Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экстатические культы и праздники в честь Аттиса (Адониса) и Диониса.






Очень большой след в культе обрядов народов Западной Азии оставил миф о смерти и воскресении бога Аттиса. Для фригийцев Аттис был сирийским Адонисом, поэтому я решила совместить эти два культа. Как бог Аттис, так и бог Адонис были богами растительности.

Во время праздника жители ежегодно оплакивали смерть Адониса (рвали на себе волосы) и радовались его воскресению. В Древней Греции праздник Адониса в середине лета справлялся два дня: в первый праздновалось его сочетание с Афродитой, как символ весеннего расцвета и воскресения, другой день был посвящён плачу по умершему богу, символизирующем увядание природы. Древние люди считали, что благодаря Адонису расцветали цветы весной и зрели плоды летом, зимой же природа оплакивала ушедшего бога. В знак причастности к культу чарующего красотой бога Адониса женщины стали выращивать цветы в глиняных горшках, которые называли «садами Адониса». Греко-римский фаллический культ, концентрировавшийся главным образом вокруг Диониса и Афродиты, — культ, заимствованный из семитических религий. Типичнее всего культ этот выразился в Сирии. Храм Астарты и Аттиса украшался у входа изображениями фаллоса и целыми фаллическими сценами из культа Астарты. Множество оскопленных в женском одеянии прислуживали богине; другие, возбуждая себя музыкой и пляской, приводили себя в экстаз и оскопляли себя. В Финикии во время празднеств по умершему Адонису женщины срезывали свои волосы и проституировали себя.

Мифологический и обрядовый циклы Адониса и Аттиса имела так много общего, что сами древние их отождествляли.

По приданию, Аттис был прекрасным юным пастухом, возлюбленным Кибелы, азиатской богини плодородия, Матери Богов, главный храм которой находился во Фригии. По другим сведениям, Аттис был её сыном, который, как и многие герои, родился чудесным образом. Известно также то, что после смерти Аттис превратился в сосну.

Фрэзэр подробно описывает экстатический культ в честь бога Аттиса в своей книге «Золотая ветвь». 22 марта в лесу срубали сосну. Её приносили в святилище Кибелы и обращались с ней как с великим божеством. Ствол перебинтовывали как труп и несли очень осторожно, также обкладывали фиалками, потому что согласно мифологическому представлению, как на крови Адониса выросли розы и анемоны, так на крови Аттиса проросли фиалки (символы расцветающей природы). В середине ствола была статуэтка Аттиса. На второй день празднования повсюду трубили трубы. Третий день назывался Кровавым. В этот день некоторые жрицы, возбуждённые ритмичной музыкой – боем кимвалов, барабанами, гудениями рогов и мелодией флейт, танцевали, чтобы привести себя в экстатическое состояния. В этом состоянии, когда жрецы уже не чувствовали боли, они начинали наносить себе телесные раны. Этот ритуал был частью траура по Аттису и как бы помогал воскресить его. Когда наступала наивысшая стадия религиозного возбуждения, то жрецы оскопляли себя и клали отрезанные части тела к статуе богини. Отрезанные детородные органы заворачивали и погребали в земле или в подземных покоях Кибелы. Принесённая в жертву кровь использовали для того, чтобы вызывать к жизни Аттиса и ускорять воскресение природы. Именно поэтому, как считали жители, природа начинает расцветать очень пышно и красиво.

Древние богини (Астарта, Кибела, Рея) требовали, чтобы жрецы, которые как бы являлись их возлюбленными, приносили им в жертву свои органы, потому что считалось, что сначала необходимо оплодотворить богиню, чтобы она передала всему миру жизненную энергию. Святилище Астарты, сирийской богини, посещаемое толпами паломников, безумно разбогатело от подарков из Ассирии, Вавилонии, Аравии и Финикии. Оскопленные же жрецы сирийской богини были так похожи на жрецов Кибелы, что некоторые их путали. Аналогичной была и церемония их посвящения в жреческий сан.

Во время праздника в Сирии, оскопляли себя не только жрецы, но и обычные люди. Во время экстатического экстаза, в который впадали все жители, одурманенные звуками музыки, они сбрасывали с себя одежду и предавались всеобщему оскоплению. На следующий день, 25 марта (этот день считался днем весеннего равноденствия), в честь воскресения бога верующие предавались приступу необузданного веселья. После того как религиозным экстаз спадал и человек приходил в себя, он, должно быть, всю жизнь глубоко раскаивался в своем поступке и горько оплакивал невозвратимую утрату.

Празднование культа Аттиса был и в форме тайного обряда, где цель была, особенно для новопосвящённых, войти в более тесную связь с богом. Крещение кровью и священная трапеза были главным составляющим тайных мистерий.

Происхождение культа Диониса связано с древнейшим обрядом плодородия. Возможно, дионисизм имел общие истоки с индоарийским оргиастическим культом хмельного зелья – Сомы, или Хаомы. В мифологии Дионис связан с виноводством и виноделием. Также он считается покровителем деревьев и стад (отсюда его главный символ – бык). Таким образом, Дионис является не кем иным, как божеством производящей силы земли.

Диониса часто изображали как быка или человека с рогами (Дионис Загрей). Так было, например, в городе Кизике, во Фригии. Имеются и античные изображения Диониса в этой ипостаси, так, на одной из дошедших до нас статуэток он представлен одетым в бычью шкуру, голова, рога и копыта которой закинуты назад. На другой он изображён ребёнком с бычьей головой и венком из виноградных гроздьев вокруг тела. К богу применялись такие эпитеты, как «рождённый коровой», «бык», «быковидный», «быколикий», «быколобый», «быкорогий», «рогоносящий», «двурогий». Согласно мифу, Диониса убили титаны, когда тот принял образ быка, поэтому критяне, разыгрывая страсти и смерть Диониса, зубами разрывали на части живого быка.

Видимо, из-за этой символической связи появилось убеждение, что именно Дионис первым запряг быков в плуг. До этого же времени, согласно преданию, люди тащили плуг вручную. Принимал Дионис и облик козла.

Культ Диониса был отождествлён с растениями, особенно виноградом, как сырьём для вина, и деревьями. Почти все греки приносили жертвы Дионису Древесному. Одним из прозвищ, которое дали беотийцы богу, было имя Дионис-В-дереве. Этот бог часто изображался в виде столба в плаще, лицом которому служила бородатая маска с лиственными побегами. Этот бог был покровителем деревьев, особенно культурных. Он был в особом почёте у садоводов, которые воздвигали ему в своих садах статуи в виде пней, к нему возносили молитвы об ускорении роста деревьев, его называли Изобильным, Раскрывающимся и Цветущим. Из всех деревьев богу особо посвящались сосна и фиговое дерево, а из растений, кроме виноградной лозы, - плющ.

Как и другие боги растений иных культур, Дионис являлся умирающим и воскресающим богом, именно поэтому Диониса часто сравнивают с египетским Осирисом.

Дионис очень известен праздниками. Праздников в честь Диониса было много, их справляли в разные времена года: Малые, или сельские Дионисии - в декабре, Ленеи - в январе, Антестерии - в феврале, Великие, или городские, Дионисии - в марте, Осхофории - в октябре. Каждый из этих праздников был связан с каким-либо

этапом годичного цикла выращивания винограда или изготовления вина.

Зимой, приблизительно в декабре, в сельских местностях праздновались

Малые, или Сельские Дионисии. В эти дни по традиции было принято

откупоривать бочки с молодым вином. В программу праздника входили

торжественные процессии с фаллосом, приношение в жертву козла, выступления

актеров, всякого рода народные игры и шутки. Из серьезных и веселых хоров

этого праздника развились трагедия и комедия.

Важными праздниками были Анфестерии (в феврале), на которых сливались друг с

другом различные воззрения и культы. Анфестерии были весенним «праздником

цветов» и одновременно днями поминовения умерших. Длились они несколько

дней.

Самым крупным и ярким празднеством были Великие Дионисии. В первый день Дионису приносили в жертву козла; жертвоприношение сопровождалось хоровым пением гимнов в честь бога виноделия — дифирамбов. Затем торжественной процессией афиняне переносили статую бога из храма на склонах Акрополя в рощу, посвященную герою Академу, где вновь воздавали почести Дионису хоровым пением и жертвоприношениями. После захода солнца статую несли назад, в город, и устанавливали на специально подготовленной, утрамбованной или посыпанной песком площадке для выступлений хора певцов и танцоров — орхестре. На следующий день там соревновались между собой хоры молодежи и взрослых мужчин. Далее наступала очередь театральных представлений: трагедии, сатировской драмы, комедии. Поначалу играли только трагедии в течение трех дней, но с 488 г. до н.э. в программу празднества ввели и комедию, предназначив для нее третий день Великих Дионисий; затем 3 дня подряд играли трагедии. В последний день оглашали результаты состязаний и раздавали награды — сначала одним лишь поэтам, авторам наиболее понравившихся произведений, но впоследствии стали награждать и актеров - лучших исполнителей ролей или даже всю труппу.

При рассмотрении сельских праздников в честь Диониса обращает на себя внимание то, что в них он оказывается связанным не только с виноградом и вином, но и гораздо более обширным кругом явлений, связанных с плодородием. Но он был не только богом вина, но и богом растительности и плодородия в целом. Даром Диониса считается и инжир. В обрядах праздников цветов, Анфестерий, он выступает в качестве бога весны. Вот почему его символом был фаллос. Фаллос использовался и в других обрядах плодородия, в частности, в ритуалах, посвященных Деметре, но нигде это не проявилось так ярко, как в культе Диониса. Фаллос фигурирует во всех дионисийских процессиях.

Греко-римский фаллический культ, концентрировавшийся главным образом вокруг Диониса и Афродиты, — культ, заимствованный из семитических религий; под разными именами он господствовал во всей Западной Азии и Египте. Типичнее всего культ этот выразился в Сирии. Храм Астарты и Аттиса украшался у входа изображениями фаллоса и целыми фаллическими сценами из культа Астарты. Множество оскопленных в женском одеянии прислуживали богине; другие, возбуждая себя музыкой и пляской, приводили себя в экстаз и оскопляли себя в священный праздник в честь Адониса.

В Финикии во время празднеств по умершему Адонису женщины срезывали свои волосы и проституировали себя в храме Афродиты. Именно об этих праздниках мы узнаём от Лукиана Самосатского, который описывает такие процессии.

Значительные изменения в традиционные формы поклонения Дионису вносит

эпоха архаики. VI—VII вв. до н.э. характеризуются распространением буйных,

экстатических культов, центром которых становится Дионис.

Примечательно, что женские оргии в честь Диониса не встречали в народе

осуждения. Напротив, люди верили, что пляски вакханок принесут плодородие

полям и виноградникам. В дни радений служительницы могущественного бога

пользовались покровительством и уважением. В таких ритуалах участвовали так называемые гетеры, о которых было сказано выше.

Дионисии (вакханалии) - религиозные мистерии, связанные с культом бога Диониса, зачастую отличались весьма разнузданным характером. Вакханалии, празднества в честь Вакха (Диониса), перерастали в оргии, которые были жертвоприношением в честь бога. Главными действующими лицами вакханалий были женщины, служительницы бога, его посланницы. Согласно описанию Лукиана армия бога Диониса в основном состояла из обезумевших и распаленных страстями женщин. Их головы были увенчаны плющом, а на нагие тела накинуты шкуры оленей; они потрясали короткими копьями, обвитыми виноградным плющом и небольшими щитами, которые при малейшем касании издавали долгий гул. Среди них были и парни - обнаженные, отплясывающие кордак (откровенно эротический групповой танец), с хвостами и рогами. Юноши изображали демонов или силенов, духов плодородия, с которыми служительницы Вакха обязаны были вступать в связь. Изображение этого акта часто встречается на древнегреческих вазах и, вероятно, отголосок этих оргий нашел продолжение в средневековых представлениях о инкубах и суккубах - демонах-соблазнителях.

Ранние же дионисии были исключительно женским праздником и отличались довольно кровожадным характером. Все живое, попадавшееся на пути вакханок, беспощадно приносилось в жертву. В более поздние времена мужчины повернули ритуальные действия раздираемых страстями женщин в сексуальное русло.

 

Заключение

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.