Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самоподкрепление






Наша дискуссия до сих пор анализировала то, как поведение регу­лируется внешними последствиями, которые наблюдаются или пережива­ются лично. Если бы действия определялись исключительно внешним вознаграждением и наказанием, то люди вели бы себя подобно флюгерам, постоянно меняя направления, чтобы приспособиться к сиюминутным влияниям, набрасывающимся на них. Они будут поступать непорядочно с беспринципными индивидуумами и достойно с честными, либерально с либералами и догматично с авторитариями.

Однако изучение социальных взаимодействий — независимо от сильно­го принудительного давления — показывает, что люди твердо придерживаются идеологических позиций, нежели проявляют податливость и меняют свое пове­дение. Любой, кто попытается превратить пацифиста в агрессора или исто­во религиозного человека в атеиста, довольно быстро сможет прийти к вы­воду о существовании персонального источника контроля за поведением.

Представление о том, что поведение регулируется своими последствия­ми, обычно неправильно истолковывается в том смысле, что действия отдают­ся на милость ситуационных влияний. Теории, которые объясняют челове­ческое поведение исключительно как продукт внешнего вознаграждения и наказания, представляют сильно урезанный образ человека, поскольку он обладает самореактивными способностями, которые позволяют ему осу­ществлять некоторый контроль над своими собственными чувствами, мыс-

1 См.: Bandura A. Vicarious and Self-Reinforcement Processes // R. Glaser (Ed.). The Nature of Reinforcement. N. Y.: Acad. Press, 1971. iiK. 1664


242 Тема 14. Развитие личности

лями и действиями. Таким образом, поведение регулируется взаимодей­ствием самоиндуцируемых и внешних источников влияния.

Поведение в общем осуществляется в отсутствие непосредственного внешнего подкрепления. Некоторые виды деятельности поддерживаются антиципирующими последствиями, но большинство все-таки находится под контролем самоподкрепления. В этом процессе люди устанавливают для себя определенные стандарты поведения и реагируют на свои же собствен­ные действия в духе самовознаграждения или самонаказания.

Процесс сочинительства является характерным примером поведе­ния, которое в течение длительного времени саморегулируется посред­ством оценочного самоподкрепления. Писателям не нужно, чтобы кто-то сидел рядом, избирательно подкрепляя каждый написанный фрагмент, до тех пор пока не получится удовлетворительная рукопись. Вместо это­го у них имеется некий стандарт того, чем определяется приемлемый уровень выполненной работы. Идеи рождаются и облекаются в слова много раз, прежде чем что-то будет перенесено на бумагу. Исходные кон­струкции неоднократно пересматриваются, пока автор не будет вполне удовлетворен тем, что написано. Чем больше требований предъявляется к персональным стандартам, тем более обширными становятся и вноси­мые корректирующие усовершенствования. Саморедактирование часто превосходит внешние требования, определяющие приемлемость написан­ного для других. Действительно, многие оказываются настолько при­дирчивыми редакторами собственных произведений, что в значительной степени парализуют свой собственный творческий процесс. Другие же писатели, не обладающие столь развитыми требованиями, вносят лишь небольшие изменения.

Благодаря своей символизирующей и самореактивной способности люди в меньшей степени зависят от непосредственной внешней поддер­жки своего поведения. Включая процессы самоподкрепления в теорию научения существенно усиливается объяснительная сила принципов под­крепления в применении к жизнедеятельности человека.

Составляющие процесса саморегуляции

Самоподкрепление ссылается на процесс, суть которого заключает­ся в том, что индивидуумы усиливают и поддерживают свое собственное поведение, вознаграждая себя поощрениями, над которыми они имеют контроль всякий раз, как они достигают установленных ими самими стандартов. Так как поведение может также быть ослаблено негативны­ми самореакциями, широчайший термин саморегуляция, может приме­няться для обозначения как усиливающегося, так и ослабевающего воз­действия самореактивных влияний.


Бандура А. [Основные положения теории социального научения]








© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.