Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Существуют два метода классификации: иерархический и фасетный. 1 страница






Ответы по товароведению.

1.Предмет, цели и задачи товароведения. Предметные связи.

Предметом товароведения является как единичная потребительная стоимость, удовлетворяющая потребности отдельного человека и/или семьи и характеризуемая в товароведении через категорию " качество", так и совокупно-общественная потребительная стоимость, призванная удовлетворять потребности специальных групп и характеризуемая через категорию " ассортимент".

Товароведение состоит из общей и специальной частей.

В общей части товароведения рассматриваются общие теоретические вопросы:

-Определение категорий товароведения

-Разработка и совершенствование классификации товаров

-Установление требований к товарам

-Разработка перечня потребительских свойств

-Оценка факторов, влияющих на сохранение качества товаров

-Определение показателей качества товаров, и факторов, влияющих на качество

-Оценка конкурентоспособности товаров

-Выбор нормативов показателей качества

-Определение сроков, способов и условий хранения, потребления и транспортировки товаров

-Изучение проблем формирования оптимального ассортимента товаров

-Улучшение способов выявления фальсифицированного товара

-Правила и порядок сертификации товаров

Специальная часть товароведения состоит из отдельных разделов, посвященных изучению потребительных стоимостей товаров в соответствии с принятой классификацией.

Товароведение как научная дисциплина призвана активно участвовать в управлении качеством и ассортиментом товаров на всех стадиях жизненного цикла:

- Стадия потребления — определение требований

- Стадия проектирования — конкретизация потребительских требований в виде моделей и оценка их эффективности

- Стадия производства — контроль качества изготовления товаров

- Стадия обращения — оценка общественной потребительской стоимости и обеспечение условий сохранения их качества

- Стадия потребления — разъяснение правил пользования товарами.

Основные задачи товароведения:

-исследование и разработка общих закономерностей формирования и проявления потребительной стоимости товаров в условиях рыночной экономики;

-совершенствование научных принципов формирования терминологии, систематизации и кодирования для различных групп товаров;

-изучение и дальнейшая разработка принципов, методов и средств управления качеством и ассортиментом товаров в сфере обращения;

-разработка требований к качеству и закрепление этих требований в нормативных документах;

разработка оптимальных условий использования товаров и ухода за ними;

-изучение влияния режимов хранения и транспортирования на потребительские свойства товаров;

 

2.Состояние и перспективы развития потребительского рынка.

В последние 5 лет потребительский рынок России развивается быстрыми темпами – 10-15% прироста ежегодно. Основу этого роста составляют предприятия розничной торговли, общепита и бытового обслуживания, которые занимают первые места в списке наиболее прибыльных подотраслей российской экономики (70-72% прибыльных предприятий), конкурируя лишь с предприятиями трубопроводного транспорта (81%), газовой промышленности (75%) и связи (68-70%). По оценкам ФСГС объем розничной торговли превысил $120 млрд. в 2002 году, $150 млрд. в 2003 и может достичь $180 млрд. в 2004 году.

Подобный стремительный рост товарооборота отражает увеличение потребления населения и роста личных доходов граждан. По оценке компании «Тройка-Диалог» частное потребление в настоящее время почти на 20% превышает аналогичный показатель последних лет советской эпохи. Хотя, по официальным оценкам, реальные располагаемые доходы в 2003 году все еще были на 13, 4% ниже уровня 1990 года. При оценке этой ситуации не следует забывать, что значительная доля доходов населения (от 30 до 50% по разным данным)1 по-прежнему не учитывается официально, а также то, что во времена СССР и особенно в годы перестройки накопления были вынужденными, т.к. при тотальном дефиците их просто не на что было тратить. Предпосылкой сохранения активного роста потребительского спроса будет сохраняющаяся динамика реальных располагаемых доходов населения.

Основой роста доходов является повышение заработной платы, которая за последние четыре года росла активными темпами (19% в 2003 г., 14% ожидается по итогам 2004 года). Всего за период с 2000 по 2004 год средний заработок по России вырос на 75, 8%.

1. на фоне увеличения доходов населения, сокращения инфляции происходит очевидное изменение структуры потребительского спроса (соотношение непродовольственных товаров с продовольственными составляет 54/46) и потребительского поведения (покупки в организованном и неорганизованном секторе торговли соотносятся как 78/22);

2. распространение практики потребительского кредитования преодолевает негативные последствия сохраняющегося уровня безработицы (8%) и социального расслоения (децильный коэффициент 15%), однако объективно способствует переносу интереса покупателей на импортную продукцию (соотношение отечеств./импортн. в секторе продтоваров 70/30, в непродовольственном секторе 30/70);

3. высокий уровень урбанизации в стране (70% населения проживает в городах, а 30% в 50 крупнейших населенных пунктах) и растущая покупательная способность населения в крупных агломерациях приводят к активному росту торговых розничных сетей и их дальнейшему продвижению в российские регионы;

4. приход иностранных игроков на потребительский рынок влечет за собой ужесточение конкурентной борьбы, активизирует процессы слияний, но и способствует оздоровлению бизнес среды, что весьма актуально, поскольку более половины рынка по-прежнему находится «в тени».

Наконец, самое важное – составляя более пятой части ВВП (22%) потребительский рынок остается важнейшим фактором его роста, наряду с экспортом и инвестициями.

Как неоднократно отмечал Президент РФ В.В. Путин, принцип обеспечения высокого темпа прироста ВВП является сегодня приоритетным для нашей страны. Реализация этого принципа на практике должна выражаться в государственном стимулировании не только экспортно-ориентированных отраслей, но изменений всей структуры экономики в интересах производства конкурентоспособных товаров и услуг, создания современного потребительского рынка. Уровень потребления населением товаров и услуг является сегодня объективным условием не только существования и развития общества, как единой социально-экономической системы, но и важнейшим условием конкурентоспособности страны на мировом рынке. Динамика потребительского спроса в России влияет на рост ее ВВП в, как минимум, не меньшей степени, чем цены на нефть. Наиболее активными темпами растет розничная торговля, однако и здесь, как и в целом в потребительском секторе, все еще низок уровень конкуренции. Даже в столичном регионе соревнование все еще ведется пока за наиболее перспективные участки и помещения, а не за долю клиентской аудитории. По экспертным оценкам, на уровень полного насыщения в Москве и Санкт-Петербурге потребительский рынок выйдет к 2008 году. После чего продолжится активное завоевание региональных рынков и выход наиболее крупных российских игроков на рынки сопредельных государств СНГ. Весной 2004 года Ассоциация менеджеров провела исследование, озаглавленное «Какие факторы влияют на сегодняшний рост потребительского сектора». На первое место среди факторов роста респонденты поставили действия государства, направленные на регулирование этого сектора. Если учесть, что на федеральном уровне официальной позицией является отказ от любого вмешательства в развитие потребительского рынка, то, очевидно, в сознании респондентов речь идет о действиях региональных и местных властей. В связи с этим еще раз следует подчеркнуть необходимость законодательно определить четкое распределение полномочий и определить оптимальные пределы вмешательства властей различных уровней в деятельность хозяйствующих субъектов потребительского рынка путем принятия соответствующего закона. На второе место по значимости в ответах был поставлен фактор активной рыночной политики самих предприятий отрасли. Процессы, происходящие в отрасли сегодня, говорят о том, что в будущем на рынке останутся те организации, кто сегодня вкладывает средства в собственное развитие, в повышение качества сервиса, в обучение персонала, в совершенствование технологических процессов. На третьем месте был указан фактор благоприятной экономической коньюнктуры, способствующей повышению доходов граждан. Рост покупательной способности населения будет несомненно играть в пользу дальнейшего увеличения доли частного потребления в ВВП. Сегодня она составляет около 50% (при том, что в Великобритании она равняется 63%, а в США – 70%). По мере дальнейшего экономического роста на уровне 5-7% в год повышение покупательной способности граждан будет способствовать увеличению спроса на товары длительного пользования с улучшенными потребительскими свойствами, в то время как существенного роста спроса на продукты питания ожидать не следует – как из-за физиологических пределов, так и дальнейшего прогнозируемого сокращения населения страны. Четвертый фактор – отсутствие альтернативы потреблению: низкая привлекательность инструментов накопления и сбережения доходов. Хотя относительный объем размещаемых на банковских депозитах средств граждан будет продолжать расти, темпы этого роста вероятней всего будут ниже, чем в предыдущие годы, и все большую часть доходов население будет тратить на покупку товаров и услуг. В этом же направлении их будет подталкивать нарастающий темп потребительского кредитования. Потребительский рынок в России растет непрерывно последние 5 лет темпами 10-12% ежегодно. По существу, если бы другие базовые отрасли экономики соответствовали этим темпам, задача удвоения ВВП была бы решена без дополнительных усилий. В то же время этот рост по существу идет эмпирическим путем. Налицо очевидное отсутствие серьезных исследований, анализа тенденций и перспектив этого развития. Официальная оценка объема розничной торговли в 2002 году превысила 120 млрд. долларов, в 2003 году достигла примерно 150 млрд. долларов, оценка 2004 года – на уровне 180 млрд., однако, по оценкам ряда независимых исследователей, потребительские расходы россиян были чуть ли не в 2 раза больше. Это свидетельствует о серьезной проблеме отсутствия достоверной официальной статистики по отрасли и ее отдельным сегментам. Как уже отмечалось, отрасль практически полностью приватизирована. Государство, уйдя из отрасли, может оказывать влияние на нее через налоговую политику, а также через органы надзора и контроля. Однако, нынешнее состояние свидетельствует о том, что эти инструменты используются либо неграмотно, либо в сугубо неправедных целях, поскольку доля теневой экономики здесь очень значительна (более 50%). Вот почему основные усилия и государственных органов, и общественных организаций, включая ТПП РФ, должны быть сосредоточены на поиске путей повышения прозрачности предприятий отрасли. Основной вывод данного исследования заключается в том, что зависимость экономического роста России от мировых цен на нефть и ее экспорта в предстоящие годы будет ослабевать23, а главным двигателем роста станут потребительские расходы и накопление капитала.

 

3.Функции, общие требования к товарам, товароведные характеристики товара. Общая классификация товаров.

Потребительская функция товара заключается в его способности соответствовать запросам потребителей благодаря присутствующим ему основополагающим характеристикам товаров. Среди этих характеристик приоритетным являются товароведные, так как обуславливают потребительную ценность, или полезность товара. Примером потребительской функции пищевых продуктов может служить их способность поставлять организму жизненно необходимые для обмена вещества, а также для поддержания постоянства внутренней среды человека. Потребительная ценность одежно-обувных товаров состоит в их способности защищать от неблагоприятных внешних воздействий, соответствовать определенным эстетическим и социальным запросам потребителей.

Маркетинговая функция товара реализуется через его способность удовлетворять разные виды и разновидности потребностей. Степень удовлетворенности потребителей определяет потребительские предпочтения и конкурентоспособность товаров, что в конечном счете влияет на стимулирование сбыта. В отличие от потребительской функции, когда у потребителя есть определенные знания товара и ожидания удовлетворения потребностей, маркетинговая функция более гибкая. При отсутствии потребностей, и том числе и спроса, из-за незнания товаров или их отдельных потребительских свойств (например, при появлении новых товаров), неприемлемости (недоступности) цен и других ситуациях благодаря комплексу маркетинговых мероприятий (например, формированию бренда, рекламе, системе скидок и т.п.) формируется спрос на такие товары. Более того, благодаря маркетинговой функции

Одни товары («локомотивы») способствуют продаже других товаров («вагончиков»).

Коммерческая функция товара обусловлена его основным назначением как объекта купли-продажи. Для этого товар должен быть доставлен от изготовителя до конечного потребителя с помощью каналов распределения в определенные сроки и при необходимых условиях. Все этапы и операции товародвижения должны быть организованы с учетом свойств товаров (сохраняемости, безопасности и т.п.). Коммерческая функция товара обеспечивается путем управления технологическим циклом товародвижения, включая доставку, хранение, приемку, товарную обработку и реализацию товаров.

Правовая функция товара заключается в том, что, с одной стороны, он выступает как объект договорных отношений, с другой стороны, он должен соответствовать требованиям нормативных документов (федеральных законов, стандартов, ТУ ит.п.), а также положениям договоров. При этом обязанность соответствия вытекает из договорных отношений и необходимости соблюдения достоверности информации.

Финансовая функция товара определяется тем, что любой товар должен приносить прибыль. В качестве средства реализации этой функции выступают приемлемые для потребителей определенных целевых сегментов цены. Поэтому любая организация должна определить свою ценовую политику и стратегию ценообразования для каждого товара не только с учетом потребительской, но и маркетинговой, коммерческой и правовой функций.

Информация для потребителя конкретного товара должна содержать следующие данные:

1 наименование товара;

2 наименование страны-изготовителя;

3 наименование фирмы-изготовителя (наименование фирмы-изготовителя может быть дополнительно обозначено буквами латинского алфавита);

4 основное (или функциональное) предназначение товара или область его применения;

5 правила и условия безопасного хранения, транспортирования, безопасного и эффективного использования, ремонта, восстановления, утилизации, захоронения, уничтожения (при необходимости);

6 основные потребительские свойства или характеристики;

7 информацию об обязательной сертификации;

8 юридический адрес изготовителя и (или) продавца;

9 массу нетто, основные размеры, объем или количество;

10 состав (комплектность);

11 товарный знак (товарная марка) изготовителя (при наличии);

12 дату изготовления;

13 срок годности (или службы);

14 обозначение нормативного или технического документа, по которому изготавливается товар (для товаров отечественного производства);

15 информацию о добровольной сертификации (при наличии);

16 информацию о знаке соответствия товара государственным стандартам (на добровольной основе);

17 штриховой код товара (при наличии);

18 специфическую информацию для потребителя (при необходимости);

Примечания

1 Подпункты 1-8 являются обязательными для указания изготовителями и (или) продавцами.

2 В зависимости от вида и технической сложности товара изготовитель и (или) продавец вправе применить все или только часть из подпунктов 9-18, обеспечив при этом необходимую и достаточную для потребителя информацию, в том числе по безопасности, экологичности и энергоэкономичности товара.

3 Для отечественных товаров информация для потребителя, приводимая в соответствии с подпунктами 9-18, должна быть дополнена информацией в соответствии с требованиями других государственных стандартов или других нормативных документов на конкретный товар.

4 Соответствие товара заявленной информации является обязательным требованием для изготовителя и (или) продавца.

Основополагающие товароведческие характеристики товаров

Первые три характеристики служат для удовлетворения реальных потребностей человека (физиологических, социальных, психологических и др.), определяя потребительную стоимость товара.

Ассортиментная характеристика — это совокупность отличительных видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное и/или социальное назначение.

Эта характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую марку товара и устанавливает принципиальные отличия одного вида или наименования товара от другого. Такие отличия обусловлены качественными характеристиками.

Качественная характеристика — это совокупность внутривидовых потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять потребности потребителя. Качественные характеристики — это, например, безопасность, экологичность и др. Качественные характеристики имеют решающее значение для формирования потребительских предпочтений. Вместес тем многие показатели потребительских свойств выражаются через количественные характеристики.

Количественная характеристика — это совокупность определенных внутривидовых свойств, выраженная с помощью физических величин и единиц их измерения, которые обычно нормируются.Так, допустимые нормы отклонений по массе или объему регламентируются НТД и превышение этих норм служит основанием для запрета реализации товаров.

Все вышеперечисленные характеристики связаны со стоимостью, которая отражает реальные затраты на производство и доведение товара до потребителя.

Стоимостные характеристики товаров не относятся к товароведческим; они составляют предмет изучения экономических дисциплин, поэтому в данном курсе не рассматриваются.

Товары как объекты коммерческой деятельности могут подразделяться по множеству признаков, среди которых основной — назначение. По назначению все товары подразделяются на следующие роды:

1. Потребительские товары — товары, предназначенные для индивидуальных потребителей для личного пользования.

2. Товары промышленного назначения - товары, предназначенные для производства других товаров и создающих его сырьевое и технологическое обеспечение.

3. Оргтехнические товары - товары, предназначенные для улучшения организации административно-управленческой деятельности.

Каждый род товаров подразделяется на классы. Класс товаров — множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребностей.

Род потребительских товаров делится на 3 класса: продовольственные, непродовольственные и медицинские.

В основу деления на классы положены также назначение и удовлетворяемые товарами потребности.

Продовольственные товары, нередко называемые пищевыми продуктами, предназначены в основном для удовлетворения физиологических потребностей организма человека в энергии, пластических веществах и органолептических ощущениях.

Класс непродовольственных товаров, которые ранее назывались промышленными, удовлетворяют разнообразные потребности: физиологические (защита от неблагоприятных внешних воздействий окружающей среды), социальные и др.

Класс медицинских товаров предназначен для удовлетворения социальных потребностей в обеспечении здоровья человека.

Каждый класс товаров подразделяется на подклассы. Подкласс товаров - множество товаров, удовлетворяющих аналогичные группы потребностей, имеющих определенные различия. Например, подкласс «Пищевые продукты растительного происхождения» удовлетворяет физиологические потребности в специфических питательных веществах, присущих только этой группе — углеводах, растительных жирах, белках, волокнах и т.д.

Каждый подкласс подразделяется на группы товаров. Группа товаров — подмножество товаров, удовлетворяющих более специфические группы потребностей, что обусловлено особенностями применяемых сырья, материалов, конструкций. Так, подкласс «Пищевые продукты растительного происхождения» подразделяется на плодоовощные, зерномучные, вкусовые, кондитерские и т.д.

Подгруппа товаров - подмножество товаров, имеющих общее с группой основное назначение, но отличающихся от товаров других подгрупп только им присущими признаками. Так, группа кондитерских товаров делится на 2 подгруппы: сахаристые и мучные товары, различающиеся соотношением основных компонентов (сахар, мука, жиры).

 

4.Субъекты товароведения.

Субъект - человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности, а так же носитель прав и обязанностей. Субъекты товароведной деятельности делятся на 2 вида: товароведы и потребители товара. Потребитель товара - гражданин, заказывающий, приобретающий, использующий товары для личных нужд, не извлекая прибыли. Товароведы - специалисты, осуществляющие эту деятельность в силу своих должностных обязанностей. Этой категории специалистов приходится 25-30% всех руководителей и специалистов в торговле. Товароведы - специалисты, которые обеспечивают продвижение товара от изготовления до потребления с учетом ассортиментной, качественной, количественной, стоимостной характеристик. Должностные обязанности товароведов в значительной мере определяются целями и задачами структурного подразделения, в которых они работают. Можно выделить три основных направления товароведной деятельности: 1) Технологическое, обеспечивающее технологию товародвижения; 2) Организационно-управленческое, нацеленное на стимулирование сбыта, выявление спроса и рынков сбыта, организацию закупок товаров; 3) Маркетинговое, предназначенное для выявления потребностей и товаров как средств их удовлетворения. Поэтому и на производстве, и в торговле нужны три категории товароведов; товароведы технологи (инженеры), товароведы- менеджеры и товароведы - маркетологи. Последние по выполняемым функциям близки к маркетологам и в отдельных видах деятельности могут даже дублировать их. Однако деятельность товароведов в отличие от маркетологов больше связана с функциями, выполнение которых требует досконального знания потребительских свойств товаров. Субъектами товароведения является товароведы, основная деятельность которых, направлена на то, чтобы все знать о товаре. Нормативными документами, регламентирующей деятельность товароведа и требованием к профессиональной компетентности является ГОСТ-51305-99, «Розничная торговля, Требования к обслуживающему персоналу». Тарифно-классификационными характеристиками (требованиями) по общеотраслевым должностям служащих, утвержденными постановлением министра труда России от 6 июня 1996 г. №32. Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением министра труда России от 21 августа 1998 г. №37, где изложены требования к товароведу, а именно: что он должен знать, и что уметь. ЗНАТЬ: ассортимент, его показатели, способы управления ассортиментом; потребительские свойства товара; количественные характеристики товара, товарных партий; правила отбора проб; факторы, влияющие на формирование и сохранение качества товара. УМЕТЬ: оценивать качества товара; выявлять дефекты и их характер; причины; идентифицировать товар; уметь работать с сопроводительными док-ми; расшифровать маркировку; анализировать показатели ассортимента; работать с конкретными группами товаров. А так же: - Наличие среднего специального или высшего профессионального образования по специальности; СПО 0612 «Товароведение» или ВПО 351100 «Товароведение и экспертиза товаров»; -своевременное оформление претензионных материалов по качеству, упаковке и маркировке товаров; -участие в рассмотрении претензии покупателей на некачественный товар; -участие в проведении инвентаризации товаров.

 

 

5.Методы товароведения, группы, виды, разновидности, достоинства и недостатки.

Органолептический метод оценки показателей качества: определение, виды, достоинства и недостатки. Их значение для экспертизы продовольственных и непродовольственных товаров. Привести конкретные примеры. Органолептические методы — методы определения значений показателей качества с помощью органов чувств.

Для них характерны сложные физиолого-психологические основы, что предопределяет субъективизм этих методов. Для снижения субъективизма и повышения достоверности результатов необходимо знать и учитывать эти основы, а также достоинства и недостатки этих методов

К достоинствам относятся доступность и быстрота определения значений показателей качества, а также отсутствие дорогостоящего оборудования при измерениях. Большинство людей обладают достаточными сенсорными (чувствительными) возможностями для проведения органолептической оценки внешнего вида, вкуса, запаха и консистенции. Однако встречаются люди, которые не воспринимают и/или не различают либо цвета (“цветовые” дальтоники), либо вкуса (“вкусовые” дальтоники), либо запаха (“обонятельные” дальтоники). Такие люди не могут быть экспертами по органолептической оценке качества товаров.

В ряде литературных источников как одно из достоинств органолептических методов отмечается простота, однако с учетом сложных физиолого-психологических основ с этим трудно согласиться, так как достоверность результатов при этих методах зависит в значительной мере от обученности экспертов.

К недостаткам органолептических методов относятся субъективизм оценки, относительное выражение ее результатов в безразмерных величинах (цвет — зеленый, красный и т. п.; вкус — сладкий выраженный, маловыраженный, безвкусный и т. п.), несопоставимость и недостаточная воспроизводимость результатов.

Смягчить указанные недостатки могут следующие приемы: обучение экспертов правилам оценки основных органолептических показателей (цвета, вкуса, запаха, консистенции), соблюдение условий проведения органолептической оценки, разработка и использование шкалы баллов по конкретным товарам, проведение оценки специально сформированными группами экспертов, проверенными на сенсорную чувствительность.

В органолептической оценке участвуют все пять органов чувств человека. В зависимости от используемых органов чувств и определяемых показателей качества органолептические методы подразделяется на пять подгрупп: визуальный, осязательный, обонятельный, вкусовой и аудиометод.

Для оценки разных классов потребительских товаров применяют различные органолептические методы. Общими показателями для всех потребительских товаров являются внешний вид, в том числе цвет (довольно часто цвет или окраска выступает в качестве самостоятельного показателя) и консистенция, поэтому визуальный и осязательный методы относятся к общим органолептическим методам. Остальные подгруппы органолептических методов для всех потребительских товаров являются специфичными.

Визуальный метод — метод, основанный на восприятии внешнего вида и/или цвета объекта с помощью зрения.

Внешний вид является комплексным показателем, который включает форму, цвет (окраску), состояние поверхности, целостность и определяется визуально. С помощью зрения человек получает наибольшую информацию (70—80%).

Визуальная оценка — одна из наиболее распространенных и доступных, особенно в торговле. Широко используется как экспертами, так и работниками торговли, покупателями.

Обычно все зрительные ощущения цвета подразделяют на двегруппы: ахроматические и хроматические цвета.

К ахроматическим цветам относятся лишь чисто-белые, чисто-серые и чисто-черные. Например, сахар, соль, крахмал высокой степени очистки — чисто-белые; подгорелая корка ржаного хлеба, некоторые сорта черного чая — чисто-черные. Пищевые продукты ахроматических цветов встречаются редко. Чаще они хроматических цветов, имеющих самый незначительный, трудно уловимый оттенок другого цвета (желтоватый, красноватый, коричневатый). Даже перечисленные выше продукты, как правило, имеют хроматические цвета, интенсивность оттенков которых зависит от степени загрязненности посторонними примесями (сахар — желтоватые оттенки, крахмал — сероватые) или примесями окрашенных частиц самого продукта (мука — коричневатые, сероватые, желтоватые оттенки, чай — коричневатые, зеленоватые, золотистые оттенки).

При оценке хроматических цветов важное значение имеет светлота, цветовой тон и насыщенность. Например, цвет муки высших сортов светлее низших. По светлоте цвета можно судить о сорте муки, макаронных изделий.

Цветовой тон определяется длиной волн световых лучей, отражаемых от поверхности пищевого продукта. Существуют семь основных цветов: синий, голубой, желтый, зеленый, оранжевый, красный, фиолетовый. Сочетания этих основных цветов дают новые оттенки и переходы цвета (сине-зеленый, коричневый, сине-фиолетовый). Глаз человека способен различать 150 переходов по цветовому тону, а глаз систематически тренируемого человека — до 360 тонов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.