Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вращение






 

«Ах, дверь была закрыта на замок,

И сквозь завесу видеть я не мог.

Послышалась мне речь про " я" и " ты",

Но через миг настал молчанью срок».

Омар Хайям (Перевод: О. Румер)

 

«Это все та же фигня, приятель».

Дженис Джоплин

 

Кто я? Извечный вопрос. Определенно не это тело, не эти временные, изменяющиеся физические молеку­лы, атомы и частицы, которые, если верить физикам, как таковые вообще не существуют. Определенно не этот ум, не эти мысли, неизвестно откуда возникающие и не поддающиеся контролю. В итоге остается одно: единственное, в чем мы можем быть уверены, — это Со­знание, глубоко внутри, глубоко за пределом индиви­дуальности, первичное по отношению ко всем вариантам того, кем или чем я себя считал. Ощущение, знание: Я Есть. Неделимое, интуитивно воспринимаемое Я, Жиз­ненная Сила, которая существует и знает, что она суще­ствует. Это все. Единственная постоянная. Все осталь­ное — измышление, выдумка.

Под всеми своими слоями каждый из нас пережива­ет этот самый опыт существования, «Я Есть». Именно этот опыт Я. Необъяснимым образом этот всеобщий опыт является атрибутом различных «я», каждое из ко­торых переживает одно и то же Я. Безличностное Я при­нимается за личностное, «индивидуальное» «я», обита­ющее в каждом индивидуальном теле-уме. По крайней мере, это то, что на поверхности кажется бесспорным. Но не нужно копать слишком глубоко, чтобы убедиться, что это ерунда. Идея отъединенного, индивидуального «я» возможна только потому, что в каждом видимом «я» переживается подлинное Я. Этот опыт ошибочно трак­туется как личный опыт, относящийся к индивидуаль­ному телу-уму. Жизненная Сила, Я, вдыхающая жизнь в одно тело-ум, кажется отличной от той, что оживляет другое тело-ум, потому что проявление этого Я в каж­дом из них выражено по-разному. Мы сосредоточиваем внимание на непостоянном, варьирующемся проявле­нии и не замечаем то неизменное, что скрыто под ним.

Неизменно: есть только Одно. Есть только одно Я, одна Осознанность, Сознание, выражающее себя во мно­жестве кажущихся тел и умов. Мое знание «Я Есть» — то же Я, подобное вашему знанию «Я Есть». Реальность есть го, что скрыто за покровом видимости: Я, «Я Есть», Осознанность, Абсолют. Те, кого мы называем индиви­дуумами, представляют собой лишь видимую, относи­тельную конструкцию. Все, что называется физической или психической «реальностью», на деле только види­мость, относительность. Именно поэтому здесь поистине ничего не происходит — все это лишь кажется. Не­смотря на видимость, ничто из проявленной физиче­ской «реальности» не реально, ничего не происходит, и «дэвид», наряду со всем остальным, — концепция, идея, ментальный пузырь, которого в реальности нет.

Благодаря этому жизнь идет своим чередом с гораздо меньшей вовлеченностью. Нет нужды в стремлениях, борьбе или становлении: «мы» все уже есть Единствен­ность, Я, Осознанность. То, что кажется происходящим здесь, в видимой «реальности», нереально и не оказывает никакого воздействия на того, кто Есть Я, на Я, на Осознанность. Это сравнимо с волной: она вздымается на какое-то мгновение на поверхности океана и снова опадает, но природа океана остается неизменной. Ниче­го не случилось. Переживания ничего не значат: на са­мом деле, нет ничего, что было бы более важно или менее важно, потому как здесь ничего не происходит. Когда действие не имеет значения, привязанность к его результату постепенно теряет силу.

Когда я смотрю на «других», то обнаруживаю шоки­рующую, неприкрытую близость с ними: я вижу ту же Сущность, которая Есть Я, по-разному выражающую себя.

Нисаргадатта Махарадж то и дело повторял своим слушателям: «Отступите. Идите обратно». На каком бы уровне вы ни были, какое бы местонахождение ни опре­деляло ваши мыслительные процессы и переживания, отступите обратно, найдите место или уровень, предше­ствующий этому. То же предписывает указание Джеда МакКенны: «Продвигайтесь». Не важно, где вы находи­тесь или откуда пришли, пока существуете «вы», суще­ствует более глубокий уровень, предшествующий этому, находящийся за его пределом, который и нужен вам. Все остальное — часть сновидения, маскирующий слой. От­ступите, идите обратно, к тому «Я Есть», что предшест­вует всему.

 

«Порой ты слышишь голос за дверью,

Зовущий тебя, Подобно тому как рыба, выброшенная на берег,

слышит зов прилива " вернись! " Этот поворот к тому, что ты глубоко любишь,

Спасет тебя». (Руми)

 

Какое-то время после всего случившегося, после джунглей, присутствовало острое осознание трансфор­мации, Понимания, произошедшего внезапным рывком, и ощущение, что уму и телу еще только предстоит научиться жить с этим. Похоже, дело было не только в тяжести этого ума-тела и движущих импульсах его жиз­ни и истории, но и всей человеческой культуры, убеж­денной в том, что все устроено не так, как это было оче­видно теперь, в свете Понимания. В повседневной жиз­ни ум и тело продолжали реагировать привычным для них образом мыслей и действий. Это было даже забавно и развлекало меня все то время, потому как не было «содержимого», не было поддерживающих эмоций и убеждений, которые раньше были там и изначально служили толчком этим мыслям и действиям. Они были «пусты».

Как-то я наткнулся на параллель с вентилятором, ко­торый продолжает вращение некоторое время после того, как штепсель выдернут. Лишенные своего источ­ника, привычные мысли и действия должны были бы отпасть, что до определенной степени и произошло. Большая часть инертного движения постепенно сошла на нет. С другой стороны, вещь дэвид просто до смеш­ного продолжает вести себя более или менее как дэвид. Организм исправно выдает реакции, соответствующие его запрограммированности и обусловленности. Но это не имеет никакого значения.

После того как Реализация случилась, внешне может казаться, что ничего не изменилось, однако изнутри все отныне предстает иначе. Это тоже лишь приблизитель­ное описание, а не истина, но оно ухватывает суть. Именно это подразумевает высказывание дзэн: «До про­буждения наколи дров, принеси воды. После пробужде­ния наколи дров, принеси воды». Колоть дрова и носить воду — привычные, основные, насущные, повседнев­ные занятия в простом аграрном обществе, откуда пош­ло это выражение. Смысл его в том, что все продолжает идти своим чередом, как прежде. Жизнь продолжается. Внутри, вместо прежнего состояния сна, отныне — Понимание того, Что Есть. Но вовне организм следует на­значенным ему циклам. А почему бы и нет?

Возможно, в рутинной жизни организма и произош­ли какие-то изменения, заметные близким. Возможно, несколько усилилась склонность к тишине и уедине­нию. Несколько ослаб интерес к деятельности и разго­ворам. В зависимости от превалирующего культурного влияния в целом может сложиться впечатление, что тот, кто прошел через подобный опыт, просто ведет себя чуть более странно. Но естественное функционирова­ние организма продолжается практически так же, как и раньше.

Я знаю, что это тело неодушевленно, не имеет инди­видуальности. Это только видимость, в которую Сущ­ность, Единственность, Осознанность вдохнула жизнь. У него даже нет собственной жизни. Скорее, оно про­живается. Присутствует острое осознание, что этот ор­ганизм тела-ума проживают, и он не живет автономно. То, что я некогда называл «своим умом», есть поток мыслей; мыслей, которые берут свое начало не во «мне», а в Единой Осознанности. Нет индивидуума, нет дэвида. Все, что, как кажется, происходит здесь, включая мысли и действия этого ума и тела, возникает стихийно в Осознанности. Несмотря на якобы принимаемые «мной» решения.

Поскольку очевидно, что нет никого, кто бы мог контролировать «мои» мысли или стечения обстоя­тельств в этой мнимой «реальности», нет и концепции вины, или гордыни, или ответственности, или обяза­тельств, — все это утрачивает смысл. Конечно, общест­во столкнулось бы с серьезными трудностями, если бы ему пришлось существовать и функционировать без по­ощрения этой веры в концепцию контроля за индивиду­умами и населением. Но ни одной из этих концепций не существует в том, Что Есть Осознанность. Все возникает спонтанно в Осознанности. Нет никакой необходимости чему-то случаться или не случаться. Нет смысла, нет причины, нет «почему?».

На вопросы «почему?» по самой их природе не может быть ответа. Многие всю жизнь то и дело спрашивают «почему?» и, не подозревая того, охотно принимают в качестве ответа то, что таковым не является. Если мы спросим, почему небо синее, ответ, будь это научная вы­кладка, мистическое или поэтическое видение, не объ­яснит, почему небо синее, а скорее расскажет, как полу­чается, что оно синее. Если мы спросим, почему мы испытываем состояние депрессии или счастья, ответом будет объяснение, как получается, что мы чувствуем се­бя подобным образом, что, однако, по-прежнему не от­вечает на вопрос. Мы ходим вокруг да около «почему?», называя причины того, как получается, что что-то про­исходит тем или иным образом, не понимая, что «поче­му?» продолжает оставаться без ответа. Ответа нет, нет «почему?». Все возникает спонтанно в Осознанности. Беспрестанные вопросы «почему?» — это только ум, пы­тающийся захватить контроль.

Любопытно, что в детстве постоянные «почему?» на­чинаются в то время, в том возрасте, когда появляется ощущение отделенности как индивидуальное «я». Ум думает, что если до него дойдет, «почему» все это проис­ходит, он сможет взять ситуацию под контроль и все уладить. Таким образом ум довольствуется не-ответами и сохраняет иллюзию контроля, вместо того чтобы при­знать, что ответов не существует, и согласиться с тем, что у него нет никакой власти. Нет цели, нет причины, нет смысла. Поэтому нет значимости. Поэтому нет во­влеченности. Нет потребности что-либо менять.

Тот, кто вырос с религиозными убеждениями, дол­жен в данной связи пройти через фундаментальный сдвиг. Даже если эти религиозные убеждения давно уже обнаружили себя как вводящие в слепоту и заблуждения измышления, тем не менее остается ядро, ощущение Другого. Мартин Бубер в «Я и Ты»; мистическое вос­приятие Рудольфа Отто в «Идее святости». Даже когда вера в Бога как индивидуальную сущность отпадает, идея некого Другого по-прежнему остается. Другой, на которого можно направить человеческое чувство благо­говейного страха. Некто Тот, к кому можно испытывать благодарность. Источник. Дух.

Тот, кто воспринимает это на интеллектуальном уровне, неосознанно подвержен тенденции назвать «Присутствие», «Сознание» тем Другим, Духом; просто поменять названия. Многие рассуждают о Сознании со­вершенно так же, как они когда-то рассуждали о Боге или Духе. Однако Другого нет, потому что нет индиви­дуума. Нет Тебя, потому как нет меня. Нет Духа, так как нет ничего, что не являлось бы Духом. Нет раскола дуа­лизма, есть только Одно. Я не отличен от Одного.

 

Пойманный в ловушку мира концепций и двойст­венности,

ум утрачивает связующую силу, буксует, и его «заносит».

Возникает мысль: «Думать не о чем».

Затем наступает Недвижимость,

Осознание.

 

Три

 

Ближе,

чем только можно

себе представить:

«меня» нет;

то, что Есть

Присутствие,

есть Я.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.