Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Различные стили (подходы) медиаторов к целям и задачам процедуры медиации. Система координат Л.Рискина






Медиаторы могут исповедовать различные стили и подходы в своей деятельности. Для сторон крайне важно выбрать именно того медиатора, навыки и подходы которого в наибольшей мере будут соответствовать специфике конкретного спора. Медиатору же следует как можно раньше оценить насколько полезно и продуктивно будет именно его участие в разрешении того или иного спора.

Известный американский ученый Л. Рискин предложил систему координат (The Riskin Grid) для классификации стилей (подходов) медиаторов к целям и задачам процедуры медиации.

 

В системе координат Л. Рискина для описания медиации используется две взаимосвязанные характеристики, каждой из которых соответствует одна из осей (см. рисунок).

Вертикальная ось отображает цели и задачи процедуры медиации. На одной стороне этой оси - узкий подход к разрешению спора (например, сколько одна сторона должна заплатить другой). На другой стороне этой оси - широкий подход к спору (например, ставится задача разрешить весь комплекс выявленных проблем). В середине оси – вопросы, занимающие промежуточное положение (например, как учесть интересы сторон и изменить отношение к предмету спора участвующих в споре сторон, сделав его более конструктивным).

На данной оси Л. Рискин выделил (условно) четыре уровня медиации, соответствующие различной ширине подхода.

На первом уровне основная цель медиации заключается в урегулировании спора путем заключения соглашения, содержание которого было бы близким к результату, который может быть получен в суде (но без присущих судопроизводству затрат времени и средств), и которое основано на оценке сильных и слабых составляющих позиций каждой из сторон. Предмет такой медиации узкий.

На втором уровне медиация также направлена и на решение ряда вопросов из числа тех, решить которые в ходе судебного разбирательства нельзя (например, как сохранить или даже улучшить взаимоотношения сторон).

На третьем уровне медиация направлена на разрешение всего комплекса индивидуальных и профессиональных проблем, связанных со спором, с учетом не только позиций сторон в конкретном споре, но и их деловых интересов, в том числе на перспективу.

В европейской практике применяется и четвертый уровень медиации, на котором проблемы рассматриваются максимально широко, при этом могут затрагиваться интересы всего общества вкупе с аспектами предотвращения конфликтов (так, в рамках процедуры медиации, при участии органов власти, могут разрабатываться предложения о совершенствовании законодательства в какой-то сфере или отрасли).

Горизонтальная ось (см. рисунок выше) отражает подходы и методы, применяемые медиатором. На одной стороне оси – приемы и техники, используемые для оценки существа спора и выработки рекомендаций и предложений по разрешению спора медиатором; на другой стороне – приемы и техники, стимулирующие ход переговоров и выработку решений сторонами. Таким образом, если одни медиаторы концентрируют свои усилия в большей мере на оценке обстоятельств дела и поиске требующихся сторонам решений, то другие медиаторы, в основном, стимулируют сам ход переговоров, налаживают коммуникационную составляющую и взаимопонимание между сторонами. Эти два подхода основаны на разных посылках:

- «оценивающий» медиатор исходит из того, что в ходе поиска вариантов урегулирования спора стороны нуждаются в руководстве с его стороны, а также в том, чтобы он, медиатор, предложил сторонам решения, соответствующие действующему законодательству и практике, принятой при рассмотрении споров в конкретной сфере, при этом медиатор основывается на своих познаниях и видении проблем, на своей непредвзятости и беспристрастности;

- медиатор, «стимулирующий» ход переговоров, исходит из предположения, что стороны понимают свое положение лучше него и потому способны сами найти оптимальное решение, в то время как он должен оказать всемерную поддержку сторонам в достижении соглашения.

Большинство медиаторов придерживается определенных подходов к медиации, что позволяет позиционировать стиль медиатора в пространстве, образованном названными выше двумя осями, следующим образом:

- «узкий оценивающий» подход - медиатор помогает сторонам понять сильные и слабые аспекты их позиций, изучает необходимые документы, предлагает сторонам изложить и обосновать позиции на совместной консультации, собирает дополнительную информацию на индивидуальных встречах, дает прогноз рассмотрения дела в суде, предлагает основанное на позициях сторон компромиссное решение и побуждает стороны к урегулированию (например, убеждая их в том, что «следует» принять определенное предложение, так как оно «разумно и справедливо»);

- «узкий стимулирующий» подход к медиации также основан на «узком» подходе в части изучения предмета спора, разъяснения сторонам сильных и слабых аспектов их позиций, но при этом медиатор концентрируется, по большей части, на помощи сторонам в организации переговорного процесса, инициирует самостоятельную подготовку ими предложений по разрешению спора.

- «широкий оценивающий» подход: медиатор не только изучает сильные и слабые аспекты позиций сторон, необходимые документы, но также анализирует интересы сторон, различные аспекты в их взаимоотношениях, комплексно анализирует имеющиеся проблемы. В таких случаях медиатор стремится привлечь к участию в процедуре медиации не «рядовых», а «высокопоставленных» представителей сторон, опрашивает их по самому широкому кругу вопросов. При таком подходе медиатор, в ряде случаев, ограничивает непосредственное общение между сторонами и уделяет больше времени индивидуальным встречам со сторонами, нежели совместным консультациям. Медиатор прогнозирует последствия неудачного урегулирования спора для интересов сторон, готовит широкие по своему предмету, т.е. основанные не на позициях, а на интересах предложения и рекомендации и побуждает стороны к их принятию;

- «широкий стимулирующий» подход: медиатор не только изучает сильные и слабые аспекты позиций сторон, собирает необходимые документы, но также анализирует интересы сторон, различные аспекты в их взаимоотношениях, комплексно анализирует имеющиеся проблемы. Медиатор помогает сторонам осознать их индивидуальные интересы, связанные с предметом спора, подготовить и представить на рассмотрение широкие по предмету и основанные на интересах варианты урегулирования, затем помогает сторонам оценить полученные предложения и выработать взаимоприемлемые и справедливые решения.

Подход к медиации может зависеть от личных черт, образования, профессиональной подготовки и опыта медиатора. Так, многие медиаторы, специализирующиеся на бракоразводных делах и обладающие навыками психолога, склонны использовать широкий стимулирующий подход, а для коммерческих медиаторов довольно часто свойствен оценивающий подход.

Кроме того, техники и стратегии могут различаться в зависимости от обстоятельств и особенностей дела, а некоторые медиаторы творчески сочетают стимулирующий и оценивающий подходы, например, задавая «наводящие» вопросы (стимулирующая техника), в том числе помогающие медиатору лучше оценить ситуацию, а затем формулируют свои предложения (оценивающий подход) и призывают стороны к обсуждению (стимулирующая техника), чтобы скорректировать предложения.

Преимущества каждого из подходов:

Узкий подход часто повышает шансы на быстрое урегулирование и сокращает сроки проведения процедуры медиации. Ориентация на узкий круг рассматриваемых вопросов ограничивает объем информации и упрощает процедуру. Исключение из предмета медиации вопросов, связанных, например, с отношениями сторон, сводит к минимуму риск эскалации конфликта. В то же время, этот подход ограничивает возможности для творческого поиска вариантов разрешения спора и не позволяет сторонам выявлять и учитывать различные общие интересы, в том числе долгосрочные.

Широкий подход позволяет прийти к соглашению, учитывающему основные интересы сторон, а также интересы других затрагиваемых лиц. Комплексное рассмотрение позиций, интересов и проблем существенно увеличивает вероятность достижения долгосрочного урегулирования, что особенно важно, если стороны нуждаются в сохранении взаимоотношений.

Оценивающий подход снимает со сторон и их представителей бремя выработки предложений по разрешению спора, а потому может оказаться оптимальным для урегулирования технически сложных или правовых вопросов, в которых стороны испытывают потребность узнать каковы наилучшие варианты разрешения спора. Однако при таком подходе снижается степень самостоятельности участия сторон в процедуре, равно как и уровень их откровенности по отношению друг к другу и к медиатору, особенно когда речь идет о сильных и слабых аспектах их позиций.

Следует отметить, что согласно части 5 ст. 11 Федерального закона о медиации установлено, что «медиатор не вправе вносить, если стороны не договорились об ином, предложения об урегулировании спора». Так как данное обстоятельство оговаривается специально, можно сделать вывод о том, что законодатель отдает предпочтение «стимулирующей медиации», расценивая «оценивающую медиацию» как частный случай, требующий наличия специальной договоренности между сторонами.

Стимулирующий подход обладает тем преимуществом, что при его использовании стороны ощущают себя в большей мере вовлеченными в процесс, лучше контролируют процедуру медиации и ее результаты, совершенствуют свои навыки по взаимодействию с другими лицами, осознают сильные и слабые стороны своих позиций. В то же время существует риск, что стороны не смогут увидеть некоторые существенные проблемы и аспекты и свою выгоду, в полной мере воспользоваться познаниями медиатора.

В случае если стороны досконально понимают все юридические и технические аспекты своего положения, а также способны вырабатывать конструктивные предложения по разрешению спора, то они, вероятнее всего, предпочтут обратиться к медиатору, обладающему, прежде всего, навыками стимулирующей медиации, то есть способного наладить взаимопонимание и коммуникацию сторон в споре, в то время как познания медиатора в соответствующей сфере не будут иметь большого значения.

Еще раз отметим, что понимание того, какой стиль исповедует медиатор, важно для выбора медиатора для конкретного дела. При этом следует учитывать, что медиатор может владеть различными стилями, а его подходы к медиации могут иметь смешанный характер.

Дж. Крайвис и Б. МакЭду разработали тест, позволяющий определить стиль медиатора. Тест может оказаться полезным как при выборе медиатора, так и при определении оптимального подхода медиации в конкретном случае. Тест учитывает, в том числе:

- ориентацию медиатора на вопросы права или на интересы сторон,

- степень предполагаемого участия сторон в поиске вариантов решений,

- роль медиатора в определении вероятного исхода судебного процесса по делу, сильных и слабых сторон позиций участников спора,

- ориентацию медиатора на процесс или на результат,

- предпочтение индивидуальным или общим встречам со сторонами.

 

Тест (на английском языке) можно пройти в сети «Интернет» по следующему адресу: https://www.mediate.com/articles/krivis4.cfm? plain=t

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.