Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные выводы по результатам исследования






1. Критерии доверия и недоверия другим людям имеют как сходство, так и различия. Сходство критериев доверия и недоверия заключается в следующем: выделены характеристики оцениваемого человека, позитивный полюс которых высоко значим для доверия, а негативный - примерно в равной степени значим для недоверия. Критерии доверия и недоверия отдельным категориям людей отличаются между собой. По мере усиления близости и степени знакомства с партнером количество критериев недоверия ему снижается, а количество критериев доверия - растет.

Выделенные факторы доверия другому человеку можно разделить на две группы: факторы оценки позитивных перспектив потенциального сотрудничества или взаимодействия (заинтересованность в доверии, ценность доверия, ожидание блага в результате доверия); а также факторы прогноза успешности построения доверительных отношений (прогнозирование возможности и легкости/трудности процесса построения доверия). Аналогично факторы недоверия делятся на факторы оценки негативных последствий взаимодействия (риски открытости) и факторы прогноза успешности защиты от них (прогнозирование возможности и легкости/трудности защиты). Факторы доверия и недоверия подразделяются на факторы субъектных свойств, свойств партнера и характеристик процесса межличностного или межгруппового взаимодействия.

2. Доверие и недоверие и их направленность дифференцируют уровень отношения к соблюдению нравственных норм делового поведения. При этом отношение к соблюдению нравственных норм больше дифференцируется в зависимости от направленности доверия, чем от направленности недоверия. То есть асимметричность феноменов доверия и недоверия проявляется и в различной детерминации отношения к соблюдению нравственных норм. В целом можно сказать, что отношение к соблюдению нравственных норм выше в ситуации собственного доверия, но равномернее по большинству нравственных качеств в ситуации воспринимаемого доверия. То есть люди склонны к большей нравственности в отношении тех, кому доверяют и кто доверяет им, нежели в отношении тех, кому не доверяют, и кто не доверяет им. Однако и в ситуации недоверия выявлены достаточно высокие показатели отношения к соблюдению нравственных норм. Так, среди выделенных типов отношения к соблюдению нравственных норм делового поведения, можно отметить пятый тип - терпимый, ответственный и справедливый, стремящийся оправдать доверие и преодолеть недоверие. Его представители, проявляя терпимость, ответственность и справедливость в отношениях недоверия, стремятся преодолеть его, завоевать доверие.

Анализ взаимосвязей критериев доверия и недоверия с отношением к соблюдению нравственных норм позволяет выделить следующие функции этого отношения: поддержание доверия, завоевание доверия, преодоление недоверия, защита от прогнозируемых субъектом негативных последствий взаимодействия, эксплуатация доверия и злоупотребления им и др. Так, к эксплуатации доверия более склонны респонденты, использующие критерий недоверия «несходство интересов» (т.е., демонстрирующие рациональное, прагматичное отношение к деловому взаимодействию). В то время как люди, эмоционально доверяющие по критериям «любовь» и «приязнь» проявляют большую терпимость к окружающим, поддерживая таким образом доверие. Они также склонны к высокой правдивости в ситуации недоверия, стремясь его преодолеть.

3. Выделены пять эмпирических типов отношения личности к соблюдению нравственных норм делового поведения в зависимости от направленности доверия и недоверия. Существуют типы, высоко дифференцирующие свою готовность соблюдать нравственные нормы в зависимости от доверия и недоверия и их направленности, а также типы, чье поведение в этически сложных ситуациях мало зависит от отношений доверия или недоверия. Высокая степень дифференциации характерна как для довольно нравственного типа, поддерживающего сложившиеся отношения доверия и недоверия (тип 4), так и для типа нетерпимого, принципиального и осторожного в отношениях с людьми (тип 2). Слабая степень дифференциации готовности соблюдать нравственные нормы в зависимости от доверия/недоверия и их направленности может свидетельствовать как о высокой нравственности, стремлении оправдать доверие и преодолеть недоверие (тип 5), так и о некотором безразличии к доверию и недоверию, их недооценке в жизни субъекта (тип 3), а также может быть осознанной позицией, стремлением эффективно взаимодействовать с любым человеком, независимо от отношений доверия и недоверия (тип 1).

4. Личностные особенности критериев доверия и недоверия, а также отношения к соблюдению нравственных норм детерминируются психологическими, групповыми или ситуативными факторами, а также функциями этих феноменов в жизни личности. В них проявляется, в частности, жизненная позиция личности или прослеживается влияние социальных норм конкретного сообщества. Анализ взаимосвязи критериев доверия и недоверия с отношением к людям позволил заключить, что респонденты с выраженностью определенного типа отношения к людям, используют «жесткие» или более «мягкие» критерии доверия и недоверия, по-разному категоризируя свое окружение. Выраженность типа отношения к людям определяет также особенности отношения к соблюдению нравственных норм в зависимости от направленности доверия и недоверия. Эти особенности свидетельствуют о «мягком» - терпимом или безразличном (от­вет­ст­вен­но-ве­ли­ко­душ­ный, по­кор­но-за­стен­чи­вый и не­за­ви­си­мый-до­ми­ни­рую­щий типы), «жестком» - нетерпимом и принципиальном (пря­мо­ли­ней­ный-аг­рес­сив­ный и властно-лидирующий типы) отношении к партнерам, которым субъект доверяет или не доверяет, а также дифференцированном отношении к разным категориям людей (со­труд­ни­чаю­щий-кон­вен­ци­аль­ный тип).

5. Выполненный анализ влияния фактора групповой принадлежности показал, что в целом руководители больше склонны к недоверию, чем доверию, а рядовые сотрудники наоборот – склонны больше доверять, чем не доверять. Руководители достоверно чаще, чем рядовые сотрудники, готовы к проявлению правдивости в ситуациях собственного доверия и недоверия, что может определяться различиями в отношении к собственности, формах вознаграждения, степени и характере ответственности, заинтересованности в результатах и т.д.

Анализ значимых различий критериев доверия и недоверия у мужчин и женщин позволил сделать вывод о том, что женщины более склонны доверять, а мужчины – не доверять другим людям. Это позволяет сделать заключение о большей склонности женщин к сотрудничеству с другими людьми; в отличие от них мужчины демонстрируют готовность к соперничеству. Обнаружены различия в отношении к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин: в ситуации собственного недоверия мужчины менее терпимы, а в ситуации воспринимаемого недоверия более принципиальны.

Результаты сравнения значимости и количества критериев в отношениях доверия показывают, что представители средней возрастной группы (26-35 лет) более лояльны в отношении близких людей, чем представители старшей возрастной группы (36-50 лет). Кроме того, в целом представители третьей возрастной группы отличаются более высоким уровнем отношения к соблюдению нравственных норм. Т.е. они высоко оценивают роль доверия в деловых отношениях и больше, чем остальные стремятся завоевать и поддержать доверие.

 

Основные результаты работы изложены в следующих публикациях:

Публикации по теме диссертации в изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Критерии доверия и недоверия личности другим людям // Психологический журнал. Т.28. № 2. 2007. С. 55-68. (Совместно с А.Б. Купрейченко) – 1, 4 п.л.

Другие научные работы:

2. Доверие и недоверие как факторы отношения личности к соблюдению нравственных норм делового поведения // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: Материалы шестой научно-практической конференции / Под общ. ред. А.Д. Карнышева. Иркутск: Изд-во БГУ ЭП, 2005. С. 22-24. (Совместно с А.Б. Купрейченко) – 0, 1 п.л.

3. Критерии доверия и недоверия в деловой сфере // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: Материалы седьмой научно-практической конференции / Под общ. ред. А.Д. Карнышева. Иркутск: Изд-во БГУ ЭП, 2006. С. 44-46 – 0, 16 п.л.

4. Особенности отношения к соблюдению нравственных норм делового поведения у менеджеров и наемных работников // Экономическая психология, туризм, экология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: Материалы восьмой научно-практической конференции / Под общ. ред. А.Д. Карнышева. Иркутск: Изд-во БГУ ЭП, 2007. С. 30-33. (Совместно с А.Б. Купрейченко) – 0, 18 п.л.

5. Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин // Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. 2007. Т.2. С. 168. (Совместно с А.Б. Купрейченко) – 0, 1 п.л.

6. Критерии доверия и недоверия личности в деловых и дружеских отношениях // Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. 2007. Т.3. С. 244 – 0, 14 п.л.

 

Исследование:

Многомерное (коэф. кор. Стьюдента) Различия критериев доверия и недоверия у разных возрастных групп касаются таких критериев доверия как «нравственность», «безнравственность», «враждебность конфликтность, конкурентность».

Структурное: При помощи теста Манна-Уитни выявлены половые, возрастные различия и различия по типу деловой активности.

Обнаружены различия в отношении к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин.

Обнаружены различия в отношении к соблюдению нравственных норм делового поведения у представителей разных возрастных групп: 20-25, 26-35, 36-50 лет.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.