Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава VI






Разрушительные последствия для государства и государя предпочтении денег естественным богатствам. В конечном итоге ведь не на день­ги в действительности государь содержит су­хопутные и морские армии и оплачивает все государственные службы. Необходимость тре­бовать от земли все, что она может произвести, и не отказывать в средствах существования рабочим, потому что богатство и налог имеют в основе лишь землю и труд человека. Расхож­дение интересов государя и финансистов, День­ги, приносящие добро, и преступные деньги. Воз­врат к законам справедливости и разума немедленно восстановит социальную гармонию. Двойственная картина противоположных последствий экономического порядка и беспорядка. Заключение.

Государи, в государствах которых происходит это расстройство или скорее это разрушение природы денег, которое все приводит в смятение и некоторым образом смешивает все с грязью, наиболее несчастны. (…)

Они – первые собственники и верховные владельцы всех земель в философском смысле и богаты или бедны в зависимости от ценности земли.

Именно плодами земли поддерживается их величие и содержатся их армии, а не гибелью этих вещей, как это к несчастью практикуется во многих странах. «…»

 

Государи же не заинтересованы оставлять, заброшенными земли и допускать сокращение наиболее ценных плодов из-за уничижения, в котором они оказались в одних странах, в то время как в других странах /продукты земли/ и вовсе исчезли, /государи/, страдают от недостатка отдельных продуктов, которые они могли бы обменивать и способствовать тем компенсации, ко­торая из двух крайностей, очень несовершенных, создает две со­вершенные ситуации, если принимаются во внимание и интересы отдельных лиц и интересы бережливости государя. (…)

Если у подданных много хлеба, благодаря возделы­ванию множества земель, распаханных благодаря такой же цене зер­на, которая выдерживает налоги и издержки, государь наверняка будет иметь возможность дать хлеб многочисленному войску, равно как и вино, одежду, мясо, лошадей, снасти, строительный лес, металлы для всех видов оружия и, наконец, будет иметь деньги дли набора и содержания сухопутных и морских армий... Представление и практика, противоположные этому, оскорбительны религии, человечности, справедливости, политики и самого грубого рассудка, /и повинны в несчастии/ жрецы и служители этого идола - денег...

Имеются впрочем деньги, творящие добро, подчиненные законам своего предназначения в мире, всегда готовые оказать услугу торговле без того, чтобы их к этому принуждали, когда они служат потреблению, подобно тому, как слуга служит своему господину, не надо обходиться без них, но и не надо делать из них ястреба, пожирающего /все предназначенное к потреблению/.

До тех пор, пока они остаются в этих границах, они эту торговлю не только не разрушают, но даже питают и заставляют ее процветать, и.поскольку они далеки от того, чтобы отказать в помощи и поскольку иногда их оказывается недостаточно, скорость, с которой они движутся определяет присутствие их одновременно в ста различных местах, а когда и этого недостаточно, они спокойно переносят конкуренцию и даже предпочтение, оказываемое клочку бумаги илипергаменту, так что почти нет такого продукта, которым нельзя было бы их заменить при условии цены, соответствующей действительной его /продукта/ стоимости.

Но есть преступные деньги, потому что они хотят быть идолом вместо слуги и после того как они /деньги/ объявили войну частным лицам, или скорее всему человечеству, они обращаются наконец к королевскому трону...

Вопрос не в том, чтобы действовать, необходимо только перестать действовать, чиня насилие природе, которая всегда стремится к свободе и совершенствованию.

Так как с этими беспорядками /можно покончить/ внезапным ударом, то государям и их министрам, которые всегда имеют хорошие намерения, /достаточно/ просто переменить свою волю, чтобы покончить со всяким злом и положить начало всеобщему, а следовательно, и самого государя достатку. Они должны только позволить, чтобы каждый лично стал фермером государя и чтобы цена аренды не превосходила дохода фермы. то что имеет место и что известно, так что фермер должен убегать и оставлять землю необработанной, вследствие чего государь теряет по крайней мере столько, сколько фермер. После того, как в несчастном перегонном кубе подверглось испарению ужасное количество благ и продуктов для того, чтобы получить фатальный " осадок" для господина, налог, потерянный государем с уничтоженных благ, далеко не будет возмещен теми, кто виновен в этой гибели, да это и не в их власти. Справедливо обратное, потому что они не платят даже своей доли налогов, в силу несчастного обычая, по которому большое достояние является предохранительным средством против налогов, должных государю, которые должны уплачиваться лишь теми, кто угнетаем.

Вот почему мы видим тот ужасный ущерб, который наносится государю, но это еще не все, или вернее – лишь малая доля того, от чего страдают, и чтобы это подтвердить, надо вспомнить то, что говорилось выше, а именно, что одно экю у бедняка или малого торговца принесет в сто раз больше пользы, чем у богача из-за постоянного обновления у того, кто обходится этой умеренной суммой, этого не произойдет у другого, в сундуках его большие суммы денег месяцы и годы остаются праздными и потому бесполезными, либо из-за испорченности ослепленного скупостью сердца, либо из-за ожидания более значительной сделки.

Итак, из этой гвардии финансистов король и государство не извлечет никакой пользы и они скорее разбойники в отношении одного и другого.

Но эта сумма в сто экю, распределенная между ста бедными людьми, побывала за короткий срок, что она не лежала бы в сундуках богатого, в ста тысячах рук, что привело бы к потреблению на сто тысяч экю, и государь из этого извлек бы десятую часть в качестве той доли, какую он /в действительности/ не получает ни денье из-за расстройства потребления, которое случилось и каждодневно увеличивается, а его фальшиво убеждают, что исключительно для его же пользы разоряют и его народ.

Если бы богатые прониклись своими интересами, они полностью освободили бы бедноту от налогов, это бы тотчас создало столько зажиточных людей, что не обошлось бы без значительного роста потребления, которое распространилось бы на всю массу государства и втройне вознаградило бы богатых за их первые авансы, это подобно тому, как хозяин ссужает зерном своего фермера для засева земель, без чего он /хозяин/ потерял бы урожай, и противоположная практика прошлого стоит при надлежащем учете в шесть раз больше того, что эти власти думали выиграть, перекладывая все налоги на бедноту.

Природа, обретя свободу, войдя всвои права, восстановит торговлю и пропорцию цен между всеми продуктами, то, что будет способствовать взаимному рождению /промыслов/ и постоянному поддержание /их/, и вследствие непрерывного движения будет создана масса всеобщего достатка, откуда каждый почерпнет /свою долю/ в соответствии со своей работой или своим владением, то, что постоянно увеличиваясь дойдет до того, что земля, откуда вытекают все эти источники /богатства/ не сможет производить больше и можно предположить, какое обилие богатств увидят, если все, земля и прочее возымеют полную силу, какую только может дать им природа, потому что нет такой страны, столь дикой и столь бесплодной, как это полагают, которую нельзя было бы превратить в изобильную, если бы цены произведенной продукции гарантировали покрытие издержек ее производства.

Пахарь и виноградарь не будет больше обрабатывать землю себе в убыток, и потому оставлять ее невозделанной, и тогда этим кормильцам рода человеческого не нужно будет заявлять всем, как это имеет место сейчас в некоторых европейских странах, что нет больше хлеба и вина, потому что они /крестьяне/ не хотят или не.могут оплачивать обычные издержки и те /издержки/, что появляются от случая к случаю, это /такое заявление/ никак нельзя объяснить их свободным волеизъявлением или их мудростью, потому что они и должны были бы умереть от голода один за другим /пахарь и виноградарь/. Это и доказывает, что единый налог на какую-нибудь одну продукцию, смертелен для государства, потому что вместо того, чтобы разделить бремя налогов на всех, взваливают их целиком на одних /крестьян/, что оказывается разорительным для всех и /потому/ лишено смысла; на место чего /надо/, чтобы налоги в зависимости от общего достояния каждого подданного распределились и делились между всеми и это будет правильным распределением налога в виде су с ливра на все виды продукции, что совершенно необходимо для общей устойчивости и не следует рассчитывать во всем этом на благоразумие и рассудок тех лиц, которые стремятся только к разрушению, /т.е. на финансистов/ в особенности в стране, где всеобщее обездоливание - способ создавать большие состояния.

 

Цит. по: Т.М.Червонная. Из истории экономической мысли во Франции XVII-XVIIIвв. (учебное пособие). – Рассуждение о природе богатства, денег и налогов или Об обнаружении ошибочности того суждения, которое господствует в мире относительно этих трех предметов. Горький, 1973. Стр. 4-11, 15 - 41.

 

Текст подобран: Слудковской М.А.

 

Перевод уточнен и исправлен по: Dissertation de la nature des richesses, de l'argent et des tributs, où l'on dé couvre la fausse idé e qui rè gne dans le monde à l'é gard de ces trois articles [1707] – опубликовано в сборнике «Pierre de Boisguilbert ou La naissance de l’é conomie politique» («Пьер де Буагильбер или Рождение политической экономии») – T.2. Paris, 1966. Стр. 973 – 1012.


[1] Пипа – мера объема – большая бочка емкостью около 393 литров.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.