Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные задачи технологий социального экспериментирования на различных этапах развития социальных объектов, явлений и процессов






 

Этап развития Задачи технологий социального экспериментирования
Возникновение Поиск и проверка новых социальных форм, оценка их перспективности и эффективности, а также определение методов их внедрения
Становление Приведение новых социальных форм в соответствие со спецификой условий их жизнедеятельности, распространение социальных форм в широких масштабах, обеспечение их диффузии, а также достижение синергетического эффекта от внедрения нового
Стабилизация Обнаружение условий и факторов, влияющих на снижение эффективности социальных форм, становящихся традиционными, а также их модернизация
Нисходящее Движение Обнаружение причин устаревания социальных форм, а также способов их модернизации, поиск альтернативных социальных форм общественной жизнедеятельности
Отмирание Поиск путей и средств преодоления устаревших социальных форм, их безболезненного вывода из общественной системы, а также внедрение новых альтернативных форм социальной жизнедеятельности

                         
 
 
 
 
   
     
Анализ ошибок и погрешностей
 
Фактологический анализ
 
Статистический анализ
 
Факторный анализ
 
 
 
Обоснование целесообразности эксперимента

 


Рис. 40. общая технологическая модель социального эксперимента

 

На основании информации, содержащейся в табл. 53, можно сделать следующие выводы: 1) процесс развития социальных объектов, явлений и процессов носит, как правило, циклический характер – окончание одного цикла является началом другого; 2) проблему " нового" и " старого", особенно обостренную в начале и в конце цикла, нужно готовить к разрешению уже на этапе стабилизации развития социальной формы для того, чтобы усилить динамику социальных изменений, а также поддерживать эффективность развития социальных объектов, явлений и процессов; 3) технологии социального эксперимента – не только имманентное средство обеспечения социальной динамики, но и важный фактор опережающего развития социальных объектов.

Поскольку важнейшая функция социального экспериментирования – проверочная, то социальный эксперимент и его технологии – не только незаменимое технологическое средство, но и объект технологизации. При этом моделирование экспериментальной технологии включает построение определенной экспериментальной модели или системы, содержащей объект, субъект, средства эксперимента, его условия и результат. После этого на основании операционально-деятельностного подхода развертывают технологическую схему социального эксперимента, при построении которой необходимо учитывать такие факторы: логику научного исследования; наличие в социальном эксперименте процедур не только наблюдения, опроса участников, измерения, сопоставления, но и предметно-практического преобразования социального объекта в контролируемых и управляемых условиях. При осуществлении социального эксперимента следует также помнить, что некоторые операции и процедуры представляют собой переход из сферы практики в сферу знания и наоборот; что социальный эксперимент можно рассматривать как некоторую интегральную систему простых методов, среди которых можно выделить акты наблюдения, опроса, сопоставления, моделирования и т.п.

Такая технологическая схема социального эксперимента имеет весьма обобщенный характер, поскольку в ней не детализированы основные этапы его технологизации. Эти этапы представлены в общей технологической модели социального эксперимента (рис. 40). На первом (подготовительном) этапе нужно обосновать целесообразность, возможность и необходимость эксперимента, а также построить его программу, по составу элементов практически идентичную программе социологического исследования. Второй этап (реализации программы эксперимента) включает создание экспериментальной ситуации, введение гипотетического импульса, контроль за его воздействием на объект, а также наблюдение, опрос, измерение и сбор основного массива экспериментальной информации). Третий этап (анализа результатов эксперимента) включает различные процедуры анализа собранной экспериментальной информации, оценку познавательных и практических результатов, а также негативных остаточных деформаций и подготовку выводов и рекомендаций в форме аналитического или научного отчета.

Каждый из описанных этапов (видов деятельности) технологизации социального эксперимента ввиду определенной сложности можно представить более частной технологической моделью. Например, технологию разработки программы социального эксперимента можно схематично изобразить в такой форме (рис. 41).

В заключение отметим, что в современном обществе процесс расширения возможностей и использования технологий социального эксперимента постоянно актуализируется и осуществляется сразу по нескольким направлениям: 1) совершенствованием правовых и нравственных норм экспериментальной деятельности; 2) посредством сокращения сферы натурного эксперимента, которому свойственны негативные остаточные деформации объекта; 3) все более широкого использования в экспериментальной практике компьютерного, мысленного, модельного и проективного экспериментов; 4) с помощью всестороннего анализа полученной экспериментальной информации и создания на ее основе актуальных проблемных моделей дальнейшего эффективного развития социальных систем.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.