Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Святослав (962-972).






ЛЕКЦИЯ 3. (продолжение). Возникновение государства у восточных славян.

Первые русские князья. Принятие христианства.

Точки зрения на личность Святослава:

-талантливый полководец и государственный деятель;

-князь-авантюрист, видевший цель своей жизни в войне;

Святослав (962-972).

а) проводил политику централизации управления. В наиболее важные земли направил в качестве наместников сыновей. Уходя на войну, он оставил вместо себя в Киеве старшего сына – Ярополка. Олега отправил в Древлянскую землю, а Владимира послал в Новгород.

в)во внешней политике достиг поразительных результатов, что заслужил имя Александра Македонского Восточной Европы. Перед походом на врага он заранее его предупреждал: «Хочу на вы идти». Проводил курс на укрепление внешнеполитического положения страны:

-при нем в состав Руси вошел племенной союз вятичей.

-разгром Волжской Булгарии и Хазарского каганата.

-походы на Дунай и войны с Византией. Договор в 971 года, по которому за Русью сохранялись завоевания в Причерноморье и Поволжье (хотя чуть не попал в плен в крепости Доростол); Святослав даже перенес свою резиденцию на Дунай в г. Переяславец («…не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае-там середина земли моей»).

-столкновения с печенегами (печенеги-тюркские кочевые племена с X века, нападавшие на Русь из степей Нижнего Поднепровья. Святослав убит печенежским князем во время возвращения из похода в 972 г.);

Итоги правление Святослава:

-выход древнерусского государства на международную арену

-расширение территории

-укрепление границ

-централизации управления (ко времени правления Святослава с племенными князьями было покончено. Они просто стали посадниками киевского князя на местах).

При князе существовал совет из наиболее знатных князей и бояр (бояре -потомки родоплеменной знати; высший слой общества в России в X-XVII веках; занимали ведущее место после великого князя в государственном управлении; занимали высшие должности. Чин отменен Петром I в связи с ликвидацией Боярской Думы).

Княжеская дружина делилась на «старшую»-бояре, знать и «младшую»-отроки, дети боярские.

Княжеские дружинники ведали сбором дани, податей, осуществляли суд, разбирали мелкие дела. Княжеская власть была ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления. В IX-XI веках действовало народное собрание – вече.

 

Владимир (980-1015)г. После гибели Святослава между его сыновьями разгорелась междоусобная война (972-980), победителем в которой оказался Владимир.

а)Для защиты южных рубежей Руси от печенегов были построены города-крепости, возведены сторожевые башни для передачи сигналов в момент опасности на всем пути до Киева.

б)Дальнейшее расширение и укрепление государства - он покорил отложившихся радимичей.

в)980 год-языческая реформа. Он создал пантеон (совокупность) языческих богов. Идолов этих богов он установил на капище (место, служения чему-нибудь) в центре Киева. Главным богом был Перун. Но результаты реформы Владимира не удовлетворяли. Язычество затрудняло общение с Западной Европой, не укрепляло власть киевского князя. Попытка приспособить язычество к потребностям Древнерусского государства закончилась неудачей;

г)Владимир постепенно приходит к мысли о принятии монотеистической религии («моно»-один; «тео»-бог). Выбирая между христианством, исламом и иудаизмом, Владимир сделал выбор в пользу первого. В 988 году князь Владимир I принял крещение в Херсонесе, вместе с ним крестилась вся его дружина. Началось распространение христианства по всей Руси.

Причины принятия христианства:

ü необходимость укрепления власти киевского князя («один Бог-один князь»)

ü потребность государственного объединения на новой духовной основе, сплочение общества. (Христианство цементировало семью, требовало гуманного отношения к женщине, детям, к человеку вообще)

ü оправдание неравенства (язычество с его равенством людей перед силами природы не могло объяснить неравенство в обществе).

ü приобщение к общеевропейским культурным и духовным ценностям

Значение и последствия принятия христианства:

Ø укрепление государства и власти князя

Ø сближение с другими христианскими странами, расширение международных

связей;

Ø обогащение русской культуры (распространение письменности, появление

храмового зодчества, иконописи)

Ø смягчение нравов

Ø появление Русской православной церкви (одной из особенностей православного христианства являлось то, что оно разрешало вести службу на родном языке, в отличии от католической церкви. Это приближало новую религию к народу; Владимир не мог не учитывать еще одной особенности. Во главе стоял не церковнослужитель, как римский папа, а князь, которому подчинялся митрополит

-глава русской православной церкви);

Время княжения Владимира Святославича является периодом подъема Киевского государства: усиления власти, успешных завоевательных походов, развития культуры, земледелия и ремесел.

Владимир I умирает в 1015 году. В народе он получил прозвище «Красное Солнышко», «Святой».

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.