Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учет общих закономерностей внимания в педагогическом процессе






1.2.1. Роль мотивации. Избирательное отношение личности к окружающему определяется прежде всего особенностями ее мотивационной сферы. Соответствующую направленность вниманию придает напряжение той или иной потребности. Голодный обращает внимание на все имеющее отношение к пище, усталый — на место, где можно отдохнуть. Динамика потребностных состоя­ний в немалой степени определяет и динамику внимания. Крайне напряженная потребность замыкает мир на себя. Любовные пе­реживания подростка или юноши могут оттеснить на время бук­вально все, включая учебу. Особую роль в жизни человека зани­мает познавательная потребность, на которой основан прогресс науки, увлеченное познание нового. Она проявляется в виде любо­знательности, любопытства, исследовательской деятельности.

Важный фактор внимания — отношение к объекту познания, практической деятельности. Интересное, увлекательное дело за­хватывает человека даже помимо его желания. Неинтересное, нелюбимое дело вынуждает быть внимательным. Ученик, выпол­няющий домашнее задание по нелюбимому предмету, будет ис­кать любой повод, чтобы отвлечься от работы.

Создание заинтересованного отношения к учению — проблема, проходящая через всю историю педагогики, вплоть до сегодняшне­го дня. Начавшаяся перестройка средней и высшей школы упира­ется в тяжелейшую проблему — снижение интереса к учению, престижности и авторитета o6paзовании. Правда, оптимизм все­ляют поиски учителей-новаторов, которые решают также и проб­лему коренного изменения отношения к учению. К примеру, уро­ки литературы ленинградского педагога Е. Н. Ильина являются фактически уроками практического человековедения, что ради­кально изменило отношение учеников к предмету. Еще недавно Е. Н. Ильина обвиняли в странной тематике уроков литературы, а сегодня пытаются понять вдруг обострившийся интерес к лите­ратуре у его учеников. Пробудив интерес к чему-то, мы одновре­менно пробуждаем и внимание. Интерес к учебному предмету позволяет привлечь внимание к тому, что выходит за рамки предписанного программой.

Своеобразный фактор внимания — установка, т. е. неосозна­ваемая готовность воспринимать предметы и явления действитель­ности (или действовать с ними) определенным образом. Личностные установки — это своего рода субъективные фильтры, про­пускающие в сознание одни факты и задерживающие другие. Отрицательные установки, связанные с личностью учителя, могут заметно снизить действенность его слов и указаний. Примером влияния установки на направленность внимания может служить предвзятость или идеализация в отношении других людей. В од­ном случае отрицательная установка ведет к непроизвольному фиксированию внимания на недостатках, тогда как даже бес­спорные положительные качества могут просто не замечаться. В другом — картина обратная: чрезмерная фиксация внимания на достоинствах приводит к их переоценке, мешает увидеть недо­статки и слабости человека. Поразительным примером служит слепая материнская любовь.

На избирательность внимания оказывают влияние и некоторые другие факторы, например профессиональные привычки: войдя в учительскую, мы привычно бросаем взгляд на доску объявле­ний, машинально поправляем речевые ошибки собеседника, хотя это и не всегда уместно.

1.2.2. Роль объективных особенностей внимания в учебном процессе. Громкий звук, яркий свет и т. п. привлекают внимание помимо нашей воли. Однако главное не в абсолютной, а в относи­тельной силе раздражителя. Неопытный педагог нередко форсирует голос, стараясь привлечь внимание класса, но эта мера вскоре перестает оказывать действие. В то же время уже легкое повышение голоса более опытного его коллеги обостряет внима­ние учеников.

В сильной степени привлекают внимание динамические особенности объектов — мерцающий свет, прерывистые зву­ки, ритмически организованные раздражители и др. Известно, как трудно слушать однообразную, монотонную речь, тогда как речь выразительную можно слушать не уставая. Монотонность снимается умелым понижением и повышением голоса, искусством паузы.

Очень важная причина внимания—необычность, новизна предметов и явлений (возбужденный вид обычно спокойного ученика, необычный предмет в поле зрения). Пока не исчерпан элемент новизны, внимание можно удерживать достаточно долго. Однако самое необычное, оригинальное, новое становится со вре­менем обыденным и привычным. Недостаточное количество ново­го, знакомость изучаемого материала снижает интенсивность вни­мания, вызывает падение интереса. Но и чрезмерное насыщение учебных занятий новым материалом утомляет внимание, делает его поверхностным. Не в обилии ли новой информации кроется трудность овладения вниманием детей «телевизионного века»?

Стремление к стилистическому разнообразию, использованию синонимов, обогащение словаря — объективная закономерность речевого общения. Повтор одних и тех же стилистических прие­мов, выражений, слов притупляет внимание и затрудняет восприя­тие речи, поскольку исчерпана новизна речевой формы.

Состояние внимания в данный момент времени зависит и от предшествующих событий. Сложно настроиться на серьезную ра­боту после эмоционально насыщенной перемены. Учителя знают, как непросто начать работу в возбужденном, взбудораженном классе после урока слабого педагога. Эффект последействия дол­жен учитываться при составлении расписания. Неудачная после­довательность уроков может заметно снизить их эффективность.

1.2.3. Устойчивость и колебания внимания. Внимание человека необычайно подвижно, его невозможно остановить или задержать. Хотя мы и употребляем выражения «задержать», «остановить внимание», это означает в действительности движение внимания в едином направлении. Сохранить внимание можно только пере­мещая его в русле определенной познавательной деятельности. «Предмет должен на наших глазах развиваться, обнаруживать все новое и новое содержание. Лишь изменяющееся и обновляю­щееся содержание способно поддерживать внимание» (С. Л. Ру­бинштейн). Ребенку очень быстро надоедает рассматривать рису­нок или картину, знатоки же приходят в картинную галерею, чтобы провести часы перед любимой картиной. Она не наскучи­вает им, поскольку настоящее произведение искусства таит массу неизведанного. Противостоять распространенной ныне информа­ционной пресыщенности может культура интеллекта и чувств, когда человек отыскивает в обыденном все новые и новые сторо­ны, обнаруживает вопросы и загадки там, где поверхностный ум видит лишь давно известное.

Существенное влияние на устойчивость внимания оказывают сложность и напряженность деятельности. В некоторых видах профессий даже кратковременное отвлечение внимания может привести к серьезным, а то и трагическим последствиям. Однако чрезмерно жесткие требования к точности работы могут дать обратные результаты, так как возрастание напряжения внимания приведет к увеличению количества ошибок и ошибочных действий. Существует индивидуальный предел надежности действий в на­пряженной обстановке. Отдельные ученики во время ответствен­ной контрольной работы показывают существенно худшие резуль­таты, чем в спокойной обстановке.

В разных видах профессиональной деятельности существуют специальные приемы и методы снижения напряженности внима­ния, повышения надежности трудовой деятельности: взаимный контроль, повторение команд (помощник машиниста повторяет команды машиниста, летчик — авиадиспетчера) и др. Особые приемы, позволяющие снять излишнее напряжение внимания и избежать досадных ошибок, применяются в различных видах проверочного или контрольного чтения.

Нельзя сохранить внимание учеников, держа класс в напряже­нии все сорок пять минут урока. Это невозможно да и не нужно. К. С. Станиславский наблюдал за величайшими артистами, чтобы выяснить, сколько минут они одни, стоя перед рампой на авансце­не, без всякой посторонней помощи могут удерживать на себе внимание зрительного зала. «Опыт показал мне, — пишет он в книге «Моя жизнь в искусстве», —что максимум их способности одному безостановочно держать внимание тысячной толпы при сильной захватывающей сцене равен семи минутам (это огром­но!)... А далее не хватает разнообразия выразительных средств, им приходится повторяться, отчего внимание ослабевает, вплоть до следующего перелома, вызывающего новые приемы воплоще­ния и новый приступ внимания зрителей». Мы видим в этом при­мере проявление общей закономерности внимания. Сохраняя об­щее направление, внимание периодически усиливается и ослабева­ет. Не случайно учитель-мастер, подняв класс на вершину напря­женнейшего размышления, даст затем незаметную передышку, займет учеников более легкой работой, пошутит и снова поведет за собой к вершинам познания. Чередование напряжения и расслабления — обязательное условие устойчивости внимания.

При длительной сложной работе необходима периодическая разрядка, своего рода взбадривание внимания, перемена деятель­ности. Чем младше ученик, тем слабее его силы и чаще требуется помощь его вниманию. К. Д. Ушинский писал об этом так: «Пере­меняя деятельность ребенка, вы успеете сделать гораздо более и без усталости, нежели давая его деятельности одно и то же на­правление. Заставьте ребенка идти — он устанет очень скоро, прыгать — тоже, стоять — тоже, сидеть он также устанет; но он перемешивает эти деятельности различных органов и резвится целый день, не уставая».

Устойчивости внимания свойственна определенная динамика. Исследования различных видов напряженной интеллектуальной деятельности показывают, что высший пик работоспособности достигается лишь спустя некоторое время, когда завершится пе­риод врабатываемости. Вначале, когда интеллектуальные меха­низмы еще не настроены, опасность ошибок особенно велика. Об­легчает втягивание в работу своего рода интеллектуальная раз­минка, когда несложные упражнения, занимательные вопросы облегчают переход к наиболее сложной и ответственной части работы.

Но в любом случае, как показывают исследования процесса утомления, наблюдаются малые и большие циклы снижения уров­ня внимания — в начале и конце урока, в начале и конце рабочего дня, рабочей недели, выявлены даже сезонные циклы.

В исследованиях контрольного проверочного чтения в учебной и профессиональной деятельности, предъявляющего особые тре­бования к устойчивости внимания, выявлены условия, повышаю­щие эффективность работы:

1. Простое повторение контрольного чтения без перерыва при­водит к значительному количеству ошибок. В одном из экспери­ментов при первом контрольном чтении текста, насыщенного боль­шим количеством ошибок, выявлено в среднем около двух третей ошибок, при втором — меньше половины, при третьем — лишь четверть оставшихся ошибок. Возрастание перерывов между контрольными чтениями позволяет уменьшить привыкание к тексту, когда мы не столько прочитываем, сколько узнаем.

2. Снятие привыкания к тексту достигается также обновлени­ем графического воспроизведения: перепечатка на машинке, пе­реписка заново от руки.

3. Очень трудно, практически невозможно одновременно конт­ролировать различные стороны текста: смысловую, грамматическую, стилистическую, композиционную. Поэтому в профессиональ­ной деятельности текст читают столько раз, сколько задач стоит перед человеком. Одно чтение — одна задача.

4. Высокое качество проверочного чтения сложного текста до­стигается при его контроле двумя или тремя разными людьми, Ц примеру автором, редактором, корректором. Сведение результатов чтения воедино позволяет выявить абсолютное большинство оши­бок. Экспериментальная проверка такого дублированного чтения показывает, что уже одно независимое чтение текста двумя людь­ми эффективнее трех или четырех контрольных чтений текста одним и тем же человеком.

1.2.4. Внимание и возраст. Все стороны внимания с возрастом претерпевают существенные изменения. Первоначально внимание непроизвольно и полностью зависит от внешних причин, от про­стейших потребностей и интересов. Постепенно возрастает устой­чивость внимания. Уже в 2, 5—3 года ребенок может внимательно слушать сказки и рассказы взрослых.

Серьезные изменения в развитии внимания происходят в до­школьные годы. Постепенно идет нарастание произвольности вни­мания. В игре на занятиях в детском саду ребенок учится при­нимать словесное задание и переводить его в самоприказ, овла­девает простейшими навыками самоконтроля. И все же уровень развития внимания еще невысок. Дошкольник легко отвлекается, может бросить начатое дело и заняться другим. У него довольно узкий объем и слабое распределение внимания. Этим нередко объясняется детская неловкость, когда ребенок что-то роняет, задевает, ломает.

Существенные сдвиги в развитии внимания происходят после поступления в школу, поскольку новые условия жизни и деятель­ности предъявляют к вниманию ребенка более высокие требова­ния, чем в годы дошкольного детства. С первого класса школь­ник целый рабочий день живет в условиях довольно жесткого рег­ламента, выбор его занятий определяет учитель, иным становится отношение окружающих к качественным показателям действий ребенка. Во внимании младшего школьника еще много черт дет­скости, оно легко отвлекается. Учителю приходится прилагать значительные усилия и изобретательность для поддержания вни­мания класса на необходимом уровне. Этому способствуют эмо­циональная насыщенность урока, большой объем образного мате­риала, разнообразие содержания и видов деятельности. По нашим наблюдениям, только на одном уроке в первом классе учитель совершает с учениками до 15—17 переходов от одного вида занятий к другим. Дети слушают, затем считают, пишут, отвечают на вопросы и т. д. Без постоянного управления вниманием детей уроки в начальных классах практически невозможны.

В подростковых классах заметно возрастает способность к продолжительной интенсивной работе. Уже нет такой жесткой зависимости деятельности школьника от управления вниманием класса со стороны учителя. Втянувшись в работу, подросток мо­жет достаточно длительное время заниматься не отвлекаясь. О по­вышении функциональной эффективности внимания свидетельст­вует, например, снижение ошибок внимания, связанных со слабо­стью его контрольных функций, со случайными «проглядами». По нашим данным, от четвертого к шестому классу количество ошибок внимания снижается более чем в два раза, тогда как ко­личество «глазных» ошибок, связанных с определенными дефек­тами восприятия, остается примерно на одном уровне вплоть до восьмого класса. В то же время склонность превращать серьезное дело в игру, повышенная эмоциональность и резкие колебания настроения делают работу в подростковых классах не всегда предсказуемой. При работе с подростками очень многое зависит от мастерства учителя, от его умения превращать учеников из статистов педагогического действия в активных и заинтересован­ных соучастников общего дела.

На юность и зрелость приходится вершина развития внимания. Это период, когда человек способен к высочайшей интенсивности и сосредоточенности внимания, к наивысшим достижениям в практической и интеллектуальной деятельности. В старости про­исходит нарушение механизмов внимания: снижается его устой­чивость, становится невозможной длительная сосредоточенность внимания, снижается его объем.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.