Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законность и роль прокурорского надзора в ее обеспечении.






Законность – одно из основных понятий для ПН.

Существует 2 понятия законности:

1)в широком смысле – требуемый гос-вом образ поведения всех без исключения физических и юридических лиц, который закл-ся в неукоснительном соблюдении всех з-ных и подзаконных актов – ее не м/б в принципе никогда, это скорее абстракция;

2)в узком смысле – это как принцип деят-ти гос-ного аппарата, согл.кот.органы гос-ва действуют в рамках з-на, неукоснительно соблюдая при этом права и з-ные интересы граждан.

Законность как принцип закреплен в Конституции в ст.15 и др.статьях.

Структура законности (по теории гос-ва и права):

1)система нормативных предписаний (з-ны, подзаконные акты);

2)надлежащее (неуклонное) исполнение этих нормативных предписаний;

3)установление гос-вом гарантий для обеспечения з-нности;

4)система ответственности (юридической) за неисполнение законов.

Место ПН находится в п.3 и всех прочих контролирующих и надзорных органов.

Контроль и надзор НЕ СОВМЕСТИМЫЕ понятия (ни в коем случае на экзамене их не ставить рядом, а если говорить о прокуратуре, то речь м.идти ТОЛЬКО О НАДЗОРЕ!!!)

Последние 20 лет говорят об отмене прокурорского надзора, как и во всех развитых странах (на-ер: Европа).

Присущий всем видам гос-ной деят-ти принцип законности применительно к прокурорскому надзору имеет специфическое сод-ние, т.к. осуществляемый во имя обеспечения точного и единообразного исполнения з-нов, ПН и сам должен осуществляться на основе з-на и в ф-мах, предписанных з-ном.

Неукоснительное соблюдение з-нов в самой деят-ти прокуратуры означает:

1)осущ-ние деят-ти прокурорами в пределах своей компетенции, без вмешательства в оперативно-хозяйственную и организаторскую деят-ность поднадзорных органов и должностных лиц;

2)исполнение прокурорами своих полномочий при наличии з-ных поводов и достаточных оснований;

3)использование з-ных методов выявления нарушений з-ности и причин и условий, способствующих правонарушениям, и их устранения;

4)применение з-ных мер воздействия к виновным в совершении правонарушений;

5)осущ-ние надзорных ф-ций в правовых формах

 

4.Место прокуратуры в системе государственных органов.(это самый сложный вопрос!!!)

Сложность в том, что в наст.время на этот? нет ответа. К какой ветви власти (законодат., исполнит., судебной) принадлежит прокуратура?

Опыт зарубежн.стран – это 4 варианта групп стран:

1)страны, где прокурат.входит в состав Минюста, т.е. исполнит.власть, при этом прокурат-ра м.функционироавть при судах (на-ер: Франция, Бельгия, Польша, США – условно, т.к. в США нет прокуратуры, а есть аторнейская служба).

Аторней – должность выборная, избирается населением округа и его деят-ность больше схожа с деят-ностью адвоката, он м.как обвинять, так и защищать, при этом он нах-ся на гос-ном сод-нии.

2)страны, где прокуратура полностью включена в судебную ветвь власти, либо прямо, либо пользуется опред-ной самост-тью (на-ер: Испания, Болгария).

3)страны, где прокурат.выделена в самост.систему и напрямую подчин-ся либо Парламенту, либо главе гос-ва (на-ер: Вьетнам, Северная Корея, Китай, Куба, Лаос + к сожалению сюда м.отнести Россию).

4)страны (большинство) – где прокурат.или ее аналога вообще НЕ существует (это страны англо-саксонской группы, + Индия, США, Канада, Англия, где на-ер существует дирекция публичных преследований, кот. защищает любые интересы, но только по самым значимым делам).

Существует несколько т.зр.по поводу Российской прокуратуры:

1)относится к судебной власти, т.к. ст.129 в Гл.7 Конституции, кот. наз-ся «Судебная власть». Однако, Конституция ни коим образом НЕ закрепляет ф-ции прокуратуры, в т.ч. и надзорные, они закреплены ФЗ-вом!!!;

2)прокуратуру лишить всех ее надзорных полномочий и включить ее в состав Минюста (т.е. исполнит.власть) – это единственная официальная т.зр.судебной власти – ЭТА т.зр. НЕ приемлема!!!;

3)прокуратура явл-ся придатком законодательной власти (надзорным органом зак-ной власти) – это тоже АБСУРДНО!!!;

4)прокуратура явл-ся опорой Президентской власти (она популярна в самой прокурорской среде, т.к. они привыкли быть под чьим-то началом, кому-то служить) – это самая популярная т.зр. и в наст.время она имеет под собой реальную основу. Президент действительно дает прямые указания Генеральному прокурору, хотя у Президента НЕТ ни единого з-нного способа влиять на деят-ность Прокуратуры;

5)авторы этой т.зр. (Петрухин, Шейфер) считают, что прокуратура в ее нынешнем виде настолько самобытна и уникальна, что ее м.признать как ЧЕТВЕРТУЮ самостоятельную ветвь власти (от безисходности). Прокуратура выпадает из системы разделения властей, и, как следствие, из системы сдержек и противовесов, кот.как раз и обеспечив-ся системой гос-ной власти.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.