Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. А. СТОЛЯРОВ 10 страница






А. Л. БЕРЛИНСКИЙ

ГИППОКРАТ {Ι π π ο κ ρ ά τ η ς) Косский (460, о. Кос - ок. 377 до н. э., Лариса, Фессалия), др.-греч. врач, один из основоположников научного подхода к болезням человека и их лечению, указывал на необходимость изучения широкого круга дисциплин для успеха врачебной практики.

Имеются три биографии Г.: «по Сорану» (Эфесскому?) (Vita Hippocratis secumdum Soranum, изд. Ильбергом в CMG IV), у Суды и в «Хилиадах» Цеца. Г. был сыном врача Гераклида Косского из древней династии врачей-Акле-пиадов (считался 17 или 19 потомком Асклепия; известно, что генеалогией Г. специально занимался астроном Эратосфен Киренский в сер. 3 в. до н. э.). Профессии врача Г. обучался в семье, у отца; кроме того, сообщают об учебе Г. у Геродика Селембрийского и софиста Горгия. В поздних источниках делались попытки установить некоторое влияние на Г. храмовой медицины (легенда о копировании Г. посвятительных табличек из святилища Асклепия на Косе у Страбона, Strab. XIV 2, 19). Суда передает легендарные сведения об учебе Г. у атомиста Демокрита; сохранившаяся переписка с Демокритом — эллинистический псевдоэпиграф. В 420-е годы Г. с семьей перебрался жить в Фессалию. Некоторое время он находился при македонском дворе, пользу-


276 ГИППОКРАТ

ясь дружеским расположением царя Пердикки II (впоследствии личным врачом царя Архелая, сына Пердикки, был Фессал, сын Г.). По Сорану, Г. умер в 377, прожив 83 года, по Суде - ок. 355, прожив 104 года.

По имени Г. названо собрание древнегреческих медицинских текстов - Corpus Hippocraticum, «Гиппократовский корпус» (составлен учеными александрийского Мусейона не позднее 3 в. до н. э.). В корпус вошли 62 сочинения, написанные на ионийском диалекте греческого языка разными авторами в разное время (в т. ч. и в эллинистический период), - трактаты по теоретической медицине (анатомии, физиологии, патологии), диететике, прогностике, частной патологии и терапии, хирургии, глазным болезням, женским болезням и акушерству, детским болезням, врачебной ^тике, переписка (с философом Демокритом, персидским царем Артаксерксом) и речи. Авторы трактатов не подписывали свои произведения, представляя достижения школы в целом. Какие именно тексты принадлежат самому Г. - предмет давних дискуссий. Чаще всего как наиболее ранние (ок. 430-340 до н. э.) расцениваются: «Прогностика», «Афоризмы», «О воздухе, водах и местностях», «Эпидемии» I и III, «О священной болезни», «О ветрах», «О диете при острых болезнях». «О природе человека» написал ученик и зять Г. Полибий, некоторые тексты принадлежат его сыну Фессалу («Посольская речь»). Трактаты Гиппократовского корпуса представляют образцы научной прозы, их отличает рационализм (установка на поиск естественных причин) и эмпиризм (опора на наблюдение, описание фактов, здравый смысл). Между текстами наблюдаются большие различия в док-тринальном, стилистическом и лексическом отношении. Наиболее принципиальны расхождения между установками авторов Косской и Книдскои медицинских школ; к произведениям Книдскои школы относят «О болезнях» II, III, «О внутренних болях» и несколько трактатов по гинекологии. Некоторые тексты, по существу, представляют собой речи и демонстрируют риторическое мастерство их авторов, относимых к т. н. «иатрософи-стам» (софистам, рассуждающим на медицинские темы).

«Афоризмы» Г., считавшиеся в Античности подлинным произведением Г., представляют сводку античной медицинской мудрости. Первый афоризм, который начинается словами «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно» - получил широкую известность и различные интерпретации за годы чтения и комментирования Г. Мысль о том, что ради успеха лечения врачу должен по мере сил помогать сам пациент, выражена и в других текстах корпуса.

Врачебной этике посвящено соч. «О благоприличии» (Перс β ύ σ χ η μ ο -σ ύ ν η ς), отражающее характерные темы софистических дискуссий 5 в. о мудрости, образе жизни, профессиональной честности; постулируется тесная связь медицины и философии, зафиксирована необходимость «перенесения мудрости в медицину, а медицины в мудрость; ведь врач-философ равен богу (Ι σ ό θ β ο ς)». Один из основополагающих текстов по медицинской этике - «Клятва» (" Ο ρ κ ο ς, лат. Jusjurandum). По мнению Л. Эделыптейна, создана под влиянием пифагорейской (италийской) медицины, поскольку ее автор превыше всего ставит диету, затем лекарственные средства и требует отказаться от хирургии, запрещает давать яды и абортивные средства (врачи-гиппократики в своей практике использовали и то и другое), обос-


ГИППОКРАТ 277

нование этой позиции можно найти только в пифагореизме 5 в. «Клятва», по названию сборника получившая название Гиппократовой, послужила исходным пунктом развития профессиональной врачебной этики.

Гиппократ и философия. С именем Г. историки медицины связывали идею отделения медицины от философии (см. Авл Корнелий Цельс, 1 в. до н. э., автор энциклопедии «О медицине»), обоснование самостоятельности медицины как особого знания. Ко времени Г. конфликт между натурфилософией, рассуждавшей о человеке наравне с любым природным явлением, и медициной обозначился достаточно определенно, в частности, он нашел отражение в соч. «О древней медицине» (Пер1 ά ρ χ α ί η ς Ι η τ ρ ι κ ή ς) и «О природе человека» (Π β ρ Ι φ ύ σ ι ω ς α ν θ ρ ώ π ο υ), в которых обличается редукционизм натурфилософов, попытки строить медицину на основе пустых «гипотез». Автор полемизирует с монизмом философских теорий, сводящих природу человека к одному элементу, и медицинских, постулирующих наличие в организме одной жидкости. Отстаивается приоритет знания частного перед знанием общего. «Если кто начнет рассуждать о том, что на небе или под землею, и говорить, что он знает, каково все это, - пишет автор «О древней медицине», — все-таки ни для него самого, ни для его слушателей не будет ясно, истинно это так или нет. Ведь нет ничего такого, исходя из чего можно это знать точно». Автор оспаривает утверждение о том, что медицинским искусством должен заниматься лишь тот, кто познал, «что такое человек, и как вначале он возник, и из чего составлен», и полагает, что ясное познание природы дает именно медицина. Ее же интересует, «что такое человек по отношению к пище и питью, а также ко всему прочему, и как действует на него все это» (De pr. med. 20). Медицинское знание, т. обр., - это прежде всего практическое знание полезного и вредного для человека, будь он болен или здоров; для тех и для других врач предписывает свою δ ι α ί τ η, диету и образ жизни, - для «питания, здоровья и спасения».

Трактаты Гиппократовского корпуса внесли значительный вклад в развитие наук о человеке, которым в философии сер. 5 - нач. 4 в. до н. э. уделялось особое внимание. В соч. «О природе человека» обсуждаются наиболее общие всем людям врожденные свойства (= «человеческая природа»), знание которых позволяет врачу сделать верный диагноз и провести успешное лечение конкретного больного; здесь же разработана т. н. гуморальная теория (от лат. humor, греч. ύ μ ό ς, сок, жидкость) и определены 4 основные жидкости организма: кровь, слизь, желтая и черная желчь. Автор трактата подчеркивает, что без учета влияния внешней среды нельзя составить верное впечатление о человеке; так, в ритме времен года 4 основные жидкости природного состава человеческого тела в пропорциональном соотношении меняются.

«О воздухе, водах и местностях» (IJepï α έ ρ ω ν, υ δ ά τ ω ν, τ ό π ω ν) - одно из первых сочинений по медицинской климатологии; его автор, по-видимому странствующий врач-профессионал, проводит идею о влияниии географических условий и климата на особенности организма, свойства характера жителей и даже на общественный строй. Он утверждает, что физические и духовные различия между народами Европы и Азии также вызваны климатом: умеренный климат Азии порождает более красивые и рослые народы, более мягкие и менее воинственные по сравнению с европейцами. Кроме климата на народы и их нравственность влияют


278 ГИППОКРАТ

законы: в Европе политический режим свободной демократии противоположен деспотическому режиму в странах Азии, так что европейцев отличает личное воинское мужество, а азиатов - трусость. Значима мысль о том, что закон может менять характер людей и противодействовать влиянию климата: напр., греки, живущие в Мал. Азии при политическом режиме европейского типа, храбрее азиатов. (Ср. аналогичные рассуждения о европейцах, азиатах и греках у Аристотеля в «Политике», Polit. VII, 6.) В предисловии к трактату высказана мысль о важности изучения врачом метеорологии и астрономии, влияющих на течение некоторых заболеваний. Само слово ά σ τ ρ ο ν ο μ ί η употреблено впервые в греческой литературе в Hippocr. De aè re 2, 17.

В сочинениях Гиппократовского корпуса впервые подробно обсуждаются такие понятия, как φ ύ σ ι ς -природа, δ ι ί ν α /хбс-сила, efSoç -вид, идея, которые широко используются в последующей философской традиции. Известная по софистической полемике оппозиция «природа-закон» также четко зафиксирована у врачей-гиппократиков (De aè re 14; De pr. med. 2; 5). Традиционный предмет интереса ученых - выяснение сходства высказанных в сочинениях Гиппократова корпуса натурфилософских подходов и до-сократовской традиции. Корпус объединяет учения, весьма разные по своим установкам; так, в «О ветрах» принята «пневматическая» теория (см. пневма), имеющая истоки в учении Диогена Аполлонийского, а в «О природе человека» - гуморальная. Признается, что основанием гиппократовской гуморальной патологии послужили учения Алкмеона Кротонского о здоровье как равновесии сил (δ υ ν ά μ ε ι ς) (у Алкмеона речь шла не о 4 соках, а о первичных качествах: влажном, сухом, холодном, горячем, горьком, и т. д.), а также учение Эмпедокла о 4 элементах.

Соч. «О священной болезни» (Пер1 ί β ρ ή ς ν ό σ ο υ), написанное не позднее нач. 4 в. до н. э., посвящено эпилепсии и разъяснению естественных причин ее возникновения. Предполагается, что болезнь, имеющая естественные причины своего возникновения, может быть излечима врачебным искусством, а не магическими практиками ритуальных «очищений», «заговоров», особой диетой и системой табу. Кроме того, в тексте высказано мнение о том, что мышление, чувство печали, радости, страха и другие душевные проявления напрямую связаны с мозгом и при его поражении исчезают. Автор трактата пытается не только выяснить роль мозга в возникновении эпилептических припадков, но и указать на его ведущую роль в процессе мышления (De morb. sacr. 14, 18-19; 17, 1). Автор указывает на связь природы сознания с природой воздуха, из которого мозг черпает силу мысли (ср. учение о воздухе Диогена Аполлонийского).

В Гиппократовском корпусе сохранился один из первых в истории античной философии текст, затрагивающий культурологический вопрос о развитии человечества. В 3-й главе «О древней медицине» содержится рассуждение о возникновении медицины в связи с эволюцией человечества от дикого состояния к цивилизованному (сопоставить ее можно с известными по пересказам теориями развития человечества Протагора и особ. Демокрита и Архелая). Во введении к «Исторической библиотеке» Диодора Сицилийского (Diod. Sic. I 8, 6-7) излагается теория, восходящая, по-видимому, к Демокриту, согласно которой первобытные люди ценой гибели более слабых, благодаря длительному опыту обретают блага цивилизации,


ГИППОКРАТ 279

в частности искусство приготовления пищи (у автора-гиппократика) и умение сохранять пищу на зиму (у Диодора).

Гиппократ и Платон. Медицинские взгляды Г. были известны Платону, который в некоторых своих сочинениях обсуждает гиппократов-ский метод (см. «Федр» 270cd, «Законы» 857cd), являясь, т. обр., одним из наиболее ранних независимых источников о Г. В «Федре» Платон говорит о мнении Г., согласно которому тело следует изучать в контексте «всей природы», с чем связывает необходимость такого же метода изучения души. В пассаже из «Законов» также говорится о «природе тел вообще». Затруднения, связанные с поиском в корпусе Гиппократовых сочинений соответствующего текста, приводили 1) к сомнению в адекватности изложения Платона, 2) гипотезе об утрате сочинения Г., известного Платону; было высказано также предположение о том, что Платон имел в виду соч. «О воздухе, водах и местностях».

В «Письмах» Г., представляющих позднейшие добавления в сборник, большое место занимает переписка с Демокритом (№ 10-17), объясняющая загадку «демокритовского смеха» как скептический взгляд философа на обыденные представления.

В 1-й пол. 2 в. н. э. новое издание сочинений Г. осуществил Артемидор Капитон. Тексты Гиппократовского корпуса комментировали многие философы и ученые Античности, Средневековья и Возрождения. В Античности начало экзегетической традиции было положено Герофилом Александрийским (ок. 300 до н. э.), венцом ее стало творчество Галена (129—210 н. э.). Благодаря его авторитетным комментариям и трудам (ср. особ. соч. «О мнениях Гиппократа и Платона») Г. на столетия получил всеобщее признание как «отец медицины» и философ.

Соч.: Oeuvres complè tes d'Hippocrate. Par É. Littré. Vol. 1-10. P., 1839-1861 (repr. Amst, 1961-1973); Hippocrates Collected Works. Engl. tr. by W. H. S. Jones. L., 1984. Рус. пер.: Гиппократ. Избранные книги. Пер. В. И. Руднева, вступ. ст. В. П. Карпова. М., 1936 (19942); Гиппократ. Сочинения. Т. 2-3. М., 1941-1944; Гиппократовская школа (избранные отрывки), - Лебедев, Фрагменты, 1989, с. 552-570.

Индексы и справочн. изд.: Kü hnJ. #., Fleisher U. Index Hippocraticus. Vol. 1-4. Gott., 1986-1989; Maloney G., Frohn W. Concordance des oeuvres hippocratiques. Vol. 1-5. Qué bec, 1984; Maloney G. Indexes inverses du vocabulaire hippocratique. Qué bec, 1987; Fichtner G. Corpus Hippocraticum. Verzeichnis der hippocratischen und pseudohippocrati-schen Schriften. Tü b., 1992.

Лит.: Gillespie С. M. The Use of efö os and iSé a in Hippocrates, - CQ 6, 1912, p. 179-203; Edelstein L. Hippokrates, - RE Suppl. VI, 1935, col. 1290-1345; Pohlenz M. Hippokrates und die Begrü ndung der wissenschaftlichen Medizin. В., 1938; Edelstein L. The relation of ancient philosophy to medicine, - BullHistMed 26, 1952, p. 299-316 (repr.: Ancient medicine. Ed. O. Temkin. Baltm., 1967); Joly R. La question hippocratique et la té moinage du «Phè dre», - REG74, 1961, p. 69-92; Heinimann F. Eine vorplatonische Theorie der rkyyr\, - MusHelv 18, 1961, S. 105-130; Plambö ck G. Δ ύ ν α μ ι ς im Corpus Hippocraticum, - AAWM/GS 2, 1964, S. 63-110; Schö ner E. Das Viererschema in der antiken Humoralpathologie. Wiesb., 1964; MansfeldJ. The pseudo-Hippocratic tract Π Ε Ρ Ι Ε Β Δ Ο Μ Α Δ Ω Ν eh. 1-11 and Greek Philosophy. Assen, \91l; LloydG. Ε. ^ The Hippocratic Question, -Cg 25, 1975, p. 171-192; JouannaJ. La collection hippocratique et Platon, - REG 90, 1977, p. 15-28; Smith W. D. The Hippocratic Tradition. N. Y.; L., 1979; MansfeldJ. Plato and the Method of Hippocrates, - GRBS 21, 4, 1980, p. 341-362; Longrigg J. Presocratic Philosophy and Hippocratic Medicine, - JHistSci 27, 1, 1989, p. 1-39; EijkPh. J. van der. The Theology of the Hippocratic Threatise «On the Sacred Disease», -Apeiron 23, 2, 1990, p. 87-119; Temkin O. Hippocrates in a World of Pagans and Christians. Baltm.; L., 1991; Jouanna J. Hippocrate. P., 1992 (рус. пер.: Жуана Жак.


280 ГИППОН

Гиппократ. Р./Д., 1997); LongriggJ. Greek rational medicine. Philosophy and medicine from Alcmaeon to the Alexandrians. L.; N. Y., 1993; Ковнер С. История медицины. Вып. 2. Гиппократ. К., 1880-1882; Визгин В. П. Генезис и структура квалитативизма Аристотеля. М., 1982, с. 348-367; Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. М., 1997, с. 13-47 («Греческая медицина как Пайдейя»); Трохачев С. Вступительная статья, - Гиппократ. Этика и общая медицина. Пер. В. И. Руднева. СПб., 2001.

Материалы симпозиумов, сборники статей: Hippocratica. Actes du Colloque Hippocratique de Paris 4-9 Sept. 1978. Ed. M. D. Grmek. P., 1980; Formes de pensé e dans la Collection Hippocratique. Actes du IV. Colloque International Hippocratique. Edd. F. Lasserre, P. Mudry. Gen., 1983; Hippokratische Medizin und antike Philosophie. Verhandlungen des VIII. Intern. Hippokrates-Kolloquium. Edd. R. Wittern, P. Pellegrin. Hldh.; Ζ.; Ν. Υ., 1996; Entretiens 43. Mé decine et morale dans l'antiquité. Pré p. et pré sides par H. Flashar et J. Jouanna. Vandv.; Gen., 1997.

Библ.: Maloney G., Savoie R. Cinq cents ans de bibliographie hippocratique 1973-1982. Quebec, 1982.

M. A. СОЛОПОВА

ГИППОН {" Ι π π ω ν) (род. ок. 480/70 до н. э.), пифагорейский натурфилософ. Известно о двух его книгах (DK38 АН), от которых дошел один дословный фрагмент и около двадцати свидетельств. Кратин высмеивал его в комедии «Всевидящие» (ок. 435/31), называя нечестивцем, откуда, вероятно, и пошла (едва ли заслуженная) слава Г. как атеиста.

Деятельность Гиппона связана с традиционными центрами пифагореизма в Южн. Италии, он упомянут в списке пифагорейцев Аристпоксена (А 1, 3, 11). Поскольку Аристоксен называл его родиной Самос, многие считали его эпигоном ионийской школы, тем более что началом Г. считал влагу (то ύ γ ρ ο ν, А 6, 11). Однако влага Г. лишь внешне схожа с водой Фалеса, в центре его внимания скорее микрокосм, чем макрокосм. Г. продолжал линию пифагорейской натурфилософии и италийской медицины {Алкмеон, Менестор, Эмпедокл), занимаясь преимущественно физиологией, эмбриологией и ботаникой. Он полагал, что в теле человека существует влага, благодаря которой он ощущает и живет; ее недостаток (избыток), например, из-за излишнего холода или тепла приводит к болезни и смерти (А 11). Душа имеет влажную природу (А 10), равно как и мужское семя; последнее происходит не из головного мозга, как считал Алкмеон, а из костного (этот тезис Г. доказывал с помощью «эксперимента», А 12). Важные фазы в развитии человеческого организма (созревание плода, появление зубов, половое созревание) он, как и Алкмеон, связывал с числом семь или кратными ему (А 16); подобные воззрения встречаются не только у пифагорейцев, но и у Солона, а позже у гиппократиков. Многие эмбриологические взгляды Г. фантастичны (пол ребенка зависит от того, чье семя оказалось сильнее, мужское или женское; близнецы рождается, если семени было больше, чем нужно на одного младенца, А 14, 18), хотя некоторые из них дожили до 19 в. Материалистический монизм Г. казался Аристотелю примитивным и грубым (А 7, 10), но идея о том, что здоровье зависит от баланса жидкостей в организме, стала определяющей для античной медицины.

Фрагм.: DK 1, 385-389; Лебедев, Фрагменты, с. 421^24.

Лит.: Lesky Ε. Die Zeugungs- und Vererbungslehren der Antike und ihr Nachwirken. Mainz, 1950; Guthrie, HistGrPhilos II, 1965, p. 354-358; Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994.

Л. Я. ЖМУДЬ


ГОМЕОМЕРИЯ 281

ГОМЕОМЕРИЯ (ό μ, ο ι ο /zepeia, ОТ ό μ ο ι ο ς, подобный, и μ έ ρ ο ς, часть), мн. ч. гомеомерии, «подобочастные», допустимы толкования: «то, часть чего подобна целому» и «то, части чего подобны друг другу».

Анаксагор. В перипатетической доксографии и зависимой от нее традиции термином «гомеомерии» передавали анаксагоровский термин «семена» — мельчайшие телесные первоначала, пребывавшие «все вместе» в первичной материальной смеси, из которой «ни с чем не смешанный» Ум создал космос. Гомеомерии - обладающие качеством субстанции, неуничтожимые, их число бесконечно, при этом они бесконечно делимы. Стандартный пример гомеомерии: вода, огонь, золото (DK59 В 41 = Simpl. In Phys. 27, 2сл.), т. е. «то, часть чего подобна целому» (Jo. Philop. In Phys. 24, 25). Из гомеомерии состоят все тела - то или иное называется определенным именем (напр., золотом) условно, потому что в нем процентное содержание золота больше, чем других веществ-гомеомерий. Каждая гомео-мерия, подобно Вселенной, содержит в себе все вещи, так что гомеомерии оказываются «бесконечно число раз бесконечны», В 45 = Simpl. In Phys. 460, 4. Гомеомериями начала Анаксагора впервые назвал Аристотель (В 43 = Arist. Met. 984а11сл.). Лукреций, излагая теорию Анаксагора, как пример гомеомерии приводит не только золото, огонь, землю, но и органические ткани: кости, мышцы, кровь (В 44 = Lucr. I, 830), что учитывает собственно аристотелевский контекст словоупотребления. Ученик Анаксагора Архелай воспринял его учение о мельчайших семенах, и в доксографии ему также было приписано использование этого термина (ср. DK60 В 5 apud Simpl. In Phys.; В 10 apud Aug. Civ. D.; по Августину, Архелай говорил о частицах, «подобных между собой», de particulis inter se similibus, т. е. гомеомериях).

Аристотель. В физике Аристотеля «подобочастными» именовались однородные вещества, у которых любые части подобны по своим качествам друг другу и целому. Гомеомерии (подобочастные) занимают положение посередине между элементами и «неподобочастными» органами (животных и растений). К «подобочастным» Аристотель относил органические ткани (напр., мясо, кости, кровь, жир, древесину и т. д.), а также металлы (медь, золото, олово и т. д.), однородные минералы и жидкости — перечень «подобочастных» содержится в «Метеорологии» (IV, 10). Неподобочастные состоят из подобочастных (они — материя неподобочастных органов); материей подобочастных являются сухое и влажное, движущим началом - теплое и холодное.

В последующей истории термина «подобочастные тела» важны медицинские контексты его употребления (сотни раз у Галена, Орибасия и др.). Гален широко использует термин «подобочастные» в аристотелевском значении — однородные тела, занимающие положение среднее между элементами и органами (Qu. opt. med., t. 1, p. 60, 4), — принимая во внимание из списка подобочастных те, которые имеют отношение к живому организму. Для врача гомеомерии образуют предел применения его искусства (в живом существе как объекты медицины выделяются подобочастные, органы и тело в целом). Подобочастные (кости, жилы, вены, артерии, кровь, «соки» и пр.) узнаются «из анатомирования» (De constit. artis med., t. 1, p. 231, 16).

У Клавдия Птолемея в «Альмагесте» и у Теона Александрийского, автора комментария к «Альмагесту», подобочастным телом назван божественный эфир, которому из объемных подобочастных фигур соответствует


282 ГОРГИЙ

шар, - на этом тезисе у Птолемея строится доказательство шарообразности небесных тел (эфир «должен быть связан с подобочастной фигурой... а для объемных фигур таков шар, ибо он охватывается единой подобной ему плоскостью. Поскольку эфир относится не к плоскостям, а к объемам, он должен быть шарообразен», Ptolem. Synt. math. I, 1, 14; Theon Alex. In Synt. math. 379, 16-26. Т. обр., натурфилософская терминология Аристотеля и Анаксагора о подобочастном строении некоторых веществ была усвоена в математических трудах, где описывались сущности нетелесные (плоскости, линии), - для уточнения известных терминов «подобие» и «подобное». Неоплатоник Прокл в комментарии к «Началам» Евклида пользуется термином «подобочастная линия» (ό μ ο ι ο μ ^ρ ή ς γ ρ α μ μ ή), которого нет у Евклида. «Подобочастны» такие линии, в которых все части совпадают (ε φ α ρ μ ό ζ ο ν τ α), их виды: прямая, окружность и цилиндрическая спираль (Procl. In Eucl. I, 201, 25); цилиндрическая спираль во всех частях подобочастно (ό μ ο υ ο μ β ρ ώ ς) совпадает сама с собой (Procl. In Eucl. I, 105, 4).

Порфирий попытался сделать следующий шаг в продвижении термина по онтологической шкале (тело/плоскость/линия) и использовал прилагательное «подобочастный» при описании свойств бестелесного умопостигаемого бытия (ή voepà ο υ σ ί α), см.: Porph. Sent. 22: «Умное бытие подобочастно... во всецелом уме все содержится всецело, даже отдельное, а в отдельном - все по отдельности». В комментарии к «Тимею» подобочастной названа мировая душа, которую создает Демиург путем слияния тождественного, иного и сущности (In Tim. II, fr. 64. 13; II, fr. 71). Однако последующими платониками старый натурфилософский термин «подобочастный» даже как метафора не был востребован для описания умопостигаемого мира (однако ср.: Damasc. In Parm. 144, 14).

м. a. солопова

ГОРГИЙ (Γ ο ρ γ ί α ς) из Леонтин (в Сицилии; предположительно ок. 480-380 до н. э.), др.-греч. философ-софист и ритор. Вел жизнь странствующего учителя красноречия, жил в Ларисе (Фессалия). Древность знала его главным образом как «отца риторики» (Филострат), которую он понимал как «творца убеждения» и средство достижения успеха (в т. ч. материального) в гражданской и политической жизни. Из многочисленных речей Г. сохранились две: «Похвала Елене» и «Апология Паламеда».

В историю философии Г. вошел главным образом благодаря сочинению с парадоксальным названием «О том, чего нет, или О природе» (вероятно, пародирующим название трактата Мелисса «О природе, или О том, что есть»), известному нам по парафразам Секста Эмпирика (Adv. math. VII65-87) и псевдоаристотелевского сочинения «О Мелиссе, Ксенофане, Горгии» (De MXG 979all-980b21). В нем подробно аргументируются три тезиса: 1) ничего нет; 2) если бы даже нечто и было, то оно было бы непознаваемо; 3) даже если бы оно было познаваемо, его невозможно было бы высказать в слове и истолковать другому. На этом основании некоторые исследователи говорят о «нигилизме» (или «иррационализме» и «агностицизме» Г., однако другие видят в сочинении Г. полемическую пародию на элейскую метафизику, а третьи (Г. Гомперц) рассматривают его как шутливое риторическое упражнение, цель которого - придать видимость вероятности заведомо абсурдным положениям. Основные аргументы тройного тезиса:


«ГОРГИЙ» 283

1) если бы нечто было, оно было бы либо возникшим, либо невозникшим. Возникшим оно быть не может, согласно постулатам Мелисса («ни из сущего, ни из не-сущего»); невозникшее же должно быть бесконечным, бесконечное не может находиться ни в самом себе, ни в другом, а то, что нигде не находится, согласно аргументу Зенона о месте, - ничто. 2) Если реальное («то, что есть») - мыслимо, то нереальное («то, чего нет») должно быть немыслимо. Однако Сцилла и Харибда мыслимы. Значит, реальное немыслимо. 3) Словесное общение невозможно, т. к. «вещи — не слова и никто не вкладывает (в слова) тот же смысл, что другой» (MXG 980Ы8-19). Аргументация 3-го тезиса предполагает гиперсенсуализм: знание предмета отождествляется с его непосредственным чувственным восприятием, непередаваемым в слове; зрительный образ не может быть передан акустически и т. д.

Фрагм.: DK II, 217-307; Untersteiner M. I Sofisti. Testimonianze e frammenti. Fasc. 2. Fir., 19672; Buchheim T. Gorgias von Leontinoi. Reden, Fragmente und Testimonien, gr.-deutch. Hamb., 1989; Маковелъский А. О. Софисты. Вып. 1. Баку, 1940, с. 21-47.

Лит.: NewigerH.-J. Untersuchungen zu Gorgias' Schrift ü ber das Nichtseiende. В., 1973; Kerferd G. B. Meaning and reference. Gorgias and relation between language and reality, -Boudouris K. (ed.). Η Α Ρ Χ Α Ι Α Σ Ο Φ Ι Σ Τ Ι Κ Η. The sophistic movement. Ath., 1984, p. 215-223; Long A. A. Methods of argument in Gorgias' Palamedes, - Ibid., p. 233-241; Montoneri L., Romano F. (edd.). Gorgia e la sofistica. Atti del Convegno Internazionale (Lentini-Catania 12-15 die. 1983), 2 vols. Catania, 1985; Berti Ε. Gorgia e la dialettica antica, - Sei lezioni sulla sofistica, a cura di C.Natali. R., 1992, p. 11-26; Меликова-Толстая С. В. Теория зрения у Горгия, - Труды института истории науки и техники. Сер. Архив истории науки и техники. Вып. 7. М.; Л., 1935.

А. В. ЛЕБЕДЕВ

«ГОРГИЙ» (Γ ο ρ γ ί α ς η π €ρ Ι ρ η τ ο ρ ι κ ή ς, подзаголовок: «О риторике»), диалог Платона, посвященный определению риторического искусства, но рассматривающий также проблемы этики и политической теории. Написан в прямой драматической форме без рамочного повествования. Персонажи «Г.»: Сократ, его ученик Херефонт, риторы Горгий из Леонтии, Пол из Акраганта и принимающий их в Афинах Калликл (возможно, вымышленное лицо). Время действия диалога («драматическую дату») нельзя определить точно из-за ряда анахронизмов (ср. Gorg. 503с - недавняя смерть Перикла (429); 470d - недавний приход к власти македонского царя Архелая (413); 473е - «прошлогодний» суд, по-видимому, над полководцами после битвы при Аргинусах (406) и т. п.). Дату написания диалога «Г.» обычно относят к 390-385, т. е. примерно времени 1-й Сицилийской поездки Платона (ок. 387): к этому периоду Epist. VII, 326а приурочивает зарождение концепции философов-правителей, первый намек на которую находят в Gorg. 52Id, а упоминание пифагорейских доктрин (493а-с, 508а) и поваренной книги сицилийца Митека (518Ь) могут отражать сицилийские впечатления Платона. Возможно, «Г.» непосредственно предшествует «Менексену» (не ранее 386) и полемически перекликается с антисократическим памфлетом Поликрата «Осуждение Сократа» и рядом сочинений Исократа 390х-380х. С точки зрения гипотетического деления платоновских диалогов на ранние, средние и поздние, «Г.», как правило, относят к концу раннего периода: в отличие от типичных ранних диалогов, где Сократ декларирует незнание, в «Г.» он, хоть и с оговорками, претендует на утверждение позитивной






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.