Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О высоте целомудренного девства






Как уже не раз отмечалось, девство и целомудрие не является обязательной заповедью для всех людей, но дается как совет Христом и святыми.

Иоанн Златоуст (т.1, ч.1, Книга о девстве): «Ты слышал, что девство есть название многих трудов и подвигов, но не бойся; оно не есть повеление и не вводится как обязательная заповедь, но тем, которые принимают его на себя добровольно и по избранию, оно воздает собственными благами, возлагая на голову их блестящий и доброцветный венец; тех же, которые отказываются и не желают принять его, оно не наказывает и не принуждает к тому против воли».

Нельзя не сказать, что, к сожалению, действительно очень мало в мире людей, которые сохранили девство ради Бога. Но мы все же приведем некоторые поучения об этой высокой добродетели, чтобы отдать ей похвалу.

Итак, изначально девство обитало в раю.

Иоанн Дамаскин (Точное изложение православной веры, кн.4, гл.24): «…девство свыше и с самого начала было насаждено в природе людей. Ибо человек был сотворен из девственной земли; Ева была создана из одного только Адама. В раю обитало девство. Действительно, божественное Писание говорит, что Адам и Ева были наги и не стыдились (Быт. 2. 25). Когда же они преступили заповедь, то узнали, что были наги, и, устыдившись, сшили себе препоясания (Быт.3, 7). И (уже) после преступления, когда Адам услышал: «прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3, 19), и когда через это преступление смерть вошла в мир, тогда (лишь) «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила» (4, 1)».

Далее приведем поучение, как в домостроительстве Божием устроено возвышение человека к совершенству: от брака со своими сестрами к девству.

Мефодий Патарский (Пир десяти дев или о девстве, речь 1, гл.2): «Растение девства ниспослано людям с небес поистине к великому преуспеянию; и потому оно не было открыто первым поколениям. Тогда род человеческий был еще немногочислен, и ему нужно было размножаться и усовершенствоваться. Посему не было непристойным, что древние вступали в супружество с своими сестрами до тех пор, пока пришедший закон определил и, запретив казавшееся прежде хорошим, объявил это грехом, называя проклятым открывающего наготу сестры своей (Лев.18: 9; 20: 17); Бог попечительно оказывал помощь роду нашему соответственную времени, как родители поступают с детьми. …Бог и Отец всех обращался и с нашими предками; пока мир еще не был наполнен людьми, то человек был как бы младенец, и ему нужно было прежде размножаться, и таким образом возрастать в мужа. А когда он был населен от концов до концов своих, и человечество беспредельно распространилось, то Бог не допустил людям оставаться при прежних нравах, имея в виду, чтобы они, переходя от одного к другому, постепенно более и более приближались к небесам, пока не сделаются совершенными, достигнув величайшего и высочайшего учения - девства; именно, чтобы они сначала перешли от смешения с сестрами к вступлению в брак с посторонними женщинами, потом чтобы не совокуплялись с многими подобно четвероногим животным, как бы родившиеся для совокупления, затем чтобы они не были прелюбодеями; а потом далее (перешли бы) к целомудрию, и от целомудрия к девству, в котором, научившись возвышаться над плотию, безбоязненно вступили бы в безмятежную пристань нетления».

В Новом Завете первым примером девства есть Пресвятая Богородица.

Иннокентий Херсонский (Слово в субботу недели 5-й Великого поста): «…никто не украшался в такой полноте (чистотой тела и духа), как Пресвятая Дева. По этой-то добродетели Она, принадлежа еще к Ветхому Завету, где безбрачное состояние было как бы даже противно закону, обещавшему в награду за исполнение его многочадие и многочисленное потомство, - избрала для Себя на всю жизнь девство, и таким образом показала в Себе пример совершенства, принадлежавшего Завету Новому».

Ее брак с праведным Иосифом не был браком в привычном для людей понимании.

Николай Сербский (Благовещение Пресвятой Богородицы): «Почему Она (Пресвятая Богородица) была обручена? Промысл Божий так устроил, дабы сохранить Ее от посмеяния бесовского и человеческого. Если бы Она родила, не бывши обрученной, кто из людей мог бы поверить, что Сын Ее не незаконнорожденный? И какой судия земной в случае сем пощадил бы Ее, избавив от строгости закона? Промысл Божий не хотел наводить беду на Избранницу Свою и тяжкое искушение на людей, потому устроил так, да прикроет Деву и Ее рождество видом обручения».

Жития святых Дмитрия Ростовского (Сказание о Рождестве Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, 25 декабря): «Рождество Иисуса Христа было так: оно случилось по обручении Преблагословенной Матери Его, Пречистой Девы Марии с Иосифом, мужем праведным и уже старым (ибо ему было восемьдесят лет). Пречистая Дева дана была ему, по свидетельству святого Григория Нисского и святого Епифания Кипрского под видом супружества, дабы он хранил Ее девство и заботился о Ней. Еще прежде, чем они стали жить вместе, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф был мнимым мужем Марии, а в действительности хранителем посвященной Богу девической чистоты Ее и очевидцем Ее непорочной жизни. Ибо Господу угодно было утаить от диавола тайну Своего воплощения от пречистой Девы, и для сего Он покрыл девство Матери Своей супружеством, чтобы враг не знал, что это та Дева, о Которой предрек Исаия: " се, Дева во чреве примет" (Ис. 7: 14). Об этом свидетельствует святой Афанасий, архиепископ Александрийский, в следующих словах " Иосиф должен был послужить таинству, чтобы Дева, как бы имеющая мужа, славилась, и чтобы самая истина вещи осталась сокрытою от диавола, дабы он не знал имеющего совершиться, каким образом Бог благоизволит пребывать с людьми" (Слово на Рождество Христово). И святой Василий Великий говорит: " Обручение с Иосифом совершилось для того, чтобы утаить от князя века сего (т.е. диавола) воплощение Сына Божия" (Слово на Рождество Христово). То же говорит и святой Иоанн Дамаскин: " Иосиф обручается Марии как муж, чтобы диавол, не зная о безмужнем Рождестве Христовом от Девы, отступил, т.е. перестал возбуждать Ирода и подстрекать иудеев к зависти. Ибо диавол с самого того времени, когда Исаия предрек, что " се, Дева во чреве примет и родит" (Ис. 7: 14), зорко следил за всеми девицами, как бы которая из них не зачала без мужа и не родила, оставаясь девою. Божие смотрение устроило Обручение Девы Марии с Иосифом, дабы от князя тьмы утаилось и девство Пречистой Богородицы, и воплощение Бога Слова"».

В истории христианства существует великое множество примеров о целомудренной жизни христиан, но мы сейчас не будем их приводить.

Отметим и то, что целомудрие могло быть и у еретиков, которые гнушались браком, как чем-то нечистым. Мы не будем говорить об этом, но тот, кто желает об этом знать, может прочесть о таком отношении к браку в первом томе творений Иоанна Златоуста в работе «Книга о девстве» (в самом начале этой книги), а сейчас только приведем одну цитату:

Иоанн Златоуст (т.1, ч.1, Книга о девстве): «Подлинно, целомудрие еретиков хуже всякого распутства. Последнее причиняет обиду людям, а первое восстает против Бога и оскорбляет бесконечную премудрость; такие сети расставляет диавол своим служителям. …Девство еретиков действительно есть изобретение его лукавства».

Далее приведем одно из многочисленных восхвалений девства.

Амфилохий Иконийский (Слово на день Сретения Господня): «Многие из великих мужей изумляются девству, и оно действительно достойно удивления, так как сродно ангелам, беседует с горними силами и свойственно существам бестелесным. Оно — светильник Святой Церкви. Оно победило мир, попрало страсти, укротило желания и не приобщилось Еве. Оно удалилось от скорбей, достигло чистоты и освободилось от страданий, так как на девство не простирается приговор, гласящий: «умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт.3, 16). Итак, девство действительно достойно удивления как непорабощаемое стяжание, как свободы жилище, как аскетическое украшение, как высшее человеческого естества, как освобожденное от необходимых страданий, как вошедшее вместе с Христом-Женихом в чертог Царства Небесного. Вот какие и подобные им прославления девства».

Видя, насколько прославляемо девство, возможно, кто-то из молодых христиан возжелает принять подвиг девства, и для них приведем следующие советы.

Григорий Богослов (О девстве): «…друзья мои, и вы, родители, и вы, безбрачные юноши и девы, долго ли вам, уподобляясь презренной черепахе, или восьминогому раку, который ходит не прямо, или длинной змее, которая пресмыкается на чреве, долго ли вам влачить жизнь, обремененную ужасной тяготою плоти? Послушаем, наконец, Христовых советов, отринув красоту, славу, богатство, род, счастье и все обольстительные порождения гибельного греха, уйдем отсюда, взойдем в легкую жизнь, очистимся, будем единодушны с небесными чистыми силами, чтобы, вступив в сонм предстоящих великому Богу, с весельем воспеть праздничную песнь Царю! Как изринутые из светлого рая получили мы в удел супружество, и многотрудную землю, и все, что сопутствует погибшим; так через жизнь, не знающую житейских уз, взойдем опять в славу, к тому доброму райскому древу, которого лишились за безрассудство». Так говорило богоподобное девство».

Феофан Затворник (Что есть духовная жизнь…, п. 73): «Поглубже укорените то убеждение, что образ жизни, Вами избираемый, есть Богом благословенный. Его одобрил Спаситель словом о скопцах Царствия ради Небесного. Ему Он дал предпочтение, сказав о Марии, приседшей к ногам Его и слушавшей только слово Его, что она благую часть избрала, избрала то, что есть единое на потребу. Светлые примеры его видите в лице многих пророков и апостолов, святого Предтечи Господня, паче же Пречистой Владычицы Богородицы, чистоты приятелища и источника. Покров Ее Материнский да осеняет Вас всегда. Девственницы - особый предмет Ее попечения. Девственницы, как и девственники, установились в Церкви Христовой еще во времена апостолов и с того времени постоянно в ней пребывают и пребудут, пока стоит святая Церковь, то есть до скончания века. Ибо сей род жизни и естеству нашему не чужд, и благоприятствуется духом веры Христовой. В Коринфе многие девы не хотели выходить замуж, всею любовью возлюбив Христа Господа, всем душам единого мужа. Отцы обратились к святому Павлу с вопросом, как им поступить. Святой Павел посоветовал им дать дочерям свободу работать Господу, не нудя их выходить замуж. Отцы послушались сего совета, и девы остались девами. Примеру Коринфян последовали другие Церкви, и девство зацвело повсюду. В иных местах девы собирались для жительства в одном доме - работали и Богу молились, не входя в общение с прочими. Многие из таковых увенчались и венцами мученическими, как свидетельствуют подлинные жития их. Видите, в какой сонм Вы вступаете, чьим стопам последуете, чьим покровом осеняетесь и чьему слову внимаете. Смотрите же, взявшись за рало, не обращайтесь вспять. Затвердите слова апостола об отказавшихся от брака и почаще вращайте его в уме своем: «незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом» (1Кор. 7, 34)».

Нравственное богословие Е. Попова (Грехи против 7-й заповеди, грех: Лишение себя невинности или целомудрия): «Важно особенно, если девственница или девственник не усвоили себе от одиночества жесткого, или злого характера (а таков большею частью характер старых дев и холостяков): напротив, всегда и во всем в жизни держались и держатся духа евангельской доброты и терпеливости. К этому самому и может привести их разумное и строгое девство, как и вообще черты богоподобия беспрепятственное и полнее отображаются или развиваются на чисто девственной душе, чем в людях, познающих сласть брака: «говорю это для вашей же пользы», внушает Апостол тем лицам, которые бы последовали его советам о безбрачном девстве (1Кор.7, 35). В таком случае целомудрие их - жертва Богу самая чистая, добродетель самая высокая. Герои такой добродетели называются в апокалипсисе «первенцами Богу, первые» предстоят «у престола Божия» (Откр.14, 4-5) в царстве вечном. (И у язычников в древности известно было девство, целомудренные девы—весталки—служили в идольском храме и пользовались особенным почетом. Но в христианстве девственность, например, женского же лица, считается гораздо выше, независимее: здесь дева может и не поступать для священного служения в церковь, как бы священная какая вещь, может и не быть ни диакониссой, ни сестрой милосердия; она сама по себе, тем более с обетом монашеским, уже жертва Богу, «невеста Христова»). «Почему же девство не поставлено в закон, если оно столь высоко? почему касательно его даются только советы»? Этим нисколько не умаляется достоинство его, а напротив возвышается. Значить девство не иго закона; значит ему предлагают быть, как жертве, как дару пред Богом».

 

О христианском безбрачии вдовствующих (но это может касаться и разведенных христиан)

 

А теперь скажем о безбрачии после первого брака и возможном браке вдовствующих христиан или разведенных.

Прежде скажем о вдовах, которые в первые века христианства подразделялись на несколько типов: те, которые хотят вступить в брак, и те, которые давали обет вдовства и которых брала на содержание Церковь.

Правила Святых Отцов Православной Церкви (с толкованиями Епископа Никодима (Милоша)): «Что вдовам, не находящимся в зависимости ни от кого, можно вступать в брак, — это известно из Священного Писания Нового Завета (Рим. 7: 3; 1 Кор. 7: 39); об этом говорит и Василий Великий в своем 41 правиле. Однако существовали и особого рода вдовы, которых церковь содержала и которые составляли своего рода орден и назывались церковные вдовицы. И о таковых упоминает Священное Писание, притом с одобрением (1 Тим. 5: 3, 5, 16), однако не допускает брать их еще молодыми на попечение церкви (1 Тим. 5: 11), а по исполнении 60 лет от роду (1 Тим. 5: 9)».

И поэтому в толкованиях святых отцов на эти места Св. Писания будет говориться именно о таких вдовах. Но нам сейчас важен не факт содержания Церковью вдов, а то какими должны быть безбрачные христиане по различным причинам и чему посвящать свою жизнь.

О понятии «истинные и неистинные вдовицы»

 

Кого же можно отнести к вдовствующим по Богу?

Иоанн Златоуст (т.11, ч.2, беседа 13): ««Вдовиц почитай, истинных вдовиц», – говорит (ап. Павел) (1Тим.5, 3). Следовательно, можно не иметь мужа, и еще не быть вдовою. Подобно тому, как дева не чрез то становится девою, что она не сочеталась браком, но требуется и многое другое – непорочность, прилежание, так и вдовою делает не одна только кончина мужа, но терпение с целомудрием и совершенное уединение. Таких вдовиц он заповедует почитать, – и справедливо, потому что они достойны великого уважения, живя одинокими и не имея мужей, которые бы заступались за них. …" Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; а сластолюбивая заживо умерла" (ст. 5, 6). Если которая-нибудь, говорит он, будучи вдовою, не обратилась к мирской жизни, то она истинная вдовица; которая уповает на Бога, как следует, упражняется в молитве, проводит в ней день и ночь, та вдовица. Не говорит, что та, которая имеет детей не вдова, – он и ее хвалит, если она воспитает детей, как следует, – но (говорит): если которая не имеет детей, то есть пребывает в одиночестве. Далее он утешает ее в том, что она не имеет детей, говоря, что в том особенно и заключается преимущество вдовицы, что она лишена не только утешения от мужа, но и того счастья, какое приносят дети: взамен всего она имеет Бога. Та, которая не имеет детей, не хуже других; но этим утешением восполняет то, чего ей не достает вследствие того, что у нее нет детей. Поэтому сказанное имеет такой смысл: не скорби, когда услышишь, что должно воспитывать детей, и между тем у тебя их нет, и не думай, будто этим унижается твое достоинство. Ты истинная вдова».

Феофан Затворник (Толк. на 1Тимоф., 5. 5, 6): «…Амвросиаст: «вот каких должно чтить вдовиц! таких, которые, имея возможность выйти снова замуж, отвергли второй брак, по желанию совершеннейшей жизни и удобнейшего угождения Богу, являясь соревновательницами святой Анне, которая в постах и молитвах служила Богу день и ночь, после того как овдовела, пожив с мужем лишь несколько лет (см.: Лк. 2, 36). Такою жизнью должна прежде зарекомендовать себя вдова и потом уже удостаиваться быть вдовою Церкви (то есть на содержании Церкви состоящею). Также вдову, у которой есть дети или внуки, не следует тотчас брать на содержание Церкви. Ибо если она прежде добре правила своим домом, то ей должно быть взаимно воздано своими, как она прежде воздавала им. Но если с какою будет поступлено нечестиво и она брошена будет своими, о которых прежде пеклась благочестно, то такая достойна быть принятою на попечение Церкви, как верная исполнительница закона Господня. …Амвросиаст пишет: «вдова, достойная сего имени, означает такую особу, которая, для стяжания Господа, пребывает в молитвах, служа Ему день и ночь. Сим она показывает, что если презрела второй брак, то для того, чтоб посвятить себя строгой жизни, Господа ради…».

Нравственное богословие Е. Попова (Грехи против 7-ой заповеди, грех: Неусиление в себе духа веры и молитвы, особенно свойственных вдовам): ««Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога» (1Тим.5, 5); «вдова (сказано об Анне)... не отходила от храма... постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк.2, 37). Для вдовых правила жизни полагаются более строгие. …Почему вдовый человек должен усиливать свою молитву в сравнении с другими? И по избытку у себя времени, или по беспрепятственности семейных обстоятельств для большей молитвы; и потому что он, часто не имея никакой опоры в жизни, надежную опору может найти только в Боге. И так вдовец и вдова вовсе не понимают своего состояния, если не думают жить верою в Бога и не отдают себя подвигу молитвы. Как девство само по себе еще не достигло своей цели для известных пяти (юродивых) дев: так и одно имя вдовца или вдовицы при самой чистоте их вдовства еще недостаточно для полноты Божиих преднамерений о них. «Была усердна ко всякому доброму делу» (1Тим.5, 9) говорится об истинной вдовице: то же, конечно, следует сказать и о вдовце».

Итак, истинными христианскими вдовствующими «делает не одна только кончина мужа, но терпение с целомудрием и совершенное уединение», если «не обратилась к мирской жизни», если «упражняется в молитве», если «отвергли второй брак, по желанию совершеннейшей жизни и удобнейшего угождения Богу», ведет уединенный образ жизни. И если в настоящее время в Церкви нет такого правила брать на содержание вдовиц, то это не умаляет все названные значения христианского вдовства, которое приятно Богу и Он печется о них. И такое безбрачие считается жертвой и даром Богу.

Нравственное богословие Е. Попова (Грехи против 7-ой заповеди, грех: Решимость на второй или третий брак): «…тем самым, что хранить чистое вдовство до конца жизни не поставляется законом, а может вдовец или вдова и вступить во второй и третий брак, тем еще более возвышается достоинство вдовства. Тогда вдовец или вдовица несут на себе вдовство не как иго закона, а как жертву и дар Богу, с полною свободою».

Если же вдовствующий не вступает в повторный брак, например, по причине привязанности к детям или желания жить свободно, то о таких говорится, как о сластолюбивых, и они не являются христианскими вдовствующими.

Иоанн Златоуст (т.11, ч.2, беседа 13): «Вдова же, «сластолюбивая заживо умерла». Так как многие женщины, имеющие детей, избирают вдовство не для того, чтобы лишить себя удовольствий жизни, а для того, чтобы более привязаться к ним, чтобы с большею независимостью делать все и больше отдаваться мирским похотям, то он поэтому говорит: " сластолюбивая заживо умерла"».

Иоанн Златоуст (т.11, ч.2, Толкование на второе послание к Тимофею, беседа 7): «Если ты, оставшись вдовою, хочешь иметь ту же роскошь, то же великолепие, то же одеяние, какие имела при муже, то лучше тебе выйти замуж, потому что не супружество – зло, а невоздержание. Ты же, не делая того, что само по себе не зло, делаешь то, что не безразлично, но достойно осуждения. Потому и уклонились некоторые вслед сатаны, что не умели хорошо соблюдать вдовство».

Есть и такие христиане, которые став вдовствующими, сразу хотят еще раз вступить в брак, а есть те, кто вначале решили остаться в вдовстве и дали обет, а затем опять захотели вступить в брак. О таких Апостол Павел говорил следующее:

Феофан Затворник (Толк. на 1 Тимоф., 5.11 – 12, 13 ): «Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру». «Не принимай»— юным вдовицам отказывай в приеме в хор вдовиц. «Запрещает Апостол молодых вдовиц принимать в этот чин; потому что возрасту, всегда готовому поскользнуться, не следует легко верить» (Амвросиаст). «Молодые вдовицы сами подали повод к такому постановлению тем, что не выдерживали вдовства» (блаженный Феофилакт). «Ввпадая в роскошь в противность»— подпадут неудержимым стремлениям плотской жизни, — утешной, сластолюбивой, удовольственной. …То есть - когда обесчувствеют, когда, охладевши к вдовству, вознерадят о нем, огрубеют к нему, - когда, побеждены быв желанием сластей, уже только притворно показывают себя чуждающимися брака, в самом же деле вожделевают его - и вследствие того с грубою надменностью или бесчувствием отвращают очи свои от Христа, яко жениха» (Экумений, блаженный Феофилакт). …«Теперь же, когда, несмотря на то, что посвятили себя Христу, «желают», хотят брака и замужества, — очевидно, не хотят уже Его единого иметь женихом и, предпочитая Ему человека, горделиво действуют против Него» (Экумений, святой Златоуст, блаженный Феофилакт) … «Притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и [бывают] не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно». Вдовица истинная, искренно возлюбившая вдовство, определяет себя на уединенную, строгую жизнь и, внимая себе, пребывает в молитвах и трудах. Душевное довольство, почерпаемое из такой жизни, паче и паче утверждает ее в ней и служит ей подпорою и ограждением против искушений. Но вдовица, не обдумавшая всего этого и легкомысленно решившаяся на вдовство, скоро соскучивает в нем и охладевает к нему. Когда это произойдет, тогда дела вдовства уже не идут на ум. Сидеть в уединении, молиться и трудиться — скучно. Настоит нужда искать развлечений, и пошла по домам; а с этим уж необходимо вяжутся болтливость, любопытство и неподобные речи. Это вторая причина, почему отрицать должно юных вдовиц. Апостол говорит как бы: пусть иная и не будет иметь желания вступить во второй брак, после обета — не вступать в него; но если она не возьмется строго за дела вдовства — уединение, труд и молитву, — чего естественно ожидать от юной, — то скоро сделается праздношатайкою, болтливою и пытливою на соблазн всем, — и своим и чужим. И этого одного достаточно, чтоб относительно них действовать осторожнее. Святой Златоуст говорит: «не этой только вине (нарушению обета) подлежат они, но и другим грехам (праздности, шатанию по домам). Что пользы из того, когда они откажутся от попечения о мужах и не приложат старания о Боге? Тогда они без сомнения соделаются праздными, болтливыми, без нужды пытливыми…».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.