Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совершенствование межбюджетных отношений






 

Считаю обоснованными предложенные Правительством Российской Федерации меры, касающиеся повышения стимулов для субъектов Российской Федерации и муниципальных образо­ваний к снижению уровня дотационности.

В 2008 году следует заключить с высокодотационными субъектами Российской Федерации соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов, а контрольным органам - провести проверки отчетов об исполнении соответствующих бюджетов за 2007год.

Необходимо наладить действенный контроль за соблюдением дотационными и высокодотационными субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями вводимых для них дополнительных требований и ограничений.

Органам публичной власти всех уровней необходимо исходить из того, что максимально эффективным стимулом для развития собственного налогового потенциала является стабильность закрепления налоговых доходов за соответствующими бюджетами, а также отсутствие прямой зависимости между фактическими или прогнозируемыми доходами и расходами, с одной стороны, и объемами дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности - с другой....

 


[1] См. его «Очерк теории и политики налогов», с. 1.

[2] О натуральных повинностях в Союзе ССР, см. Строгий В.Н. «Налоговые платежи земледельческого населения в 1925/26 г.» (В. Ф., 1926 г., № 2), а также Е.Д. Чернеховский —«Самообложение и натуральные повинности в деревне» (там же, 1927 г., № 4).

[3] Рыночная равноценность эквивалента представляется, несомненно весьма условной и зависящей от особенностей данного хозяйственного строя. Например, рента есть паразитарный доход, но в условиях частнокапиталистического хозяйственного строя она рассматривается, как справедливый платеж за пользование землей.

[4] См. Пять лет государственного страхования в СССР, М. 1927, с. 87.

[5] См. Налоговое обложение в СССР и в иностранных государствах. Очерки по теории и методологии вопроса. Составители: Гензель, Микеладзе, Строгий и Шмелев, с. 29-30, 79-80.

[6] Экономическая роль налогов будет подробнее освещена в последующих лекциях.

[7] Тем более, что некоторые из доводов, приведенных проф. Селигманом, и не вполне убедительны. Так, например, теоретически вполне допусти­мо (вопреки мнению проф. Селигмана), что не только органы местного управления, но и государство взимало бы специальные сборы за некоторые из производимых им улучшений, например, устройство железных дорог, глоссе и т. п.

[8] Но в наших советских условиях за этим частнохозяйственным (по внешнему виду) признаком скрывается рост обобществленного хозяйства.

[9] Энциклопедический словарь. — СПб., 1897. Т. 43. С. 581.

[10] Соколов А.А. Теория налогов. — М.: Финансовое издательство НКФ СССР. — 1928. — С.11.

[11] Там же. С. 13.

[12] Соколов А.А. Теория налогов. — М.: Финансовое издательство НКФ СССР. — 1928. — С.14.

[13] Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. — М., 1966; Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право в схемах. — М., 1997.

[14] Соколов А.А. Теория налогов. — М.: Финансовое издательство НКФ СССР. — 1928. — С.14.

[15] Самуэльсон П. Экономика. — М., 1992. Т.1. С. 38, 150.

[16] Соколов А.А. Теория налогов. — М.: Финансовое издательство НКФ СССР. — 1928. — С.24.

[17] Соколов А.А. Теория налогов. — М.: Финансовое издательство НКФ СССР. — 1928. — С.12.

[18] Цитата по кн.: Ходова Л.Г., Худолева В.В. Налоги и налогообложение. — М., 2002.

[19] Селигман Э., Стурм Р. Этюды по теории обложения. — СПб., 1908. С.89.

[20]

[21]

[22]

[23]

[24]

[25]

[26]

[27]

[28]

[29]

[30]

[31]

[32]

[33]

[34] Й. Ланг. Проект кодекса налоговых законов. — Бонн: Федеральное министерство финансов, 1993. — С. 29, 30.

[35] Й. Ланг. Указ соч. — С. 27 — 28.

[36] Налоговый вестник. — 2001. — № 9. — С. 18.

[37] Российская Федерация: налоговая политика и увеличение налоговых поступлений. — МВФ, 1995. — С. 7.

[38] Хейне П. Экономический образ мышления. — М.: Новости, 1991. — С. 601.

[39] Тривус А. Налоги как орудие экономической политики. Баку, 1925. С.23

[40] Кулишер И.М. Очерки финансовой науки. Пг., 1919. С.75-77.

[41] Юткина Т.Ф. Налоговедение: от реформы к реформе. М., 1999. С.70.

[42] Пушкарёва В.М. История финансовой мысли и политики налогов. Учебное пособие. М., 2001. С.77-79.

[43] Ж. Симонд де Сисмонди Новые начала политэкономии. М., 1897. С.135-149.

[44] Соболев М.Н. Очерки финансовой науки. Пг., 1925. С.61.

[45] Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. СПб., 1904. С.197.

[46] Советское финансовое право. М., 1992. С.174-175.

[47] Государство. Право. Экономика. М., 1970. С.380.

[48] Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999. С.25-26.

[49] Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М. 1978.

[50] Кравченко И.А. Налоговые реформы 80-х годов в США: социально-экономический аспект. М., 2002. С. 9.

[51] Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы / Под ред. Д.Г. Черника. М., 1998. С.18-22.

[52] Браунинг П. Современные экономические теории – буржуазные концепции / сокр. пер. с англ. М., 1987.

[53] Налоги / Под ред. Д.Г. Черника, 3-е изд. М., 1997. С. 81.

[54] По словам С.Г. Пепеляева, который одним из первых высказал идею об элементах налога и их значении: «Налог должен быть точно определен. Хотя число налогов велико и структура их различна, тем не менее слагаемые налоговых формул — элементы закона о налоге — имеют универсальное значение...». Кроме того, автором подчеркивалось, что «только при наличии полной совокупности элементов обязанность налогоплательщика по уплате налога может считаться установленной. Если же законодатель по какой-либо причине не установил или не определил хотя бы один из них, то обязанность налогоплательщика отсутствует. В таком случае налогоплательщик имеет полное право не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя способом» // С.Г. Пепеляев «Закон о налогах: элементы структуры». — М., 1995.

[55] Воронова Л. Налоговое право и налоговые правоотношения. В кн. Советское финансовое право: Учебник. — М.: Юрид. лит., 1987. — С. 250.

[56] «Российская газета» от 26 февраля 1997.

[57] Козырин А. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. — М.: Независимое издательство «Манускрипт», 1993. — С. 18, 38.

[58] См. «Sketches of the History of Man». Vol. Ι Ι, р.273 и сл.

[59] См.: Черкасова Л.Ф. Становление налогообложения физических лиц как фактор рыночных преобразований в России: Автореферат диссертации на... к.э.н. — Волгоград: ВолГУ. — 1996. — С.12-13;

Злобина Л.А. Оптимизация налогообложения субъекта: учебное пособие. — М.: Акад. Проект. — 2003;

Пепеляев С.Г. Законы о налогах: элементы структуры. — М.: СВЕА. — 1995.

[60] См.: Иванова Н.В. Местное налогообложение в системе налогового федерализма: Автореферат диссертации на... к.э.н. — Волгоград.: ВолГУ. — 1998. — С.13;

Черник Д.Г. Павлова Л.М., Князев В.Г. и др. Налоги и налогообложение: учебник — М.: ИНФРА-М. — 2001.;

Юткина, Т.Ф. Налоги и налогообложение. Учебник. — М.: ИНФРА-М. — 2003.

[61] См.: Мартынов А.В. Совершенствование налогообло­жения прибыли в период рыночной трансформации российской экономики. — Волгоград.: ВолГУ. — 1998.;

Соколов А.А. Теория налогов. — М.: ЮрИнфоР-Пресс. — 2003.

[62] См.: Боброва А.В. Концептуальная модель теории налогов // Финансы и кредит. 2005. №23. С. 35-47;

Горский И.В., Малис Н.И., Медведева О.В. и др. Налоговая политика России: проблемы и перспективы – М.: Финансы и статистика, 2003.;

Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политика налогов: Учебное пособие - М.: Финансы и стая тика. 2001.

[63] Подробное изложение многочисленных теорий переложения налогов, основанное на тщательном изучении огромной литературы по этому во­просу, можно найти в выдающемся труде проф. Э. Селигмана: «The.shifting and incidence of taxation» (Переложение и падение налогов, 5 изд., 1927 г.; в настоящее время предпринимается перевод этой книги на русский язык), а также у проф. В.Н. Твердохлебова «Финансовые очерки», с. 81 и сл.

[64] Переложение налога является только одним из случаев уклонения от налога. Наряду с этим существуют и другие способы уклонения от несения налогового бремени. Проф. Селигман в своем труде «The shifting and incidence of taxation», 1927 г., с. 10, дает следующую интересную схему случаев уклонения от налогов. Под капитализцией налога проф. Селигмаи разумеет тот случай, когда покупатель того или иного доходоприносящего объекта, например, земли или процентной бумаги, освобождается от налогового бремени путем вычета из продажной цены суммы, равной сумме всех тех налогов, которые по его предположениям ему придется уплачивать из дохода данного объекта. Трансформация налога, по мнению Селигмана, имеет место тогда, когда предпринимателю удается путем сокращения издержек производства избежать того ущерба, который ему пришлось бы понести при повышении цены на сумму налога от сокращения сбыта, или даже превратить (трансформировать) этот ущерб в прямую для себя выгоду. Что касается уклонения от налога при непоступлении дохода государству, то оно может быть законным или незаконным. Законное уклонение имеет место тогда, когда оно бывает не связано с нарушением закона. Например, является вполне законным уклонение от налога на водку путем отказа от потребления водки, так как закон никого не обязывает пить ее. Иногда такое уклонение от налога даже прямо входит в намерения законодателя. Примером могут служить таможенные налоги, которые нередко вводятся, именно, для того, чтобы заставить отказаться от ввоза товаров из-за границы, а вместе с тем, следовательно, и от уплаты этих налогов. Гораздо чаще, однако, приходится иметь дело со случаем, когда законодательно никому не воспрещает уклоняться от налога путем отказа от потребления соответствующего товара, например, уклоняться от табачного налога путем отказа от табакокурения, но он обычно рассчитывает на получение от табачного налога определенного дохода. Незаконное уклонение от налога сопровождается нарушением тех или иных правил и постановлений. К случаям незаконного уклонения от налога Селигман относит контрабанду и ухудшение качества товара. Мы полагаем, однако, что ухудшение качества есть один из способов переложения налога, так как с точки зрения теории переложения налога представляется более или менее безразличным, повысить ли цену, сохранивши прежнее качество товара, или сохранить прежнюю цену, но ухудшить качество. И вообще переход к производству худших сортов товара сам по себе не является незаконным. Уклонение же от налога и притом, именно, незаконное уклонение мы будем иметь только тогда, когда при различном обложении разных сортов товара предприниматель будет выдавать высший сорт за низший в целях избежания повышенного обложения.

[65] Другими словами, случай трансформации налога по терминологии Селигмана мы склонны отнести тоже к явлениям переложения.

[66] Но, если для уплаты налога продается часть имущества, полученного безвозмездно, например, в порядке наследования, дарения и т. п., то здесь уже налог уплачивается опять из цены.

[67] Впрочем, и неперелагаемые налоги косвенно тоже могут влиять на цены (если, например они уменьшают размеры возможного накопления и тем задерживают рост производства).

[68] Было бы, пожалуй, небезынтересно и небесполезно построить две теории переложения налогов — одну, основанную на предпосылке полной мобильности производственных средств, и другую, основанную на предпосылке полной иммобильности этих последних. В результате у нас, вероятно, получились бы две системы выводов, которые восполняли бы и корректировали бы друг друга.

[69] Рассчитано поданным: Российский статистический ежегодник, 2001. Л., 2002. С. 529.

[70] С учетом отчислений в целевые фонды.

[71] Рассчитано поданным: Российский статистический ежегодник, 2002. — М., 2002. — С. 531-532.

[72] Самуэлъсон. ПЛ., Нордхаус ВД. Экономике/ Пер. с англ. М.: Издательство БИНОМ, 1997. С. 108.

[73] Ramsey Е.Р. Acontribution To The Theory of Taxation // Economic Journal, vol. 37

[74] * По результатам состоявшегося обсуждения Правительством РФ принято решение поручить Минфину России, Минэкономразвития России, Минпромэнерго России, ФСТ России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Банка России и организаций доработать предложенный проект основных направлений, обратив внимание на вопросы, касающиеся:

- снижения налоговой нагрузки на экономику;

- возможности снижения ставки налога на добавленную стоимость;

- обоснования размера ставки налога на добычу полезных ископаемых, взимаемого при добыче природного газа;

- дифференциации ставок налога на добычу полезных ископаемых;

- стимулирования инновационной деятельности в экономике;

- налогообложения операций, осуществляемых на рынке ценных бумаг;

- переоценки основных фондов для целей налогообложения, а также устранения расхождений между налоговым и бухгалтерским учетом;

- применения специальных повышающих коэффициентов в отношении основных средств, используемых для осуществления научно-технической деятельности;

- уточнения порядка регистрации лиц в качестве налогоплательщиков налога на добавленную стоимость;

- целесообразности продления применения ставки 0% по налогу на прибыль для сельскохозяйственных производителей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.