Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профилактика ассоциативной афазии






Так как ассоциативная афазия появляется главным образом на 3-м и 4-м, а также на 6-м и 7-м году жизни, то именно это время речевого и умственного развития требует наибольшего внимания со стороны родителей и преподавателей. Двухлетнего ребенка, у которого больше мыслей, чем навыка в употреблении своего речевого аппарата, необходимо удержи­вать от слишком обильной речевой продукции. Для этой цели следует, пользуясь детскими иллюстрированными книжками, рассказывать ему в кратких, простых фразах, в спокойном, мед­ленном темпе коротенькие рассказы и заставлять его повторять за терапевтом фразу за фразой. По примеру Либмана, я советую вырезать отдельные картинки, наклеивать их по одной на каж­дую страницу тетради и составить текст к картинкам в простых, коротеньких фразах.

Кроме этих упражнений, на которые ребенок однако не дол­жен смотреть, как на трудные задачи, он должен слышать только хорошую речь. Язык окружающих должен быть ясным, простым неправильным. Искусственной детской речи следует избегать. Еще настойчивей нужно предостерегать от постоянного побуждения ребенка к речевым продукциям. Не менее вредно восхищаться в присутствии самих детей их умственными способностями, так как таким образом мы заставляем детский мозг напрягаться все больше и больше. Желая снова вызвать восхищение и заслужить похвалу у окружающих, дети болтают без умолку, борясь с трудностью выражения своих мыслей; и это происходит в тот период разви­тия ребенка, когда моторная сторона речи еще требует большого внимания к себе.

Вообще следует стараться предоставлять нервно предраспо­ложенным детям возможно больше покоя. Родителям не следует с ними чрезмерно много разговаривать и играть; не следует так­же баловать детей новыми игрушками; по возможности нужно избегать большого общества вокруг ребенка.

Гигиенический уход за ребенком вообще составляет основное условие для правильного умственного и тем самым правильного речевого развития. Особенно опасно общение маленьких детей с ассоциативными афатиками или косноязычными. При малейшей возможности этого нужно избегать.

Поступление в школу, как уже сказано, является вторым пе­риодом, в течение которого часто возникает заикание. И в этом случае мы можем предположить, что главная причина возникно­вения страдания лежит в недостаточном соответствии между умением произносить и внезапно предъявленными значитель­ными требованиями к мышлению. В первые школьные годы бе­зусловно следует избегать неожиданных вызовов детей и принуж­дения к быстрым ответам. Для профилактики дефекта необходимо сообщить соответствующие сведения и родителям.

Фрешельс Э. Заикание. Ассоциатив­ная афазия. — М., 1931.

В. А. Гиляровский

К вопросу о генезе заикания у маленьких

детей и роли его для общего развития

личности и его лечение

Заикание развивается на почве врожденной слабости речево­го аппарата, которая передается по наследству в качестве рецес­сивного признака. Рассматривая с точки зрения генеза все слу­чаи, бывшие под нашим наблюдением, мы могли бы свести их к 2 неравным по величине группам. В большинстве случаев име­ются все основания определенно говорить об особой форме не­вроза. На это прежде всего указывает тот факт, что оно может развиться исключительно под влиянием психических факторов. Но как и в других случаях невротических реакций, врожденная слабость или ослабление на почве приобретенных заболеваний, равно как и врожденная нервность, создают условия благопри­ятствующие развитию заикания, хотя определяющим нужно счи­тать все-таки психогению.

У большинства наших маленьких пациентов до заикания не отмечалось каких-либо характерологических особенностей ни в смысле тоскливости, ни возбудимости, ни боязливости. Изуче­ние заикания в раннем периоде его развития указывает, что фор­мирование речи его особенности, стоящие в связи с развитием организма вообще, несомненно имеют значение и для определе­ния психического склада. В связи с этим наличность заикания иногда может влиять на выработку психастенического склада. Если бы определяющим были исключительно врожденные осо­бенности психики, то при развитии заикания имели бы место как правило сначала психические особенности, а после заика­ние; между тем в действительности бывает наоборот.

Появление возбудимости... имело место одновременно с рас­стройством речи, но отношения здесь нужно считать более слож­ными. Прежде всего заикание комбинировалось с значительным косноязычием; акт речи сопровождался содружественными дви­жениями в лице. Так как косноязычие — результат органических изменений, нужно думать, что возбудимость здесь стрит в связи не с заиканием как таковым, а с органическими изменениями в нервной системе, которые должны носить более общий харак­тер, хотя и сказываются более всего на речевом аппарате. Как правило, косноязычие не ограничивается картавостью, связан­ной с недоразвитием отдельных элементов речи, но носит более общий характер; часто это было недоразвитие речи с недоста­точным запасом слов при достаточно широком круге представлений... Ясно сознаваемая ребенком неспособность точно выра­зить свои мысли может быть причиной возбуждения, в особен­ности если уже имеется известная возбудимость, вызванная об­щим поражением нервной системы. Не отрицая возможности наличия конституционных моментов, все же большое значение нужно приписать экзогении, влияющей в период развития пси­хической личности.

Можно думать, что часть случаев заикания, начинающихся после инфекции, необходимо выделить в особую группу... они характеризуются тем, что включение механизмов, ведущих к заиканию, происходит органическим путем. Это своего рода ти розные подергивания, развивающиеся в результате пораже­ния подкорковой зоны, подобно тикозным подергиваниям в других областях и другим, гиперкинетическим, развивающим­ся после инфекции. Соответственно расстройство речи носит здесь более упорный характер и трудно поддается лечению. Есть некоторые отличия и в самом заикании, оно носит под­черкнуто судорожный характер, причем звуки выбрасываются с особой силой. Учитывая все изложенное, касающееся сущ­ности заикания, возраста, в котором оно чаще всего развива­ется, всех условий его возникновения и течения, я и мои со­трудники пришли к заключению о необходимости вести лечение начиная с дошкольного возраста, и в порядке особой психи-ко-ортопедической площадки, на которой дети проводят боль­шую часть дня, в течение срока наблюдения от 1 1/2 до 3 ме­сяцев.

Правильное лечение должно иметь в виду с одной стороны устранение психических моментов, с другой — укрепление об­щего состояния и в частности деятельности речевого аппара­та. Удовлетворение первому показанию достигается прежде всего изъятием на довольно значительную часть дня из обыч­ной обстановки со всеми ее неблагоприятными моментами. Очень важна однородность детей по сохранности интеллекта, или очень резким проявлением психопатий. Детей с очень рез­ким расстройством в смысле заикания в остром периоде так­же нежелательно помещать как во избежание травматизации других детей, так и в интересах их самих. В таких случаях же­лательна изоляция и постельный режим на время, необходи­мое для исправления острых явлений. Нежелательно присут­ствие в коллективе детей с резким косноязычием; они вначале, пока не будет правильно поставлена речь, должны вестись от­дельно, тем более, что, как показывает опыт, успех в лечении собственно заикания выступает только после устранения кос­ноязычия. Ритмика занимает видное место в работе психо-ортопедичес-кой площадки. Из того многообразного действия, которое ока­зывает ритмика вообще на невротика, у детей особенно являют­ся ценными ее коллективизирующее действие, влияние на общий тонус, настроение и в особенности на моторику. Заикание, как судорожное расстройство, есть частичное проявление общей сла­бости моторики, сказывающейся особенно сильно в наиболее специализированной и высоко стоящей функции. Лежащие в основе заикания расстройства иннервации, возникая в результа­те психотравматизирующих моментов, поражает, как это имеет место вообще, наиболее ранимые места, какими является в дан­ном случае речевой аппарат. Укрепление моторики с сообщени­ем ей уверенности, плавности при таких условиях должно иметь большое значение в лечении заикания именно у детей.

Укрепление общего состояния, развитие моторики, поднятие общего тонуса и изменение всей психики ребенка, перевоспита­ние ее должны считаться основными в лечении маленьких заик.

Советская невропатология, психотерапия и психогигиена. — М., 1932. Т. 1, Вып. 9—10. — С. 570-582.

И. И. Тартаковский

Психология заикания и коллективная психотерапия

Психоневроз речи — заикание

Невроз речи — заикание — по своему характеру относится к группе психоневрозов, известных под именем психостении. При заикании преобладает: психическая подавленность, тревожное ожидание, страх и беспокойство за свою речь, сомнение, навяз­чивость. С истерией заикание роднит склонность к самовнуше­ниям, к болезненным представлениям, а с неврастенией — ост­рая восприимчивость, повышенная впечатлительность и мнитель­ность. Заикание нередко наблюдается у невропатов как сопут­ствующее заболевание.

Психотерапия и психотерапевты

Психоневроз динамичен. Каждой новой стадии развивающе­гося психоневротического процесса должен соответствовать и особый этап единой психотерапии, если последняя хочет быть целесообразной, эффективной....Все искусство психотерапии со­стоит в том, чтобы больной не делал усилия, чтобы он отвлекался от своей несколько неслаженной функции, не приковывал своего внимания к ней. Это достигается отвлечением больного в сторо­ну здоровой целеустремленности, что легче всего дается в кол­лективе себе подобных.

Решающее положение коллективной психотерапии

Коллективная психотерапия исходит из одного решающего по­ложения: не изоляция, не уединение невротика, вплоть до тем­ной комнаты (Кречмер), но и не сразу в нормальный коллектив, вызвавший в свое время психоневроз и способный со временем его же устранить, и не сразу в нормальный человеческий кол­лектив, где невротик остро почувствует свою неполноценность, свою особенность, а постепенное введение его в здоровый соци­альный коллектив через ряд промежуточных звеньев, все услож­няющихся ситуаций, учитывая своеобразие невротика как лич­ности. На этом решающем положении коллективной психотера­пии, основанном на особом понимании психоневроза, построе­ны три главнейших принципа:

1) принцип предварительный, или организационный;

2) принцип последовательности и соответствия последователь­
ного прохождения трех необходимых фаз с собтветствующей каж­
дой из них психотерапией;

3) принцип сопутствующий, или использования и комбини­
рования благоприятных моментов.

Второй принцип особенно важен — он является центральным. Смысл его состоит в следующем. Процесс возврата больных в здоровый коллектив должен протекать эволюционно, но не в одиночку, а «пачками», стайками следует готовить их к желанно­му скачку. Невротик, согласно основному принципу коллектив­ной психотерапии, последовательно проходя ряд ступеней — коллектив однородных (и различных невротиков — «коллектив-суррогат»), коллектив смешанный (больные и здоровые, со все меняющейся пропорцией в сторону уменьшения больных и уве­личения здоровых), с неизбежностью придет к коренной ломке старой психики, к кризису старой целеустремленности, к пере­оценке невротического прошлого, придет в здоровый коллектив. На этой высшей стадии наш невротик-коллективист будет нахо­диться в обычной, нормальной пропорции: он один бывший боль­ной в коллективе здоровых людей.

Зияющую пропасть между невротиком и обществом воспол­нила, таким образом, коллективная психотерапия.

Лечение — в свои руки

Автор этих строк с гордостью отмечает, что инициатива и ру­ководство бунтом (заик — Г. В.) принадлежала ему...

Нужно взять лечение, не дожидаясь чудес, в свои руки! — бросил он клич десять лет назад.

Надо предоставить заикам лечиться самим, помогая лишь кон­сультацией и присутствием.

Идея о коллектийе^'как о лечебном факторе была встречена градом насмешек и, казалось, несокрушимыми доводами многих врачей, раз навсегда решивших все виды болезней лечить по­рошками и пилюлями. Эти порошники аргументировали:

1) неслыханно, дико в истории медицины собираться боль­
ным для самолечения;

2) собрать больных заиканием для самолечения — величай­
шая опасность: заикание плюс заикание даст еще более ожесто­
ченное заикание.

А мы говорили: нет! Заикание плюс заикание даст минус заи­кания. Победила наша формула!

Идея коллективной психотерапии нашла впоследствии множе­ство горящих сторонников среди авторитетных ученых и специа­листов. Академик В. М. Бехтерев, весьма сочувственно отнесясь к этой идее, не замедлил поставить опыты коллективной терапии в своей практике. По свидетельству профессора К. И. Платонова, последние годы своей жизни В. М. Бехтерев стал применять и коллективное лечение алкоголиков, и положительные результаты этой работы были доложены приват-доцентом В. В. Срезневским на первом съезде невропатологов и психиатров 23 декабря 1927 г. в Москве.

Конечно, различие между нашей и бехтеровской работой зна­чительное: в первом случае — коллективная психотерапия заи­кания, во втором — коллективный гипноз алкоголиков. Но и здесь и там учтена роль коллектива, разумеется, своеобразно.

Идею коллективной психотерапии с самого начала приветство­вали проф. Ф. A. Pay, проф. А. Б. Залкинд, проф. Л. М. Розенш-тейн, проф. М. Б. Кроль проф. Д. В. Фельдберг, проф. В. К. Се-режников, затем проф. Л. А. Квинт, проф. Ю. В. Канабих, проф. А. К. Шнейдер и др.

С самого начала важно усвоить, что коллективно-психологи­ческий метод лечения заикания построен на принципе самоле­чения, на инициативности и активности самих больных. Нужно оставить всякую надежду на помощь извне — в смысле всяких случайностей, чудес и магического влияния отдельных врачей. Использование благоприятных психологических моментов в коллективе самими заикающимися — вот что составляет централь­ную идею нашего метода. Это нисколько не исключает помощи консультанта-специалиста в случае надобности. Но вся работа исцеления, работа вполне посильная, ложится на самих больных. «Только мы сами!» — вот что написано на знамени наших коллек­тивистов... И подбор группы, и периодические перегруппировки участников коллектива, и даже отсевы, и. все остальные — подчи­нены этому основному требованию самолечения. Конкретно это выражается в следующем:

1) строжайшая дисциплина, обязательное выполнение кол­лективных решений;

2) солидарность, дружба, спайка, что зависит, разумеется, от подбора групп;

3) специальный коллективный договор, так сказать, «консти­туция» коллектива, скрепляющая его на добровольных началах;

4) наличие (весьма желательное) в коллективе излечившихся или почти излечившихся от заикания, во всяком случае, лица страдающего им в слабой форме; этот член коллектива будет слу­жить авторитетом и побудителем для остальных, по крайней мере, в первое время, пока окрепнут другие;

5) сменяемость руководителей, т. е. поочередное руководство занятиями коллектива всеми его участниками, что является пре­красной добавочной зарядкой и способствует подъему настроения;

6) бесплатность занятий, имеющая огромное значение по пси­хологическим соображениям, должна проводиться во всей строгости. Платность занятий, если она имела бы место, скверно отразилась бы на работе всего коллектива: все надеялись бы на волшебную силу платного руководителя, этим самым понизив собственную инициативу и энергию. Само же «штатное» лицо, возомнив себя врачом, запустило бы собственное лечение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.