Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок выполнения работы. Как видно из (28), для нахождения ускорения силы тяжести достаточно измерить величины: расстояние (d + d1) между опорными ребрами призм и период колебаний






 
 

Как видно из (28), для нахождения ускорения силы тяжести достаточно измерить величины: расстояние (d + d1) между опорными ребрами призм и период колебаний маятника в положении d и в “перевернутом” положении d1
(d ¹ d1). При этом периоды колебаний должны совпадать, т.е. должно быть

T(d) = T(d1) = T.

Но добиться совпадения указанных периодов практически очень сложно. Следовательно, необходимо выяснить, при каких расхождениях периодов
DT=T(d) - T(d1) погрешность определения величины g будет незначительна.

На рис.26 представлен качественный вид зависимости периода колебаний от расстояний d и d1 опорных призм до центра масс.

Из графика видно, что по каждую сторону от центра масс маятника имеется по два положения опорных призм, при которых периоды оборотного маятника совпадают (d и d1; d/ и d1/ ). Поэтому целесообразно подготовить оборотный маятник к измерениям следующим образом.

 
 

1. Подвижные грузы (чечевицы 12, рис.25) закрепляют на стержне в несимметричных положениях (рис.27): один груз у конца стержня, а второй- вблизи его центра, т.е. центр масс системы будет находиться между грузами и, главное, смещен относительно середины стержня.

2. Опорные призмы (1, 2 рис.27) устанавливают так, чтобы они лезвиями были обращены друг к другу, но одна призма (2) должна находиться между подвижными грузами (приблизительно посередине), а другая (1) - вблизи другого конца стержня.

3. Грани лезвий призм должны находиться на одной линии с насечками на стержне.

4. Закрепите маятник на вкладыше верхнего кронштейна (рис.25) на призме (1, рис.27), находящейся вблизи конца стержня.

5. Опустите нижний кронштейн (14, рис.25) и поверните верхний кронштейн 4 на 180°, чтобы оборотный маятник находился над фотоэлектрическим датчиком. Переместите нижний кронштейн таким образом, чтобы наконечник стержня маятника пересекал оптическую ось: источник света - фотоэлектрический датчик.

6. Подключите миллисекундомер к сети и нажмите кнопку “СЕТЬ”.

7. Отклоните маятник на угол не более 4¸ 5° от положения равновесия и отпустите.

8. Нажмите кнопку “СБРОС” и после совершения оборотным маятником не менее 10 колебаний (путь N = 10) нажмите кнопку “СТОП”.

9. Запишите время t, за которое было совершено N колебаний в табл.1 измерений.

10. Повторите измерения времени t (при расстоянии d, рис.27) n = 5 раз и вычислите среднее значение < t>; результаты всех измерений и вычислений внесите в табл.1.

11. Затем, не меняя положения грузов (чечевиц) и первой призмы, устанавливают оборотный маятник на призме 2 (рис.27). Если маятник опрокидывается (это означает, что центр масс (т.С) находится выше точки вращения), то призму 2 следует сдвинуть к концу стержня.

12. Повторите пункты (5, 7, 8, 9) данного упражнения, причем число колебаний N1 должно быть равно числу колебаний N, т.е. N1 = N = 10.

 

Таблица 1

Количество полных колебаний N =
Приведенная длина физического маятника Lпр =, м
Число измерений n Время N полных колебаний, с
t(d) t1(d1)
     
     
     
     
     
   
n    
Средние значения < t> =, с < t1> =, с
Абсолютные ошибки Dt =, с Dt1 =, с
Относительные ошибки Еt =, % Еt1 =, %
Среднее значение < g> =, м/с2
Абсолютная ошибка Dg =, м/с2
Относительная погрешность Еg =, %
Расхождение dg =, %

 

13. Если оказалось, что время t1> < t>, то вторую призму следует несколько переместить к концу стержня; если t1 < < t>, то призму сдвигают чуть ближе к центру масс и снова измеряют время t1.

14. Добиваются такого положения второй призмы, при котором выполнялось бы условие:

.

15. Повторите измерение времени t1 (при расстоянии d1, рис.27) n = 5 раз и вычислите среднее значение < t1>; результаты измерений и вычислений внесите в табл. 1.

16. Снимите оборотный маятник с установки и измерьте приведенную длину физического маятника (Lпр = d + d1), подсчитав количество насечек на стержне между лезвиями призм (расстояние между соседними насечками 10, 00 мм). Запишите значение Lпр в табл. 1.

17. Определите для расстояний d и d1 абсолютные (Dt) и относительные (Еt) в табл.1 погрешности измерений времени колебаний физического маятника, используя методику расчета погрешностей прямых измерений, которая представлена в начале данного пособия. При расчете принять коэффициент надежности a = 0, 9, тогда при значении параметра n = n - 1 = 4 коэффициент Стьюдента равен

ta, n-1 = t0, 9; 4 = 2, 1.

18. Рассчитайте по формуле (28) среднее значение ускорения < g> силы тяжести по среднему значению времени < t> или < t1>, считая их очень близкими.

19. Произведите расчет относительной (Еg) и абсолютной (Dg) погрешностей по формулам:

*, (29)

. (30)

20. Оцените расхождение полученного экспериментального результата и действительного значения ускорения силы тяжести, соответствующего широте г. Москвы gм = 9, 8156 м/с2, пользуясь формулой:

(31)

20. Результат эксперимента следует записать в стандартном виде

м/с2, Еg= %, a=0, 9; ta, n-1 = 2, 1 (32)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.