Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 12. Политические и правовые учения в Европе в конце XVIII-начале XIX ВВ.






Иммануил Кант (1724-1804)

Профессор Кенигсбергского университета. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы “ Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане ” и “ К вечному миру ”, а затем обобщил в трактате “ Метафизика нравов ” (1797 г.).

Философия

*- Человек познает мир с чувственных ощущений (эмпирические (опытные) знания).

*- Эмпирические знания – неполные.

Априорные знания

*- Знания, полученные человеком ДО опыта, или ВНЕ опыта - АПРИОРНЫЕ ЗНАНИЯ

Разум

* - Позволяет познать внутреннюю сущность предмета, вещи или явления.

Вещи в себе и вещи для нас

«Мир реальных вещей и мир наших знаний не тождественны».

* ФЕНОМЕН – вещь для нас

* НОУМЕН – вещь в себе - Ноумены не постигаются разумом.

Истина

- Постичь истину разумом невозможно.

- Т.к. есть АНТИНОМИИ – взаимоисключающие суждения.

Например:

- Тезис: мир имеет начало (границу) во времени и пространстве.

- Антитезис: мир во времени и пространстве безграничен.

* И стина – это процесс познания, движение от незнания к знанию.

Наука о человеке

* Для понимания права, сущности власти нужно понять сущность человека и его поведения.

Категорический императив

* Мотивы, или ИМПЕРАТИВЫ (волеизъявления) поведения.

- осознанные, например, учеба. (Правовые и не правовые, моральные или аморальные) – ГИПОТЕТИЧЕСКИЕ

- неосознанные, человек поступает так, не имея определенной цели. Мотив этого поступка априорен - КАТЕГОРИЧЕСКИЕ

Автономия нравственности

*Поступок ценен сам по себе.

Автономная добрая воля

- Человек должен поступать по доброй воле независимо от целей поступка.

Право

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ:

* «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла всегда стать и принципом всеобщего законодательства».

* Или иначе: “ Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству ”.

Другими словами поступай в отношении другого так, как в подобной же ситуации к тебе могли бы отнестись по закону.

Например:

Во всех случаях жизни надо быть правдивым. Даже если злоумышленник, решивший убить твоего друга, спрашивает тебя, находится ли он дома, не лги. Ведь у тебя нет гарантий, что твоя ложь поможет ему спастись. А вдруг, пока ты лгал, что его нет дома, он действительно вышел на улицу. Там его и встретит убийца.

Говорить правду – это долг.

* Долг – опора нравственности, единственный источник категорического императива.

Совесть - самоконтроль

- Действовать в соответствии с долгом человеку помогает совесть как способ самоконтроля.

Несовершенство человека

*- Большинство людей очень несовершенны.

Человек по природе зол, эгоистичен. Действует не в соответствии с категорическим императивом, а исходя из целей тщеславия, корыстолюбия, злобы, страсти к разрушениям и т.д.

Что делать?

- Контроль разума над психической деятельностью.

Для этого люди установили законы, которые определяют границы произвола для всех.

Идеал

*- Всем действовать в соответствии с категорическим императивом.

*- Всеобщее правовое гражданское общество, величайшая свобода, совместимая со свободой других.

*- Там, где противоречия и конфликты – должен действовать закон.

«Карающий закон – есть категорический императив… Ведь если исчезнет справедливость, жизнь людей на земле уже не будет иметь никакой ценности».

*- Наказание должно быть жестким: преступник «должен быть признан подлежащим наказанию до того, как возникнет мысль о том, что из этого наказания можно извлечь пользу для него самого, или для его сограждан».

Право не бывает совершенным

- Это «совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы».

*- “ Совершенное правовое устройство у людей – это вещь в себе ”. (!)

Правовые атрибуты человека как гражданина

- Свобода, равенство и самостоятельность.

Дети, женщины, слуги – не самостоятельны, поэтому лишены избирательных прав, но не прав вообще.

*Право делится на:

- публичное (отношения между человеком и обществом) и

- частное (отношения между частными лицами).

Собственность – основа гражданского общества.

Международное право

«Всеобщий мир». В будущем – федерация самостоятельных равноправных государств. Без войн. Залог мира – просвещение, добрая воля. Экономика. Другими словами – отношения между государствами должны быть сходны с отношениями между людьми и руководствоваться категорическим императивом.

Гарантии соблюдения закона

- Либо сам человек. Его совесть, врожденное чувство вины.

- Либо государство.

Задачи государства

*- Отказ от старой патерналистской концепции:

«Правление отеческое, при котором подданные, как несовершеннолетние, не в состоянии различить, что для них полезно или вредно… такое правление есть величайший деспотизм…».

*- Государство должно лишь заботиться о соблюдении законов, об обеспечении прав, о наказании за их нарушение.

*- Государство не должно заботиться о благе граждан, их материальном и духовном благополучии.

* «Благо государства – состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права».

Государство применяет для этого принуждение.

*- Кант – основоположник теории либерализма.

Форма государства

- Форма – не главное. Главное сущность.

- Если был общественный договор, то государственной устройство должно быть республиканским.

- Главное, чтобы страной правили не люди, а законы.

Поэтому в качестве главы государства может быть даже монарх, как в Англии. Главное, чтобы он не вмешивался в дела законодательной и судебной властей.

* Граждане не должны сопротивляться власти

«Обязанность народа – терпеть злоупотребления верховной власти, даже те, которые считаются невыносимыми».

«Изменения в государстве могут быть произведены лишь самим сувереном путем реформы».

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М.: Мысль, 1986; Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. М.: НОРМА, 1997; История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Изд. 2-е. Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: НОРМА, 1997.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831 гг.)

Гегель родился в Штутгарте в семье финансового чиновника. Окончив богословский факультет Тюбингенского университета, он отказался от карьеры пастора и занялся углубленным изучением философии. В 1818 г. Гегель получил кафедру в Берлинском университете. Основные его произведения: “ Феноменология духа ” (1807 г.), “ Наука логики ” (1812–1816 гг.), “ Энциклопедия философских наук ” (1817 г.). Главное произведение мыслителя по вопросам государства и права – “ Философия права ” (1821 г.).

Философия Гегеля – объективный идеализм.

*- Есть т.н. «абсолютная идея» - некая первосущность, основа мира, бытия.

*- Бытие и мышление – едины. Они – объективны по сути.

* - (!) Мышление проявляется в Материи.

* Материя, природа – «инобытие» абсолютной идеи, этого объективно существующего мышления.

* Мир развивается по тем же законам, что и разум, по законам логики.

Государство и право

*- Человек наделен изначально абсолютной свободой.

*- Но подлинной свободой обладает всеобщая (а не индивидуальная) воля.

Интересы индивидов различны. (!)

* → Отсюда – противоречия.

Гражданское общество

* Объединение индивидов “ на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности ”.

* Гражданское общество, даже с помощью законов, не способно урегулировать возникающие противоречия.

Государство

*- Только государство может покорить и упорядочить гражданское общество.

Только в государстве проявляется идея абсолютной свободы и абсолютного права (!).

* Если свобода – это осознанная необходимость, то она может быть достигнута только в государстве.

* Если история человечества – путь к осознанию свободы, то государство – «шествие бога по земле»!

Право

* Это осуществление, непосредственное бытие свободы.

* ИЛИ: право – это инобытие абсолютной идеи свободы.

Ступени развития идеи права

- абстрактное право;

- мораль;

- нравственность.

1) Первая ступеньабстрактное право.

* Свободная воля первоначально проявляется в качестве индивидуальной воли индивидуальная воля воплощается в отношениях собственности свобода выражается в том, что каждое лицо обладает правом владеть вещами (собственность).

- Общий принцип абстрактного права: “ Будь лицом и уважай других в качестве лиц ”.

- Абстрактное право имеет формальный характер. Оно наделяет индивидов лишь равной правоспособностью.

- Предписания абстрактного права формулируются в виде запретов.

2) Вторая ступень в развитии идеи права – мораль.

* Человек начинает сознательно относится к своим поступкам.

* Лицо становится деятельным субъектом.

* Свободная воля определяется внутренними побуждениями индивида, его намерениями и помыслами.

Моральный поступок может вступить в конфликт с абстрактным правом. Например, кража куска хлеба ради поддержания жизни формально подрывает собственность другого человека, однако заслуживает безусловного оправдания с моральной точки зрения.

Свобода проявляется в:

- способности индивидов совершать осознанные действия (умысел);

- ставить перед собой определенные цели и стремиться к счастью (намерение и благо);

- соизмерять свое поведение с обязанностями перед другими людьми (добро и зло).

в учении о морали Гегель решает проблемы субъективной стороны правонарушений, вины как основания ответственности индивида.

3) Третья, высшая, ступень – нравственность.

* Нравственность – это осознание человеком своих прав, обязанностей, добра и зла.

* С ознательное подчинение своих поступков общим целям.

* Нравственность формируется в семье, гражданском обществе и государстве.

Политическое учение Гегеля оказало огромное влияние на развитие политико-правовой мысли.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.