Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4 Стратегия инновационного развития России






 

Особенностью России является наличие в ее недрах значительных запасов различного вида минерального сырья, а также ее богатейший интеллектуальный потенциал. На основе анализа тенденций развития экономических и социальных процессов в мире из двух вариантов возможных стратегий был выбран вариант, основанный на реализации интеллектуального потенциала.

Рамки стратегии установлены в " Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 г. и на дальнейшую перспективу", утвержденных Президентом РФ 30 марта 2002 г.

В этом документе определены такие направления:

– развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;

– совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий;

– формирование национальной инновационной системы;
повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности;

– сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса;

– интеграция науки и образования;

– развитие международного научно-технического сотрудничества.

Институциональными нововведениями стали конкурсное финансирование научных и инновационных проектов через систему различных фондов; предоставление некоторых налоговых льгот на проведение исследований и разработок; реформу в сфере охраны прав интеллектуальной собственности; учреждение Венчурного инновационного фонда.

В России сохранился значительный научно-технологический потенциал, который позволяет формировать и реализовывать национальную инновационную стратегию. На территории страны действуют 47 наукоградов (Дубна, Жуковский, Королев, Обнинск, Бийск и др.), растет число инновационных центров, ориентированных на промышленное производство конкурентоспособной наукоемкой продукции. В регионах России создано 60 инновационно-технологических центров (ИТЦ), объединяющих около 300 малых фирм, занимающихся разработкой, созданием и выпуском небольших партий конкурентоспособной наукоемкой продукции. На территории страны действуют более 40 технологических парков.

В России сохраняется доминирующая роль государства как источника ассигнований на научно-технические исследования и разработки. Из общих средств финансирования внутренних затрат на исследования и разработки, которые в 2003 г. составили 169, 86 млрд рублей, доля государственных расходов равна 57, 8 %.

В целях дальнейшего стимулирования инновационных процессов в конце 2004 г. Правительство РФ определило механизм установления партнерских отношений государства с частным бизнесом, стимулирования вовлечения в экономический оборот результатов научно-технической деятельности и совершенствования защиты прав интеллектуальной собственности.

Правительство одобрило безвозмездную передачу прав на результаты научно-технической деятельности, полученные с привлечением государственных средств, прежде всего исполнителям работ, либо потребителям, либо " частным инвесторам, участвующим совместно с государством в получении этих результатов". Были решены вопросы о льготном налогообложении инновационных предприятий на начальной стадии работы и об упрощении процедуры взимания налогов и дифференциации налоговых ставок.

Налоговые преференции будут сосредоточены прежде всего в технопарках, технологических кластерах, инновационно-технологических центрах и в особых экономических зонах.
На решение задач по развитию инновационной деятельности повлияла и реорганизация федеральных органов власти в июле 2004 г. Были созданы новые органы исполнительной власти, подведомственные Министерству образования и науки РФ: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) и Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука), а также Федеральное агентство по информационным технологиям (Росинформтехнологии), подведомственное Министерству информационных технологий и связи РФ. Создан Совет при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию (Указ Президента России от 30 августа 2004 г. № 1131). Этот консультативный орган определяет приоритетные направления научно-технической и инновационной политики, вносит соответствующие предложения, в том числе и по реформированию системы образования.

Главными задачами инновационного развития являются:

– обеспечение благоприятных экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности и использования в реальном секторе экономики новых технологий и производств, соответствующих международным стандартам и гарантирующих выпуск конкурентоспособной продукции;

– выбор рациональных приоритетов развития инновационной сферы и проектов, имеющих большую социальную значимость;

– координация действий федеральных региональных и местных органов исполнительной власти в реализации государственной инновационной политики и эффективного функционирования инновационной системы, адаптация научных организаций к рыночным условиям;

– обеспечение высокого качества образования, системы подготовки и переподготовки кадров для эффективного ведения инновационной деятельности.

Если обратиться к вопросу венчурных фондов России, то они действуют с начала 90-х, однако до настоящего времени так и не удалось создать реально действующую систему венчурного финансирования. Основными преградами для успешного развития венчурного бизнеса в России на текущий момент являются:

1. Несовершенство законодательной базы в части защиты интеллектуальной собственности, авторских прав как инвестора при реализации венчурного проекта, так и разработчика проекта; о недоработках в Налоговом кодексе РФ, Федеральном законе " Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации", Федеральном законе " О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Необходимо пересмотреть соответствующие статьи налогового законодательства. " Двойное налогообложение инвесторов венчурных фондов - еще одна проблема, которую надо исключить, обеспечив соответствующий налоговый режим. В нашей стране нет отдельного закона или положения о венчурном капитале. По сути, венчурный капитал, как правовое понятие, просто не существует. В частности, отсутствует правовое определение понятий " венчурный фонд", " венчурное финансирование". Более того, в России еще слаб институт защиты интеллектуальной собственности. К сожалению, российские патенты не могут серьезно защитить интересы инвестора на международном рынке, особенно если возникают спорные ситуации и речь идет о незаконном использовании интеллектуальной собственности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.