Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 14. Публичное выступление






 

Все, кому приходится выступать перед аудиторией, должны иметь свой способ общения со слушателями. Выступающих можно разделить на две группы.

Представители первой подчиняют аудиторию себе. Конечно, они учитывают ее непосредственную реакцию, но предпочитают держать «бразды» правления в своих руках. Не допускают вольностей в поведении и речи. Назовем этот тип публичного выступления «авторитарным».

Принадлежащие ко второму типу в известной мере подчиняются аудитории. Они располагают более разнообразным выбором вариантов поведения на трибуне, общения, произнесения речи. Ориентируются на реакцию аудитории, имеют более гибкую, «личностную» манеру общения. Назовем этот тип «демократическим».

И у того, и у другого типа выступающего есть свои преимущества и недостатки. Излишняя независимость от аудитории может сделать выступающего не чувствительным к интересам слушателей. А стремление во всем следовать аудитории может привести к потере авторитета и эффекта от сказанного. Вы должны сами выбрать нужный тип общения в зависимости от своего темперамента, характера, индивидуальных качеств.

 

14.1. Тест «Ваш стиль публичных выступлений»

 

Каждый оратор обладает свойственным только ему стилем публичного выступления. С помощью этого теста Вы сможете определить, к какому типу ораторов Вы относитесь [42].

На каждый вопрос необходимо выбрать один вариант ответа.

1. Вы испытываете неловкость, когда кто‑ то вмешивается в Ваш разговор:

а) точно нет (4 балла);

б) скорее нет, чем да (3 балла);

в) скорее да (2 балла);

г) именно так (1 балл).

2. Вас смущают вопросы, касающиеся чувств и личностных особенностей:

а) точно нет (4 балла);

б) скорее нет, чем да (3 балла);

в) скорее да (2 балл);

г) именно так (1 балл).

3. Когда Вам приходится выступать публично, Вы неплохо с этим справляетесь:

а) точно нет (1 балл);

б) скорее нет, чем да (2 балла);

в) скорее да (3 балла);

г) именно так (4 балла).

4. Чаще Вы соглашаетесь со своим оппонентом, даже если знаете, что он не прав:

а) точно нет (4 балла);

б) скорее нет, чем да (3 балла);

в) скорее да (2 балла);

г) именно так (1 балл).

5. Вас подавляют сильные личности:

а) точно нет (4 балла);

б) скорее нет, чем да (3 балла);

в) скорее да (2 балла);

г) именно так (1 балл).

6. В конфликтных ситуациях Вы порой чувствуете себя неуверенно:

а) точно нет (4 балла);

б) скорее нет, чем да (3 балла);

в) скорее да (2 балла);

г) именно так (1 балл).

7. Если Вы приняли решение, то не любите, чтобы дело затягивалось:

а) точно нет (1 балл);

б) скорее нет, чем да (2 балла);

в) скорее да (3 балла);

г) именно так (4 балла).

8. Вы более чувствительны, чем думают окружающие:

а) точно нет (1 балл);

б) скорее нет, чем да (2 балла);

в) скорее да (3 балла);

г) именно так (4 балла).

9. Вы не очень хорошо переносите критику:

а) точно нет (4 балла);

б) скорее нет, чем да (3 балла);

в) скорее да (2 балла);

г) именно так (1 балл).

10. К людям, которые вас окружают, Вы склонны относиться с симпатией:

а) точно нет (4 балла);

б) скорее нет, чем да (3 балла);

в) скорее да (2 балла);

г) именно так (1 балл).

11. Ваши размышления о будущем в основном оптимистичны:

а) точно нет (1 балл);

б) скорее нет, чем да (2 балла);

в) скорее да (3 балла);

г) именно так (4 балла).

 

Ключ к тестовому заданию «Ваш стиль публичных выступлений»

 

От 39 до 44 баллов«управленческий стиль» выступления». Вы чувствуете себя хозяином ситуации, выступая на любых совещаниях, собраниях, конференциях. Вы уверены в своей способности добиваться успеха. Когда Вы чего‑ то хотите, то умеете твердо и недвусмысленно выражать свое желание. Но в силу своей самоуверенности Вы не склонны прислушиваться к чужому мнению и считаться с настроением других людей. Будьте осторожнее – это может плохо обернуться впоследствии. Выражайте свои желания более деликатно, не ставьте ультиматумы. Пытайтесь относиться терпимее к другим людям, учитывайте мнение окружающих.

От 30 до 38 баллов – «стиль коммивояжера». Вы умеете убедительно излагать свою точку зрения. Вы добиваетесь своего, хотя многие думают, что интересная идея принадлежит им. Выступая публично, Вы предварительно обдумываете свою речь, форс‑ мажорные ситуации вам не страшны. Стабильность, характеризующая Вас как оратора, удостаивает уважение окружающих.

От 20 до 29 баллов – «миротворческий стиль». В основном у Вас хорошие отношения с окружающими. Вы умеете настроиться на чужую волну, найти общие интересы с любой аудиторией. Это как оратора заметно выделяет Вас из общей массы. Но излишняя скромность и некая неуверенность мешает Вам порой добиться желаемых результатов. Проявляйте большую настойчивость. Это только вызовет к Вам уважение.

От 11 до 19 баллов – «безличный стиль». В достижении своих целей Вы умеете проявлять изрядное терпение. Вы знаете, как добиться желаемого, не торопя ни людей, ни события. В повседневной жизни стараетесь не обременять других своими просьбами, опасаясь отказа. В случае отказа отступаете слишком быстро. Выступая на собраниях, совещаниях Вы досконально описываете все. С одной стороны это, конечно, хорошо, но с другой стороны Вы можете быстро потерять связь с аудиторией, так как излишняя детализация вызывает утомление слушателей. Во время выступления не бойтесь вопросов аудитории, будьте уверены в себе, и у Вас все получится.

 

 

14.2. Тест «Какой Вы лектор?»

 

Этот тест поможет Вам определить стиль своего поведения во время публичного выступления, совещания, деловой беседы. Ответьте на следующие вопросы «да» или «нет» [8, с.130].

1. Нуждаетесь ли Вы в тщательной подготовке к каждой лекции в зависимости от характера аудитории (имеется в виду, что тема хорошо известна и у Вас есть опыт выступления)?

2. Чувствуете ли Вы себя после лекции «выжатым» или способны выступать еще раз в тот же день?

3. Волнуетесь ли Вы перед выходом на трибуну настолько, что приходится «преодолевать себя»?

4. Всегда ли одинаково начинаете лекцию?

5. Приходите ли на лекцию заранее или к моменту выступления?

6. Нуждаетесь ли во времени (3 – 5 минут), чтобы установить с аудиторией контакт и заставить внимательно слушать себя?

7. Стремитесь ли говорить строго по намеченному плану или склонны к импровизации?

8. Любите ли двигаться во время выступления?

9. Отвечаете ли Вы на записки с вопросами по мере их поступления или сначала группируете их?

10. Удается ли Вам в ходе лекции пошутить и как часто это бывает?

 

Ключ к тестовому заданию «Какой Вы лектор?»

 

Положительные ответы на вопросы 1, 4, 5, 6, 7, 9 и отрицательные – на вопросы 2, 3, 8, 10 свидетельствуют о том, что Вы относитесь к первому типу лектора, и наоборот. Если Вы ответили «нет» на вопросы 2, 3, 5, то можно говорить о том, что у Вас сильный тип нервной системы. Отрицательные ответы на вопросы 1, 4, 6, 10 свидетельствуют о подвижности нервных процессов.

Если Вы определили, что относитесь к первому типу, то не старайтесь вести себя как лектор второго типа – не получится! Вообще не копируйте стиль другого лектора, особенно если у Вас разные манеры общения с аудиторией. В качестве пожеланий лекторам первого типа можно порекомендовать заранее отработать и предусмотреть все, что касается композиции, содержания и языка выступления, не гнушаясь подробным предварительным конспектом, даже если Вы не собираетесь читать «по бумажке». Ваше преимущество – в глубине и отработанности выступления, вплоть до деталей.

Тем, кто относится ко второму типу, посоветуем позаботиться о том, чтобы быть «в форме» в момент выступления. Постарайтесь максимально взять под контроль свое поведение, вплоть до мимики, жестикуляции. Стремитесь совершенствовать свою манеру общения с аудиторией.

 

 

14.3. Тест «Умение излагать свои мысли»

 

Публичное выступление руководителя – это основной психологический способ формирования общественного мнения в трудовом коллективе.

Умение в нужный момент в убедительной форме высказать дельное предложение – вот что прежде всего следует понимать под определением «владеть речью», «иметь силу убеждения». Этот тест дает возможность определить Ваши способности излагать свои мысли публично.

Ответьте «да» или «нет» на предложенные вопросы [8, с. 136].

1. Заботитесь ли Вы о том, чтобы быть понятым?

2. Подбираете ли Вы слова, соответствующие возрасту, образованию, интеллекту и общей культуре слушателя?

3. Обдумываете ли Вы форму изложения мысли, прежде чем высказаться?

4. Достаточно ли лаконичны Ваши распоряжения?

5. Если слушатель не задает вопросов после того как Вы высказались, считаете ли Вы, что он Вас понял?

6. Достаточно ли ясно и точно Вы высказываетесь?

7. Следите ли Вы за логичностью своих мыслей и высказываний?

8. Выясняете ли Вы, что было неясно в Ваших высказываниях? Побуждаете ли задавать вопросы?

9. Задаете ли Вы вопросы слушателям, чтобы понять их мысли и мнения?

10. Отличаете ли Вы факт от мнений?

11. Стараетесь ли Вы опровергнуть мысли собеседника?

12. Стараетесь ли Вы, чтобы слушатели всегда соглашались с Вами?

13. Используете ли Вы профессиональные термины, далеко не всем понятные?

14. Говорите ли Вы вежливо и дружелюбно?

15. Следите ли Вы за впечатлениями, производимым Вашими словами?

16. Делаете ли Вы паузы для обдумывания?

 

Ключ к тестовому заданию «Умение излагать свои мысли»

 

Вы получаете по 1 баллу за ответы «нет» на 5, 11, 12, 13‑ й вопросы и по 1 баллу за ответы «да» на все остальные вопросы. Подсчитайте количество баллов.

От 12 до 16 баллов Вы отлично излагаете свои мысли перед аудиторией.

От 10 до 12 баллов у Вас средний уровень умения излагать свои мысли перед аудиторией.

От 9 баллов и менее Вы практически не умеете излагать свои мысли перед аудиторией.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.