Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






З а н а в е с






 

Неужели в пьесах Метерлинка важно то, что люди слепы: порочны, пошлы, безверны и тому подобные расшифровки Станиславского? Не важнее ли, что слепой равен зрячему, а судьба сама слепа? обратная динамика его пьес -- обратная перспектива -- постижение истинной реальности через символ -- это движение, знакомое русской философии, не возможно для станиславского, убежденного в том, что всякое отвлечение, «стилизация, импрессионизм на сцене достижимы утонченным и углубленным реализмом» (31).

Метерлинк и Станиславский, оба видят «трагическое в повседневном», но повседневное находится в разных плоскостях. Для каждого из них пространство другого одинаково двухмерно, непонятно, мертво. Хотя, кто знает: реализуй Станиславский эти пьесы в этюдах -- не получили бы мы тогда еще один удачный опыт, неповторимый впредь?

Три маленькие пьесы Метерлинка были принесены в жертву будущему театру «документа и метафоры». А жаль красивую идею: символисты мечтали о мировом театре. С эсперанто начинался век: мировые религии сблизятся, культуры взаимопроникнутся, вырастет и не рухнет Вавилонская башня, удивительно похожая на Эйфелеву, а драматургия, живопись, музыка заговорят на едином поэтическом языке.

Это Театр Поэта «потерпел фиаско» в МХТ 2 октября 1904 года. Станиславский к эсперанто охладел. Но МХТ снова попытается заговорить на нем, когда в Студию на Поварской придет Мейерхольд -- ставить другую пьесу Метерлинка -- «Смерть Тентажиля». Но, кажется, это уже совершенно другая История.

 

 

1. Убили трех маленьких девочек

Чтобы узнать, что у них в сердце...

Морис Метерлинк. «Пятнадцать песен».

2. 22 ноября 1906 года и 30 декабря 1906 года в драматическом театре Комиссаржевской, Петербург.

3. Премьера 28 декабря 1905 г.

4. Мейерхольд поставил «Смерть Тентажиля» позже, премьера состоялась в Тифлисе 19 марта 1906 года.

5. «... режиссер пытался закрыть собой артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки мизансцен... интересные замыслы студии превратились в отвлеченную теорию, в научную формулу...» (Станиславский К.С. Собрание сочинений. М.: Искусство, т.1. С.285).

6. 30 сентября 1908 года.

7. Жоржетт Леблан (1869--1941 --- по каталогу Библиотеки Конгресса в Вашингтоне) --- «друг и возлюбленная» М.Метерлинка. Познакомилась с ним в 1895 году. Если вообще можно влиять на поэта, повлияла на его тоарчество. Сестра писателя Мориса Леблана, сама не только актриса, но и писатель (мемуарист). Ее книгу «Выбор жизни» (1904) Л.Д.Зиновьева-Анибал сочла «знамением времени» («Весы» 1904, №8); книга воспоминаний «Моя Жизнь с Метерлинком» вышла в Нью-Йорке в 1932 году.

8. Письмо, датированное 25 ноября 1910 года. Цит. по: Театр, 1960, №3. С.64.

9. Владислав Ходасевич. Театр Станиславского. // Колеблемый треножник. М.: Сов.пис. 1991. С.613.

10. Там же. с.614.

11. Московские ведомости. 1904. №272.

12. К.В.Орлов.

13. Русское слово. 1904. №275.

14. Станиславский К.С. С.с., т.7, с.304.

15. Московские ведомости. 1904. №285.

16. Вл.И.Немирович-Данченко. Театральное наследие. М.: Искуство. 1954, т.2. с.283.

17. Музей МХТ, архив К.С., №4905. Письмо Бальмонта Станиславскому из Парижа.

18. И.Д.Шкунаева. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. М.: Искусство. 1973.

19. В 1902 году Чехов писал О.Л.Книппер: «Три пьесы Метерлинка не мешало бы поставить, как я говорил, с музыкой». -- А.П.Чехов, С.с. в 12 тт. М.: Гослитиздат, 1957, т.12. с.506.

«Он [Чехов -- К.Р.] хотел, чтобы миниатюры Метерлинка шли под музыку. Пусть за сценой играют какую-нибудь мелодию необыкновенную: что-нибудь грустное и величественное». -- К.С.Станиславский. С.с., т.7. с.704.

20. М.Кузмин. Условности. Томск. Водолей. 1996. С.34.

21. Весы. 1904. №10. С.82.

22. Вл.Ходасевич. Театр Станислаского. Возрождение. 19 августа 1938. С.3.

23. «J'admire Othello, mais il ne me paraоt pas vivre de l'auguste vie quotidienne d'un Hamlet, qui a le temps de vivre parce qu'il n'agit pas». M.Maeterlinck. А propos de Solness le Conatructeur (Le Tragique quotidien). Le Figaro.2 avril 1894. Позднее эта статья вошла как часть в «Сокровище смиренных» («Le Trйsor des humbles»).

24. Цит. по: В.И.Максимов. Символистский театр Франции. Автореферат кандидатской диссертации. Спб. 1992. С.14.

25. «Вечно» -- определение Бальмонта. См. прим.17.

26. М.Метерлинк. Пьесы. М.: Искусство. 1958. С.11.

27. См. прим. 5.

28. Весы. 1904. №10. С.82.

29. Суреньянц максимально приблизил к просцениуму окна дома и увеличил их, насколько возможно.

30. < Ю.Азаровский>.

31. Цит. по: М.Н.Строева. Режиссерские искания Станиславского 1898-1917. Т.I, с.147.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.