Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Понятие о затрудненном общении и его причинах






Современная психология постоянно обращается к изучению человека как субъекта многообразных видов деятельности и его жизнедеятельности в целом. Как правило, независимо от трактов­ки самого понятия «субъект деятельности» и уровней его рассмот­рения выстраивается логика изучения данного явления в направ­лении поиска тех характеристик активности человека, которые приводят к позитивным изменениям его самого и окружающего мира. Субъект эффективной, успешной деятельности и такого же общения чаще всего встречается в психологических исследовани­ях, в то время как личность в качестве субъекта деструктивного поведения, разрушения отношений, трудностей взаимодействия еще недостаточно изучена в отечественной психологии, несмотря на огромный интерес, проявляемый к этой проблеме в смежных отраслях психологии.

Усилиями психологов, психотерапевтов, этнографов, социо­логов, философов, культурологов создано еще одно направление изучения личности — психология затрудненного общения.

В отечественной психологии в настоящее время достаточно ак­тивно обсуждается проблема затрудненного общения. Традицион­но она рассматривается в связи с вопросами оптимального обще­ния. Затрудненное общение определяется, как правило, на основе соотнесения наличного общения с его оптимальной моделью. Представления об оптимальной модели общения (незатруднен­ном общении) отражают позицию авторов относительно того, что такое общение, какова его структура, функции, цели и свя­занные с ними процессы, свойства и состояния личности. Боль­шинство моделей оптимального общения напоминают перечень требований к качествам личности субъекта общения, к его уме­ниям и навыкам. Несоответствие заданным параметрам оптималь­ного общения рассматривается как показатель затрудненного об­щения. Особенно распространен такой подход в прикладных об­ластях психологии, например в психологии педагогического об­щения или управленческого взаимодействия. Именно в этих обла­стях прикладной психологии чаще всего обсуждаются вопросы об эффективности учителя, руководителя, управленца как субъек­тов общения, выстраиваются перечни свойств, качеств, навыков, умений, необходимых для оптимального общения.

Вместе с этим способом интерпретации общения как затруд-ненного используется оценка степени выраженности затруднении в зависимости от их воздействия на результаты общения. На осно­вании данного критерия определяются ситуации затрудненного общения: от легких трений, сбоев в общении, не мешающих его продолжению, до того уровня конфликта, который приводит к полному разрыву между партнерами. С помощью оценки затруд­нений в общении можно создать классификации затрудненного общения. Например, выделить ситуации затрудненного общения, различающиеся по степени понимания — непонимания партне­рами друг друга, проявления симпатии — антипатии, принятия — отчуждения и т. д.

Проблема затрудненного общения широко обсуждается во мно­гих статьях и книгах психокоррекционного направления. В них, как правило, анализируются психологические, социально-психо­логические характеристики личности, приводящие к затруднени­ям в общении.

Многочисленные данные подтверждают существование специ­фического по своему психологическому содержанию феномена затрудненного общения. В ряде обобщающих работ подчеркивает­ся, что под затрудненным общением понимается широкий спектр явлений, который можно свести к неналаженному, расстроенно­му, нарушенному, неблагополучному, дискомфортному, неэф­фективному общению. Перечень такого рода характеристик за­трудненного общения можно было бы продолжить, используя си­нонимы или альтернативные ему определения оптимального об­щения. И в этом случае они относились бы к определениям пере­живания, состояния личности, испытывающей затруднения в общении, или к некоторым результатам общения (неналаженное, неэффективное и т.д.). Анализ литературы по данной проблеме приводит к выводу о том, что термин «затрудненное общение» используется то как широкое понятие, объединяющее такие яв­ления, как трудности, затруднения, сбои, осложнения, препят­ствия, преграды, барьеры, конфликты, то как весьма узкое опре­деление, фиксирующее незначительные трудности общения, пре­одолеваемые партнерами в процессе коммуникации и не имею­щие далеко идущих деструктивных последствий. В качестве важных характеристик затрудненного общения в некоторых работах рас­сматривается степень выраженности затруднений, их глубина и интенсивность воздействия на результаты общения. В качестве край­ней формы проявления трудностей общения в них изучается кон­фликт. Одна из первых исследователей затрудненного общения — Е. В. Цуканова отмечала, что многообразие проявлений затруд­ненного общения объясняется тем, что оно изучается в различ­ных концептуальных рамках. Такое изучение данного феномена

характерно для современной психологии и ничем не отличается от исследования других аспектов общения.

С нашей точки зрения, к затрудненному общению следует от­носиться как к глобальному, интегральному феномену. В. Н. Куницына подчеркивает, что феномен затрудненного общения — это прежде всего явление, представленное в сознании и пережи­вании партнеров. В отечественной психологии сложилась тради­ция уделять особое внимание субъективным факторам, причинам возникновения затруднений в общении, описанию тех состояний, которые являются результатом неналаженного общения или со­провождают трения и сбои в коммуникации. На первое место ста­вятся состояния напряженности, неудовлетворенности, тревоги, эмоционального неблагополучия, дискомфорта и т.д.

О субъективной природе психологических трудностей обще­ния писали А. А. Бодалев и Г. А. Ковалев, подчеркивая, что след­ствием этих «субъективных трудностей» является объективная кар­тина нарушений — недостижение цели, неудовлетворение моти­ва, неполучение желаемого результата и т. д.

Таким образом, затрудненное общение необходимо рассмат­ривать в нескольких плоскостях:

в качестве социально-психологического феномена, проявляю­щегося только в ситуации взаимодействия, социального общения; как явление объективное, представленное в несоответствии цели и результата, выбранной модели общения и реально протекаю­щего процесса;

как явление субъективное, заявляющее о себе в различного рода переживаниях человека, в основе которых могут быть не­удовлетворенные потребности, мотивационный, когнитивный, эмоциональный диссонансы, внутриличностные конфликты и т. д. Нет необходимости в том, чтобы еще раз пересказывать содер­жание известных в отечественной психологии работ, посвящен­ных проблеме затрудненного общения. Исследовательские вехи расставлены в работах Е. В. Цукановой, В. Н. Куницыной, А. А. Бо-далева, Г. А. Ковалева, В. А. Лабунской, Т. А. Аржакаевой. Каждый из названных авторов опирается на идеи Б.Д.Парыгина о наличии психологического барьера, который понимается как устойчивая установка, психологический настрой личности, процессы, свой­ства, состояния человека, «которые консервируют скрытый эмо­ционально-интеллектуальный потенциал его активности». Такая трактовка психологического барьера указывает на внутренний ис­точник трудностей общения — устойчивые личностные образова­ния, которые при определенных обстоятельствах могут приводить к сбоям в общении.

Есть исследования, в которых рассматриваются коммуникатив­ные, социально-перцептивные барьеры, возникающие в обще-

нии. Наиболее распространена точка зрения, что различные за­труднения в общении являются следствием особенностей разви­тия социально-перцептивной сферы личности (неадекватные вос­приятия, понимание, оценка, самооценка и т.д.).

Поддерживая складывающуюся традицию, за основу трактов­ки затрудненного общения мы возьмем положения В. Н. Куницы-ной. С ее точки зрения, «объективные» трудности — это те, кото­рые обнаруживаются в условиях непосредственного общения, сни­жают его успешность и лишают чувства удовлетворенности от об­щения. «Так называемые объективные трудности, — пишет В. Н. Куницына, — то есть вызванные объективными и в общем устранимыми причинами, — это трудности коммуникативного ха­рактера.... и коммуникабельного....» [92, с. 86]. Затрудненное обще­ние объективно существует не только как явление сознания или переживаний партнеров. Оно детерминировано, как подчеркива­ет Л. А. Петровская, особенностями психологической природы человека и человеческих отношений. В качестве детерминанты за­трудненного общения она называет негармоничное развитие раз­личных характеристик личности, ее отношений и социального контекста. Само общение, в силу его социально-психологиче­ской природы, является «трудной» деятельностью. В нем реально и потенциально содержатся элементы, затрудняющие оптималь­ный уровень функционирования. Особенности экспрессии и речи, социально-перцептивной сферы личности, системы ее отноше­ний, форм обращений, уровень развития навыков взаимодей­ствия и условия общения превращают любой акт общения в за­дачу, в сложную, многоаспектную деятельность. Каждая грань общения, по мнению И. П. Шкуратовой, дает новый критерий для классификации трудностей и причин затрудненного обще­ния. Поэтому перечень как субъективных, так и объективных причин, затрудняющих процесс общения, не может иметь чет­ких границ, за исключением тех рамок, которые устанавливают­ся исследователем. Одной из самых широких рамок изучения за­труднений в общении является этнокультурная. Анализ типиче­ских проявлений личности может быть осуществлен на различ­ных уровнях.

Первый из них — это квазипсихологический уровень изучения психических проявлений. На данном уровне анализируются пред­ставления об этнических или культурных стереотипах «независи­мого» и «взаимозависимого Я» или изучаются бытующие в куль­туре представления об особенностях поведения, характера, сис­темы отношений и т. д.

На втором — интерпсихологическом — уровне анализа исследу­ются типичные способы поведения в ситуациях конфликтного, затрудненного общения, этнические представления, установки, '

Регулирующие ролевые взаимоотношения участников совместной деятельности. При этом возможно изучение представлений о лич­ности как субъекте затрудненного общения и их изменения под влиянием ролевого статуса партнеров.

Третий — интрапсихологический — уровень анализа этническо­го характера, уровень изучения этнических смысловых установок. Эти образования появляются в результате возникновения опреде­ленных проблемно-конфликтных взаимоотношений, в процессе которых стереотипы, представления, существующие в этнической культуре, преобразуются в личностные смыслы. На данном уров­не анализа могут быть рассмотрены результаты изучения когни­тивно-эмоциональных образований, преобразованных в личност­ные смыслы партнеров общения.

Во многом перечисленные факторы общения являются резуль­татом действия механизма «мы» и «они». Б. Д. Парыгин считает, что «истоки психологических барьеров заложены в самом факте существования общности и принадлежности к ней индивида» [141, с. 7]. Обособление индивидов в пределах общности «мы» объяс­няется действием механизма противопоставления другой общ­ности — «они». Параметры, по которым осуществляется такое противопоставление, различны, но «главное заключается в том, что «мы» реагируем на определенные ситуации, определенные раз­дражители таким образом (что нас и объединяет) и они на то же самое реагируют по-другому». Непохожесть ограничивает контак­ты, ведет к вражде и стычкам, короче говоря, к затрудненному общению. В соответствии с этими фундаментальными механизма­ми функционирования общностей Б. Д. Парыгиным были выде­лены следующие детерминанты: 1) сила коллективных норм, цен­ностей, действий; 2) система ценностных ориентации личности [140, с. 52]. В работах последнего времени подчеркивается, что эт­нос способствует формированию у его членов общего видения мира, единых представлений о ценностях, смысле жизни. Однако этнос налагает ограничения на поведение людей, сужает спектр допустимых и желательных реакций человека на ту или иную жиз­ненную ситуацию, а возникшие представления о нормах обще­ния становятся все более автономными по отношению к своим носителям и независимо от них начинают регулировать взаимо­действие как внутри этноса, так и за его пределами. В основе эт­нических стереотипов, как известно, лежит система этнических представлений — устойчивых, обобщенных, эмоционально-на­сыщенных образов, выступающих регуляторами общения.

Таким образом, возникновение ситуаций затрудненного об­щения и трудностей в общении обусловлено фактом формирова­ния человеческой общности, особенностями развития личности в определенной социальной среде, социально-психологической

природой общения, механизмами отражения и взаимодействия. Именно они провоцируют сбои в социально-перцептивной, ин-теракционной, коммуникативной системах общения, приводящие к трениям и возникновению психического напряжения различ­ной интенсивности между людьми.

Итак, в узком смысле слова, затрудненное общение — это не­значительные трения и сбои в сфере межличностного общения. Для такого общения характерны: сохранность, непрерывность кон­тактов между партнерами, определенная степень осознания ис­пытываемых затруднений; поиск причин, приводящих к ослож­нениям общения; попытки самостоятельного преодоления соци­ально-перцептивных, интеракционных, коммуникативных затруд­нений. В широком смысле слова, затрудненное общение — это все виды и формы общения (от межличностного до межгруппового), приводящие к деструктивным изменениям поведения партнеров и общностей, к непрерывно-прерывным контактам между ними, вплоть до отказа от общения, к снижению уровня осознания при­чин трудностей в общении, к уменьшению, а в ряде случаев к исчезновению, попыток самостоятельного выхода из возникших затруднений, к формированию тревожного отношения к любой ситуации общения.

В определении «затрудненное общение» заключены как про­цесс, так и результат общения, имеющий и субъективный, и объек­тивный характер. Но, каким бы ни был результат (субъективный или объективный), участникам общения он представлен через ин­тенсивность, знак, направленность, модальность их эмоциональ­ных переживаний, через степень когнитивно-аффективного на­пряжения, чувство комфорта — дискомфорта, испытываемых ими в процессе общения. Количество неприятных, фрустрирующих партнера способов общения, создающих барьеры, препятствия при достижении цели и удовлетворении базовых социальных потреб­ностей, или, наоборот, объем средств и способов общения, по­могающих достижению поставленных целей и удовлетворению по­требностей, — это объективно-субъективные показатели обще­ния, происходящего в пределах шкалы «затрудненное — неза­трудненное общение».

В зарубежной психологии понятие «затрудненное общение» обо­значается термином «miscommunication». В широком смысле под затрудненным общением понимается появление во взаимодействии и общении любого рода проблем, а в узком смысле затрудненное общение представляет собой факты непонимания, возникающие в общении. Схожими с понятием «miscommunication» выступают по­нятия «communication breakdown» — разрыв общения, «pseudo-communication» — псевдокоммуникация, «communication failure» — неуспешное общение, «deficiency communication» — дефицитарное

общение. Наиболее близким по смыслу к определению «затруднен­ное общение», принятому в отечественной психологии, является понятие дефицитарного общения, которое описывает такие ситуа­ции, когда партнеры по общению испытывают недовольство друг другом, не могут достичь поставленных целей, установить откры­тый диалог, когда перед ними встают непредвиденные препятствия, развивается непонимание, появляются конфликты и т. д.

Парные понятия «затрудненное — незатрудненное общение» не являются синонимами понятий «успешное — неуспешное», «эффективное — неэффективное», «оптимальное — неоптималь­ное общение». Данные оценки общения отражают объективные показатели достижения его результата, но не учитывают спектра переживаний, возникающих в процессе общения, и индивиду­альных оценок каждого из партнеров.

В психологии затрудненного общения, как и в психологии эф­фективного, оптимального общения, происходит соединение при­чин возникновения затруднений, результата и характеристик участников общения. Особенности личности могут стать причи­ной затруднений в общении или результатом общения, могут рассматриваться в качестве внешних или внутренних, субъек­тивных или объективных факторов. Классификация причин за­трудненного общения, учитывающая неразрывную связь между общением и личностью, представлена в ряде работ [20, 39, 92, 145, 190).

Анализ исследований, проводимых в области психологии за­трудненного общения и психологии эффективного взаимодей­ствия, также свидетельствует о том, что главными сферами рас­смотрения этого явления стали такие виды общения, как меж­личностное, ролевое, манипулятивное, монологическое, изучае­мые в контексте делового, педагогического, этнического обще­ния, а также в условиях социально-психологического тренинга.

Таким образом, трудности, возникающие в общении (причины затрудненного общения), могут быть классифицированы следую­щим образом:

1) объективные, порожденные реальным взаимодействием, и субъективные, имеющие отношение к различным аспектам функ­ционирования личности или группы (динамические процессы в группе и между группами, культурно-психологические особенно­сти ее членов);

2) первичные (природные условия жизни группы, история ее формирования и отношений с другими группами) и вторичные, порожденные различными психогенными и социогенными воз­действиями;

3) осознаваемые, реально присутствующие в ситуации общения и неосознаваемые, субъективно не переживаемые личностью и груп-

пой; представленные в сознании личности, но реально несуществу­ющие;

4) ситуативные или устойчивые;

5) межкультурные и культурно-специфические;

6) общевозрастные и тендерные (маскулинность—фемининность),

половые;

7) индивидуально-психологические, личностные, социально-пси­хологические;

8) когнитивно-эмоциональные (представления, мнения, стерео­типы, установки, настроения, превалирующие эмоциональные со­стояния, ценностные ориентации и т.д.), мотивационные и инст­рументальные (навыки общения, правила этикета, нормы, ритуа­лы, принятые в группе способы обращения и т.д.);

9) компоненты структуры общения (социально-перцептивные, коммуникативные, интерактивные);

10) вербальные и невербальные.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.