Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологические и психологические критерии описания субъекта общения






 

Социально-пси­хологические и психологические критерии описа­ния субъекта общения Тип субъекта общения
Субъект затрудненного общения Субъект незатруднен­ного общения
     
1. Направлен­ность, установ­ки, ценностные ориентации, от­ношения Обесценивание себя, недоверие к себе, к лю­дям, к миру, поверх­ностные, недифферен­цированные, непроч­ные, малоосознавае-мые, противоречивые, разобщенные, направ­ленные против людей отношения, монологи­ческая, объектная, авто­ритарная, эгоцентриче­ская, манипулятивная направленность Признание ценности се­бя и другого, доверие к себе, к людям, к миру, глубокие, дифференци­рованные, прочные, осознаваемые, позитив­ные, развивающие, про­дуктивные направлен­ные на людей отноше­ния, диалогическая, личностная направ­ленность

Продолжение таблицы

    13
2. Мотивацион-но-потребност-ная сфера Знешняя мотивация одобрения, достиже­ния, эмоционального обладания, фрустриро-ванность собственной потребностной сферы, отсутствие содействия в удовлетворении соци­альных потребностей другого Внутренняя мотивация поддержания уникаль­ности, ценности друго­го, удовлетворенность собственных социальных потребностей, содейст­вие в реализации социальных потребно­стей другого
3. Эмоциональ­но-волевые ха­рактеристики Эмоциональная неста­бильность, частая смена настроений, холод­ность, вспыльчивость, раздражительность, эго­центрическая направ­ленность эмоциональ­ного резонанса, свер­нутость сочувствия, не­выразительность, от­чужденность, апатия, преобладание негативно окрашенных эмоций, несбалансированность саморегуляции, низкий самоконтроль Эмоциональная ста­бильность, включен­ность, эмоциональная близость, личностная направленность эмо­ционального резонанса, выразительность, преоб­ладание позитивно ок­рашенных эмоций, сба­лансированность само­регуляции, высокий са­моконтроль
4. Социальные способности Низкий уровень разви­тия способностей к по­ниманию другого чело­века, эмпатии, иден­тификации, психологи­ческой проницатель­ности, сензитивности и чувствительности, наб­людательности, исполь­зованию и пониманию глубоких семантических значений языковых структур, оценке эмо­циональной значимости и прогнозированию событий Высокоразвитые способ­ности к пониманию дру­гого человека, эмпатии, идентификации, психо­логической проница­тельности, сензитивно­сти и чувствительности, наблюдательности, ис­пользованию глубоких семантических значений языковых структур, оценке эмоционпьной значимости и прогно­зированию событий

Продолжение таблицы

     
5. Социально-психологические свойства лич­ности Робость, замкнутость, неуверенность, необщи­тельность, слабость «Я», безынициативность, беззастенчивость, не­воспитанность, эгоцент-ричность, предубежден­ность, стереотипность, ригидность, манипуля-тивность, подозритель­ность, завистливость, тщеславие, себялюбие, ревность, гипертребова­тельность, нетерпимость Смелость, уверенность, общительность, сила «Я», инициативность, воспитанность, децент-рация, открытость, за­ботливость, теплота, терпимость, гибкость, раскрепощенность, до­верчивость
6. Способы, уме­ния, навыки об-шения и стра­тегии взаимо­действия Отсутствие умения аргу­ментировать свои замеча­ния, поддерживать кон­такт и выходить из него, выбирать адекватную форму сообщений, давать обратную связь, стрем­ление больше говорить, чем.слушать, перебивать разговор, делатьдли-тельные паузы в речи, застывшая поза, несоот­ветствие экспрессивного репертуара речевому поведению, нарушение социальной и персо­нальной дистанции, си­муляция, угрозы, шан­таж, запугивание, ложь, покорение, сокрытие, защитно-избегающая, аг­рессивно-обесцениваю­щая, определяюще-конт-ролирующая, формаль­но-вежливая дистантная стратегии Умение аргументировать свои замечания, поддер­живать контакт и выхо­дить из него, выбирать адекватную форму сооб­щений, давать обратную связь, соответствие экс­прессивного репертуара речевому поведению, соблюдение социальной и персональной дистан­ций, уговоры, разъяс­нения, диалог, сотруд­ничающая, помогаю­щая, альтруистическая, поддерживающая стра­тегии
7. Роль, статус Нарушение ролевых ожиданий, отвергае­мый, находится на периферии группы Следование ролевым ожиданиям, выбирае­мый, находится ближе к «центру» группы

Окончание таблицы

     
8. Социокультур- Дефицит, незрелость Следование моральным и
ные нормы нравственных эталонов, нравственно-этическим
  игнорирование, нару- нормам
  шение моральных и  
  нравственно-этических  
  норм  
9. Преобразова-    
тельная актив-    
ность:    
а) направлен- Против себя и других На себя и на других
ность    
б) интенсив- Различная Различная
ность    
в) качество Обезличивание, дезадап- Персонификация, адап-
  тация, деградация, раз- тация, развитие, сози-
  зушение, уничтожение дание, сотворение
г) субъективные Фрустрация социальных Удовлетворение соци-
последствия потребностей, разрыв альных потребностей,
  эмоционально значимых установление эмоцио-
  связей, создание внут- нально значимых связей,
  риличностного когни- уменьшение внутрилич-
  тивно-эмоционального ностного когнитивно-
  напряжения, искажение эмоционального напря-
  понимания себя и дру- жения, достижение взаи-
  гого, отказ от рефлексии мопонимания, рефлексия
  по поводу своей пред- по поводу своей представ-
  ставленности в других, ленности в других, сме-
  смещение отношений, щение отношений, уста-
  установок, ценностных новок, ценностных
  ориентации в направ- ориентации в направле-
  лении обесценивания нии личностного, цен-
  себя и другого, демон- ностного, субъектного
  страция неадекватных отношения к себе и к
  эмоциональных реакций, другому, демонстрация
  низкого уровня эмпатии эмоциональной сен-
    зитивности, высокого
    уровня эмпатии
я) объективные Трения, сбои, Согласие, кооперация,
последствия конфликты, сотрудничество, сопро-
  сопровождающиеся вождающиеся достиже-
  недостижением цели, нием целей и получением
  неполучением желаемого желаемого результата
  результата, нарушение обоими партнерами,
  развития личности развитие личности

 

Из приведенных в табл. 1 социально-психологических критери­ев — характеристик описания субъекта затрудненного и незатруд­ненного общения можно заключить следующее:

1. Субъектом затрудненного общения выступает индивид, преоб­разовательная активность которого направлена на фрустрацию социальных потребностей, разрыв эмоционально значимых свя­зей, создание внутриличностного когнитивно-эмоционального напряжения. Для него характерно искажение понимания себя и другого, отказ от рефлексии по поводу своей представленности в других, смещение отношений, установок, ценностных ориента­ции в направлении обесценивания себя и другого (деперсонали­зация, деиндивидуализация), демонстрация неадекватных эмоцио­нальных реакций, низкого уровня эмпатии. Последствиями пре­образовательной активности субъекта затрудненного общения выступают трения, сбои, конфликты, сопровождающиеся недо­стижением цели, неполучением желаемого результата.

2. Субъектом незатрудненного общения выступает индивид, у ко­торого высоко развиты социальные способности и позитивный спектр его личностных свойств, а соответствующая им преобра­зовательная активность направлена на удовлетворение социальных потребностей, установление эмоционально значимых связей, уменьшение внутриличностного когнитивно-эмоционального на­пряжения и на достижение взаимопонимания. Для него характер­ны рефлексия по поводу собственной представленности в других, смещение отношений, установок, ценностных ориентации в на­правлении личностного, ценностного, субъектного отношения к себе и к другому; демонстрация эмоциональной сензитивности, высокого уровня эмпатии. Результатами преобразовательной ак­тивности субъекта незатрудненного общения выступают такие формы взаимодействия, как согласие, кооперация, сотрудниче­ство, сопровождающиеся достижением целей и получением же­лаемого результата обоими партнерами.

3. Наряду с системой отношений постоянно обсуждаются соци­альные способности личности, которые также являются одним из показателей субъектности (уровень понимания себя и других, реф­лексия своей представленности в других и т. д.). Они характеризу­ют уровень развития социально-психологической компетентно­сти, социально-перцептивной сферы субъекта общения.

4. Среди социальных способностей личности, определяющих ее социально-психологическую компетентность, уровень понимания — непонимания другого, называются различные характеристики эмпа­тии (эмоциональный отклик, сочувствие, сензитивность, сопере­живание, чувствительность, адекватность, проницательность и т. д.).

5. Наиболее адекватным для исследования ситуаций затрудненно­го взаимодействия является подход, который обозначается как «лич-

ность-в-ситуации». В его рамках рассматриваются особые виды соци­ального поведения (например, конформность, альтруизм, эмпатия) или специфические типы коммуникации (например, конформная, альт­руистическая, эмпатическая). Такой подход позволяет наиболее полно отразить существенные для ситуаций затрудненного взаимо­действия характеристики: 1) наличие барьера на пути достижения целей партнеров; 2) увеличение нервно-психического напряже­ния; 3) демонстрация непонимания; 4) сбои в интеракции.

6. Под ситуацией затрудненного взаимодействия следует понимать такие ситуации, в которых один или оба партнера являются субъек­тами затрудненного общения, один или оба партнера с разной сте­пенью осознанности и интенциональности фрустрируют социальные потребности другого, мешают достижению целей общения, в ре­зультате этого один или оба партнера испытывают острые эмоцио­нальные переживания, сопровождающиеся нервно-психическим напряжением, демонстрируют непонимание, что приводит к тре­ниям, сбоям в интеракции, нарушениям в развитии личности.

7. Наиболее распространенными ситуациями затрудненного вза­имодействия выступают ситуации ограничения, отказа, обвинения, оскорбления.

С одной стороны, это обусловлено традициями использования таких способов взаимодействия, как ограничение, отказ, обвине­ние и оскорбление, уходящих корнями в историю человечества. Примеры ограничений, оскорблений, отказов и т.д., имевшие место в истории России, в особенности в годы советской власти, такие, как длительные акции подавления этнических и полити­ческих меньшинств, репрессии в адрес религиозных представите­лей, потомков дворянства и интеллигенции, нарушение границ других государств, раскулачивание, грубое насаждение коммуни­стических идей и т. п., ясно запечатлеваются в сознании людей и выражаются в поощрении применения перечисленных способов взаимодействия для разрешения конфликтов, избавления от фру­страций, поиска благополучия и власти.

С другой стороны, в современных условиях использование ос­корблений, отказов, ограничений поддерживается так называе­мой культурой насилия, характеризующейся прославлением на­силия в средствах массовой информации — на телевидении, в рекламных кампаниях и т.д. Культура насилия помимо средств массовой информации опирается на различные факторы органи­зационного, экономического и политического плана, в которых прослеживается предпочтение нанесения ущерба другому, давле­ния на его волю, принуждения действием и т.д. [244].

Так, в ряд организационных факторов входят:

1) перенаселенность школ, больниц, тюрем;

2) низкая квалификация работников социальной сферы;

3) терпимость управленческого звена к использованию насилия в целях достижения безопасности или борьбы с конкуренцией. Экономические факторы включают:

1) высокий уровень безработицы;

2) низкое качество доступной работы, низкую заработную пла­ту, отсутствие элементарной социальной защищенности;

3) отсутствие перспектив развития. К политическим факторам относятся:

1) неспособность правительства обеспечить безработных, нуж­дающихся в лечении, недееспособных;

2) неспособность правительства защитить своих граждан от по­сягательств и насилия;

3) поддержание или использование правительством мер реп­рессивного характера с целью защиты собственных интересов.

Доминирование культуры насилия определяет ситуацию, ког­да независимо от того, будет ли использование ограничений, ос­корблений, отказов и обвинений регламентировано и одобрено общественной моралью или порицаемо, она сохраняет статус си­туации затрудненного общения.

В целом приведенные модели субъекта затрудненного обще­ния, построенные на основе представлений о личности и обще­нии, сложившихся в различных школах и направлениях психоло­гии, свидетельствуют о том, что феномен субъекта затрудненного общения относится к вариативным и имеет не универсальный, а индивидуализированно-типологический характер. Поэтому поиск как некоторого устойчивого набора внутренних и внешних детер­минант, так и их сочетаний будет только множить «модели» субъек­та затрудненного общения, координаты его описания. Вместе с тем представленные выше «модели» субъектов затрудненного об­щения убеждают в том, что вне этих координат «пространства личности» и «пространства общения» осуществить психологичес­кое моделирование субъектов затрудненного общения, выделить их виды практически невозможно.

Несмотря на многообразие вариантов субъектов затрудненного общения, их объединяет дисгармония внутреннего мира, проявля­ющаяся в рассогласовании мотивов, отношений, сложившихся об­разов и ожиданий. В этом плане представления о субъекте затруднен­ного общения приближаются к представлениям о невротической, неподтвержденной, деструктивной личностях. Психологические ха­рактеристики этих личностей дают основание считать их субъектами затрудненного общения. Собирательный портрет субъекта затруд­ненного общения, составленный с учетом базовых характеристик не­подтвержденной, невротической, деструктивной личностей, — это субъект, раздираемый противоречиями, защищающийся от себя и окружающего мира, испытывающий постоянные внутренние кон-

агрессивности, стремящийся к личному превосходству.

 

Глава 5. ОПРОСНИК «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУБЪЕКТА ОБЩЕНИЯ»

Инструкция. Представьте себе, что ваш партнер демонстрирует в общении с вами нижеперечисленные характеристики взаимо­действия. Ваша задача заключается в том, чтобы оценить, насколько та или иная особенность поведения партнера затрудняет ваше об­щение с ним, например такая характеристика партнера, как гром­кая речь. Если эта особенность поведения очень сильно (сильно, средне, слабо и т.д.) затрудняет ваше общение, то поставьте знак «+» в соответствующей графе бланка, напротив номера характе­ристики; если вы не обращали ранее внимания на эту характери­стику и не можете оценить ее влияния на ваше общение, то по­ставьте знак «+» в графе «Не знаю». Отвечая, старайтесь соблю­дать следующие правила:

1. Будьте внимательны, следите, чтобы номер ответа на специ­альном бланке совпадал с номером характеристики в опроснике.

2. Постарайтесь реже ставить знак «+» в графе «Не знаю».

3. Не тратьте время на обдумывание ответов (это задание на скорость), тогда вы быстро сможете закончить работу.

Первая фраза инструкции выглядит следующим образом: «Пред­ставьте себе, что ваш коллега (в следующий раз вместо ролевой позиции «коллега» можно сказать «ученик», «мать», «родствен­ник») обладает нижеперечисленными характеристиками общения. Насколько они затрудняют ваше общение?»

1. Тихая речь.

2. Неумение соотносить действия и поступки людей с их каче­ствами личности.

3. Безразличное отношение к другому человеку (ко мне).

4. Желание больше говорить, чем слушать.

5. Застывшая поза, неподвижное лицо.

6. Неумение поставить себя на место другого человека.

7. Подозрительное отношение к другим людям (ко мне).

8. Привычка перебивать разговор.

9. Длительные паузы в речи.

10. Неумение «читать» по лицу чувства и намерения другого человека.

Опросник разработан В.А.Лабунской.

П. Неприязненное (враждебное) отношение к другим людям (ко мне).

12. Неумение выйти из общения, вовремя его прекратить.

13. Нежелание партнера поддерживать зрительный контакт.

14. Ошибки в оценке чувств и настроений другого человека.

15. Властное отношение к другим людям (ко мне).

16. Неумение аргументировать свои замечания, предложения.

17. Отсутствие внешней привлекательности.

18. Неумение продемонстрировать понимание особенностей другого человека.

19. Высокомерное отношение к другим людям (ко мне).

20. Неумение разнообразить речевые формы обращения к дру­гому человеку.

21. Вялая, невыразительная жестикуляция.

22. Стремление относить людей к определенному типу.

23. Требовательное отношение к другим людям (ко мне).

24. Стремление занимать в общении ведущую позицию.

25. Несоответствие выражения лица партнера его словам.

26. Отсутствие проницательности.

27. Страх быть смешным в глазах других людей.

28. Желание навязать свою точку зрения.

29. Громкая речь.

30. Привычка судить о человеке по его внешности.

31. Стремление произвести приятное впечатление.

32. Неумение выразить отношение с помощью жестов, мими­ки, интонаций.

33. Систематическое передвижение во время общения.

34. Умение поставить себя на место другого человека.

35. Заинтересованное отношение к другому человеку (ко мне).

36. Умение меньше говорить, а больше слушать.

37. Стремление систематически поддерживать зрительный кон­такт.

38. Умение точно оценивать чувства и настроения другого чело­века.

39. Доверительное отношение к другим людям (ко мне).

40. Умение слушать, вести диалог, беседовать.

41. Приятная внешность.

42. Умение «читать» по лицу чувства и намерения другого чело­века.

43. Дружеское отношение к другим людям (ко мне).

44. Умение вовремя выйти из общения, прекратить его, учиты­вая ситуацию и состояние другого человека.

45. Быстрый темп речи.

46. Умение демонстрировать свое понимание особенностей дру­гого человека.

47. Почтительное отношение к другим людям (ко мне).

48. Умение принять точку зрения другого человека.

49. Интенсивная жестикуляция.

50. Умение видеть в другом человеке его индивидуальные осо­бенности, черты характера.

51. Добродушное отношение к другим людям (ко мне).

52. Умение объяснять, аргументировать свои предложения, за­мечания.

53. Соответствие выражения лица партнера его словам.

54. Проницательность: людей видит «насквозь».

55. Способность выразить отношение с помощью жестов, ми­мики, интонаций.

56. Умение разнообразить речевые формы обращения к другому человеку.

57. Частые прикосновения (кладет руку, похлопывает по плечу и т.д.).

58. Стремление оценивать людей на основе представлений, сло­жившихся в его окружении.

59. Стремление занимать в общении подчиненную позицию.

60. Концентрация внимания на собственных чувствах и мыслях.

61. Длительное общение с одним и тем же человеком.

62. Присутствие посторонних лиц.

63. Большие временные промежутки в общении с партнером.

64. Одновременное общение с группой лиц.

65. Возрастные различия.

66. Половые различия.

67. Должностные различия.

68. Самочувствие (настроение, готовность к общению).

Количественный и качественный анализ результатов опроса

В опроснике представлены пять групп характеристик общения. Каждая группа включает как позитивные, так и негативные чер­ты, определяющие его эффективность. Суммарная оценка степе­ни влияния различных групп характеристик позволяет выявить степень индивидуальной или групповой чувствительности к опре­деленным сторонам общения («Профиль психологических труд­ностей общения»), установить степень сензитивности к позитив­ным и негативным чертам общения, создать «портрет» оптималь­ного или трудного партнера с точки зрения субъекта или группы.

Максимальная оценка каждой группы психологических трудно­стей общения равна 75 баллам. Первая группа (I) включает экспрес­сивно-речевые (ЭР) особенности партнеров. К ней относятся суж-

дения 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37, 41, 45, 49, 53, 57. Вторая группа (II) характеристик отражает социально-перцептивные (СП) особенности партнеров. К ней относятся суждения 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38, 42, 46, 50, 54, 58. Третья группа (III) включает суждения, описывающие отношения — обращения (ОО) партнеров друг к другу. К ней относятся суждения 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39, 43, 47, 51, 55, 59. Четвертая группа (IV) состоит из сужде­ний, раскрывающих умения и навыки организации взаимодей­ствия (НВ). Ее образуют суждения 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, 44, 48, 52, 56, 60. Отдельная группа характеристик (V) дает представление о влиянии на возникновение трудностей общения таких параметров, как интенсивность общения, количество парт­неров, наличие свидетелей общения, возраст, пол, статус (УО). Ее образуют суждения 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68. Первичная обработка данных состоит из суммирования баллов внутри каж­дой группы характеристик. Затем полученный показатель по каж­дой группе переводится в 20-балльную шкалу. Коэффициент пе­ревода для I—V групп признаков равен 0, 27, для V группы — 0, 53. Перевод в 20-балльную систему осуществляется умножением сум­марного показателя на соответствующий индекс. Результаты пере­носятся на график. Он имеет следующий вид: на вертикальной прямой располагаются показатели в 20-балльной системе, на го­ризонтальной — наименование групп характеристик трудностей общения (ЭР, СП, ОО, НВ, УО). График представляет собой «Профиль психологических трудностей общения» каждого из уча­стников исследования или группы в целом. На основе соотноше­ния степени оценки каждой группы характеристик определяется тип «Профиля психологических трудностей общения». Суждения, получившие оценку 4—5 баллов, выписываются отдельно, затем подсчитывается их частота в данном диапазоне. Те суждения, ко­торые 50 —75 % участников исследования оценивались как очень сильно (5 бал.) или сильно (4 бал.) затрудняющие процесс обще­ния, включаются в «портрет трудного партнера общения». Так со­ставляется групповое представление о субъекте затрудненного об­щения. На основе анализа этих представлений определяются ха­рактеристики общения партнера, по отношению к которым на­блюдается повышенная чувствительность, и устанавливаются ко­личественные и качественные различия «портретов» в зависимости от изучаемых детерминант затрудненного общения.

Сравнением содержания и объема представлений о трудном партнере в соответствии с различными ролевыми позициями вы­являются устойчивые, типичные психологические трудности об­щения и соответственно представления о субъекте затрудненного общения и вариативные, появляющиеся в связи с изменением ролевой позиции партнера.

Бланк для ответов по опроснику «Социально-психологические характеристики субъекта общения»

______________Пол, возраст_________________________

Дата______________

Кодирование ответов

 

Оченьсиль-но затрудняет Сильно затрудняет Средне затрудняет Слабо затрудняет Не затрудняет Не знаю  
             
                                               
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                     
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
г             I             Z             I            
м             М             М             М            
             
               
               
               
               
               
               
               
               
Сумма              
М              
Шкала   ИП Балл  
ЭР   0, 27    
СП   0, 27    
ОО   0, 27    
НВ   0, 27    
УО   0, 27    
                                                                                         





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.