Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БОРЬБА ДАРИЯ С ГАУМАТОЙ В ОСВЕЩЕНИИ ГЕРОДОТА




(Геродот, История. Кн. III, §§ 60—61, 67, 78—79.)

Описание событий 522—521 гг., данное Геродотом, во многом расходится с официальной версией, сформулированной в Бехистунской надписи. Геродот отмечает позитивную деятельность мага, овладевшего персидским престолом (освобождение страны от налогов на 3 года). Дарий, согласно Геродоту, признаёт сперва власть мага (которого «отец истории» называет не Гауматой, а Смердисом, тёзкой царевича), а затем, организовав совместно с 6 вельможами против него заговор, убивает его и овладевает троном.

В то время как Камбиз всё ещё находился в Египте и страдал умопомешательством, против него восстали два брата, маги, одному из которых Камбиз оставил свой дворец на попечение.
Этот-то и восстал, зная, что смерть Смердиса (1) содержится в тайне, что лишь немногим персам она известна, а что народ считает его в живых. Имея это в виду, он для захвата царской власти устроил следующее: был у него брат, который, как я сказал уже, восстал вместе с ним; он был очень похож по наружности на Смердиса, сына Кира, умерщвлённого по приказанию Камбиза, родного брата его; он носил и то же самое имя Смердиса. Этого-то человека маг Патизейтес убедил, что всё сделает для него сам, и посадил его на царский престол. Засим он повсюду разослал глашатаев, между прочим, и в Египет, с приказанием по войскам, что впредь они обязаны повиноваться Смердису, сыну Кира, а не Камбизу.
Между тем по смерти Камбиза маг, пользуясь тождеством своего имени с именем Кирова сына, Смердиса, спокойно царствовал в течение семи месяцев, недостававших Камбизу для полных восьми лет его царствования. За это время он сделал много доброго всем своим подданным, так что, когда он погиб, все в Азии жалели по нём, за исключением самих персов. Действительно, маг разослал по всем народам своего царства распоряжение о свободе от военной службы и от податей на три года. Распоряжение это сделал он тотчас по вступлении на царство, а на восьмом месяце после этого его узнали.
Как раз в то время оба мага находились в замке и обсуждали последствия поступка Прексаспеса (2). Но увидавши и смятение и крики евнухов, они оба кинулись назад и, постигши всё случившееся, бросились к оружию: один поспешно схватил лук, другой взялся за копьё. Тут произошла схватка. Лук в этом положении оказался для мага бесполезен, потому что враги наступали вблизи; другой маг отбивался копьём и ранил Аспатинеса в бедро, а Интаферна в глаз (3); от полученной раны Интаферн потерял глаз, но не умер. Этих двух персов ранил один из магов; другой маг ничего не мог сделать своим луком и бросился в спальню, смежную с мужскими покоями, и хотел запереть за собой двери; но вместе с ним ворвались в спальню два перса, Дарий и Гобрий (4). Гобрия сцепился с магом, а Дарий стоял подле в нерешительности, потому что в комнате было темно и он боялся, как бы не ударить Гобрию. Видя, что Дарий стоит тут без дела, Гобрий спросил, почему он не действует, на что Дарий отвечал: «Боюсь нанести удар тебе». «Бей мечом, — возразил Гобрий, — хотя бы и по обоим». Дарий ударил мечом и попал в мага.
Таким образом маги были убиты, и головы им отрублены; раненые персы оставлены в замке, как по причине обессиления их, так и для охраны замка, остальные пять персов с головами магов в руках выбежали вон с криком и шумом, созвали прочих персов, объяснили им всё происшедшее и показали головы; после этого они убивали всякого мага, попадавшегося им на глаза. Узнавши о том, что сделали вельможи и как обманывали их маги, персы нашли нужным действовать таким же образом; обнажили мечи и убивали каждого встречного мага: если бы не наступившая ночь, персы перебили бы всех магов до единого. День этот для персов — важнейший государственный праздник; в этот день они совершают великолепное торжество, именуемое у персов избавлением от магов. Тогда ни один маг не смеет показаться на улице, и потому они проводят весь этот день по своим домам.



Перев. Ф. Г. Мищенко.

1. Так Геродот называет Бардию.
2. Персидский вельможа, сознавшийся в том, что он по приказу Камбиза убил Бардию.
3. См. выше прим. 63 к «Началу царствования Дария».

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал