Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






США в период борьбы за независимость






Томас Пейн (1737-1809)

В 1774 г., т.е. накануне Войны за независимость, переселился из Англии в Северную Америку). В 1775 г. в статье “ Серьезная мысль ” поставил вопрос об отделении колоний от Англии и создании независимого государства. Памфлет “ Здравый смысл ” (1776). После начала революции во Франции Пейн публикует работу “ Права человека ” (1791).

Права

1) естественные.

- присущи человеку по природе, " по праву его существования " : право на счастье, свободу совести, свободу слова.

- этими правами человек обладал в естественном состоянии, которое было историческим фактом (здесь он близок к Локку). Как, например, у североамериканских индейцев.

2) гражданские права человека.

- возникают после передачи людьми часть своих прав государству. В“ общий фонд ”.

- это те права, которые человек не способен защитить своей властью. Например, право собственности.

Частная собственность на землю

- В естественном состоянии земля была “ общей собственностью человеческого рода ”.

- Частная собственность появляется с переходом к земледелию, а также в результате “ недоплаты работникам ”.

- В результате → возникает и деление людей на богатых и бедных → неравенство.

Государство

- различие государства и общества.

«Общество создается нашими потребностями, а государство – нашими пороками: первое способствует нашему счастью, положительно объединяя наши порывы, второе же – отрицательно, обуздывая наши пороки; одно поощряет сближение, другое поощряет рознь».

Народный суверенитет

- Государство создается людьми по общественному договору.

- Верховная власть в государстве должна принадлежать самому народу.

- Народ имеет право учреждать или уничтожать любую форму правления (право народа на восстание и революцию).

Монархия

– “ самая несправедливая и несовершенная из всех систем правления ”.

Республиканское правление

– это “ правление, учрежденное в интересах общества и осуществляемое в его интересах, как индивидуальных, так и коллективных ”.

Всеобщее избирательное право

Это – реализация естественного равенства людей.

Томас Джефферсон (1743-1826)

Сын провинциального плантатора. Практикующий юрист, губернатор штата, президент страны. Автор «Декларации независимости» (1776).

Общественный договор

– основа устройства общества.

Идея народного суверенитета

Идеал

– демократическая республика свободных и равноправных фермеров.

Проект Декларации независимости:

очевидны следующие истины, что все люди сотворены равными, что они наделены своим творцом некоторыми неотъемлемыми правами, в числе которых жизнь, свобода и стремление к счастью ”.

Правительство

- создается людьми для охраны естественных прав человека,

- люди согласились повиноваться

- Свержение правительства, стремящегося к деспотизму – “ Долг и право ” людей.

В Декларации независимости содержится 27 пунктов обвинения английского короля в стремлении к деспотизму. 28 -й пункт не вошел в окончательный вариант. В нем осуждалось рабство.

Александр Гамильтон (1757-1804)

Александр Гамильтон был одним из наиболее видных политических деятелей США, чьи теоретические воззрения и практическая деятельность оказали решающее воздействие на содержание Конституции США 1787 г.

Государственное устройство

- влияние идей Монтескье

- выступал за парламентское устройство по образцу Англии.

- но с Англией и был конфликт – война за независимость.

Идея сильной президентской власти

- создание сильной президентской власти, мало чем отличающейся от власти конституционного монарха.

- Президент должен избираться пожизненно и обладать широкими полномочиями.

- контролировать представительный орган законодательной власти, чтобы он под давлением избирателей не принял “ произвольные решения ”.

Человек

- богатые и бедные;

- просвещенные и непросвещенные;

- способные управлять государством и неспособные.

Это - естественное разделение, оно неустранимо.

Представительство

- В высших государственных органах не все, а богатые и просвещенные.

- массы неразумны и непостоянны.

- выборы в парламент только по высокому имущественному цензу.

Россия. Идеология “просвещенного абсолютизма”

- Первые годы правления Екатерины II.

- Порицание “ вреда предыдущего самовластия ”.

- Обещание “ учредить добрый порядок и утвердить правосудие в любезном нашем отечестве ”.

- В 1767 г. созыв Комиссия для сочинения проекта нового Уложения (Уложенная комиссия), в которой были представлены все сословия, кроме крепостных крестьян.

- “ Наказ ”, большая часть текста которого (примерно три четверти) воспроизводит фразы, идеи, тексты западноевропейских просветителей, преимущественно Монтескье и Беккариа:

- равенство граждан, состоящее в подчинении общим для всех законам;

- свобода как зависимость только от закона;

- уверенность граждан в своей безопасности;

- ограничение государственной власти пределами, ею же положенными;

- власть законов и др.

- “ Россия есть европейская держава ”, – провозглашается в самом начале “Наказа”.

- ссылки на особенности географического положения страны:

Российская империя есть столь обширна, что кроме самодержавного государя всякая другая форма правления вредна ей... Пространное государство предполагает самодержавную власть в той особе, которая оным правит... Всякое другое правление не только было бы России вредно, но вконец разорительно ”.

Самодержавных правлений намерение и конец есть – слава граждан, государства и государя ”…

- “ Не должно вдруг и через узаконение общее делать великого числа освобождение ”.

- (1766–1768 гг.) Вольным экономическим обществом проведено обсуждение конкурсной темы о целесообразности “ ради общего благоденствия ” предоставить крестьянам право какой-нибудь собственности.

- Первая премия: сочинение “ В пользу свободы вопиют все права, но есть мера всему ”. Автор сочинения – член Дижонской академии Беарде де л'Абей – делает вывод:

Следует подготовить рабов к принятию вольности ранее, чем им будет дана какая-либо собственность ”.

- Прекратив деятельность Уложенной комиссии, Екатерина II через официозный журнал (1769 г.) пояснила:

Пока новые законы поспеют – будем жить, как отцы наши жили ”.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.