Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. (подготовлено с учетом положений Федерального закона






Пособие по медиации

(подготовлено с учетом положений Федерального закона

«Об альтернативной процедуре урегулирования споров с

участием посредника (процедуре медиации)»)

Май 2011 года

Предупреждение: Мнения и утверждения, содержащиеся в настоящем документе, являются мнениями и утверждениями исполнителей и экспертов, занятых в Проекте. Они не отражают официальной позиции или взглядов Европейского Союза или Делегации Европейской Комиссии.


Содержание

Стр.

Введение    
Глава I. Общие положения    
Что такое медиация?    
Преимущества медиации    
Место медиации среди процедур урегулирования споров    
Принципы медиации    
Роль медиатора. Требования к медиаторам    
Различные стили (подходы) медиаторов к целям и задачам процедуры медиации. Система координат Л.Рискина    
Стороны и их полномочия, другие участники процедуры медиации    
Организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации    
Саморегулируемая организация медиаторов    
Глава II Обращение к медиации как к средству разрешения спора    
В каких случаях и на каком этапе спора целесообразно обращаться к процедуре медиации    
Соглашение о применении процедуры медиации и соглашение о проведении процедуры медиации. Когда начинает применяться процедура медиации. Кто и каким образом предлагает провести процедуру медиации    
Сроки проведения процедуры медиации. Заключение соглашения о проведении процедуры медиации как основание для приостановления течения исковой давности  
Глава III Модели поведения медиатора, инструментарий, используемый медиатором. Проблемы коммуникации    
Содействие разрешению спора    
Насколько формально должен вести себя медиатор?    
Контроль медиатора за процедурой    
Индивидуальные встречи    
Вопросы, задаваемые медиатором    
Проверка на реальность    
Работа с психологическими проблемами и эмоциями    
Проблемы коммуникации    
Язык тела    
Умение слушать    
Смена установок (переосмысление)    
Отражение и перефразирование    
Резюмирование    
От позиций к интересам    
Извинения стороны    
«Мозговой штурм»    
Лучшая альтернатива обсуждаемому соглашению (BATNA)    
Сложные ситуации    
Глава IV Порядок проведения процедуры медиации    
Кем и каким образом устанавливается порядок проведения процедуры медиации    
Технические вопросы подготовки к процедуре медиации, практические рекомендации    
Последовательность действий в ходе процедуры медиации    
Сбор сведений о сторонах и предмете спора в ходе предварительных контактов медиатора со сторонами, информирование сторон    
Вступительное слово медиатора    
Вступительные выступления сторон    
Дискуссия сторон    
Составление перечня вопросов, принятие решений по которым требуется для заключения медиативного соглашения    
Принятие сторонами решений по существу спора    
Оформление медиативного соглашения    
Заключительное слово медиатора    
Прекращение процедуры медиации    
Заключение. Что такое успешная медиация?    
Список литературы (на английском языке), использованной при подготовке настоящего пособия, а также рекомендуемой для более глубокого изучения данной тематики    

 

 

Авторы:

Николай Дмитриевич Шевченко – Заместитель руководителя команды Проекта «Совершенствование доступа к правосудию в Российской Федерации»

Мирьяна Висентин - эксперт Проекта «Совершенствование доступа к правосудию в Российской Федерации»

 


 

 

Введение

В настоящем учебном пособии описываются принципы медиации и подходы к ней, излагается информация о процедуре медиации, об инструментах, используемых медиаторами.

Пособие в значительной мере основано на зарубежном опыте[1], вместе с тем, оно подготовлено с учетом положений принятого 27 июля 2010 года и вступившего в силу 1 января 2011 года Федерального закона № 193 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее – ФЗ о медиации), так как адресовано российской аудитории.

В соответствии с ФЗ о медиации деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Для того, чтобы стать медиатором, действующим на профессиональной основе, необходимо, в том числе, пройти курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (эта программа обучения утверждена Приказом Минобрнауки России от 14 февраля 2011 г. № 187). Составители настоящего пособия не ставили перед собой задачу заменить данным текстом курс обучения для профессиональных медиаторов. В этой связи пособие во многом адресовано тем, кто намеревается осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе, а будущих профессиональных медиаторов оно может заинтересовать в качестве дополнительного материала.

Настоящее учебное пособие предназначено не только для тех, кто намеревается стать медиатором, но также для юристов и адвокатов, специалистов, работающих в коммерческих организациях, государственных органах, общественных организациях, так как описанные в пособии подходы могут быть использованы в ситуациях, когда требуется наладить взаимопонимание между конфликтующими сторонами, помочь найти взаимоприемлемое решение. Пособие также может быть интересно тем, кто хочет составить представление об институте медиации, а также определиться по вопросу о целесообразности разрешения того или иного спора с помощью процедуры медиации.


Глава 1. Общие положения

Что такое медиация?

Согласно пункту 2 статьи 2 ФЗ о медиации, процедура медиации - способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

В ходе медиации нейтральное лицо (медиатор) оказывает содействие сторонам в проведении переговоров. С одной стороны, медиация не является чем-то сверхъестественным, ведь люди научились договариваться также давно, как и научились спорить. Большинство из нас обладает навыками ведения переговоров благодаря своему жизненному опыту. С другой стороны, медиация как формализованная процедура стала широко применяться в мире совсем недавно.

Задача медиации состоит в том, чтобы помочь сторонам в принятии разумных и взаимовыгодных решений в ходе урегулирования конфликтов, что в большинстве случаев приводит к заключению медиативного соглашения по итогам проведенной процедуры. При этом некоторые ученые и медиаторы полагают, что заключение такого соглашения не должно рассматриваться как единственная цель медиации, а задача медиатора, скорее, состоит в том, чтобы помочь сторонам увидеть проблемы как можно более объективно и всесторонне, сделать разумные, продуманные шаги. Такой подход не означает, что заключение медиативного соглашения не важно, но подразумевает, что этот итог следует рассматривать не как цель, а как продукт или один из результатов медиации.

К помощи медиации можно обращаться при разрешении многих видов споров, а также для предотвращения возникновения конфликтов в будущем. Медиация показала свою эффективность в урегулировании коммерческих, трудовых, арендных и семейных споров, в спорах по правам потребителей. Доля успешно проведенной по всему миру медиации составляет 60 - 85%.

Среди факторов успеха медиации обычно называются:

- неудовлетворенность стоимостью и длительностью сроков судопроизводства;

- неочевидность исхода судебного разбирательства для сторон;

- идущие (во многих странах) процессы преобразований, включающие в себя образование новых институтов, способных отвечать потребностям людей в быстром реагировании на возникающие проблемы, соответствовать современным тенденциям интенсификации, глобализации, ориентированности на потребителя, уровню развития технологий.

В частности, бизнесу сегодня, как никогда, требуется оперативность в разрешении споров, необходимы процедуры, укрепляющие, а не разрушающие отношения с клиентами и партнерами. Кроме того, учитывая связанные со спором экономические интересы, судопроизводство само по себе является риском для сторон коммерческого спора, поэтому они предпочитают сохранять за собой возможность контролировать исход спора, обращаясь к процедуре медиации. Нередко компании не могут позволить себе наступления неблагоприятных последствий для своей репутации и рыночных позиций в связи с участием в судебном процессе (который может повлечь широкую огласку). Применение медиации символизирует собой подвижки в культуре разрешения споров, воспринимается как средство, расширяющее арсенал средств урегулирования конфликтов. Медиацию также рассматривают как действенный инструмент предотвращения эскалации конфликтов, минимизации материальных и временных затрат. За время, прошедшее с момента внедрения медиации в экономический сектор во многих странах мира, она стала причиной изменений в отношении участников бизнеса к конфликтным ситуациям: теперь часто задача ставится по-новому - не победить в споре, а разумно урегулировать его.

Зарубежный опыт показывает, что многие, например, стороны семейных споров, очень часто выигрывают в результате применения процедуры медиации. С помощью медиации можно продуктивно урегулировать конфликты, связанные, например, с разделом имущества, определением места жительства несовершеннолетних детей, порядка общения с ребенком того родителя, который проживает отдельно и т.д. Споры такого рода часто являются очень сложными, отличаются высоким эмоциональным напряжением, в результате чего принять верные решения в судебном процессе бывает непросто. Поэтому конфиденциальная обстановка процедуры медиации, как правило, более уместна для подобных дел, нежели открытая и состязательная атмосфера судебного процесса.

Во многих странах мира медиация начинает применяться все шире, в самых разных ситуациях, когда для урегулирования конфликта между сторонами полезна помощь независимого третьего лица. Нередко уместность медиации зависит не столько от предмета спора, сколько от его конкретных особенностей, в какой бы среде он ни возник - в семье, между участниками деловых отношений, между соседями и т.п.

Становление института медиации в России происходит на наших глазах. Какова сфера действия принятого ФЗ о медиации, то есть в каких случаях применяются его положения? В соответствии с частью 2 статьи 1 этого акта: «Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений».

В дальнейшем расширение сферы применения ФЗ о медиации будет производиться (согласно части 3 его статьи 1) федеральным законодателем, по всей видимости, с учетом анализа правоприменительной практики и опыта, приобретенного после вступления данного акта в силу.

Важно и то, что ФЗ о медиации определил, в каких случаях процедура медиации применяться не должна. Согласно части 5 его статьи 1 процедура медиации не применяется, если споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, а также публичные интересы. Процедура медиации также не применяется и к коллективным трудовым спорам, это связано с тем, что процедура разрешения таких споров установлена в главе 61 Трудового кодекса РФ и предусматривает их рассмотрение как с помощью примирительной комиссии, так и с участием посредника. На наш взгляд, такой посредник также может успешно применять целый ряд приемов и подходов, используемых медиаторами.

Согласно части 6 статьи 1 ФЗ о медиации его положения не применяются и к отношениям, связанным с оказанием судьей или третейским судьей в ходе судебного или третейского разбирательства содействия примирению сторон, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.