Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек как субъект деятельности. Виды и развитие человеческой деятельности.






Психология. Определение, задачи и место психологии в системе наук о человеке

Психология – это наука о человеке. Психология вскрывает общие психологические закономерности, изучает психические состояния и индивидуально-психологические особенности личности уже сложившегося человека. Психология изучает деятельность, связанную с психическими процессами: мыслительную, сенсорную и др. Её подразделяют на внешнюю и внутреннюю. Внешняя – это чувственно-предметная, материальная деятельность. Внутренняя – это деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах, т.е. идеальную деятельность. Основными задачами психологии являются: научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; научиться управлять ими; использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья, удовлетворения и счастья людей в их повседневной деятельности; быть теоретической основой практики психологической службы.

Задачи и место психологии в системе наук.Связь между педагогикой и психологией стала традиционной. Педагогика, чтобы стать настоящей наукой и эффективно направлять деятельность педагога, должна знать человека и его особенности. Известный психолог В.В. Давыдов наиболее точно определил связь психологии и педагогики: «Психология должна учитываться педагогикой». Говоря о связи педагогики с психологией нужно подчеркнуть их двусторонность. Эти науки продолжают оказывать взаимное влияние друг на друга. Педагогическая психология устанавливает закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процессов обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, умений, навыков. Современная психология занимает промежуточное положение между философскими, естественными и социальными науками. Объясняется это тем, что в центре ее внимания – человек, изучением которого занимаются эти науки, но в разных аспектах.

 

Человек как субъект деятельности. Виды и развитие человеческой деятельности.

«Субъект» – сознательно действующее лицо, самосознание которого – это осознание себя как действующего лицав процессе его деятельности – практической и теоретической; субъекта деятельности сознания. Характеристики субъекта. Субъект предполагает наличие объекта. Субъект общественен по форме, способам, средствам. Общественный субъект имеет и конкретную, индивидуальную форму реализации. Коллективный субъект представлен в каждом индивиде и наоборот. Сознательно регулируемая деятельность всегда субъектна, в ней он и формируется сам. Субъект индивидуальной деятельности – сознательно действующее лицо. Субъектность определяется в системе отношений с другими людьми, это активность, пристрастность. Субъектность есть нерасторжимая ценность общения, деятельности, самосознания и бытия.

Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в которой он сознательно достигает поставленной им цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.Под поведением в психологии понимают внешние появления психической деятельности человека.

Структура деятельности: Поступок – действие, выполняя которое, человек осознаёт его значение для других людей, т.е. его социальный смысл. Деятельность – система действий, связанных в единое побуждающим её мотивом. Мотив, в данном случае – это то, ради чего осуществляется деятельность. Действие – основная единица анализа деятельности. Действие – это процесс, направленный на достижение цели. Действие имеет структуру: цель – мотив; способ – результат.

Среди многообразия видов деятельности человека есть основные, обеспечивающие существование человека, формирование его как личности.

Общение – вид деятельности, направленной на обмен информации между общающимися людьми. Оно преследует также цели установления взаимопонимания, личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга. Игра – вид деятельности, результатом которого не становится производство конкретного продукта. У детей она носит развивающий характер. Учение –вид деятельности, целью которого является приобретение знаний, умений, навыков. Благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.