Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Не такси






 

«Есть Присутствие, которое невыразимо,

его не в силах коснуться мысль.

Это не то, чем вы владеете; это то,

чем вы являетесь».

Адьяшанти

 

«То, что мы называем " я", есть только

вращающаяся дверь,

которая приходит в движение,

когда мы вдыхаем и выдыхаем.

Она просто движется и все…

Ничего нет:

Ни " я", ни мира, ни ума, ни тела;

просто вращающаяся дверь».

Роси Сюнрю Судзуки

 

Куда бы вы ни направлялись в Бомбее, повсюду отча­янная бедность и грязь, нищие, сидящие на улицах в ку­чах мусора, где они живут и спят, протягивают руки и дергают вас за штанину, а те, кто покрепче, идут за вами следом, прося, умоляя о помощи, о нескольких рупиях. Многие околачиваются на пересечении улиц, и когда движение замирает на светофоре, они подходят к ваше­му такси, босые, в разорванной одежде, и с умоляющи­ми глазами просовывают руки в окно.

Однажды, когда я возвращался с утренней беседы у Рамеша, один такой нищий, более жалкий, чем все остальные, приблизился к открытому заднему окну, когда такси встало в потоке движения. Я взглянул и увидел индуса, едва достигавшего ростом четырех с половиной футов; его глаза оказались на уровне моих — я сидел в крошечной допотопной Padmini. У него не было рук, но на одном из плеч росла кисть, которую он положил на дверь машины, ладонью вверх, в то время как его лицо приблизилось к моему. Его голова, плечи и лицо были также деформированы, искривлены и обезображены, олицетворяя собой шрамы, мерзость и жестокость улич­ной жизни. Его рот двигался в едва слышной жалобе и мольбе, давно вошедших в привычку, пока его глаза не встретились с моими, и тут он остановился, все остано­вилось, и так мы замерли, наши лица не более двух фу­тов друг от друга, неподвижно глядя друг другу в глаза.

Бывают такие моменты, когда «ничего не происхо­дит», в которые внезапно становится понятным, что якобы происходящего на самом деле нет, а то, что про­исходит, — не что иное, как ни-что. Прекратилось разы­грывание ролей, остановилась повседневная рутина ни­щего, и не было сделано движения дать ему монету. Обе формы стали абсолютно пустыми и застыли. Разделя­ющие их границы растворились.

Трудно описать словами то ощущение, которое пере­живаешь в подобные моменты. Какие бы чувства ни на­чинали возникать, все они прекратились, и не было ни жалости, ни страдания, ни отвращения, ни неловкости, ни дискомфорта, и едва ли даже было сострадание. Ког­да я взглянул на него, стало ясно, что я смотрю на само­го себя, стало ясно, что я смотрю на Бога. Искривленная физическая форма этого нищего казалась столь про­зрачной, столь мерцающе тонкой в жаре тропического города, а Сияние струилось сквозь него и вокруг него столь видимо, что было невозможно не понять, что и нищий, и уличная декорация за ним — всего лишь сня­щиеся формы, а свет Сияния в основе реальности невозможно скрыть. В этот момент наступило ощущение глубокого безучастного покоя: пока мы смотрели друг другу в глаза, не было нужды что-либо делать, говорить, чувствовать, думать.

Когда такси тронулось, я повернулся к приятельни­це, сидевшей рядом, возможно, чтобы поделиться тем, что произошло, или спросить ее, что она видела, но по-прежнему не было никаких связных мыслей и слов, и когда мы снова взглянули в окно, этой маленькой иска­женной человеческой формы больше нигде не было видно.

Несколько дней спустя на утренней беседе мне был задан вопрос по существу: «Что случилось бы с Понима­нием, будь дэвид не столь хорошо материально устроен в жизни?» Мои мысли моментально вернулись к безру­кому нищему и многим другим, с коими доводилось сталкиваться, живущим, спящим и бродящим по ули­цам Бомбея, и к тому ощущению полного покоя, сни­сходившего в те моменты. Подходящих для выражения этого слов не нашлось. Тогда, в такси, я попытался пару раз промямлить что-то своей приятельнице, но сформу­лировать ощущение членораздельно не получилось. Те­перь же стало понятно, что подобный вопрос, подобная проблема возникает только в том случае, когда присут­ствует отождествление себя с организмом тела-ума.

Когда есть отождествление с телом-умом, тогда ум принимается за дело: «О боже, " мне" так повезло, " я" живу в таких хороших и комфортных условиях, а этот бедолага — в столь плачевных. " Я" ощущаю себя плохо, " я" ощущаю себя ужасно, " я" обязан что-то сделать с этим». Или наоборот, если ситуация обратная: «" Мне" пришлось тяжко, у " меня" нет того, что " я" хочу и что " мне" нужно, у всех остальных есть гораздо больше, чем у " меня". " Мне" нужно что-то сделать… а еще лучше: кто-нибудь или все " они" должны сделать что-то, чтобы " мне" помочь». Всему этому потакает «я» индивидуальной сущности и сравнение себя с другими кажущимися индивидуальными сущностями.

Но когда нет отождествления себя с одним из этих кажущихся индивидуумов, происходит просто то, что происходит. В одном уме-теле возникает ощущение счастья. Другое страдает от нищеты. Это ум-тело со­трясается от гнева, то — богато и полно ненависти, дру­гое — болеет, но пребывает в мире с собой; еще какое-то обладает завидным здоровьем и мучается от скуки! Бес­конечные комбинации качеств и переживаний в милли­ардах тел-умов. Одно из них — это. Но ничто не имеет никакого значения.

С интеллектуальной или эмоциональной точек зре­ния это весьма сложный, заковыристый предмет. «Не имеет никакого значения» звучит предельно неполиткорректно. Легко говорить это, пребывая в комфорте. Стало бы рассуждать тем же образом это ум-тело, живи оно на улицах Бомбея? Единственным ответом на это может быть: любая мысль, возникая в Сознании, всякое мгновение проходит через всякое тело-ум. Интеллек­туальный или эмоциональный подходы здесь просто не­возможны: оба они — реакции индивидуума, в то время как никаких разделяющих границ не существует, разве что в качестве иллюзии и временных подпорок. В По­стижении все границы попросту растворяются. Про­буждение случается и с нищими, и с королями. Многие нищие и многие короли в сновидении так и остаются непросветленными. И это не имеет вообще никакого значения.

В следующий раз на обратной дороге в отель води­тель такси решил попрактиковаться в английском. Я не обращал на него особого внимания и листал литературу, которую мне дали, пока на какое-то время он вдруг не замолчал, и я поднял голову и увидел, что он наблюдает за мной в зеркало заднего вида. Пристально глядя на ме­ня, он отчетливо произнес: «Я не такси. Я перевозящее», с ударением на причастие «…ящее». Возвещение чистой не-двойственности, достойное мастера, прямо-таки са­мого Вэй У Вэя. Не кажущаяся сущность, которую, как ты полагаешь, ты видишь, но само происходящее, само действие. Да, мой друг, ты прав.

 

«Когда твоя индивидуальность растворилась, ты больше не видишь другие индивидуальности, все это просто происходящее в Сознании. Если вам повезет, то понять это очень легко. Если не повезет — то крайне сложно. Это очень глубо­кая и очень простая вещь, если понять ее пра­вильно.

То, что я сейчас говорю, — это не обычный набор стандартных духовных знаний».

(Нисаргадатта Махарадж)

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.