Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Астарта, Афродита, Кибела – культ Великой богини






Астарта - греческое звучание богини Иштар, заимствованное греками из шумеро-аккадского пантеона через культуру финикийцев. В северной Сирии в текстах, найденных в Угарите, упоминается с XIV века до н. э. как — Ашерах, Ашерат, Аштарт, Ашера, Ашират. У западносемитских племён Аштарот, Ашторет, у южносемитских Аштерт. Её культ был известен в Израиле с 10 по VIII век до н. э. Наиболее часто упоминается в текстах Библии. Истоки культа уходят в древнюю Месопотамию.

Почитание Астарты распространилось в Палестине, Египте (в период нашествия гиксосов с 18 династии 1567—1320 гг. до н. э.), малой Азии, Греции, как Афродиты — Урании, которая изображалась в окружении львов и лебедей. Арамейские тексты из Верхнего Египта показывают Астарту — Анат, как супругу Яхве до монотеистической реформы, и её культ существовал до VI века до н. э. В период эллинизма происходит полное слияние Анат и Астарты, где она начинает изображаться в виде обнажённой женщины с лилией или ужом (символом плодородия), либо сидящей на коне с мечом. Мемфис являлся главным центром культа. Её олицетворяли с богиней — воительницей, дочерью бога — творца Ра. Она являлась покровительницей династии фараонов. В мифах имя Астарты упоминается редко, и прямое толкование её основных функций невозможно проследить в силу многих причин.

Сирийская Астарта больше известна под сложным именем Атаргатис. У исследователей того периода существуют совершенно разные предположения о значении этого имени.

Первое предположение о том, что культ, совершаемый в Гиерополе, который Лукиан описывает подробно и по собственным наблюдениям, вполне подтверждает происхождение имени Атаргатис из соединения двух имен Атар и Аттиса. Тут были соединены два культа, Астарты и Адониса, о чем же сообщает и Лукиан по поводу храма Астарты в Библосе. Аттис — это лидийский Адонис. Существует лишь одна разница между мифами Аттиса и Адониса, именно: Аттис умирает от самооскопления.Этому факту вполне соответствует дикий и страстно-чувственный характер культа, совершавшегося в честь Атаргатис в Гиераполе. При входе в храм были расставлены фаллосы и находились непристойные знаки культа Астарты. Многочисленная толпа оскопленных (галлы, с архигаллом во главе) в женских одеждах совершала служение богине; другие, возбужденные доводившим до экстаза богослужением, при котором они под танцы и музыку резали себе руки до крови, оскопляли себя в честь богини. Кроме того, Лукиан приводит три факта, которые характеризуют Атаргатис как богиню воды. Он рассказывает, что ей вместе с голубем посвящены были также и рыбы и что в ее праздники, бывшие два раза в год, в храм ее приносилась вода. В Аскалоне, где богиня эта изображалась с рыбьим туловищем, храм был построен на берегу богатого рыбой священного озера. Однако все объяснения касательно рыбьего вида Атаргатис представляют лишь позднейшие мифологические толкования. Атаргатис в Гиераполе изображалась без рыбьего туловища. Лукиан, описывая золотые изображения двух сидящих божеств, называет их Герой и Зевсом. Вероятно, изображения эти представляли Атаргатис и Хадада. Атаргатис изображается везомой львами, а Хадад восседающим на быках. Первая, по словам Лукиана, имеет больше всего сходства с Герой, но также и со многими другими греческими богинями. В одной руке она держит скипетр, а в другой веретено; на голове ее, окруженной лучами, находится башня. Богиня эта опоясана великолепным поясом, который обыкновенно украшает только Уранию (Венеру), на голове же у нее драгоценный камень, приносящий счастье, который ночью блеском своим освещает все святилище. Между этими двумя божескими изображениями помещено третье, резное, без всякого особенного признака, но с золотым голубем на голове (священный символ Астарты). Изображение это два раза в году во время праздника выносилось на море. Если Атаргатис почиталась в Гелиополе и в других местах богиней вод, то это объясняется тем, что сирийская Астарта, в качестве богини луны, посылала влажность, а вместе с тем и плодородие. Как богиня луны она обозначается присутствием лучей и лунных эмблем.

По другим представлениям, Атаргатис, также Деркето — греческое искажение арамейского имени Астарты - Атаргата или Тарата. Согласно Страбону, её настоящее имя Афара, хотя Ктесий называет ее Деркето. Атаргатис - это сирийская богиня, которую почитают в Бамбике (Эдессе) в Месопотамии. Лукиан упоминает её как мать Семирамиды, ее изображение в Гелиополе в виде рыбы.

Многие учёные склоняются к тому, что Атаргатис – это слияние богини Астарты и Анат – западносемитской богини.

 

Лукиан описывает удивительную историю о том, что во время празднества в честь Адониса в храме Афродиты библосской справляются оргии, которые сопровождаются истязаниями, печалью и слезами, после чего они должны обрить себе головы, как египтяне, когда умирает Апис. В случае неповиновения, женщины должны были в течение одного дня продаваться на площади; плата же, которую они получали, приносилась в дар Афродите.

Эта история заставляет серьёзно задуматься, какое значение могло иметь такое наказание и почему деньги даровались в честь богини Афродиты.

Афродита (" пеннорожденная"), в греческой мифологии покровительница красоты и любви, пронизывающей весь мир. По одной из версий, богиня родилась из крови Урана, оскопленного титаном Кроносом: кровь попала в море, образовав пену, так называемый Афос. Афродита являлась не только покровительницей любви, но и богиней плодородия, вечной весны и жизни. Согласно легенде, она обычно появлялась в окружении своих обычных спутниц - нимф, ор и харит. В мифах же Афродита выступала как богиня браков и родов. Таким образом, она отождествляется в Сирии с богиней Астартой и ассирийской Иштар. Служение богине содержало в себе некоторый оттенок чувственности, именно поэтому гетеры считали её своей богиней.

Афродита была одной из трех богинь, заспоривших о своей красоте. Посулив Парису, сыну троянского царя, прекраснейшую женщину на земле, Елену, жену спартанского царя Менелая, она выиграла спор, и похищение Парисом Елены послужило поводом к началу Троянской войны.
Древние греки считали, что Афродита оказывает покровительство героям, однако ее помощь распространялась только на сферу чувств, как это было в случае с Парисом.
Рудиментом архаического прошлого богини являлся ее пояс, в котором, согласно легенде, были заключены любовь, желание, слова соблазнения. Именно этот пояс Афродита передала Гере для того, чтобы помочь ей отвлечь внимание Зевса.

Возможно, самой большой любовью Афродиты был прекрасный Адонис, сын красавицы Мирры, превращенной богами в мирровое дерево, дающее благотворную смолу — мирру. Вскоре Адонис погиб на охоте от раны, нанесенной диким вепрем. Из капель крови юноши расцвели розы, а из слез Афродиты — анемоны. По иной версии, причиной смерти Адониса был гнев Ареса, приревновавшего Афродиту.

Афродита символизировала силу природы. Её имя ассоциировалось с силами плодородия, природного изобилия, вечнотекущей жизни. Любовные отношения были всё-таки доминирующей сферой деяний Афродиты. Силе любви, которую воплощала в себе Афродита, подчинялись не только люди, но и боги.

Однако с Афродитой связана не только любовь и радость желания, но и кокетство и обман. Именно поэтому мифы об Афродите насыщены историями о страстях Афродиты ко многим героям и любовью к некоторым богам.

В текстах Угарита она упоминается как одна из главных богинь (Астарта) и почитается как мать богов — покровительница царей, богиня моря и изображается как обнажённая женщина.

В универсальном образе богини содержались три главных формы или титула — царица, дева, мать. У аккадийцев и вавилонян Астарта называлась «самой старшей неба и земли», и являлась дочерью бога небес Анну. Подобно тому, как солнце являлось Фебом на небесах, Аполлоном на земле и Плутоном в ещё более низких слоях земли, Астарта становится богиней — матерью на небесах, Церерой и Дианой на земле, Гекатой и Прозерпиной в Гадесе. У финикийцев Астарта являлась женой бога неба Ваала. Он возглавлял круг божеств в городах Финикии и позднее имя его становиться нарицательным, а не собственным, отсюда Ваал и Астарта несли обобщающее наименование всех богов и богинь Сирии, Палестины и соседних стран.

Богиня Кибела (в Сирии она имеет значиться как богиня Рея) - первоначально фригийская богиня, олицетворение матери-природы, почитавшаяся и в большей части областей Малой Азии. Спутниками богини, фригийское название которой было Аммас, считались корибанты, куреты и идейские дактили.

Как известно, Кибела-Рея знаменита мифом про Аттиса. Существует несколько легенд об Аттисе и Кибеле, из которых мы узнаём, что сама Кибела (Рея) оскопила любимого Аттиса за нарушение обета безбрачия.

Март был временем Мистерий Кибелы и Аттиса. В центре этих священных таинственных церемоний были смерть и новое рождение Аттиса. Иногда во время процессии некоторые молодые люди, придя в экстаз, кастрировали себя. Все жрицы Кибелы кастрировались в знак уважения к Аттису. Задолго до пришествия солнечного бога Митры, в честь Кибелы приносились в жертву быки, а сторонники ее культа окроплялись их кровью.
Кибела появлялась всегда на золотой колеснице, с короной в виде зубчатой башни на голове, диких львов и пантер (львы были впряжены и в её колесницу). Она — владычица гор, лесов и зверей, регулирующая их неиссякаемое плодородие.

Из этимологий трёх богинь мы видим, что в целом они представляют один и тот же культ, который имеет различия лишь в мифологических описаниях. Куль Великой Матери, красоты, любви, охоты и войны.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.