Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Территориальные специализированные






Основные понятия курса.

Прокурор – в узком смысле слова – только руководители соответствующих Прокуратур (ст. 23, 24, 35.1 ФЗ); в широком смысле – помимо руководителей Прокуратур понимаются их заместители, советники, советники по особым поручениям, старшие помощники, помощники, прокуроры главных управлений, управлений и отделов.

Прокурорские работники: к ним относятся прокуроры в широком смысле слова и иные работники органов и учреждений Прокуратуры, имеющие классный чин (воинское звание).

 

 

Тема 2. Правовые основы организации деятельности органов прокуратуры.

В Конституции РФ – ст. 129 посвящена Прокуратуре РФ (раздел 7). Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору РФ.

ч.2 ст. 129 – Генпрокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.

ч.3 ст.129 – прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генпрокурором по согласованию с ОГВ субъектов РФ.

ч.4 ст. 129 – все иные прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генпрокурором.

ч. 5 ст. 129 – все остальные вопросы деятельности Прокуратуры регулируются ФЗ.

 

ФЗ «О прокуратуре»: регулирует все основные вопросы деятельности Прокуратуры, определяет цели, функции, полномочия, предмет деятельности, систему органов Прокуратуры, материальные и социальные гарантии прокурорским работникам, правовые средства прокурора, регулирует вопросы службы в органах и учреждениях Прокуратуры и иные вопросы.

 

Иные ФЗ: УПК, ГПК, АПК, ТК, ФЗ «Об ОРД», ФЗ «О федеральных органах безопасности», ФЗ «О полиции» и другие законы упоминают о прокурорском надзоре.

 

Международные договоры: Минская Конвенция о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, Двусторонние соглашения и другие акты.

 

Указы Президента: УП от 18.04.1996 г. № 967 «О координации деятельности ПО по борьбе с преступностью».

Некоторые вопросы частного характера регулируются Постановлениями Правительства. Например, вопросы об утверждении и ношении форменного обмундирования прокурорских работников, о ношении служебного оружия.

 

НПА Генерального прокурора: приказы, распоряжения, указания, инструкции. Генпрокурор принимает НПА по вопросам организации и деятельности Прокуратуры, неурегулированные вышестоящими НПА, принимает решения о системе и структуре органов и учреждений прокуратуры, в том числе о создании и ликвидации отдельных видов специализированных прокуратур; принимает решение о создании и ликвидации структурных подразделений в рамках территориальных прокуратур; в пределах штатной численности утверждает штат конкретных структурных подразделений прокуратур; решает иные вопросы, связанные со службой.

 

Тема 3. Концепция прокурорского надзора на современном этапе.

Прокуратура была создана 12 января 1722 г. при Петре 1 и у нее сразу была предусмотрена надзорная функция.

Первоначально прокурор совмещал функции Министра юстиции и Генпрокурора. Первый этап длился по судебную реформу 1864 г. С момента судебной реформы по 1917 г – второй этап: надзорная функция прокуратуры сведена к минимуму, основной уклон сделан на участие прокурора в уголовном судопроизводстве и защита публичных интересов по гражданским делам. В 1917 г. после революции Прокуратура была упразднена (по 1922 г). с 1922 г. по 1991 г – функции Прокуратуры постоянно усиливались, Прокуратура в полном объеме стала осуществлять надзор (высший надзор), широта полномочий прокурора, смешение функций следствия, надзора и участия в рассмотрении дел судами.

В 1992 году принят ФЗ О прокуратуре, который исключил функцию высшего надзора, усилил направление по участию прокурора в в рассмотрении дел судами. Была усилена правозащитная функция прокуратуры, в частности появилась отрасль прокурорского надзора – надзор за соблюдением прав человека и гражданина. Были воссозданы нормы материально-социального обеспечения работников, воссозданы нормы по вопросам прохождения службы и ряд иных норм.

ФЗ О прокуратуре подвергся существенным изменениям в 1999г. Роль Прокуратуры была усилена, было введено положение о надзоре за судебными приставами и ряд иных замечаний и дополнений, которые расширяли полномочия Прокуратуры.

В начале 2000 развернулась политическая борьба по поводу Прокуратуры. Было предложение разделить функцию надзора и следствия. В 2007 г. данные функции были разделены, был создан СК при Прокуратуре РФ, формально этот СК находился в системе РФ, но фактически он был полностью независим (финансировался отдельной строкой бюджета, Генпрокурор не мог наложить штрафы).

28.12.2010 г. были внесены очередные изменения в ФЗ О прокуратуре, в соответствие с которыми СК выделился полностью в самостоятельную структуру, был внесен ряд изменений в УПК, усиливающий отрасль надзора за следствием. Был принят ФЗ «О СК» и Указ Президента от 14.01.2011 г.

Помимо разделения функций надзора и следствия, на современном этапе Генпрокурор в своих приказах выделил следующие приоритетные направления деятельности Прокуратуры РФ:

· борьба с коррупцией: появилась ст. 9.1 – антикоррупционая экспертиза НПА

· правозащитное направление: приказ Генпрокурора от 7.11.2007 об усилении надзора за соблюдением прав человека и гражданина

· надзор за исполнением законодательства в сфере охраны окружающей среды: в целях реализации данного направления созданы специализированные прокуратуры – природоохранные прокуратуры

· обеспечение безопасности на транспорте – созданы транспортные прокуратуры

· защита малого и среднего бизнеса: органы прокуратуры ведут единый реестр проверок предприятий малого среднего бизнеса, дают разрешения на проведение проверок, как очередных, так и внеочередных; больше 50% планируемых проверок со стороны контролирующих органов органами прокуратуры были отклонены; содействие ФЗ в области контроля и надзора за предприятиями малого и среднего бизнеса

· надзор в экономической сфере, в том числе за национальными проектами, за расходованием бюджетных средств

· В период выборных кампаний Генпрокурор требует обращать особое внимание на нарушение в сфере избирательного законодательства

· Надзор за соблюдением прав и свобод несовершеннолетних и социально незащищенных слоев населения

 

Тема 4. Принципы организации деятельности прокуратуры.

Под принципами понимаются – руководящие начала взятые законодателем за основу правового регулирования организации деятельности прокуратуры

Принципы социально обусловлены. Это значит, что они исходят из целей и задач организации деятельности прокуратуры.

В теории прокурорского надзора принципы делятся на 3 группы:

1. обще организационные

2. специфические – прокурорские

3. отраслевые

Обще организационные принципы:

· Принцип законности. Он присущ любому государственному органу, означает, что все действия и решения органа должностного лица должны быть основаны на законе в широком смысле слова. В отношении органов прокуратуры этот принцип имеет свою специфику. Внешняя сторона – заключена в функциональном предназначении органов прокуратуры, а именно осуществление надзора за соблюдением конституции и исполнением законов, действующих на территории РФ всеми поднадзорными субъектами. Внутренняя сторона – действия и решения прокурорских работников, в том числе при осуществлении надзора, должны быть основаны на законе, при этом прокурор в своей деятельности руководствуется законом, исходя из фактических обстоятельств дела, и применяет закон на основании внутреннего убеждения. Прокурор не должен руководствоваться принципами целесообразности, в случае если данный принцип вступает в противоречие с принципом законности.

· Принцип гласности. Заключается в том, что прокуроры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит законным интересам правам и свободам личности и охраняемым интересам общества и государства. Охраняемые интересы общества и государства – государственная тайна, тайна следствия, банковская и коммерческая тайна. Прокуроры не обязаны давать информацию до завершения прокурорских проверок, за исключением случаев, если непредставление информации прямо ущемляет интересы личности органа или должностного лица. Принцип гласности в отношении Генерального Прокурора – он обязан отчитываться перед Советом Федерации и Президентом о состоянии законности и право порядка за прошедший год. При этом доклад на совместном заседании плат Федерального Собрания Генеральный Прокурор представляет лично.

· Принцип информативности – составляет, на взгляд лектора, часть принципа гласности.

· Принцип федерализма – организация прокурорской системы построена в соответствии с принципом федерализма – в каждом субъекте РФ создаются в обязательном порядке прокуратуры субъектов РФ. п.3 ст. 129 К РФ. Прокурор субъекта РФ назначается Генпрокурором по согласованию с органами законодательной власти субъекта. Определяется разграничение компетенции между центром и субъектами.

Специфические (прокурорские) принципы:

· Принцип единства. Закрепление в ст.129 К РФ – прокуратура это едина и централизованная система органов. Заключается в следующем: единство целей и задач для всех прокурорских работников, одинаковые полномочия, единая система и структура органов прокуратуры, единый порядок назначения и увольнения, единые акты прокурорского реагирование, одинаковое правовое и социальное положение прокурорских работников, единый порядок применения мер поощрения и мер дисциплинарной ответственности, единый порядок прохождения службы

· Принцип централизации. Способ организации прокурорской системы. Внешняя и внутренняя сторона централизации. Внутренняя сторона - все нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а вышестоящие – Генеральному Прокурору РФ. Внешняя сторона – Генеральный Прокурор подчиняется и отчитывается только перед президентом и Советом Федерации. Носит косвенный характер и заключается в праве Совета Федерации назначать и освобождать от должности генерального прокурора. Подчинение Президенту РФ носит прямой характер, вместе с тем президент не вмешивается в деятельность органов прокуратуры, не дает указания по проведению проверок, по поддержанию или отказе от поддержания государственного обвинения в отношении конкретных лиц

· Принцип единоначалия с элементами коллегиальности. На прокуроров и руководителей прокуратур соответствующих звеньев ложится полная ответственность за организацию деятельности всех нижестоящих прокуратур и работников. Прокурор, руководитель принимает решения самостоятельно и несет за них ответственность. Указания и распоряжения вышестоящего прокурора обязательны для нижестоящих прокуроров. В генеральной прокуратуре, в прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуратурах создаются коллегии, которые являются совещательным органом. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами соответствующего прокурора.

· Принцип опосредованности властных полномочий прокурора (прокурор при выявлении правонарушения не уполномочен самостоятельно их устранять, он всегда действует через третьих лиц, то есть, требует, чтобы поднадзорный субъект устранил правонарушение самостоятельно, либо обращается в вышестоящий орган к вышестоящему должностному лицу с требованием об отмене незаконного правового акта, либо с требованием устранить выявленные нарушения закона. В случае отказа, прокурор обращается в суд)

· Принцип независимости прокуроров (ст. 4 ФЗ О прокуратуре). Состоит в том, что все действия и решения прокурорские работники принимают самостоятельно и независимо от каких либо федеральных государственных органов ОВ субъектов, ОМСУ коммерческих и некоммерческих организаций. Давление на прокурорского работника с целью повлиять на принимаемое решение влечет за собой установленную законом ответственность (вплоть до уголовной).

Гарантии принципа независимости:

1. прокурор не в праве заниматься иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, за исключением преподавательской, научной и творческой деятельности (при этом эта деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных организаций и иностранных граждан)

2. политическая независимость прокурора (прокурор не в праве быть членом общественных организаций, преследующих политические цели, в органах прокуратуры запрещается создание общественных организаций, преследующих политические цели),

3. социальные и материальные гарантии,

4. особый порядок привлечения к уголовной и административной ответственности,

5. особый порядок назначения и освобождения прокурорских работников от должности, в том числе и в случаях совершения ими административного правонарушения или уголовного преступления.

· Принцип императивности – обязательность исполнения требований прокурора. Полная императивность – при проведении прокурорской проверки (находится на территории проверяемого объекта, требовать документы, истребовать информацию, проводить опрос должностных лиц и граждан относительно совершения факта правонарушения). Частичная императивность актов прокурорского реагирования – поднадзорный субъект обязан ответить в срок на акт прокурорского реагирования, но может мотивированно не согласиться с требованиями прокурора, то есть поднадзорный субъект не обязан исполнять требования прокурора, изложенные в акте, прокурорского реагирования, в этом случае прокурор в праве обратиться в суд.

· Принцип убедительности актов прокурора. Данный принцип означает, что любой акт прокурорского реагирования должен быть обоснован, аргументирован, должны быть указаны ссылки на пункты и статьи нормативно правовых актов, которые поднадзорный субъект нарушает. У поднадзорного должно сложиться внутреннее убеждение в правоте и их обоснованность.

· Принцип объективной истины – прокурор имеет право составлять акт прокурорского реагирования только после того, как он собрал все возможные доказательства, изучил все НПА, относящиеся к вопросу прокурорской проверки. Только после этого он может вынести объективное решение, которое излагается в акте прокурорского реагирования.

Отраслевые принципы.

Прокурор, осуществляя надзор, участвуя в рассмотрении дел судами, участвуя в правотворческой деятельности и в международном сотрудничестве, в координации деятельности ПО по борьбе с преступностью руководствуется в своей деятельности разными принципами, непосредственно связанными с деятельностью прокурора в указанных областях.

При рассмотрении дел в суде – принцип состязательности, равноправия сторон, в уголовном процессе презумпция невиновности обвиняемого и т.д.

 

 

22.02.2011г.

Тема 5. Система органов прокуратуры.

 

 

I Генеральная прокуратура Главная

Военная

Управление генпрокуратуры в ФО Прокуратура

(являются частью Генпрокуратуры,

их возглавляет заместитель Генпрокурора)

 

Территориальные специализированные






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.