Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи исследования






Теоретические задачи:

1. Осуществить теоретический анализ исследований психологического отношения,, в частности, отношения к соблюдению нравственных норм;

2. Выполнить анализ имеющихся работ по проблеме доверия и недоверия и определить содержание психологических феноменов доверия и недоверия личности другим людям;

3. Разработать концептуальные представления о взаимосвязи доверия и недоверия личности другим людям с отношением к соблюдению нравственных норм делового поведения.

Методическая задача. Разработать программу исследования и методический прием по изучению критериев доверия и недоверия личности другим людям.

Эмпирические задачи:

1. Определить критерии доверия и недоверия личности в отношении трех категорий людей: незнакомый человек, знакомый человек, близкий человек.

2. Выявить особенности отношения к соблюдению нравственных норм в зависимости от направленности доверия и недоверия (собственное и воспринимаемое).

3. Установить взаимосвязь критериев доверия и недоверия с отношением к соблюдению нравственных норм делового поведения.

4. Выделить типы отношения личности к соблюдению нравственных норм делового поведения в зависимости от направленности доверия и недоверия.

5. Установить взаимосвязи критериев доверия и недоверия, а также отношения к соблюдению нравственных норм делового поведения с отношением к людям.

6. Определить влияние фактора групповой принадлежности на критерии доверия и недоверия другим людям, а также на отношение к соблюдению нравственных норм.

Основная гипотеза исследования. Существует взаимосвязь доверия и недоверия личности другим людям с отношением к соблюдению нравственных норм делового поведения.

Частные гипотезы:

1.Уровень отношения к соблюдению нравственных норм делового поведения будет различаться в зависимости от собственного и воспринимаемого доверия и недоверия. Т.е. личность проявляет разный уровень отношения к соблюдению нравственных норм в зависимости от того, с кем она взаимодействует: человеком, которому она доверяет; человеком, который, по ее мнению, ей доверяет; человеком, которому она не доверяет; человеком, который, по ее мнению, ей не доверяет (под уровнем отношения к соблюдению нравственных норм мы понимаем интегральный показатель мотивов высоконравственного поведения, степени готовности к нему, а также ситуативной обусловленности этого поведения в этически сложных ситуациях).

2.Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения взаимосвязано с критериями доверия и недоверия личности другим людям (под критерияминами понимаются характеристики, на основании которых субъект определяет свою возможность доверять или не доверять другому человеку).

3.Существуют различные типы отношения личности к соблюдению нравственных норм делового поведения в зависимости от доверия и недоверия и их направленности.

Дополнительные гипотезы:

1. Имеются различия в критериях доверия и недоверия в отношении трех категорий людей: 1-я - незнакомый человек, 2-я – знакомый человек, 3-я – близкий человек. Количество критериев недоверия по мере усиления близости и степени знакомства с партнером будет снижаться, а количество критериев доверия - расти.

2. Существуют взаимосвязи критериев доверия и недоверия, а также отношения к соблюдению нравственных норм делового поведения с отношением к людям (под отношением к людям подразумевается отношение к большинству людей, измеряемое с помощью методики Т. Лири).

3. Критерии доверия и недоверия, а также отношение к соблюдению нравственных норм отличаются у руководителей и рядовых сотрудников, мужчин и женщин, представителей разных возрастных групп.

Объект исследования. Объектом исследования являлись две группы, различающиеся по типу деловой активности: руководители и рядовые сотрудники.

Выборка исследования. Всего в исследовании приняло участие 310 человек. Исследование взаимосвязи доверия и недоверия с отношением к соблюдению нравственных норм делового поведения включало 3 этапа. 1 этап – исследование имплицитных представлений о доверии и недоверии, в котором приняли участие 65 студентов в возрасте от 18 до 25 лет, из них: 45% - юноши и 55% - девушки. 2 этап – исследование критериев доверия и недоверия, в котором участвовало 100 студентов-психологов вечернего отделения, получающих первое и второе высшее образование в возрасте от 20 до 35 лет, из них: 65% - женщины, 35% - мужчины. Первые два этапа были направлены на решение задачи - разработки авторского методического приема по изучению критериев доверия и недоверия. 3 этап – исследование взаимосвязи доверия и недоверия с отношением к соблюдению нравственных норм делового поведения. В нем приняло участие 145 человек, из них: 45% - мужчин, 55% - женщин. В их числе 43% - руководители, 57% - рядовые сотрудники. По возрасту они разделялись на три группы: 37% - от 20 до 25 лет; 33% - от 26 до 35 лет; 30% - от 36 до 50 лет.

Теоретико-методологической основой исследования служат положения системного и субъектно-деятельностного подходов, разработанные в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, В.Г. Асеева, В.А. Барабанщикова, А.В. Брушлинского, А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна, Е.В. Шороховой и др.; основные принципы социальной психологии: детерминизма, системности, субъектности.

Центральной категорией исследования является психологическое отношение, разработанное в работах А.Ф. Лазурского, получившее свое развитие в работах В.Н. Мясищева, Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова, П.Н. Шихирева, В.П. Познякова, И.Р. Сушкова и др.

Анализировались исследования понятия «доверия» в работах И.В. Антоненко, А.Л. Журавлева и В.А. Сумароковой, В.П. Познякова, В.С. Сафонова, Т.П. Скрипкиной, Т. Хосмера, Ф. Фукуямы, Т. Ямагиши и многих других, а также понятия «недоверия» в работах Т.Ю. Базарова, Л. Левицки и Б. Банкер, Р. Крамера, К. Кук, Н. Лумана, Б.Ф. Поршнева, М. Стивенсона, и др.

Методическая организация исследования. Для сбора эмпирических данных использовались следующие методы и методики: контент-анализ, фокус-группа, опрос при помощиавторского методического приема по изучению критериев доверия и недоверия, авторской модификации методики «Отношение к соблюдению нравственных норм» А.Б. Купрейченко и методики интерперсональной диагностики Т. Лири.

Математико-статистический анализ осуществлялся при помощи программы «Статистика 6.0». Использовались частотный, корреляционный, факторный и типологический анализы; для выявления различий - Т-критерий Стьюдента и U-критерий Манна-Уитни. Данные проверялись на нормальность распределения.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась глубиной теоретического анализа, адекватностью программы исследования поставленным цели и задачам, репрезентативностью выборки, использованием математико-статистических методов.

Научная новизна. В исследовании впервые анализируется соотношение психологических феноменов доверия и недоверия, проводится анализ их сходных и различных критериев, факторов, функций и т.д. Доказывается неправомерность определения феноменов доверия и недоверия как взаимоисключающих феноменов полярной валентности. В работе определены их общие признаки, условия возникновения и функции в регуляции жизнедеятельности субъекта. Выделены основные характеристики, по которым доверие и недоверие различаются. Особенностью работы является изучение отношения к соблюдению нравственных норм делового поведения в зависимости от направленности доверия и недоверия: собственного или воспринимаемого. Определены функции отношения к соблюдению нравственных норм делового поведения в регуляции доверия и недоверия и соответствующие им психологические механизмы: поддержание доверия, завоевание доверия, преодоление недоверия, защита от прогнозируемых субъектом негативных или нежелательных последствий взаимодействия и др.

Практическая значимость. Полученные результаты и методические приемы могут быть использованы в психодиагностической и адаптационной работе, при проведении тренингов формирования доверия и организационной культуры.

Апробация работы. Теоретические и эмпирические результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН (2005-2008 гг.), на юбилейной научной конференции «Тенденции развития современной психологической науки» (Москва, 2007), на конференции IV-го съезда РПО (Ростов-на-Дону, 2007).

Положения, выносимые на защиту:

1. Доверие и недоверие – относительно автономные психологические феномены, имеющие как сходные, так и различные характеристики: признаки, условия возникновения, критерии и функции в регуляции жизнедеятельности субъекта. Основные функции доверия – социальные познание и обмен. Основные функции недоверия – самосохранение и обособление. Существует асимметрия критериев и факторов доверия и недоверия. Высокие оценки силы, активности, смелости и оптимизма партнера выступают особо значимыми критериями доверия для подавляющего числа участников исследования. Но их антонимы (слабость, пассивность, робость, пессимизм) для большинства респондентов критериями недоверия не являются. Наряду с этим существуют симметричные критерии доверия и недоверия: нравственность - безнравственность, надежность - ненадежность, открытость – скрытность, ум – глупость, независимость – зависимость, неконфликтность - конфликтность.

2. Критерии доверия и недоверия отдельным категориям людей отличаются между собой. По мере усиления близости и степени знакомства с партнером количество критериев недоверия ему снижается, а количество критериев доверия - растет. Большинство позитивных характеристик наиболее значимы для доверия близкому человеку; негативные характеристики – для недоверия незнакомому человеку. Однако существуют личностные особенности (отношение к людям) и факторы групповой принадлежности (пол, возраст, тип деловой активности), оказывающие влияние на соотношение критериев доверия и недоверия разным категориям людей. Это соотношение определяется функциями, которые выполняют доверие и недоверие в жизни субъекта.

3. Существует взаимосвязь критериев, а также направленности доверия и недоверия с отношением к соблюдению нравственных норм делового поведения: терпимости, правдивости, принципиальности, справедливости, ответственности. Отношение к соблюдению норм правдивости детерминируются отношениями доверия и недоверия в меньшей степени, нежели отношение к соблюдению других нравственных норм. Направленность недоверия (собственное или воспринимаемое) дифференцирует отношение к соблюдению нравственных норм меньше, чем направленность доверия. Отношение к соблюдению нравственных норм выше в ситуации собственного доверия, но равномернее по большинству нравственных качеств в ситуации воспринимаемого доверия (в частности, за счет высокого уровня терпимости).

Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения в регуляции доверия и недоверия выполняет следующие функции: поддержание доверия, завоевание доверия, преодоление недоверия, защита от нежелательных последствий взаимодействия, а также эксплуатация доверия, злоупотребление им и др.

4. Существуют личностные особенности отношения к соблюдению нравственных норм в зависимости от доверия и недоверия. Различия уровней отношения определяют пять эмпирически выделенных типов. Существуют типы, высоко дифференцирующие свою готовность соблюдать нравственные нормы в зависимости от доверия и недоверия и их направленности, а также типы, чье поведение в этически сложных ситуациях мало зависит от доверия или недоверия. Степень дифференциации отношения к разным категориям людей не имеет жесткой связи с уровнем отношения к соблюдению нравственных норм делового поведения. Отношение личности к другим людям определяет количество, содержание и значимость критериев доверия и недоверия, а также оказывает влияние на отношение к соблюдению нравственных норм.

5. Фактор групповой принадлежности оказывает влияние на критерии доверия и недоверия и на отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения. Существуют различия между руководителями и рядовыми сотрудниками, между мужчинами и женщинами, между представителями разных возрастных групп (20-25; 26-35; 36-50 лет). Особенности критериев доверия и недоверия проявляются в содержании, количестве и их значимости в ситуации взаимодействия с разными категориями людей.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы, приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении определена актуальность проблемы, выделены цель, задачи, предмет и объект исследования, перечислены используемые методики, сформулированы гипотезы, положения, выносимые на защиту, научная новизна и практическая значимость исследования.

Первая глава посвящена теоретическому анализу изучаемых феноменов: доверия, недоверия и отношения к соблюдению нравственных норм делового поведения, а также содержит концептуальный подход к исследованию их взаимосвязи. В первом параграфе производится теоретический анализ нравственно-психологической регуляции делового поведения: анализ содержания понятия «психологическое отношение», роли деловой этики в жизнедеятельности личности, группы и общества, нравственно-психологических детерминант делового поведения.

Изучаемые феномены рассматриваются как психологические отношения. Психологические отношения нравственности понимаются как эмоционально окрашенные представления и оценки объектов, явлений и событий, связанных с нравственностью и нравственной регуляцией жизни общества, группы и личности (А.Л. Журавлев и А.Б. Купрейченко, 2003). Психологическое отношение к соблюдению нравственных норм рассматривается как структурный конативный компонент психологических отношений нравственности, представленный в сознании субъекта в виде мотивов, намерений и готовности совершать поступки, связанные с нравственной регуляцией. Нами изучалось отношение к следующим нравственным нормам: терпимость, правдивость, справедливость, ответственность, принципиальность. Данные нормы обладают универсальностью в том плане, что отношение к ним, их соблюдение или не соблюдение проявляется во всех сферах жизнедеятельности личности. Нравственные нормы, по нашему мнению, едины, различна их конкретизация в различных сферах, условиях и культурно-исторических контекстах.

Во втором параграфе проводится теоретический анализ феноменов доверие и недоверие: рассматриваются основные направления их изучения, производится анализ дифференцирующих признаков этих феноменов. Доверие есть психологическое отношение, включающее интерес к партнеру, ожидание взаимной пользы (в том числе, связанной с ограничением, порицанием или наказанием); позитивные эмоциональные оценки этого человека; готовность совершать добрые поступки по отношению к нему, открытость и расслабленность. В свою очередь, недовериепонимается как психологическое отношение, включающее осознание рисков, возникающих при открытости субъекта и партнера по взаимодействию; чувство опасности и негативные оценки партнера; настороженность и напряженность (готовность прекратить контакт, ответить на агрессию или проявить опережающую враждебность).

В третьем параграфе представлена концептуальная модель взаимосвязи доверия, недоверия и отношения к соблюдению нравственных норм делового поведения (рис. 1). Доверие и недоверие представляют собой результат категоризации социального окружения. Категоризация облегчает процесс познания социального окружения, само взаимодействие с его объектами. В частности субъект в результате категоризации своего социального окружения определяет стратегию поведения с ними. Соответственно, по нашему мнению, доверие и недоверие могут определять отношение к соблюдению нравственных норм.


Рисунок 1. Детерминация взаимосвязи отношения к соблюдению нравственных норм делового поведения с доверием и недоверием личности другим людям как результатами категоризации социального окружения.

*Обозначения: стрелки выделенные жирностью: сплошная стрелка – влияние на ОСНН; пунктирная стрелка – влияние на доверие и недоверие.

 

Также и обратно, отношение к соблюдению нравственных норм может определять доверие или недоверие. Согласно нашим представлениям, отношение к соблюдению нравственных норм дифференцируется не только доверием и недоверием, но и их направленностью (собственное и воспринимаемое). Отношение личности к соблюдению нравственных норм при взаимодействии с разными категориями людей и в разных ситуациях способствует укреплению доверия, преодолению недоверия или же злоупотреблению оказанным доверием и т.д. Таким образом, взаимосвязь изучаемых феноменов состоит в их взаимовлиянии.

Вторая глава «Критерии доверия и недоверия личности другим людям» включает программу эмпирического исследования, результаты пилотажного исследования критериев доверия и недоверия, анализ их личностных и групповых особенностей.

В первом параграфе приводится программа эмпирического исследования. Исследование взаимосвязи доверия и недоверия с отношением к соблюдению нравственных норм делового поведения включало 3 этапа, из которых первые два были направлены на решение методической задачи – разработку методического приема по изучению критериев доверия и недоверия. 3-й этап – реализация основной программы исследования.

Во втором параграфе представлен анализ результатов исследования критериев доверия и недоверия. Для доверия наиболее значимы следующие характеристики оцениваемого человека: сила, активность, оптимизм, смелость, нравственность, приязнь, надежность, открытость, ум, образованность, находчивость, независимость, организованность, вежливость, близость мировоззрения, интересов и жизненных целей. Наиболее значимыми критериями недоверия выступают: безнравственность, ненадежность, агрессивность, болтливость, принадлежность к враждебной социальной группе, конфликтность, конкурентность, невежливость, скрытность, глупость.

Критерии доверия и недоверия другим людям имеют как сходство, так и различия. Сходство критериев доверия и недовериязаключается в следующем: выделены характеристики оцениваемого человека, позитивный полюс которых высоко значим для доверия, а негативный - примерно в равной степени значим для недоверия. Такими критериями доверия/недоверия выступают, в первую очередь: нравственность - безнравственность, надежность - ненадежность, открытость – скрытность, ум – глупость, независимость – зависимость, неконфликтность - конфликтность. То есть данные характеристики являются симметричными критериями доверия и недоверия. Различия критериев доверия и недоверия проявляются в асимметричностиследующих показателей: сила, активность, смелость и оптимизм партнера выступают высоко значимыми критериями доверия для подавляющего числа участников исследования. Но их антонимы (слабость, пассивность, робость, пессимизм) для большинства респондентов критериями недоверия не являются.

Критерии доверия и недоверия отдельным категориям людей отличаются между собой. По мере усиления близости и степени знакомства с партнером количество критериев недоверия ему снижается, а количество критериев доверия - растет. В целом, большинство позитивных характеристик наиболее значимы для доверия близкому человеку; негативные характеристики – для недоверия незнакомому человеку. В этом проявляются особенности функций доверия в разных системах межличностных и межгрупповых отношений, в частности, функция сохранения и воспроизводства социально-психологического пространства субъекта. Поэтому некоторые качества (например, слабость, различие интересов, необразованность, неавторитетность, ненаходчивость, зависимость от субъекта, иное социальное происхождение и т.д.) одними и теми же респондентами рассматриваются как критерии доверия для близких людей и как критерии недоверия для незнакомых.

Выделенные факторы доверия другому человеку можно условно разделить на две группы: факторы оценки позитивных перспектив потенциального сотрудничества или взаимодействия (заинтересованность в доверии, ценность доверия, ожидание блага в результате доверия); а также факторы прогноза успешности построения доверительных отношений (прогнозирование возможности и легкости/трудности процесса построения доверия). Аналогично факторы недоверия делятся на факторы оценки негативных последствий взаимодействия (риски открытости) и факторы прогноза успешности защиты от них (прогнозирование возможности и легкости/трудности защиты). Факторы доверия и недоверия подразделяются на факторы субъектных свойств, свойств партнера и характеристик процесса межличностного или межгруппового взаимодействия.

В третьем параграфе представлен анализвзаимосвязи критериев доверия и недоверия с отношением к людям. Установлено, что респонденты с выраженным показателем властно-лидирующего типа более «жёстки» в формировании своего социально-психологического пространства - они используют сравнительно небольшое число критериев доверия и, таким образом, доверяют ограниченному числу людей, к которым, проявляют довольно высокий уровень отношения к соблюдению нравственных норм. В то время как респонденты с выраженным показателем по­кор­но-за­стен­чи­вого типа более мягки, гибки и терпимы при делении своего окружения на людей, вызывающих и не вызывающих доверие.

В количестве критериев доверия и недоверия незнакомым, знакомым и близким людям у респондентов с выраженным показателем не­за­ви­си­мого-до­ми­ни­рую­щего типа нет существенной разницы. Можно сказать, что в отношениях доверия и недоверия они слабо дифференцируют свое окружение. Вполне возможно, что данный результат отражает суть не­за­ви­си­мого-до­ми­ни­рую­щего типа отношения к людям - примерно равное отношение к представителям различных категорий людей.

У респондентов с выраженным показателем пря­мо­ли­ней­ного-аг­рес­сив­ного типа количество критериев доверия всем изучаемым категориям людей имеют малое количественное различие. В недоверии они слабо дифференцируют незнакомых и знакомых, но четко отделяют от них близких.

В четвертом параграфе проанализировано влияние фактора групповой принадлежности на критерии доверия и недоверия. Так, у рядовых сотрудников больше критериев доверия, и меньше критериев недоверия. У руководителей критериев недоверия больше, чем критериев доверия. Критерием недоверия всем категориям людей для руководителей является «хитрость, зависимость, слабость» партнера. Высоко значимым фактором недоверия для всех категорий людей у рядовых сотрудников является «неверие в разумное начало людей (рациональное устройство мира)». Среди факторов, не снижающих доверие у рядовых сотрудников можно особо отметить «безнравственность» партнера и его «низкий социальный статус, неблагополучие, необразованность». Это свидетельствует о терпимом отношении к данным характеристикам партнера.

Анализ значимых различий критериев доверия и недоверия у мужчин и женщин показал, что оценка возможности доверия близким людям у мужчин и женщин происходит по одинаковым критериям. При оценке недоверия мужчины слабее дифференцируют свое окружение на близких, знакомых, незнакомых. Критерии недоверия всем категориям людей «враждебность, конфликтность, конкурентность», «хитрость, зависимость, слабость» и «неорганизованность, глупость, невезучесть» более значимы для мужчин, чем для женщин. У женщин более выражена «вера в доброе начало людей» в отношениях с незнакомыми людьми. Высоко значимым фактором доверия женщин к знакомым людям является их «нравственность», они также не боятся скрытности партнера, терпимо относятся к его «пассивности, зависимости, слабости».

Различия критериев доверия и недоверия у разных возрастных групп касаются таких критериев доверия как «нравственность», «безнравственность», «враждебность конфликтность, конкурентность». Для представителей старшей возрастной группы (36-50 лет) критерием доверия является нравственность партнера, в то время как для представителей молодой возрастной группы (20-25 лет) нравственность партнера значима, но в меньшей мере, а к безнравственности партнера они готовы относиться терпимо. Представители старшей и средней (26-35 лет) возрастной группы в связи с направленностью на эффективное взаимодействие, терпимо относятся к «враждебности, конфликтности, конкурентности партнера». У представителей средней возрастной группы количество критериев доверия увеличивается по мере знакомства и степени близости с партнером; у представителей старшей возрастной группы, наоборот, с увеличением степени знакомства и меры близости количество критериев доверия уменьшается.

Третья глава «Эмпирическое исследование взаимосвязи доверия и недоверия с отношением к соблюдению нравственных норм делового поведения» посвящена результатам исследования данной взаимосвязи. В первом параграфе дается анализ взаимосвязи критериев доверия и недоверия с отношением к соблюдению нравственных норм делового поведения. Результаты корреляционного анализа показали, что респонденты, для которых фактор «неверие в разумное начало людей (рациональное устройство мира)» способен повышать недоверие, готовы проявлять ответственность (r=0, 24) и справедливость (r=0, 17) в отношении тех, кому сами не доверяют. Респонденты, для которых критериями недоверия являются «враждебность, конфликтность, конкурентность», «хитрость, зависимость, слабость», «безнравственность и ненадежность», в отношениях собственного и воспринимаемого недоверия способны проявлять высокую принципиальность (r=0, 20-0, 32). Люди, для которых формальные признаки «чужака» («имеющий другое вероисповедание», «имеющий иное социальное происхождение») являются критериями недоверия, готовы проявлять нетерпимость (r=-0, 20) и неправдивость (r=-0, 20) в ситуации воспринимаемого недоверия, а также принципиальность (r=0, 25), безответственность (r=-0, 21) и несправедливость (r=-0, 22) в ситуации воспринимаемого доверия. То есть, те респонденты, которые не доверяют чужим людям по формальным признакам, более склонны к проявлению невысокого уровня нравственности, независимо от того, демонстрирует ли им партнер доверие или недоверие. Респонденты, у которых выражен показатель «вера в доброе начало людей», терпимы в ситуации собственного недоверия (r=0, 25). Возможно, это проявление добротыдаже к человеку, которому субъект не доверяет. Значимость показателя «любовь и приязнь» как критерия доверия положительно взаимосвязана с терпимостью в собственном и воспринимаемом доверии и недоверии (r=0, 18-0, 24).

Во втором параграфе анализируются различия отношения к соблюдению нравственных норм в зависимости от направленности доверия и недоверия (табл. 1). Анализ различий показал, что в ситуации собственного доверия определен высокий уровень отношения к соблюдению норм правдивости, ответственности, справедливости и самый низкий уровень отношения к соблюдению норм терпимости и принципиальности. В ситуации воспринимаемого доверия наблюдается самый высокий уровень отношения к соблюдению норм терпимости и ответственности.

Таблица 1. Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения в зависимости от собственного и воспринимаемого доверия и недоверия (баллы; по Т-критерию Стьюдента).

Нравственные нормы делового поведения Уровень отношения к соблюдению нравственных норм делового поведения при взаимодействии с человеком… (среднее) Отношения, различия между которыми значимы
которому я доверяю (ЯД) которому я не доверяю (ЯНД) который мне доверяет (МД) который мне не доверяет (МНД)
Терпимость 1, 58 1, 93 2, 32 2, 03 ЯД и МД, P< 0, 001
Принципиальность 1, 72 2, 37 1, 90 2, 35 ЯД и ЯНД, P< 0, 001
Правдивость 2, 36 2, 32 2, 35 2, 30 -
Ответственность 2, 57 1, 49 2, 36 1, 48 ЯД и ЯНД, МНД, P< 0, 001
Справедливость 2, 13 1, 58 2, 01 1, 60 ЯД и ЯНД, P< 0, 001

 

В то же время, уровень отношения к соблюдению норм принципиальности наиболее высок в ситуации собственного недоверия. Отношение к соблюдению норм правдивости детерминируются доверием, недоверием и их направленностью в меньшей степени, нежели отношение к соблюдению других нравственных норм.

В третьем параграфе представлен анализвзаимосвязи отношения к соблюдению нравственных норм делового поведения с отношением к людям. Значимые различия касаются готовности проявления нравственных норм принципиальности и терпимости. Представители с выраженным показателем властно-лидирующего типа более терпимы (P=0, 008) в отношении тех, кому доверяют, в то время, как представители с выраженным показателем по­кор­но-за­стен­чи­вого типа более принципиальны (P=0, 001).

Респонденты с выраженным показателем от­вет­ст­вен­но-ве­ли­ко­душ­ного типа более терпимы (P=0, 027) в отношении тех, кому доверяют, а респонденты с выраженным показателем не­за­ви­си­мого-до­ми­ни­рую­щего типа более принципиальны (P< 0, 001) в отношении тех, кому доверяют сами и тех, кто доверяет им. Данный результат мы связываем с тем, что респонденты с выраженным показателем не­за­ви­си­мого-до­ми­ни­рую­щего типа индифферентны в отборе критериев доверия и в большинстве случаев при взаимодействии с людьми преследуют собственные интересы.

Респонденты с выраженным показателем со­труд­ни­чаю­щего-кон­вен­ци­аль­ного типа более принципиальны (P=0, 04), чем респонденты с выраженным показателем пря­мо­ли­ней­ного-аг­рес­сив­ного типа в отношении партнера, которому они не доверяют. Т.е. респонденты с выраженным показателем со­труд­ни­чаю­щего-кон­вен­ци­аль­ного типа, несмотря на стремление нравиться всем, все же дифференцируют свое окружение.

В четвертом параграфе определяются психологические типы отношения к соблюдению нравственных норм делового поведения. Сочетание и степень выраженности уровня отношения к соблюдению нравственных норм в зависимости от направленности доверия и недоверия позволили выделить пять типов.

Тип 1 - высокоправдивый независимо от доверия и недоверия, требовательный к окружающим.Представители этого типа, имея высокий уровень отношения к соблюдению нормы правдивости, ценят открытость, нравственность в отношениях доверия. Критериями недоверия для них являются враждебность, конфликтность, конкурентность, неорганизованность, глупость, невезучесть, безнравственность и ненадежность партнера. Для них характерны высокие показатели по шкале «агрессивность» отношения к окружающим, и они в свою очередь сами не доверяют враждебно настроенным, конфликтным и конкурирующим людям. Представители данного типа ОСНН склонны быть правдивыми со всеми (независимо от направленностей доверия и недоверия), наряду с этим в силу агрессивного отношения к окружающим, они категоричны. Тип характерен для 17% выборки, чаще для руководителей (32% от выборки руководителей), в частности, для женщин-руководителей 20-25 лет и мужчин-руководителей 26-35 лет.

Тип 2 - нетерпимый, принципиальный, сильно дифференцирующий отношение к соблюдению нравственных норм в зависимости от доверия и недоверия - защищающий себя от нежелательных последствий взаимодействия. У представителей данного типа ОСНН преобладают наиболее высокие показатели по шкале «дружелюбность» отношения к людям. Этим может объясняться терпимость к формальным признакам «чужака» и к безнравственности близких и знакомых людей, а также нетерпимость к враждебности, конфликтности и конкурентности других людей. Типу соответствует 28% выборки, в наибольшей степени он характерен для мужчин-руководителей 36-50 лет.

Тип 3 - терпимый, но малосправедливый и малоправдивый, недооценивающий отношения доверия, не стремящийся преодолеть недоверие.У представителей данного типа преобладают наиболее высокие показатели по шкале «альтруистичность». Однако по содержанию (как показал сравнительный анализ не­за­ви­си­мого-до­ми­ни­рую­щего и от­вет­ст­вен­но-ве­ли­ко­душ­ного типа отношения к окружающим по значимым критериям доверия и недоверия и показателям отношения к соблюдению нравственных норм) от­вет­ст­вен­но-ве­ли­ко­душ­ный тип отношения к людям в нашей выборке является «псевдоальтрустичным». В связи с этим можно предположить, что личная жизнь, общение, отдых – более значимая сфера жизнедеятельности для представителей этого типа, нежели деловое взаимодействие, поэтому для них не столь важны доверие/недоверие и высокая нравственность в деловых отношениях. Типу соответствует 28% выборки, в наибольшей степени он характерен для возрастной группы 26-35 лет (40% от выборки данной возрастной группы).

Тип 4 - со средним уровнем отношения к соблюдению нравственных норм, зависящим от доверия и недоверия - поддерживающий сложившийся баланс доверия и недоверия.У представителей данного типа ОСНН преобладают наиболее высокие показатели по шкале «авторитарность». Тип более характерен для 22% выборки. Он наиболее характерен для девушек-рядовых сотрудников 20-25 лет.

Тип 5 - терпимый, ответственный и справедливый, стремящийся оправдать доверие и преодолеть недоверие. Он отличается достаточно высоким уровнем готовности к проявлению справедливости, ответственности и низким уровнем готовности к проявлению принципиальности в ситуации как собственного, так и воспринимаемого доверия и недоверия. Последняя характеристика проявляется в относительно высоких оценках ОСНН правдивости и ответственности в отношениях с «человеком, который мне доверяет», а также готовности к более низкой принципиальности при взаимодействии с ним. У представителей этого типа наиболее высокие показатели по шкале «зависимость» отношения к людям. Возможно, «зависимость» в данном случае проявляется в стремлении завоевать, не потерять и оправдать доверие. Ввиду малочисленности пятого типа (5% выборки) сложно сказать, для каких социально-демографических групп он характерен.

В пятом параграфе анализируются влияние фактора групповой принадлежности на отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения. При помощи теста Манна-Уитни выявлены половые, возрастные различия и различия по типу деловой активности. Руководители достоверно чаще, чем рядовые сотрудники, готовы к проявлению правдивости в отношениях собственного доверия (P=0, 006) и недоверия (P=0, 032). Различие в отношении к соблюдению нравственных норм делового поведения у руководителей и рядовых сотрудников обусловлено спецификой этих типов деловой активности. Так, например, можно предположить, что степень ответственности за предоставление информации, процесс коммуникации у руководителей выше, чем у рядовых сотрудников. Например, менеджеры высшего звена всегда в ответе за свои слова перед вышестоящим руководством - советом директоров, а предприниматели в ответе перед своими клиентами, компаньонами. В то время как для рядовых сотрудников степень ответственности и мера взыскания меньше.

Обнаружены различия в отношении к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин. Женщины в отличие от мужчин достоверно чаще готовы проявлять высокий уровень терпимости (P=0, 001) и ответственности (P=0, 040) с теми, кому сами не доверяют. А мужчины чаще, чем женщины готовы проявлять высокий уровень принципиальности в отношении человека, который им не доверяет (P=0, 002). Таким образом, в ситуации собственного недоверия мужчины менее терпимы, а в ситуации воспринимаемого недоверия более принципиальны. В то время как женщины в ситуации как собственного, так и воспринимаемого недоверия более терпимы.

Обнаружены различия в отношении к соблюдению нравственных норм делового поведения у представителей разных возрастных групп: 20-25, 26-35, 36-50 лет. Представители первой возрастной группы (20-25 лет) готовы к большей принципиальности (P=0, 014) в деловых отношениях с человеком, который им доверяет (воспринимаемое доверие). Представители второй возрастной группы (26-35 лет) готовы к более высокой правдивости (P=0, 023-0, 036) в отношениях доверия (как собственного, так и воспринимаемого). Представители третьей возрастной группы (36-50 лет) готовы к более ответственному отношению (P< 0, 001) в ситуациях доверия и недоверия как собственного, так и воспринимаемого. В целом представители третьей возрастной группы отличаются более высоким уровнем отношения к соблюдению нравственных норм.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.