Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ассортимент товаров






Ассортимент товаров - это определенная совокупность товаров различных видов и разновидностей, объединенных по какому-либо признаку (назначение, сырье, способ производства).

Различают промышленный и торговый ассортимент товаров.

Промышленный ассортимент представляет товары народного потребления, производимые промышленными предприятиями. Он уже, чем торговый ассортимент, который представляет номенклатуру товаров, находящихся в оптовой и розничной торговле.

Торговый ассортимент подразделяют на ассортимент товарной группы, ассортимент торгового предприятия, простой и сложный.

Ассортимент товарной группы - это виды и разновидности товаров, входящих в каждую из товарных групп; он подразделяется на групповой (товары, объединенные по признакам производства или назначения: ткани, трикотаж или одежда, обувь) и внутригрупповой ассортимент - разновидность товаров внутри товарной группы.

Ассортимент торгового предприятия - это виды и разновидности товаров в универмагах, универсамах, специализированных магазинах.

Специализированные предприятия реализуют товары одной группы (одежда, обувь), подгруппы (женская обувь), иногда - вида (нитки, галстуки); эти товары должны быть представлены в полной номенклатуре.

Ассортимент универсамов и универмагов включает товары различных групп.

Товары простого ассортимента подразделяют по ограниченному количеству признаков, и, как правило, в пределах одного вида они не различаются (чернила, карандаши, тетради и т. п.).

Товары сложного ассортимента подразделяют по многим признакам и в пределах одного вида различают по назначению, исходным материалам, способу производства, конструкции (одежда, обувь, посуда, галантерея).

Ассортимент товаров характеризуется количественными характеристиками: структурой, широтой, полнотой, глубиной, устойчивостью и степенью обновления.

Структура ассортимента - это количественное соотношение товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей в товарообороте, выраженное в процентах от всего ассортимента. Структура ассортимента считается рациональной, если она в наибольшей степени соответствует спросу потребителей; в противном случае образуются запасы одних товаров и создается искусственный дефицит на другие.

Широта ассортимента - количество видов и разновидностей товаров определенного назначения.

Полнота ассортимента - количество разновидностей товара внутри вида. Она характеризуется коэффициентом полноты - отношением числа разновидностей товаров, находящихся в продаже, к числу разновидностей, определяемых ассортиментным минимумом (перечнем видов, наименований товаров, наличие которых обязательно в торговом предприятии).

Глубина ассортимента - количество разновидностей конкретного вида изделий, количество позиций в каждой группе товаров.

Устойчивость ассортимента - это колебания его широты и полноты в течение определенного времени, т. е. срока, в течение которого товары определенных видов, разновидностей и наименований находятся в реализации. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.

Степень обновления ассортимента характеризуется удельным весом, долей новых изделий в общем объеме товаров, поступивших в продажу. Как правило, это замена имеющихся товаров новыми изделиями с более высокими потребительскими свойствами.

Критерием новизны товаров могут служить новые функциональные свойства, улучшенные эргономические и эстетические показатели, большая экономичность использования.

Управление развитием ассортимента товаров предполагает формирование оптимальной структуры ассортимента, снятие с производства устаревших изделий, производство новых товаров. Осуществляется управление с помощью научного анализа сложившейся структуры ассортимента, путем формирования предпочтительного ассортимента.

Устойчивое насыщение рынка товарами зависит от формирования ^сортимента - пополнения и обновления ассортимента в соответствии с потребностями населения. Формирование товарного ассортимента является одновременно и средством управления им.

Основные факторы, влияющие на формирование ассортимента, можно подразделить на общие и специфические.

Общими факторами являются спрос и рентабельность.

Специфические факторы - сырьевая и материально-техническая база производства; достижения научно-технического прогресса и использование современных достижений науки в производстве товаров; социально-демографические и социально-психологические факторы.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ТОВАРАМ

Все товары должны соответствовать определенным требованиям, под которыми понимают особенности товара, обусловливающие его использование по назначению при определенных условиях и в течение заданного времени.

Требования к товарам различны ввиду разнообразия выполняемых ими функций и условий использования.

Между уровнем требований к свойствам товаров и качеством их существует определенная диспропорция, благодаря которой ассортимент товаров постоянно обновляется, а их качество повышается.

Требования к товарам подразделяют на текущие и перспективные, общие и специфические.

Текущие -это требования, предъявляемые к выпускаемой продукции серийного производства и определяемые возможностями производства и характером спроса. Текущие требования регламентируются государственными стандартами и техническими условиями.

Перспективные - это требования, разрабатываемые на основе прогнозов использования новых видов сырья и материалов, новых технологий и методов производства. Перспективные требования со временем переходят в текущие; появляются требования более высокого уровня.

Уточнение и изменение текущих требований, разработка перспективных требований к товарам являются одними из главных задач товароведения.

Общие- это требования к одному или преобладающему большинству товаров. К ним относятся такие требования, как наиболее полное соответствие товара назначению и степень выполнения основной функции, а также удобство пользования, безвредность для человека, прочность и надежность в эксплуатации, эстетические требования, возможность ремонта.

Требования к свойствам различных товаров не одинаковы. К одним товарам предъявляют более высокие требования надежности в эксплуатации, а к другим - эстетических свойств.

Не одинаков характер требований и к товарам разных групп. Так, основное требование, предъявляемое к музыкальным инструментам, - качество звучания, к оконному стеклу - требования к его светопропусканию и т. п. Для всех товаров важнейшим является требование безвредности для организма человека.

Специфические требования к товарам определяются преимущественно условиями их эксплуатации (например, водоотталкивающие свойства плащевых тканей, устойчивость фарфоро-фаянсовых изделий к резким перепадам температуры).

Все требования к товарам подразделяют на требования социального назначения, функциональные, надежности, эргономические, эстетические, экологические, безопасности, технологические, Экономические, стандартизации и унификации.

Требования социального н а з н а ч е н и я характеризуют соответствие производства товаров общественным потребностям, оправданность производства и потребления товаров. Социальные требования проявляются через функциональные, эстетические, гигиенические и другие потребительские свойства товаров.

Функциональные - это требования к выполнению изделием основной функции.

Требования к надежности в потреблении предполагают безопасность в работе, сохраняемость, долговечность, ремонтопригодность товаров.

Эргономические требования включают требования удобства и комфортности изделия в процессе эксплуатации, соответствия изделия гигиеническим, антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим и другим особенностям организма человека.

Эстетические - это требования к художественной выразительности и рациональности формы изделия, его соответствию стилю и моде, совершенству исполнения.

Экологические - это требования охраны окружающей среды от вредных воздействий при производстве, эксплуатации или потреблении, хранении или транспортировании товаров.

Требования безопасности потребления товаров - это обеспечение биологической, механической, пожарной и других видов безопасности при эксплуатации товаров. Требования безопасности потребления товаров разрабатываются в соответствии с рекомендациями международных стандартов и правилами по технике безопасности.

Технологические требования характеризуют возможность использования при изготовлении и ремонте изделий современных технологических процессов и оборудования, а также легкость и простоту использования изделий в быту. Технологические требования предъявляют прежде всего к исходным материалам и сырью для производства товаров.

Экономические требования - требования к затратам труда на производство готовой продукции и требования к затратам потребителей, связанным с приобретением и использованием товаров, а также с их ремонтом.

Требования стандартизации и унификации характеризуют возможные способы производства товаров на основе стандартных и унифицированных элементов и деталей, а также способов технологии. Стандартизация и унификация предусматривают повышение производительности труда, упрощение технологии производства, уменьшение себестоимости изделий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.