет социальную леность.

Люди в группе мень­ше бездельничают, если групповая задача вызывающе труд­на, притягательна, увлекательна, если члены группы — друзья, а не чужие друг другу люди, если возможен учет личного вклада и человек воспринимает свой вклад как не­заменимый.

Социальная фацилитация показывает, что группа может возбуждать людей, а социальная леность демонстрирует, что ответственность в группе может размываться, а когда воз­буждение и размывание ответственности комбинируются, то нормативное сдерживание значительно ослабевает, и вместе люди начинают делать то, что они не стали бы делать в оди­ночку, вплоть до преступных действий: происходит феномен деиндивидуализации — потери самоосознания и чувства лич­ной ответственности людей в ситуациях, которые обеспечива­ют анонимность и не концентрируют внимание на отдельном человеке.

Группа людей вынуждена искать согласие между члена­ми, чтобы обеспечить взаимодействие людей и функциониро­вание группы. Групповая активность означает, что люди действуют вместе определенным образом, что между ними существует некое разделение труда и что налицо определен­ное взаимное приспособление различных линий индивидуаль­ного поведения. В группе постепенно складываются группо­вые настроения, мнения, цели, нормы поведения, ритуалы. Эти феномены взаимодействия объединяют людей, как бы уподобляя их друг другу.

Ритуальное взаимодействие — одна из распространен­ных форм взаимодействия, которое строится по определен­ным правилам, символически выражая реальные соци­альные отношения и статус человека в группе и обществе. Ритуал выступает как специальная форма взаимодействия, придуманная людьми для удовлетворения потребности в признании. Ритуал обнаруживает ценности группы, люди выражают ритуалом то, что более всего трогает их, что со­ставляет их социальные ценностные ориентации.

Английский ученый Виктор Тернер, рассматривая риту­алы и обряды, понимает их как предписанное формальное поведение, как «систему верований и действий, исполняе­мых особой культовой ассоциацией». Ритуальные действия важны для осуществления преемственности между различ­ными поколениями в той или иной организации, для под­держания традиций и передачи накопленного опыта через символы. Ритуальное взаимодействие — это и своеобразный праздник, оказывающий глубокое эмоциональное воздей­ствие на людей, и мощное средство поддержания стабиль­ности, прочности, преемственности социальных связей, и механизм сплочения людей, повышения их солидарности. Ритуалы, обряды, обычаи способны запечатлеваться на под­сознательном уровне людей, обеспечивая глубокое проник­новение определенных ценностей в групповое и индивиду­альное сознание, в родовую и личную память.

Человечество на протяжении своей истории выработало огромное количество разнообразных ритуалов: религиозные обряды, дворцовые церемонии, дипломатические рауты, военные ритуалы, светские обряды, включая праздники и похороны. К ритуалам относятся многочисленные нормы поведения: прием гостей, приветствие знакомых, обращение к незнакомым и пр. Ритуал — это жестко фиксированная последовательность трансакций, причем трансакции произ­водятся с Родительской позиции и обращены к Родитель­ской позиции, позволяя людям почувствовать себя признан­ными. Если потребность человека в признании не реализу­ется, то начинает развиваться агрессивное поведение. Ритуал как раз и призван снять эту агрессию, удовлетво­рить потребность в признании хотя бы на минимальном уровне.

В структуре взаимодействия людей Э. Берн выделяет по­зиции «Родитель», «Взрослый», «Дитя», на основе кото­рых строится реальный процесс взаимодействия. Взаимодей­ствие с позиции Родителя предполагает склонность к доми­нированию, к конкуренции, к проявлению власти и чувства высокой самоценности, к поучению других, к критическому осуждению других людей, правительства и пр. Взаимодей­ствие с позиции Взрослого предполагает склонность к рав­ноправному сотрудничеству, к признанию за собой и други­ми равных прав и ответственности за исход взаимодействия. Взаимодействие с позиции Дитя предполагает склонность к подчинению, к поиску поддержки и защиты («послушное дитя»), либо к эмоциональному импульсивному протесту, бунту, непредсказуемым капризам («бунтующее дитя»).

 

В отличие от ритуального взаимодействия, где трансак­ция идет с позиции «Родитель — Родитель», в следующем виде взаимодействий — операциях — трансакция осуществ­ляется с позиции «Взрослый — Взрослый». С операциями мы встречаемся ежедневно: это, прежде всего, взаимодей­ствия на работе, в учебе, а также приготовление пищи, ре­монт квартиры и пр. Успешно проведя операцию, человек подтверждает свою компетентность и получает уважение окружающих. Трудовое взаимодействие, распределение и выполнение профессиональных, семейных функций, умелое и эффективное осуществление этих обязанностей — вот те операции, которые заполняют жизнь людей.

Соревнование — форма социального взаимодействия, при которой имеется четко определенная цель, которая дол­жна быть достигнута, все действия различных людей соот­несены друг с другом с учетом этой цели таким образом, что они не вступают в конфликт, при этом и сам человек не вступает в конфликт с самим собой, придерживаясь уста­новки другого игрока команды. Поскольку человек прини­мает установки других людей и позволяет этой установке других определять, что он совершит в следующий момент с учетом какой-то общей цели, постольку он становится орга­ническим членом своей группы, общества, принимая мораль этого общества и становясь его значимым членом.

В ряде случаев человек, находясь с другими людьми в одном помещении и выполняя вроде бы совместную деятель­ность, мысленно пребывает в совершенно ином месте, мыс­ленно беседует с воображаемыми собеседниками, мечтает о своем — такое специфическое взаимодействие называют уходом. Уход — довольно обычная и естественная форма взаимодействия, но все же чаще к ней прибегают люди с проблемами в области межличностных отношений. Если у человека не остается других форм взаимодействия, кроме ухода, то это уже патология — психоз.

Следующий тип одобряемых фиксированных взаимодей­ствий — времяпрепровождение, которое обеспечивает хотя бы минимум приятных ощущений, знаков внимания, «погла­живания» между взаимодействующими людьми. Время­препровождение — фиксированная форма трансакций, при­званная удовлетворять потребность людей в признании. Самые распространенные разновидности времяпрепровож­дения с позиции «Родитель — Родитель»: обсуждается и осуждается вое отклоняющееся от нормы — дети, женщи­ны, мужчины, власть, телевидение и пр., или времяпрепро­вождение на тему «Вещи» (сравнение имеющихся во владе­нии автомашин, телевизоров и пр.). «Кто вчера выиграл» (футбольные и другие спортивные результаты) — это муж­ское времяпрепровождение; «Кухня», «Магазин», «Платье», «Дети», «Сколько стоит?», «Вы знаете, что она...» — пре­имущественно женское времяпрепровождение. Во время подобных разговоров происходит оценивание партнеров и перспектив развития отношений с ними.

Устойчивое взаимодействие людей может быть обуслов­лено появлением взаимной симпатии, аттракции. Факто­ры, которые способствуют формированию аттракции: час­тота взаимных социальных контактов, физическая привле­кательность, приписывание положительных личностных качеств друг другу, сходство социального происхождения, сходство интересов, взглядов — все это важно для установ­ления отношений, а для их продолжения необходимы взаи­модополнение, компетентность в области, близкой к обоюд­ным интересам.

Если двух и более людей многое связывает — формиру­ется фактор близости; если их связи улучшаются, они дела­ют друг для друга приятное — формируется симпатия; если они видят друг в друге достоинства, признают за собой и другим право и быть такими, какие они есть — формирует­ся фактор уважения. Такие формы взаимодействия, как дружба и любовь, удовлетворяют потребность людей в при­ятии. Дружба и любовь внешне похожи на времяпрепровож­дение, однако здесь всегда четко фиксированный партнер, по отношению к которому испытывается симпатия, Дружба включает фактор симпатии и уважения, любовь отлича­ется от дружбы усиленным сексуальным компонентом, т. е. любовь = сексуальное влечение + симпатия + уважение, в случае влюбленности имеется лишь сочетание сексуального влечения и симпатии. Эти формы взаимодействия отлича­ются от всех остальных тем, что в них обязательно присут­ствуют скрытые трансакции «Дитя — Дитя», выражающие взаимное признание и симпатию. Люди могут обсуждать ка­кие угодно проблемы, даже на вполне взрослом и серьезном уровне, тем не менее, в каждом их слове и жесте будет проглядываться: «Ты мне нравишься».

 

Эрик Берн исследовал такой тип взаимодействия между людьми, как игра, манипуляция. Игра — это искаженный способ взаимодействия, потому что все межличностные по­требности человека преобразуются в одну — потребность контроля, и тогда человек прибегает к силе, если хочет при­знания, прибегает к силе, если хочет приятия. Независимо от вида потребности и жизненной ситуации, игра предлагает только силовой вариант решения. Игры (или английское сло­во «геймы») — это стереотипизированная серия взаимодей­ствий, приводящих к заранее предсказуемому, предопреде­ленному результату, это серия манипуляций, которые при­званы изменить поведение другого человека в нужную для инициатора трансакций сторону без учета желаний этого другого. Геймы в отличие от всех других видов взаимодей­ствий: ритуалов, времяпрепровождений, операций, дружбы, любой — нечестные взаимодействия, поскольку включают ло­вушки, расплаты. Игры отличаются от других способов струк­турирования времени двумя параметрами: 1) скрытыми мо­тивами, 2) наличием выигрыша. Каждый участник гейма, даже потерпевший поражение, получает выигрыш, но край­не специфический — в форме негативных чувств обиды, стра­ха, вины, ненависти, подозрения, унижения, презрения, высокомерия, что служит своеобразным подтверждением правоты жизненной позиции этих людей, согласно которой «люди — плохие, я — плохой, жизнь — плохая».

Берн отмечал, что многие люди играют в эти бессозна­тельные игры, получая специфические негативные выигры­ши, поскольку эти игры являются важной частью неосозна­ваемого плана жизни, или сценария, человека. Каждый гейм начинается с приманки, которую активный участник, ини­циатор, предлагает пассивному участнику с учетом особен­ностей характера его, с учетом его «слабинки». Затем сле­дует серия двойных трансакций, которые неизменно приво­дят к заранее запланированному результату. Начав гейм, практически невозможно из него выйти, особенно если вы пассивный участник, в результате чего наступает расплата или выигрыш.

Чтобы выйти из гейма и не стать жертвой чужих мани­пуляций, важно постараться заменить скрытые трансакции на открытые, прямые, поскольку гейм возможен лишь при наличии скрытого подтекста в словах, трансакциях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.