Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции социального прогнозирования и их характеристика






 

Наименование функции Характеристика функции
Познавательная Прогноз — важнейшее средство познания не только настоящего, но и будущих перспектив развития социальных систем
Моделирующая Прогноз — актуальная модель будущего либо эффективных методов и способов его достижения
Оценочная Прогноз, вырабатывая представление о будущем социальной системы, дает возможность фиксировать и оценивать настоящее, его перспективность или отягощенность проблемами и т.п.
Коммерческая Прогноз при умелом его использовании способствует получению прибыли
Предупреждающая Прогноз предупреждает общество о тех событиях и проблемах, с которыми оно может столкнуться в будущем
Упреждающая Прогноз дает возможность предотвращать нежелательные проблемы, события, явления или процессы в об­ществе

 

Наряду с этим к методам социального прогнозирования относят практически все методы социологических исследований: изучение документальных источников и литературы; включенное и невключенное наблюдение; опросы населения и экспертов; постановочный эксперимент и эксперимент постфактум; схематическое и математическое моделирование. Многие методы, используемые в социальном прогнозировании, являются междисциплинарными или интернаучными; их применяют во многих научных дисциплинах (например, методы анализа, а также очных и заочных, коллективных и индивидуальных опросов экспертов, простых и формализованных прогнозных сценариев и др.). Некоторые методы являются частнонаучными, т.е. относятся лишь к какой-либо одной научной дисциплине, (например, опросы населения в социологии, проективные тесты в психологии и др.).

Согласно классификации, принятой в теории прогнозирования, все методы по степени их формализации подразделяют на интуитивные (или экспертные) и формализованные (или фактографические). Последние применяют только в тех случаях, когда период упреждения прогноза укладывается в рамки эволюционного цикла прогнозируемого объекта, т.е. когда не ожидается никаких существенных качественных изменений в его развитии. Во всех остальных случаях, включая качественные изменения или такую сложность объекта, при которой учесть влияние многих факторов практически невозможно, приходится полагаться лишь на интуицию экспертов. Экспертной оценкой ограничиваются обычно и в наиболее простых случаях прогнозирования. Интуитивные методы социального прогнозирования, в свою очередь, подразделяют на индивидуальные и коллективные экспертные оценки. К первым относят методы интервью, аналитических докладных записок, написания прогнозных сценариев и т.п., ко вторым – методы анкетирования, обсуждения комиссией, " мозговой атаки" (коллективной генерации идей) и др. Что касается формализованных методов социального прогнозирования, то их принято подразделять на четыре группы: 1) экстраполяционные; 2) системно-структурные; 3) ассоциативные; 4) методы опережающей информации.

К первой группе относят методы наименьших квадратов и экспоненциального сглаживания; ко второй – методы функционально-иерархического моделирования, морфологического анализа, сетевого моделирования, структурной аналогии и матричный; к третьей – методы имитационного моделирования и историко-логического анализа. И наконец, четвертую группу составляют методы анализа потоков публикаций, оценки значимости открытий, изобретений и нововведений, анализа аналогичной информации. Имеются и другие разновидности методов этих четырех групп. Кроме того, методы социального прогнозирования являются, по существу, разновидностью всех перечисленных методов или их дальнейшей конкретизацией в зависимости от особенностей объектов прогнозирования.

Один или несколько методов социального прогнозирования составляют основу методики социального прогноза, которая сводится к предпрогнозной ориентации (разработке программы исследования), построению исходной (базовой) модели, модели прогнозного фона, поисковой и нормативной прогнозной модели, их верификации (проверке на достоверность), выработке рекомендаций для повышения эффективности управления социальными объектами или процессами на основе сопоставления данных прогнозного поиска и установленных нормативов.

Таким образом, в технологиях социального прогнозирования применяют методы социальной прогностики к некоторым объективным социальным основаниям, которые задают не только содержание социально-прогностической деятельности, но и трудности и проблемы построения прогноза, а также возможные ошибки. Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и основными проблемами социального прогнозирования показана в табл. 56.

 

Таблица 56

Взаимосвязь между объективными основаниями, содержанием и проблемами социального прогнозирования

 

Объективные основания прогноза Содержание прогнозирования Основные проблемы прогнозирования
Закономерность количественных изменений объекта или процесса Построение краткосроч­ных прогнозов посредством обоснования монотонности функции количественных изменений на период упреждения нежелаемых событий Возможность качественных переломов в развитии социального объекта или процесса
Элементы будущего в настоящем Поиск в настоящем элементов будущего, которые являются результатом неравномерности развития социального явления или процесса Возможность неправиль­ной оценки перспективно­сти элементов будущего в настоящем
Цикличность развития объекта или процесса Установление закономерности цикла развития, определение положения точки будущего в рассматривае­мом цикле развития социального явления или процесса Возможность появления факторов, которые могут деформировать циклический процесс развития
Основные этапы развития объекта или процесса Определение положения точки будущего на том или ином этапе развития социального явления или процесса (возникновение, становление, стабилизация, падение, ликвидация) Возможность уменьшения или увеличения длительности этапов развития
Системность (или целостность) объектов прогнозирования Определение одной из составляющих социального объекта на основании взаимосвязи и взаимообусловленности между его структурными и функциональными характеристиками, а также другой характеристики социальной системы, опираясь на первую Возможность разрыва структурной и функциональной взаимосвязи на этапах перестройки социальной системы

На результативность социального прогнозирования влияют не только объективные основания, но и субъективные предпосылки его осуществления (табл. 57). Субъективные предпосылки социального прогнозирования связаны, как правило, с характеристиками субъектов социально-прогностической деятельности, возможностями использования ими информации и методов прогнозирования, а также с эффективностью организации и проектирования социальных прогнозов. При этом интегральными параметрами, которые характеризуют действия футурологов-исследователей, являются цель, интеллект, информация и организация прогностической деятельности.

 

Таблица 57

Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования

 

Субъективные предпосылки Содержание Основные проблемы
Цель Постановка цели прогноза, которая определяет его типологию и прогностические методы, а также содержание прогностической деятельности Неправильное целеполагание приводит к созданию ошибочных прогнозов
Интеллект Эффективное использование интеллекта исследователя в процессе прогнозирования Недостаточность интеллектуального потенциала исследователей и неэффективность его использования приводит к снижению качества и ошибочности прогноза
Информация Привлечение оптимальной информации об объективных основаниях, достижениях, опыте построения прогнозов, а также ее накопление, переработка, систематизация и оценка Нехватка информации для по­строения корректного прогноза или ее противоречивость
Организация прогноза Организация конструктивной работы прогнозно-исследовательского коллектива по выработке и реализации прогноза Неэффективная организация управления прогностической деятельностью создает существенные проблемы, которые увеличивают опасность создания ошибочных или некорректных прогнозов

 

Рассмотрев содержание социального прогнозирования, его функции и методы, а также объективные и субъективные предпосылки, которые влияют на эффективность социально-прогностической деятельности, можно приступить к рассмотрению процесса построения ее технологической модели (рис. 42), в которой, как правило, выделяют три основных этапа.

 

 

Рис. 42. Технологическая модель социального прогнозирования

 

Первый (подготовительный) этап разработки технологий социального прогнозирования включает в себя осознание цели и стоящих задач, формирование творческого коллектива и составление плана его действий, а также предварительный сбор необходимой информации. Второй этап (построения прогноза) включает в себя поиск объективных оснований и закономерностей, выбор адекватных методов прогнозирования, построение концепции и разработку модели прогноза, создание банка прогностической информации, а также построение собственно прогноза как такового. Третий этап (уточнения и проверки прогноза) включает в себя проверку прогноза на его соответствие техническому заданию, непротиворечивость, научную обоснованность и на возможность практического использования. Кроме того, при разработке технологий социального прогнозирования следует учитывать его важнейшие предпосылки, а именно то, что прогнозирование – это разновидность проектировочной деятельности; некоторый компромисс между объективными основаниями и субъективными предпосылками; творческий процесс применения определенных прогнозных методов; проектирование будущего состояния развития объекта или процесса. Это достаточно сложный и недостаточно нормированный процесс.

Как видно из рис. 42, технология социального прогнозирования – последовательная и поэтапная исследовательская деятельность, направленная на формирование модели возможного или желаемого будущего и методов его достижения.

При этом технологизация социального прогнозирования и возможность его использования в современном обществе постоянно возрастают. Особая роль отводится социальному прогнозированию на современном этапе трансформации украинского общества, которая состоит в изучении рыночной конъюнктуры, социальных потребностей людей, экологических ситуаций, возникновения очагов политической и социальной напряженности и многого другого. Более того, способность к предвидению будущих событий в целом ряде профессий считается одним из важных условий и основных профессиональных качеств современного специалиста.

 

Вопросы для подготовки и самоконтроля

 

1. Определите сущность понятия " диагностика" и охарактеризуйте ее основные разновидности.

2. Каковы основные концептуальные подходы к пониманию природы и сущности социальной диагнос­тики?

3. В чем заключается сущность технологий социально-диагностической деятельности?

4. Что такое социальная экспертиза, какова ее суть и основные этапы?

5. Что представляют собой технологии социальной экспертизы?

6. Что такое социальный эксперимент и каковы его возможности?

7. Раскройте содержание процесса технологизации социального эксперимента.

8. Определите сущность, функции и методы социаль­ного прогнозирования.

9. Какова связь между объективными основаниями и субъективными предпосылками, содержанием и проблемами прогнозирования?

10. Раскройте сущность основных этапов технологизации прогностической деятельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.