Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие № 9






«Русская поэзия середины века»

(2 часа)

Теория

· Несобранный цикл

· Диалогичность

· Мотивировки

· Рациональнализм

· Органика

· Антиномии

· Диалектика души

·

· Вопросы для обсуждения

Эстетические принципы поэзии Некрасова.

Концепция любви в «панаевском» цикле Н.А. Некрасова.

а) Биографическая основа цикла, цикл как лирический дневник;

б) амбивалентная, психологическая ситуация: прозаизация жизни, любви и драматическое противостояние этому объективному процессу самой метафизической, иррациональной сущности любви,

в) сложность, противоречивость человеческой натуры, совмещающей в себе доброе и злое, темное и светлое, любовь и ненависть:

противоречивый характер героини; многосторонняя и детальная его обрисовка, неоднозначный мужской характер лирического героя,

г) «проза любви» и «поэзия сердца»,

д) диалектика души,

е) исповедальность и диалогичность большинства стихотворений цикла (адресованность стихотворений героине, диалогическое употребление местоименных и глагольных форм; отдельные стихотворения как реплики незаконченного диалога и т.д.),

ж) близость цикла к любовному прозаическому роману, форма лирического рассказа в цикле,
з) стиль как разрушение риторики (усложненный поэтический синтаксис, вопросительные, и восклицательные конструкции, многоточия, произвольное членение текста на строфы и т.д.),

и) реалистический характер поэтики Некрасова.
3. Художественные открытия Тютчева в «Денисъевском цикле». Поэтика Тютчева:

· а) автобиографическая основа цикла, его исповедальный характер;

· б) романтическая концепция любви как стихийной страсти и «поединка рокового»;

· б) диалогичность цикла;

в) принцип романности (сюжет, образы, автор, толпа и т.д.);

г) лирические персонажи;

д) сострадание как принцип бытия и другое «я» в цикле, и разрушение монологичности как следствие эволюции отношений поэта с миром;

е) человек и природа в цикле, принцип параллелизма, его реализация в цикле;

ж) драматизм и драматизация в цикле;

з) жанровая трансформация в цикле (отрывок, фрагмент, элегия, молитва и др.);

и) тяготение Тютчева к средствам романтической поэтики.
к) хронотоп цикла (время-пространство, время и вечность);

л) сквозные образы-мифологемы в цикле (душа, сон, могила и др.) и их роль в развитии авторской мысли.

4. Некрасов и Тютчев: притяжении я и отталкивания.

 

Литература

Ф.И. Тютчев: «О, как убийственно мы любим…»; «Предопределение»; «Не говори: меня он, как и прежде, любит…»; «О, не тревожь меня укорой справедливой…»; «Чему молилась ты с любовью…»; «Последняя любовь»; «Она сидела на полу…»; «Весь день она лежала в забытьи…»; «Есть и в моём страдальческом застое…» (любые издания).
Н.А. Некрасов: «Тяжёлый крест достался ей на долю…»; «Если мучимый страстью мятежной…»; «Да, наша жизнь текла мятежно…»; «Я не люблю иронии твоей…»; «Мы с тобой бестолковые люди…»; «Зачем насмешливо ревнуешь…»; «Прости» (любые издания).


1. Панаева, А.Я. Воспоминания. – М.: Художественная литература, 1956. – 448 с.

2. Переписка Некрасова: В 2 т. T. I. – M.: Художественная литература, 1987. – 543 с.

3. Корман, Б.О. Некрасов и Тютчев: Заметки // Некрасовский сборник - III. – М.; Л.: Наука, 1960. – С 208-222.

4. Скатов, Н.Н. Н.А. Некрасов и Тютчев // Русская литература. – 1971. – № 2. – С. 20-35 или: Н. А. Некрасов и русская литература. – М., 1971. – С. 224-265 или: Скатов Н.Н. Некрасов: современники и продолжатели. Очерки. – М.: Советская Россия, 1986. – 336с.

5. Левашова, О.Г. Временная организация «панаевского» цикла Некрасова и проблема « несобранного стихотворного цикла» 1840-1860-х гг. // Современное прочтение Некрасова: V Некрасовские чтения. – Ярославль, 1990. – С. 20-22.

6. Подсадных, О.Д. Поэзия сердца: «Панаевский» и «Денисьевский» циклы любовной лирики Н.А. Некрасова и Ф.И. Тютчева // Литература в школе. – 2010. – № 7. – С. 31-33.

7. Дарвин, М.Н. Проблема героя в любовной лирике Тютчева // Филологические науки. – 1981. – № 3. – С. 70–72.

8. Дизенко, Н.Д. Природа в стихотворениях Ф.И.Тютчева о любви // Рус. речь. – 2004. – № 2. – С. 20 –26.

9. Козлик, И.В. Психологизм лирики Ф.И. Тютчева // Рус. лит. – СПб., 1992.– № 1. – С. 18–29.

10. Бухаркин, П.Е. Любовно-трагедийный цикл Тютчева // Русская литература. – 1977. –№ 2. – С. 118-122.

11. Артемчук, М. Описание «смерти жены» в поэзии Тютчева // Studia Slavica. – Таллинн, 2003.

12. Винницкий, И. «Там, где нет теперь уж нас...»: Ф.И. Тютчев и романтический миф Жуковского // Винницкий И. Нечто о привидениях: Истории о русской литературной мифологии 19 века. – М., 1998. – С. 207–229.

13. Лотман Ю.М. Ф.И. Тютчев. «Накануне годовщины 4 августа 1864 г...» // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб., 1996. – С. 178–193.

14. Лейбов, Р.Г. Тютчев и Жуковский. Поэзия утраты // Тютчевский сборник: 2. – Тарту, 1999. – С. 31–47.

15.Завьялова, У. «О, как убийственно мы любим» // Литература: Газета Издательского дома «Первое сентября». – 1997. – № 33. – С. 11.

16. Непомнящий, И.Б. Об «онегинских» мотивах в «денисьевском» цикле Тютчева // Вопросы литературы. – 1997. – Вып. 5. – С. 123–144.

17. Зырянов, О.В. Природа драматизации в лирике Ф.И.Тютчева 1830-х годов // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. – 2003. – № 4. – С. 29–39.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.